Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Екатерина II (1762-1796) была немецкой принцессой. В качестве жены наследника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энергичной и умелой правительницей она не решилась на кардинальные реформы. В начале правления она планировала превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом. Для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767 году было избрано 572 депутата от разных сословий (кроме помещичьих крестьян и духовенства). Работа Уложенной комиссии выявила острые социальные противоречия, столкновения интересов. Комиссию Екатерина II под предлогом начавшейся русско-турецкой войны (1768-1774) распустила. Но впоследствии учла материалы комиссии при проведении ряда преобразований. Отказу от реформаторских идей, усилению консервативных настроений у императрицы способствовали народные выступления, крупнейшим среди которых стало восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775).Для внутриполитической сферы наиболее важной была областная (губернская) реформа 1775 года. Страна была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. жителей в каждой. Возглавлял губернию губернатор. Территорию из нескольких губерний возглавлял генерал-губернатор или наместник. Эти лица назначались императрицей и обладали огромными полномочиями. Губернии делились на десяток уездов по 20-30 тыс. жителей. Властью в уезде были нижний земский суд с капитаном-исправником во главе. В работе губернских и уездных органов управления, в соответствующих судебных инстанциях участвовали выборные от дворянства. По Жалованной грамоте городам (1785) были созданы городские органы самоуправления. Общероссийское законодательство было распространено на Правобережную Украину и на Дон. Запорожская сечь была ликвидирована, казаки переселены на Кубань, их вольности были ограничены. В социально-экономической сфере огромные усилия тратились на освоение новых территорий. Появились Севастополь, Одесса и другие города. На новых землях устанавливались крепостные порядки. До 800 тыс. государственных крестьян Екатерина раздарила своим фаворитам. Была проведена секуляризация (переход в руки государства) монастырского (церковного) землевладения. Расходы на содержание церкви были сокращены в 5 раз. Для внутренней политики Екатерины II был характерен своеобразный дуализм (двойственность). Она пыталась создать о себе представление, как о просвещенной монархине. Запретила дворянам обращаться к ней со словами «Я, холоп, твой…». Но в отношении крестьянства, всего простого люда все «гайки» были закручены. «Просвещенный абсолютизм». Под просвещенным абсолютизмом понимается политика, которая проводилась во второй половине XVIII в. в ряде монархических стран Европы. Эта политика была направлена на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Просвещенные монархи декларировали свое стремление править в интересах общего блага, на разумных основах, не только в соответствии со своими огромными правами, но и помня об обязанностях. Своей первейшей обязанностью просвещенные монархи считали просвещение народа, покровительство искусствам, работники которых в свою очередь прославляли монархов, создавали блестящий фасад абсолютистских режимов. В России Петр Великий стал первым абсолютным монархом, но многое он сделал и в культурной сфере. Его дочь Елизавета Петровна учредила первый профессиональный театр (1754, Ф. Г. Волков), Московский университет (1755, М. В. Ломоносов), Академию художеств (1757)Екатерина II или «русская Семирамида» также оставила значительный след в развитии русской культуры. В правление Екатерины II творили выдающиеся архитекторы. При Екатерине II был открыт Горный институт в Петербурге (1773), Большой театр в Москве, Публичная библиотека в Петербурге. Созданием Смольного института было положено основание женскому образованию в России. Впервые была проведена вакцинация от чумы. Немка по происхождению Екатерина Алексеевна заботилась о сохранении русского языка. В 1783 года по инициативе Е. Р. Дашковой была основана Российская академия, которая имела гуманитарную направленность и занималась проблемами русского языка. «Российский язык красотою, изобилием, важностью и разнообразными родами мер в стихотворстве, каких нет в других, превосходит многие европейские языки, а потому и сожалительно, что россияне, пренебрегая столь сильный и выразительный язык, ревностно домогаются говорить и писать несовершенно языком весьма низким для твердости нашего духа и обильных чувствований сердца», - писала президент новой Академии. С целью «возвеличить российское слово, собрать оное в единый состав, показать пространство, обилие и красоту, поставить ему непреложные правила, явить краткость и знаменательность его изречений и изыскать его глубочайшую древность» в кратчайшие сроки, в 1789-1794 годах был выпущен словарь русского языка - «Словарь Академии Российской». Дашкова стала членом Стокгольмской, Дублинской и ряда других академий и обществ. Екатерина II была образованнейшим монархом. Она сама писала не только законы, но и пьесы, мемуары. Но критических замечаний в адрес монархии не терпела, оставаясь, прежде всего, абсолютным монархом.
