Неонародническое направление 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неонародническое направление



Это направление в политическом спектре России имело глубокие исторические корни. Народничество на протяжении десятилетий представляло собой широкое общественно-политическое движение и важнейшее направление социальной мысли. На рубеже XIX—XX вв. оно претерпело некоторые изменения, связанные со значительным продвижением страны по пути капиталистического развития, и получило название неонародничества. Основное содержание народнической идеологии оставалось прежним: проповедь особого, некапиталистического, незападного пути развития России, а также общинного (аграрного) социализма как идеала общественного устройства. В изменившихся условиях, не отрицая самого факта развития капитализма в России, неонародники утверждали, что это не касается деревни, которая остается некапиталистической и служит основой для перехода к социализму после свержения самодержавия. Почва для подобных взглядов объективно существовала. Крестьянские реформы 60-х годов XIX в. при всем их колоссальном значении для прогресса общества поставила труднопреодолимые препятствия на пути разрушения общины, Законсервировали этот уклад. Крестьянин, будучи лично свободен, не мог уйти из общины, не мог вести самостоятельное хозяйство. Сохранение общины в условиях бурной капитализации страны приводило к накоплению противоречий, превратило аграрный вопрос в ключевой для будущего России.

Партия социалистов-революционеров (ПСР — эсеры) предложила переход к общинному социализму как путь решения противоречий. Она образовалась в начале XX в. и стала самой массовой, одной из влиятельнейших на политической арене России. От нее как от праматери шло отпочкование других партий неонароднического направления: трудовая народно-социалистическая партия (энесы), союз эсеров-максималистов, партия левых эсеров. Общефилософской основой народнического социализма эсеров служили идеи

А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.К. Михайловского, додолненные положениями ряда европейских мыслителей. Заметным было влияние идей марксизма, а также идей Э. Бернштейна и других критиков К. Маркса. С социализмом эсеры связывали прогресс человечества, всесторонне гармоничное развитие личности, обеспечение материального благосостояния, воплощение в жизнь вековых чаяний трудового народа о свободе, равенстве, братстве и справедливости. Представление о социалистическом строе было сформулировано в самых общих чертах (это было характерно для социалистических партий во всем мире): уничтожение частной формы собственности на основные средства производства, прежде всего на землю, обобществленное планомерно развивающееся производство, отсутствие анархии и конкуренции, коллективная форма организации труда, отсутствие эксплуатации человека человеком. Лидер партии и автор программы В.М. Чернов писал: «Конечные требования революционного социализма международны, они общи для всех современных национальностей и государств».

Основное внимание уделяли эсеры разработке путей и способов перехода к социализму в условиях России. В отличие от классических народников эсеры не могли отрицать самого факта развития капитализма в России — он был слишком очевиден. Однако решительно отвергали его влияние на деревню. Эсеры считали, что производительные силы в сельском хозяйстве развиваются в таких некапиталистических формах как община, кооперация, крестьянское трудовое хозяйство. Основными признаками, которые сближали, по мнению эсеров, крестьянское хозяйство с социалистическим, являлись: цель (удовлетворение потребностей, а не получение прибыли) и средства (собственный труд, без эксплуатации наемного труда). Вслед за народническими предшественниками они идеализировали общину, преувеличивали устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, которое, как они полагали, не втянется в орбиту капиталистических отношений и сможет стать основой для эволюции к социализму. В этом эсеры видели коренную особенность движения России к социализму в отличие от западноевропейских стран. Отсутствие мелкой собственности на землю, коллективизм, артельность, нормы общинной демократии, уравнительные принципы социальной справедливости, ограничение богатых и поддержка бедных — эти черты общинной жизни ярко контрастировали с капиталистической действительностью, связанной с резкой социально-классовой дифференциацией, конкуренцией, широким использованием наемного труда, социальными конфликтами и порождали желание подойти к благополучию и идеальному общественному устройству, минуя антагонизмы западного пути.

Эсеры считали, что социализм — это цель для всех стран, но идут они к нему разными путями. Переход западноевропейских стран к социализму определен, по их мнению, марксистской теорией: через пролетарскую революцию и установление диктатуры рабочего класса. Для России с ее особенностями эсеры предлагали другой путь: социальная революция и осуществление социализации земли, минуя пролетарскую революцию. В понимании эсеров социальная революция — это не буржуазная, но и не социалистическая революция. Социальная революция происходит в интересах трудового народа, она направлена против самодержавия, помещиков, капиталистов и ведет, якобы, за рамки капитализма.

