Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трагедия российской интеллигенцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социалистическая идея, сосредоточенность на возвышенных идеалах, казалось бы, должны облагораживать общество, вести его действительно вперед. Однако в реальной жизни все не так просто. Социализм порожден проблемами западной цивилизации, составляет естественную часть ее многообразной, плюралистической духовной и идеологической сферы. Только в таком качестве он плодотворен. В нашей стране была установлена монополия социалистической идеи, от социализма было отсечено все культурное «сопровождение». Монополия социалистической идеологии привела к тому, что на ее базе была создана искусственная система ценностей, оторванная от реальности. Весь несоциалистический культурный слой, элита — интеллектуальная, политическая, художественная, были уничтожены. Для России, в которой культурный пласт никогда не был мощным, это — трагедия. Интеллигенция, не разделявшая большевистских взглядов, даже если она не вела активную политическую борьбу, разрушала систему, идеологическую монополию самим фактом своего существования. М. Горький вспоминал, как однажды В. И. Ленин говорил об интеллигенции: «Но вы же видите как враждебно она настроена, как плохо понимает требования момента?... Это — ее вина будет, если мы разобьем слишком много горшков». Бедные российские «горшки»! Начало 20-х гг., когда, казалось бы, произошло смягчение режима в связи с окончанием гражданской войны и переходом к нэпу, было связано с применением репрессий против интеллигенции, введением цензуры, закрытием небольшевистских печатных органов, «чисткой» в преподавательской и студенческой среде. Узнав состав сотрудников петроградского журнала «Экономист», издававшегося Техническим обществом, В. И. Ленин писал Ф.Э. Дзержинскому. «... Это, я думаю, почти все — законченные кандидаты на высылку за границу. Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно и систематически высылать за границу». В постановлении ГПУ говорилось: «... Наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов высланы в северные губернии, часть за границу... Высылка активных контрреволюционных элементов из буржуазной интеллигенции является первым предупреждением советской власти к этим слоям». Осенью 1922 г. из Советской России за границу была выслана большая группа специалистов в области гуманитарных наук — философы, историки, социологи, профессора университетов. Среди них: ректор Московского университета Новиков (зоолог), ректор Петербургского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ профессором Стратоновым, экономисты — профессора Бруцкус, Ладыженский, Прокопович, историки — Кизеветтер, Флоровский, Мякотин, Боголепов, социолог П. Сорокин, философы — Бердяев, франк, Вышеславцев и др. Все кто был выслан за рубеж, не только выжили, но и получили возможность работать по специальности. Российская профессура начала века высоко котировалась на Западе. Такой необычный гуманизм большевиков являлся пропагандистской акцией. Л. Троцкий в интервью американской журналистке Л. Брайант сказал: «... В случае новых военных осложнений... мы вынуждены будем расстрелять их по законам войны. Вот почему мы предпочли сейчас в спокойный период выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность и возьмете на себя ее защиту перед общественным мнением». Обескровливание интеллектуальной элиты России не поддавалось разумному объяснению. На Западе просто не могли этого понять. Эмигранты пытались это сделать. Н. Устрялов утверждал, что «...в России происходит чисто животный процесс восстановления органических государственных тканей. И мозг страны не должен мешать этому процессу». Россия на многие десятилетия стала интеллектуальным донором Запада. Следовавшие одна за другой волны эмиграции (добровольной или насильственной) вымывали прежде всего высококвалифицированных специалистов. Уже во второй половине 20-х гг. возможности для выражения небольшевистской точки зрения были исключены. Те, кого минула коса репрессий, находились в трудном положении, над ними все равно висел дамоклов меч. Вот как писал Ленин в 1922 г. по поводу специалистов, работавших в Госплане СССР: «... Подавляющее большинство ученых, из которых, естественно составляется Госплан, по неизбежности заражено буржуазными взглядами и буржуазными предрассудками. Проверка их с этой стороны должна составлять задачу нескольких лиц, которые могут образовывать президиум Госплана, которые должны состоять из коммунистов и следить изо дня в день во всем ходе работы за степенью преданности буржуазных ученых и за их отказом от буржуазных предрассудков, а также за их постепенным переходом нa точку зрения социализма». Однако их судьба также трагична. Большинство старых «спецов» было уничтожено в 30-е гг. Из высшего слоя сохранились единицы: В. И. Вернадский, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский и некоторые другие ученые. Особое положение было у И.