13 Билет. Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма» считается английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В соответствии с теорией договорного происхождения государства абсолютная власть должна была действовать не только ради узко понимаемой «государственной пользы», но и заботиться об общем благосостоянии. Политика просвещенного монарха должна быть построена на рациональных, разумных началах, опираться на передовые идеи философов. Деятельность просвещенных монархов носила двойственный характер. Они были просвещенными, но всё-таки деспотами. В каждом государстве всегда кто-нибудь недоволен жизнью. Когда недовольных становится много и они объединяются - возникают волнения, восстания, стачки, бунты. Когда и как возникает революция? Революция - это результат длительного недовольства больших масс населения своей жизнью, властью, законами. Революция предполагает объединение в своем недовольстве самых разных слоев общества. У них, конечно разные цели, разные интересы, но есть одно желание - избавиться от той жизни, которая есть сейчас. Бунт против существующих порядков - основная связующая всех нить революции. Но для революции важно ещё и другое: должны быть люди, которые не просто хотят разрушить существующее, но и знают чем заменить разрушенное. Каждая революция несет свои идеалы новой жизни, правды и справедливости. Во Франции было два мощных течения, которые подготовили и совершили революцию: а)буржуазия, или третье сословие, которое было пропитано великими идеями просвещения и имело свои представления относительно политического переустройства государства и б)крестьянство (а также городской пролетариат) со своим отчаянным стремлением к улучшению жизни. И когда эти два течения совпали, объединились с одной, вначале общей для них целью, а затем оказали взаимную поддержку друг другу и наступила революция. Философы и просветители XVIII в. давно подрывали основы современных им государств, где политическая власть и громадная доля богатства принадлежали аристократии и духовенству, в то время как народные массы находились в полунищем состоянии. Они провозгласили верховное владычество разума и выступали с проповедью веры в человеческую природу. Веры в то, что человек сможет проявить свои хорошие стороны, как только ему будет дана свобода и восстановлена справедливость. Идеи равенства всех людей без различия рода и племени, обязанность всякого гражданина, будь от король или крестьянин, повиноваться закону, установленному представителями народа, свободные договоры между свободными от феодальной и крепостной зависимости людьми - все эти требования философов, связанные в одно целое, проникнув в массы французского народа, подготовили в умах падение старого строя. Изучение политических и экономических вопросов нового строя, благодаря работам Юма, Гоббса, Монтескье, Руссо, Вольтера, было весьма распространённым занятием буржуазии. Работы по экономическим вопросам и роли частной собственности были очень популярны в обществе. И ещё до того, когда вспыхнула революция идеал централизованного, благоустроенного государства под управлением людей, обладающих земельной и промышленной собственностью или же занимающихся свободными профессиями, намечался во множестве книг и брошюр. Отсюда деятели революции и черпали впоследствии свое вдохновение и свою обдуманную энергию. Идеалом третьего сословия было дать Франции конституцию. Король должен стать лишь символом национального единства, утверждающим волю парламента, и иногда удерживающий равновесие между партиями. Настоящая же власть должна быть выборной и находиться в руках парламента, в котором образованная буржуазия, представляющая деятельную и думающую часть нации, главенствовала бы над всеми остальными сословиями. При этом государство должно, утверждали они, способствовать обогащению частных лиц и накоплению