Эсеры делили все общество на два класса — эксплуатируемых и эксплуататоров. К классу эксплуататоров они относили дворянство, буржуазию и «самодержавную бюрократию», а к эксплуатируемому «трудовому классу» — пролетариат, крестьянство и трудовую интеллигенцию. Для эсеров понятия «трудовой класс», «трудовой народ», «рабочий класс», «класс трудящихся» были равнозначны, так как объединяли понятия о тех слоях, источником существования которых являлся личный труд. Марксистская оценка крестьянства как мелкой буржуазии категорически отрицалась. Именно трудовому крестьянству отводилась главная роль в борьбе за социализм в России. Эсеры не придавали значения роли пролетариата. Считая, что в стране нет предпосылок для социалистического переворота. Свою задачу они видели в том, чтобы, не дожидаясь, пока капитализм превратит пролетариат в большинство населения, осуществить в результате социальной революции социализацию земли, которая даст простор развитию некапиталистических форм, особенно в сельском хозяйстве и подорвет основы искусственно насажденного в РОССИИ капитализма.

В советской исторической литературе сложился ряд устойчивых стереотипов в оценке деятельности эсеров. Один из них заключается в изображении эсеров преимущественно как «заговорщической» партии, партии террористов. Это не во всем соответствует действительности. Считая себя выразительницей интересов всех трудовых и эксплуатируемых слоев народа, эсеровская партия стремилась работать в массах. Уже в 1905—1907 гг. существовали эсеровские рабочие, военные, студенческие организации, школьные группы и союзы. Подавляющее большинство организаций приходилось на европейскую часть России. Крестьянские организации эсеров («братства») наибольшим влиянием пользовались в районах, где преобладало общинное землевладение. В нечерноземных губерниях Центрального промышленного района, Севера европейской России сельские организации, за небольшим исключением, были малочисленными. В составе партии числились национальные организации — эстонский, бурятский союзы, чувашская, греческая, осетинская, магометанская поволжская группы. Партия вела литературно-издательскую деятельность, агитацию и пропаганду. Лицо партии эсеров определяла интеллигенция, рабочие лишь в единичных случаях попадали в городские комитеты, а крестьяне — в уездные.

В соответствии с традициями народничества эсеры официально признавали индивидуальный террор одной из действенных форм революционной борьбы. При этом террор не рассматривался как единственное средство борьбы с самодержавием, не абсолютизировался, а соподчинялся г ягитационно-пропагандистской и организаторской работой в массах, координировался с другими формами революционной деятельности партии. Провозглашая индивидуальный террор, эсеры надеялись достичь с его помощью устрашения, дезорганизации правительственного аппарата, видели в нем средство революционизирования масс, а также рассматривали его как способ самозащиты в условиях разгула самодержавного произвола. В 1901 г. была создана «Боевая организация» (БО) эсеров, которая находилась в партии на особом положении. Ее лидеры — Гершуни, Брешко-Брещковская, Савинков. Формально она существовала при ЦК, но фактически была автономна. БО осуществляла террор в отношении представителей царской власти. Сначала выносился приговор, а боевая дружина затем приводила приговор в исполнение. Особенно часто от руки боевиков гибли министры внутренних дел, работники жандармерии и полиции. Наиболее активно тактика террора применялась в первые годы существования партии и в годы революции. С 9 января 1905 по 8 июня 1907 г. БО привела в исполнение 220 приговоров, жертвами которых стали 242 человека, из них 162 — убиты, 80 — ранено. Ужас террора был в том, что этим занимались не только БО при ЦК, но и боевые группы, не подконтрольные ЦК. Убивали чиновников только за то, что они служат государственной системе. Были случаи немотивированного террора — взрывы пассажирских поездов и т.п. Волна эсеровского террора наводила страх на обывателей, но одновременно создавала в глазах молодежи романтический ореол вокруг эсеров. Студенты, гимназисты стремились попасть в боевики, не отдавая отчета в социальной опасности подобных действий.

Превращение партии в массовую, разочарование в результативности террора в связи с поражением революции 1905— 1907 гг., а также разоблачение как провокатора руководителя БО Е. Азефа, привели к тому, что террор в деятельности ПСР начал медленно угасать. Однако в тактике левых и особенно ультралевых групп и течений он занимал важнейшее место на всем протяжении существования партии эсеров.