П. Павлова. Нобелевский лауреат, знаменитый физиолог, после октября 1917 г. он заявил о своем решении уехать, но М. Горький сумел его отговорить. По свидетельству А.В. Луначарского (июнь 1921 г.), В.И. Ленин «приказал, например, осыпать всякими пайками и деньгами проф. Павлова, и это было сделано». Подобные шаги, отмечал он, делались по отношению к нескольким «так называемым европейским светилам культуры», которых беспрестанно приглашала к себе заграница и за бедственное положение которых большевикам посылали тяжелые упреки. Особое положение И.П. Павлова сохранилось и после смерти В.И. Ленина. Ему сходило с рук то, за что другие поплатились бы жизнью. Он публично, даже в студенческой аудитории, высмеивал «Азбуку коммунизма» Н.И. Бухарина и Е. Преображенского, говорил, что «...если то, что делают большевики с Россией, эксперимент», то для такого эксперимента он «пожалел бы предоставить даже лягушку». Условия у него были гораздо лучше, чем у других ученых (и в бытовом, и в научном плане), но НКВД неустанно следил за ним. К началу 30-х гг. сложилось уже пять томов с данными наружного наблюдения за домом Павлова. Однако ему удалось умереть собственной смертью. С переходом к нэпу у части эмигрировавшей интеллигенции появилась надежда на возвращение России на естественнo-исторический путь развития. Они решили вернуться на Родину и способствовать ее возрождению. «...Так как власть революции — и теперь только она одна — способна восстановить русское великодержавие, международный престиж России, — наш долг во имя русской культуры признать ее политический авторитет» — эти слова принадлежат Н.В. Устрялову, бурная биография которого и трагическая судьба во многом отразили не только драму отечественной истории послереволюционного периода, но и политические, философские, нравственные искания российской интеллигенции. Русский политический деятель, публицист, Н.В. Устрялов играл заметную роль в партии кадетов с 1917 г. В 1918—1920 гг. он являлся председателем Восточного отдела ЦК кадетской партии и «Русского бюро печати». После разгрома А. Колчака Н. Устрялов перебрался в Харбин и с этого времени стал одной из наиболее колоритных фигур русской эмиграции. Именно он в 1920 г., когда еще продолжалось кровопролитие гражданской войны, выдвинул и обосновал программу «смены вех». К этому году появилась и его нашумевшая книга «В борьбе за Россию», в которой Устрялов выступил в поддержку большевиков, боровшихся с интервентами, с крестьянскими и другими выступлениями. Чем объясняется столь необычная позиция крупного кадетского деятеля и известного интеллектуала? Попытка объединить либерально-демократические устремления с великодержавными имперскими амбициями еще до революции являлась одной из противоречивых политических установок партии кадетов. Н. Устрялов и его единомышленники после 1917 г. явно сместили баланс в сторону великодержавности, в том числе ценой поддержки большевиков. Однако трагедия «сменовеховцев» в том, что большевики не только не спешили опереться на подставленное плечо, но и использовали их в политической борьбе. Тем не менее Н. Устрялов и его единомышленники развернули активную кампанию за возвращение патриотически настроенной эмигрантской интеллигенции в СССР. Судьба «возвращенцев» беспросветна — они все пали жертвами репрессий. В 1935 г. вместе с другими сотрудниками КВДЖ вернулся в СССР и Н. Устрялов. Его арест я гибель в ГУЛАГе подвели черту под иллюзиями русской интеллигенции. Советская интеллигенция Общество, имевшее ярко выраженную антизападную ориентацию, нуждалось в другой интеллигенции. Старая российская интеллигенция проповедовала преимущественно европейские традиции, поэтому ее судьба и оказалась предрешенной. Либо ее представители примут новые ценности, либо будут уничтожены. В рамках новой системы они существовать не могли, они разрушали ее фактом своего существования. Однако на первых порах обойтись без старой интеллигенции было нельзя. Проводилась политика использования