больших состояний. Многие верили, что обогащение отдельных лиц - путь обогащения всего народа. Экономические пожелания того времени можно отразить понятием "свобода промышленности и торговли", предполагающие наличие большой массы рабочих рук, за счет высвобождения крестьян от феодальной зависимости и устранение государственного вмешательства, стесняющего предпринимателя. По своим устремлениям, знаниям, навыком в политических делах, по своей сознательности и последовательности буржуазия, конечно же превосходила простой народ, который не создал себе общественного и экономического идеала. И хотя великие идеи свободы и равенства дошли до самых темных уголков. Хотя в умах уже вспыхивал огонёк возмущения и бунта, и надежда на близкую перемену заставляла биться сердца даже самых забитых людей, идеи народного освобождения и экономических преобразований проявлялись в народе лишь в форме простого отрицания и неясных стремлений к чему-то. Многие лидеры так и думали: «К чему говорить народу, как будет устроено будущее? Это только охладит революционный пыл. Пусть только у народа хватит сил для нападения на старые учреждения, а там видно будет, как устроиться». Вот почему мысль народа чаще выражалась в лозунгах: «Долой десятину! Ничего не платим! На фонарь аристократов!» Это отсутствие у народа ясного понятия о том, что можно ждать от революции, привело впоследствии к самым разным столкновениям. И вылилось в анархию и стихию. Французская революция стала практической кульминацией философии просвещения, носившей все великие идеи позднейшего времени. По образному высказыванию русского философа Н. А. Бердяева «разум, просветительный который есть разум самоутверждающийся, стремящийся стать судьей и вершителем истории праздновал тогда свои классические победы». в кн. Н.А. Бердяев, «Смысл истории» И не может быть препятствий для разума и его побед. Корень слова просвещение - «свет» указывает на главную цель просветителей - развеять с помощью разума тьму невежества и пелену лжи, открыть человеку истину о нём самом и о действительном положении вещей. «У человека нет другого инструмента для совершенствования общества и самого себя, кроме разума. Если разум активен и свободен, то всегда есть надежда на спасение и счастье человека. Он не признает запретных, непознаваемых сфер и исследует все сущее. Он сам себе верховный судья и не терпит диктата внешней силы. Главная его задача состоит в том, чтобы осознав незыблемые законы природы, общества и человеческого развития, сделав их ясными для возможно большего числа людей, подчинить природную и социальную необходимость морально обоснованной воле человека, стремящегося к счастью и неограниченному саморазвитию»,- так писал Мари Жан Антуан де Кондорсе, аристократ, социолог, математик, член французской Академии наук. в кн. Э.В. Соколов, «Культурология» Во время революции - сначала депутат, затем председатель Законодательной Ассамблеи, член Конвента. Его идеи типичны для эпохи революции и нашли живейший отклик в умах всей просвещенной Европы. Его называют творцом новой истории культуры и его схема европейской культурной истории стала основой школьных учебников на полтора столетия. "Познай истину и истина сделает тебя свободным" - вот неизменный лозунг того времени. Вместе с человечеством, считали философы, совершенствуется и разум: возрастает сумма знаний и умений, устраняются предрассудки, разум становится все более логичным, независимым от страстей и групповых интересов, постепенно он осознаёт не только ближайшие, но и отдаленные последствия событий, он становится все более моральным и яснее осознает свои главные цели - достижение равенства, свободы и справедливости. Немало общественных деятелей выражали в то время точку зрения Руссо на то, что истинно демократический строй возможен лишь в нравственно совершенном обществе, которое воспитывает в своих гражданах чувство сердечной доброты, сострадательности и справедливости. А нравственное воспитание возможно лишь там, где установлено имущественное равенство и запрещена роскошь. Главными задачами новой эпохи должны были стать уничтожение неравенства между нациями, достижение равенства и солидарности общественных классов, совершенствование человека. Это, конечно, не произойдет быстро. Для этого надо развивать культуру, влияющую на развитие человека. Развивать умы. Развивать науки и просвещение. Для этого нужна новая педагогика. Вся жизнь человека, жизнь государства его Конституция и законы должны точно соответствовать природе разума. Представления