Поскольку партия была революционной и применяла террор в своей тактике, ее деятельность находилась под пристальным наблюдением правительственных инстанций — полиции, судебно-следственных органов, охранных отделений; в среду эсеров внедрялись секретные сотрудники (провокаторы). По данным Н. Шлейфмана (Израиль), в 1907 году, например, в партии эсеров действовало 22 секретных агента. Эсеры стремились выявлять провокаторов в своей среде. По данным эсеровской печати — с 1902 по 1911 гг. было разоблачено более 70 провокаторов. Нашумевшим было разоблачение в 1908 г. Е. Азефа, причастного к созданию партии, возглавлявшего БО после ареста ее основателя Г, Гершуни. Оказалось, что Е. Азеф с 1893 г. добровольно сотрудничал с полицией. По мере роста его влияния в ПСР, рос и его авторитет как секретного сотрудника. Уличенный в провокаторстве, Е. Азеф был приговорен к смерти, однако ему удалось скрыться.

Деятельность партии эсеров разворачивалась в революционную эпоху. Трудным испытанием явилась первая российская революция. Они рассматривали ее как социальную по характеру и взяли курс за вооруженное восстание против самодержавия. В 1905—1907 гг. эсеры представляли собой значительную силу, пользовались широким влиянием среди крестьянства, рабочих, интеллигенции, городских средних слоев. Наблюдался усиленный рост партийных рядов. Постоянного учета числа членов партии эсеры не вели. Однако на II съезде (февраль 1907 г.) фигурировали цифры: 50 тысяч «действительных членов» и 300 тысяч «захваченных в сферу постоянного партийного влияния». По подсчетам советских историков, на конец 1906 — начало 1907 гг. в ПСР насчитывалось более 65 тысяч членов. О социальном составе партии можно составить представление на основе данных по 21-ой губернской организации (21752 члена): крестьяне (вместе с солдатами) составляли 45,2%, рабочие — 43,2%, интеллигенция (вместе с учащимися) — 11,6%. С момента возникновения партии ей были присущи идейные разногласия, теоретические споры.

Эсеровский курс на восстание в 1905 г. и летом 1906 г. способствовал развитию революционного движения по восходящей линии, что послужило основой для сближения эсеров и большевиков (в советской историографии это получило название большевистской тактики «левого блока»). Совместные действия эсеров и большевиков были эффективными в период Всероссийской Октябрьской политической стачки и во время вооруженных восстаний. В начале 1907 г. между ними было заключено соглашение о совместной тактике в кампании по выборам во II Государственную Думу. Это был единственный случай, когда эсеры принимали участие в выборах в Государственную Думу. Поскольку эсеры стремились к вооруженному свержению самодержавия, они считали невозможной парламентскую деятельность.

За границей, в среде эмиграции существовало более двух десятков групп эсеров, различных по численности: от 4 до 150 человек. Основным содержанием их деятельности была подготовка пропагандистской литературы для России.

Справа от эсеров на политическом спектре находилась трудовая народно-социалистическая партия (энесы), выделившаяся из ПСР в 1906 г. В программе партии — положения, которые сближали народнические идеи с либеральными. Ставилась задача обеспечить всем людям возможность полной и свободной жизни, каждому человеку — возможность всестороннего гармонического развития. Ее лидеры А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин и др. Они были ближе к либералам, чем к эсерам. Не отрицался и социализм, но достижение его должно осуществляться мирными парламентскими средствами. Ставка делалась на индивидуальное крестьянское хозяйство, кооперацию. В начале 1907 г. в партии было 1,5—2 тысячи человек. Она эволюционировала в сторону либерализма. В российских условиях она представляла собой партию среднего класса. В преамбуле программы говорилось: «Нет ничего выше и дороже человеческой личности». Партия выступала за республику с разделением властей при широких демократических правах человека независимо от национальности и вероисповедания. Предполагалась национализация земли, но без уравнительности в принципах пользования. Энесы были сторонниками кооперативов на общественной земле. Активно работали представители партии в Государственной Думе.