так называемых «спецов» под жестким контролем коммунистов. Одновременно уже в годы гражданской войны развернулся процесс создания новой интеллигенции, которая была призвана обслуживать общество на новом этапе. Создавались высшие учебные заведения, которые готовили новую интеллигенцию, исповедующую социалистические ценности в марксистско-ленинском варианте. Это проповедники, которых называли пропагандистами. В 1918 г. была открыта Социалистическая академия, переименованная в 1924 г. в Коммунистическую. В 1919 г. стал функционировать первый в стране партийный вуз. Коммунистический университет им. AM. Свердлова (Москва). В 1921 г. такой университет был создан в Петрограде, затем они появились в других губернских городах. Тогда же возник Коммунистический университет народов Востока. В 20-е гг. была создана разветвленная сеть совпартшкол. Возникали другие учебные и научные центры, призванные готовить специалистов в области социалистической идеологии. Заново создавались многие обществоведческие дисциплины на основе марксизма-ленинизма. Колоссальными тиражами издавались труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, других деятелей большевистской партии. В 1921 г. стал функционировать институт Маркса и Энгельса, в 1923 г. — институт Ленина. Институт Красной профессуры поставлял преподавательские кадры новой генерации. Он готовил преподаватели общественных наук — марксистской политической экономии, марксистской философии, советского строительства, новейшей истории. Преподавателей марксистских общественных наук готовили также институты РАНИОН (Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук), факультеты общественных наук (ФОНы) в университетах, в том числе в Московском. Задача, Которая ставилась перед марксистскими преподавательскими кадрами, — насаждать новое мировоззрение, социалистическую систему ценностей через образование. К началу 30-х гг. необходимость в старых спецах практически отпала. Новая интеллигенция вступила в общественную жизнь. Она была воспитана в других традициях, чем старая российская интеллигенция. Она не нуждалась в большинстве своем в демократии, свободе творчества и других «буржуазных штучках». И тем не менее это не решало проблемы. Интеллигенция, в большинстве, занята творческой работой, пытается размышлять и все осмысливать, поэтому неизбежно она выходит за рамки социалистической идеологии и, следовательно, действует против системы. В силу этого и новая, так называемая партийная, коммунистическая, советская интеллигенция была предметом неусыпного наблюдения власти и разного рода репрессий. При искусственной, монопольно господствовавшей системе ценностей не требовалось большого культурного слоя, развитой элиты, которая могла бы выявить искусственность и порочность системы. В связи с этим развернулся процесс примитивизации элиты, особенно политической и управленческой. Г. Орджоникидзе, фельдшер по образованию, руководил тяжелой промышленностью, юнкер В. Куйбышев — ВСНХ СССР, малограмотный Л. Каганович длительное время являлся членом узкого круга высших руководителей. Да и сам полубог И. Сталин не смог закончить даже духовной семинарии. Вожди, пришедшие на смену И. Сталину, также не блистали отточенностью интеллекта. Н.С. Хрущев, не имел среднего образования. В 1929 г. был принят в Промышленную академию. Однако проучился там недолго. С января 1931 г. — он на партийной работе. Этот человек длительное время входил в число высших руководителей, в 1953 г. стал первым секретарем ЦК КПСС, с 1958 г. — Председателем Совета Министров. Л.С. Брежнев благополучно с 1964 г. по 1982 г. был Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Верховного Совета СССР, сосредотачивая в своих руках неограниченную власть. Но его нельзя назвать образованным человеком. Вожди идеологического фронта, надзиравшие за интеллигенцией, — А.А. Жданов, М.А. Суслов и другие славились в буквальном смысле слова мракобесием. Трудно, с перекосами, но общество вновь обретает в настоящее время полифоническую, плюралистическую духовную сферу. Традиционные религиозные ценности стремительно утверждаются в общественном сознании. Социалистическая идея теряет харизматический оттенок, подвергается критике, а порой — и осмеянию. Однако, я убеждена, что она не уйдет в прошлое вместе с тоталитарной эпохой Она сохранится в культуре, занимая в ней естественное и достойное вместо. ЛЕКЦИЯ 2. ФЕНОМЕН РКП (Б) -ВКП (Б)— КПСС
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.008 с.) |