просветителей были очень гуманистичны и несли в себе высоконравственные идеалы. Во Франции того времени среди третьего сословия было немало просвещенных, образованных людей, которые хотели избавить свой народ от гнёта, нищеты, бесправия. Но когда всю нацию захватила волна разрушения: старых порядков, законов, норм добрососедства, когда в порыве ненависти люди начали убивать друг друга, эти идеи и лучшие намерения стали для многих далекой путеводной звездой. Каждому приятно, когда звёзды ярко светят в небе. Но так мало эти далекие огни влияют на наши поступки и чувства! И немало людей отказалось от своих идеалов, когда пришла пора делить власть, землю, собственность. Революция показала, как сильно отличались светлые и чистые идеалы будущего, захватившие все слои общества от конкретных событий и поступков людей из которых и складывалась история. Вот взгляд на Французскую революцию английского историка и философа Томаса Карлейля, отражающий настроения многих после кровавых событий 1793 года: «..Революция - это безумие, которое живет в сердцах людей. Оно и в том и в другом человеке; как ярость или как ужас оно во всех людях...Революция - это открытое восстание и насильственная победа вырвавшейся на свободу анархии против разложившейся, исчерпавшей себя власти; это анархия, которая взламывает тюрьмы, выплескивается из бездонных глубин и бесконтрольно, неудержимо бушует, охватывая мир, которая нарастает от приступа к приступу лихорадочного бешенства, пока не перегорит сама собой, пока не разовьются элементы нового порядка, которые она содержит (ибо любая сила содержит таковые), пока анархия не будет если не упрятана снова в тюрьму, то обуздана, а ее безумные силы не окажутся направлены к своему предназначению как здравые и контролируемые». в кн. Т. Карлейль, «Французская революфия. История» Каждая революция несёт не только разрушение старого образа жизни. Рушатся судьбы людей, их отношения. Постепенно меняются взгляды людей, их ценности. Вихрь разложения захватывает и души. Не случайно, приверженцы гуманистических идеалов свободы и неприкосновенности личности, пусть и под давлением обстоятельств (контрреволюция, внешние враги и т.д.) обагрили свои руки кровью народа, потоками лившейся с гильотин. Именно французская революция остро поставила вопрос: «Нужно ли добиваться лучшей доли для одних, пусть даже большинства, жертвуя жизнями других людей?» А по другому, без крови и убийства, можно ли изменить порядок вещей? Часть философов ужасы революции связывали с тем, что поколение эпохи просвещения потеряло идею Бога. Идеология просвещения, идеология гуманизма освободила человека, поставила его в центр природы и мироздания. В человеке, считали философы, есть два начала: душа - как бы нечто божественное, и тело - что-то вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы и правда не превосходим некоторых животных. А что касается души, то мы настолько способны воспринять божественное, что сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Эти два начала в человеке всегда враждуют и находятся в неясном раздоре друг с другом. Тело наслаждается вещами видимыми. И как всякое видимое, оно преходяще и смертно, его тянет вниз. Душа же стремится вверх, ищет того, что истинно и вечно, презирая то, что видимо и тленно. Бессмертная, она любит бессмертное, если только не утонет в грязи тела. Освободившись от божественного человек освобождается от бессмертной нетленной души. Находя истину только посредством разума, он теряет её. Если человек - это дух и плоть, то что питает дух человека, освобожденного от божественной небесной истины? Его низменные страсти и желания? Что заставляет человека думать не о себе, а о других? Любить людей, прощать им обиды, терпеть нетерпимость соперников? Высокий нравственный закон, созданный самими людьми Но почему тогда никто не удержался в рамках этого закона Ведь, революционеры не были злодеями, эгоистами, хапугами. Ведь, санкюлоты - когда-то простые законопослушные граждане - просто хотели добиться большей справедливости. Когда они перешли черту, после которой страна провалилась в бездну разнузданной анархии и кровавого террора? Может быть порочна сама идея полного освобождения человека И человек несвободен от высшего морального закона жизни. Некоторые философы, признавая французскую революцию практической кульминацией эпохи просвещения, её кровавые итоги считают не случайными. И называют революцию закономерным провалом самих идей просвещения. Освобождаясь от высшей Божественной зависимости, говорят