Союз социалистов-революционеров максималистов находился на левом фланге. Причиной их выхода в 1906 г. из партии эсеров явились разногласия по тактическим вопросам: Они верили в немедленный переход России к социализму. Максималисты считали только себя истинными последователями народничества, наследниками Бакунина и Лаврова. Широко использовали террор. 12 августа 1906 г. они организовали взрыв на даче П.А. Столыпина, в результате которого пострадало много людей: 24 — убито, 30 — ранено. Тяжело была ранена дочь П.А. Столыпина. Увлекались «эксами», то есть экспроприациями — грабежами банков, почты и т.п. Эта деятельность находила осуждение даже у эсеров, которые признавали террор как тактическое средство в борьбе с режимом. Максималисты были малочисленны и заметным влиянием не пользовались.

Рабочий социализм

Появление социал-демократических партий, основанных на марксистской теории, связано с развитием массового рабочего движения. В 1898 г. была образована Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Марксизм — это типичный продукт западной политической культуры. Он не мог получить широкого распространения в России, стране преимущественно незападной, самобытной, фабрично-заводской пролетариат — естественная социальная база социал-демократии, в стране был малочисленен (даже в 1917 г. он насчитывал лишь 3,6 млн. человек). К тому же на рубеже XIX—XX вв. марксизм не представлял единого течения и значительно трансформировался. Сами классики — К. Маркс, Ф. Энгельс, анализируя современную им действительность, в конце жизни внесли коррективы в свое учение. Было признано, что уровень развития капитализма с точки зрения зрелости условий дли iK-рсхода к социализму переоценивался. Было признано, что общество еще длительное время будет развиваться по капиталистическому пути, а рабочий класс еще не созрел для социалистической революции. Более того, Ф. Энгельс высказал мнение, что революция не является единcтветным средством борьбы против классового неравенства и угнетения. Жизнь показала нереальность создания единой международной коммунистической партии для борьбы за переход к социализму. В конце XIX в. в странах Европы возникли социал-демократические партии. Они были объединены во II Интернационал (1889—1914 гг.), но являлись самостоятельными. Однако в чем классики были убеждены бесповоротно, так это в неизбежности гибели капитализма.

Европейские социал-демократы пошли дальше в пересмотре теории марксизма. Это связано прежде всего с именем немецкого социал-демократа Э. Бернштейна. В 1897 г. Э. Бернштейн начал печатать серию статей под названием «Проблемы социализма», в которых высказывал сомнение в правильности марксовой «теории катастрофы», то есть теории революции. Он объявил неправильным сам Марксов анализ капитализма и, следовательно, предложил отказаться от положения о неизбежности его гибели. Он доказывал, что жизнь опровергла учение К. Маркса. Рабочий класс не нищает, а, наоборот, повышает благосостояние, средние слои не размываются, а увеличиваются в числе и т.п. Противоречия в западном обществе смягчаются и могут разрешиться мирным путем, так утверждалось. Э. Бернштейн предложил отказаться от теории классовой борьбы, а идею социалистической революции объявил грехом молодости К. Маркса и Ф. Энгельса. Он считал, что социал-демократия должна бороться за реформы, улучшение положения рабочих, не разрушая общество, а его совершенствуя. Социализм становился не практической задачей, а идеалом, к которому общество будет двигаться. Э. Бернштейн провозгласил лозунг: «Конечная цель для меня — ничто, движение — все». Идеи Э. Бернштейна встретили осуждение со стороны приверженцев классического марксизма, но они находили все больше сторонников и в XX в. стали преобладающими в рядах социал-демократических партий Запада.

В России марксизм трансформировался под влиянием особенностей развития страны. Социал-демократический реформизм не получил распространения. Для этого не было условий: отсутствовали демократические механизмы. Преобладали революционные тенденции, хотя и в разных вариантах. Вышедший из деревни рабочий класс принес в город традиции почвенной культуры. В его сознании господствовали общинные ценности: коллективизм, уравнительные принципы социальной справедливости, антисобственнические настроения. Западная культура с ее индивидуализмом, стремлением к собственности и личному благосостоянию, с жесткой конкуренцией воспринималась как чуждая. В силу этого российский рабочий класс легче поддавался организации, воспринимая как естественные лозунги социализма и отмены частной собственности.