они, человек попадает под власть греха. И сама революция и события после неё это показали это. Вот почему революция не сдержала своих обещаний, вот почему не удержалась республика, вот почему все события после революции привели к восстановлению монархию. Начав революцию, Франция должна была искупить свой грех. И все-таки Великая французская революция очень сложна и не случайно вызывает так много различных и противоречивых оценок. Слишком много разных групп людей, разных общественных течений, разных сословий пытались за счет неё найти для себя лучшую долю и по-своему решить вопросы справедливости и свободы. Огромное стремление народа к освобождению от гнета богатых, от несправедливости не может не вызывать сочувствие. Но как сделать всех свободными, довольными и богатыми В рамках законов, диктуемых духовенством ответов не было. В 1789 г. в обществе появились социалистические воззрения. Ещё Руссо, Гельвеций, Мабли, Дидро и др. считали неравенство состояний и скопление богатств в руках немногих людей главным препятствием к установлению демократической свободы. А в годы революции эти воззрения начали высказываться с большей силой. Немало деятелей революции утверждало, что равенство в политических правах ещё ничего не даёт, если нет права на деле. Это последнее, говорил Кондорсе, представляет собой «последнюю цель социального искусства», так как неравенство богатств, неравенство состояний и неравенство образования - главные причины всех зол. Вот как эти идеи выражены в одной из брошюр того времени «Наказе бедных»: «Всегда было и всегда будет только два действительно отдельных класса граждан - собственники и несобственники, из которых первые владеют всем, а вторые ничем». в кн. Всемирная история в 24т., т.16 Весьма распространенная формула первых лет революции: «Большие состояния представляют препятствие к свободе». В крупных городах, в народе в потребностях самой жизни возникали первые коммунистические идеи. Главные из которых: о распределении средств существования и о всеобщей собственности на землю, а также право всех на образование. Предполагалось наряду с правом всех на продукты и товары первой и второй необходимости, также личное право на избыток. Идеи социализма не были на деле осуществлены французской революцией. Но именно они существенно повлияли на весь XIX век и на становление идей социальной справедливости в веке XX. Именно они лежали в основе Октябрьской революции в России. 3. Итоги революции Французская революция, несомненно повлияла на умы и события других европейских государств. Но в чём же её основные результаты и заслуги Что дала она Франции, пройдя через строй Директории и военное правление Бонапарта Нужна ли была революция, если впоследствии на престол вернулись Бурбоны Многие задают эти вопросы. Но не случайно Французскую революцию называют Великой. В этом эпитете признание заслуг. Действительно, революция привела к большим политическим, экономическим и воспитательным преобразованиям как в стране так и в Европе. Именно экономический подъём во Франции позволил ей вынести более 20 лет войн. Это войны, которые вела республика, а затем Наполеоновские войны. Уже через четыре года революции Франция преобразилась. По образному высказыванию П.А. Кропоткина, «крестьянин в первый раз за последние несколько лет наконец наедался досыта и разогнул свою спину». в кн. П.А. Кропоткин, «Великая французская революция. 1789 - 1793» Франция сделалась страной зажиточных крестьян, с высокой производительностью труда. Нация обновилась. Это выразилось и в увлеченности политическими делами и в независимости суждений. Потому в периоды после революции страна смогла сохранить земли, отнятые у дворян и церкви, удержать свободы, отвоёванные у монархии. Даже после прихода к власти Бурбонов старый порядок не был восстановлен. Что же получил французский народ, что дала революция: - Она консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности. В результате появилась современная индивидуализированная частная собственность. - Революция смела все сословные барьеры и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Это способствовало социальной мобильности, открыло доступ к образованию, высокопрофессиональной деятельности, предпринимательству из разных слоев. Принятая Конвентом Декларация прав человека и гражданина, гарантировала свободу, равенство, безопасность и право собственности. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций там, где их раньше не было. - Она породила парламентскую республику и реализовала работу выборных органов. Это были: Национальное учредительное собрание (1789 - 1791 гг.), Законодательное собрание (1791 - 1792 гг.), Конвент (1792 - 1794 гг.). Это способствовало развитию и укреплению парламентской демократии, несмотря на дальнейшие откаты. - Новое государство, родившееся в ходе революции обладало большей властью над жизнью и имуществом граждан, оно получило большую возможность для обеспечения стабильности, равенства возможностей, социального порядка и выступало гарантом равных прав для всех граждан, контролируя социально значимые области (такие как образование, финансы и т.д.). Оно выступало гарантом равных прав всех граждан. Конечно, результаты Французской революции нельзя ограничить только тем, что она дала Франции. Они состоят в основных началах политической жизни завещанных всему XIX в. В ее заветах будущему, для всех стран цивилизованного мира. Считается, что реформа - это неизбежно компромисс с прошлым, тогда как революция обязательно содержит в себе задатки будущего. И всё, что ей не удалось провести в жизнь, все великие идеи, которых революция не сумела осуществить или удержать, это становится содержанием периода медленного развития, эволюции, следующей за революцией. Действительно, столетие, протекшее со времени Французской революции, характеризуется в Европе двумя крупнейшими завоеваниями: уничтожением крепостного права и его пережитков и ограничением самодержавной королевской власти. За это столетие создавалась личная политическая свобода, о которой ни крепостные, ни подданные абсолютного короля даже не смели мечтать в XVIII в. Свершившись во Франции во время революции, эти завоевания составили, как отмечают многие историки того времени, сущность прогрессивной работы XIX в., и медленно распространялись из Франции на всю остальную континентальную Европу. Начатое французскими крестьянами дело освобождения от крепостной зависимости продолжалось армиями санкюлотов в Савойе, в Испании, в Италии, в Швейцарии, в Германии и в Австрии. В Германии крепостное право продержалось до 1848 г. в России до 1864 г., война 1878 г. положила ему конец на Балканском полуострове, в США рабство было уничтожено в 1863 г. Ограничение абсолютной монархии постепенно также обошло всю Европу. И теперь в сводах законов всех Европейских государств мы находим народное представительство. Александр I. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот. Император Павел I был убит в результате заговора петербургской знати. На российский престол вступил его сын Александр, который правил почти четверть века (1801-1825). О самом императоре, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие же действия. Эта особенность породила у современников впечатление неискренности императора. Это объяснялось как врожденными чертами его характера, так и теми условиями, в которых он воспитывался. Оторванный от семьи, отца, он воспитывался с раннего детства у своей бабки Екатерины II. Она лично следила за его образованием и воспитанием. Поэтому Александру постоянно приходилось лавировать между бабкой и отцом, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники говорили о его лицемерие и неискренности, другие - об образованности, воспитанности, приветливости. То и другое сочеталось в нем, дополняясь одно другим. Известно высказывание Наполеона: "Александр умен, приятен, но ему нельзя доверять: он неискренен: это - истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый". Очевидно, что по взглядам Александр I был либералом. Он был умен и не мог не считаться с духом времени, в первую очередь с влиянием идей Французской революции. Александр I был реальным политиком. Вступив на престол, он обещал ряд преобразований во внутренней и внешней политике государства Российского. Вступая на престол, Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все это имело большой общественный резонанс, появились надежды на введение в России конституции. Александр хорошо представлял последствия политического, экономического и социального отставания России от передовых европейских государств. Он думал о перспективах вывода огромной страны из летаргического состояния. Однако постепенно его взгляды на развитие России, общества российского менялись. Из либерала он превращается в консерватора, а в последние годы жизни даже в реакционного политика. Он стал религиозен, мнителен, что не могло не сказаться на конкретных делах его в управлении государством. Реформы государственного управления. В 1802 году был создан Комитет министров как высшее административное учреждение. В него входили министры, другие руководители в системе управления империей. Коллегии, созданные Петром I как органы государственного управления, были заменены министерствами. Этим самым завершился процесс разграничения функций органов государственного управления по европейскому типу исполнительной власти. С введением министерств усилилось единоначалие в государственном управлении. Было создано восемь первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В дальнейшем их число возросло, а функции были еще более четко разграничены. Это позволило сконцентрировать руководство отраслями более централизованно и результативно. В результате в Российской империи быстро росла и развивалась прослойка бюрократии, всецело зависящая от милости царя и получающая за службу гарантированное жалование. В 1802 году был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов. В 1810 году был создан Государственный Совет - законосовещательный орган при царе. Председатель и его члены назначались царем. "Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимо Государственного Совета", - было сказано в указе императора. Он централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм. Эти изменения, организованное оформление исполнительной власти сказались на положении Сената. Он стал органом, надзирающим над правильностью исполнения законов в государстве. Произошли церковные реформы. Церковь была подчинена государству. Духовными делами ведал Священный Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, близко стоявший к царю, из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия были очень большими. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 годах князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения. Во всех государственных реформах наибольшее участие принимал М. М. Сперанский. Многие проекты реформ были им предложены и вышли в форме указов императора. Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 года. Детей у него не было. В России сложилась чрезвычайная ситуация - между-царствие. После долгих переговоров и выяснений Сенат и армия присягнули новому российскому императору - третьему сыну Павла I - Николаю. Николай I. Царствование Николая I на российском престоле продолжалось около 30 лет (1825-1855). Личность нового императора оценивалась современниками неоднозначно. Одни восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью, доброжелательностью. Другие называли его тираном и деспотом. Николай вступил на престол, не подготовленный к правлению, напуганный бунтом декабристов, проникнутый ненавистью ко всяким революционным и либеральным течениям. Знакомство с делом декабристов показало ему, что общественный строй и правительственный аппарат России нуждались в серьезных реформах, но, не доверяя общественным кругам, он вознамерился произвести все необходимые улучшения исключительно силами бюрократии, под своей непосредственной командой. Поэтому "собственная Его Величества канцелярия", не игравшая прежде важной роли в государственном управлении, теперь превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений: 1-е отделение составляло личную канцелярию государя; 2-е отделение, заменившее прежнюю "комиссию составления законов", должно было произвести кодификацию российского законодательства; 3-е отделение, опираясь на новоучрежденный особый Корпус жандармов, должно было ведать политической полицией; 4-е отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями, получившими впоследствии название "ведомство учреждений императрицы Марии" (матери императора Николая I); в 1836 году возникло еще 5-е отделение для управления государственными имуществами и казенными крестьянами, но скоро затем для этого было учреждено особое министерство. В 1826 году было еще учреждено особое министерство императорского двора и уделов. Составление законодательного кодекса было поручено Николаем I Сперанскому, который теперь оставил все либеральные идеи и стремления своей молодости и обеими ногами стоял на почве существующих фактов. Под энергичным и умелым руководством Сперанского второе отделение - кодификационное произвело, наконец, ту колоссальную кодификационную работу, которую тщетно пыталось произвести множество комиссий начиная с 1700 года. В 1830 году было закончено Полное Собрание Законов Российской Империи, составившее 45 огромных томов, заключающих в себе в хронологическом порядке старые законы и указы от Уложения 16
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.022 с.) |