В рамках российской социал-демократии развивалось в XX веке два течения: меньшевизм — объединявший сторонников ортодоксального марксизма и выступавший за организацию социал-демократической партии по западному образцу, и большевизм, который представлял собой соединение западного марксизма со специфическими условиями России, стремился к созданию централизованной, боевой организации — партии нового типа. После революции 1905— 1907 гг. РСДРП распалась, и началось формирование двух самостоятельных социал-демократических партий: меньшевиков и большевиков. Кроме того, вокруг Г. В. Плеханова постепенно сплотилась группа социал-демократов, стоявших на платформе II Интернационала, которая получила название «Единство».

РСДРП (меньшевиков) не сложилась в единую партию, она существовала как сообщество самостоятельных организаций и групп. Меньшевики считали социализм возможным для России лишь в далекой перспективе: «История еще не испекла пшеничный пирог социализма». Уровень развития капитализма, степень обобществления производства недостаточны для практического перехода к социализму — считали они. России предстоит длительный путь буржуазно-демократического развития. Сторонники меньшевизма стояли за республику, провозглашенную самим народом или выборным органом: Земский собор. Учредительное собрание. Вооруженное восстание считали безумием. Среди меньшевиков было много ярких личностей, которые оставили заметный след в политической истории: Ю. Мартов, Ф. Дан, Л.Д. Троцкий. Особняком стоял Г.В. Плеханов.

Большевики представляли собой воплощение не столько западного марксизма, сколько доморощенного ленинизма. Он аккумулировал разные тенденции российской действительности: антикапиталистические настроения в среде рабочих, антисобственнические в среде крестьянства, связанного с общиной, просто антизападные. Марксизм был теоретическим инструментарием для формулирования доктрины, которая отражала проблемы России. Важное место в деятельности партии большевиков занимал расчет на победу мировой пролетарской революции. Что же включала доктрина мировой пролетарской революции как руководство к действию? Какое место отводилось России в борьбе за победу диктатуры пролетариата в мировом масштабе?

Положение о мировом характере грядущей социалистической революции теоретически было обосновано К. Марксом и Ф. Энгельсом и общепризнано в мировой социал-демократии. Уже в начале XX века для В.И. Ленина и возглавляемых им большевиков положение это приобрело доктринальный оттенок. В.И. Ленин, обосновывая возможность перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, указывал на связь революционных процессов в России с общемировыми. Перечисляя задачи, которые предстояло решить в победившей буржуазно-демократической революции, он назвал (последний по счету, но не по важности) следующую: «Перенести революционный пожар в Европу».

Первая мировая война, означавшая глобальный кризис капиталистической системы, поставила вопрос о дальнейшем существовании ценностей западной цивилизации. В партии большевиков в условиях войны окончательно сложилась доктрина мировой пролетарской революции. Главная заслуга в ее разработке принадлежит В. И. Ленину. Утверждая, ч10 империализм является последней стадией капитализма, кануном социалистической революции, В.И. Ленин опирался на вывод о зрелости на этой стадии капиталистической системы в целом для перехода к социализму (разумеется, в тоггдашнем понимании). Уже монополию он рассматривал как материальную подготовку к социализму, как умирание капитализма и превращение его в свою противоположность. Реальность давала для таких выводов материал. Мировая война заставила капиталистические страны прибегнуть к государственному регулированию экономики в больших масштабах, привела к ограничению товарно-денежных отношений, к появлению в значительном объеме внеэкономических форм регулирования производства и распределения. Все это утвердило В.И. Ленина в мысли, что переход к социализму назрел экономически во всем мире: «Насколько созрело современное общество для перехода в социализм, это доказала именно война, когда напряжение сил народа заставило перейти к регулированию всей хозяйственной жизни свыше, чем полусотни миллионов человек из одного центра. Если это возможно под руководством кучки юнкеров-дворянчиков в интересах горстки финансовых тузов, это наверное не менее возможно под руководством сознательных рабочих в интересах девяти десятых населения, истомленного голодом и войной».

Что касается политических предпосылок, то В.И. Ленин понимал их прежде всего как наличие революционной ситуации (объективный фактор) и готовности рабочего класса к революционным движениям (субъективный фактор). Он был убежден, что эти факторы быстро формируются. В середине 1915 г. Ленин писал: «Одним словом, революционная ситуация в большинстве передовых стран и великих держав Европы — налицо». Считалось, что мировая пролетарская революция близка и непременно победит, так как это единственный выход из кровавой бойни, из глобального кризиса, вызванного войной. Характерно, что оценка наличия экономических и политических предпосылок для перехода к социализму давалась на основе анализа лишь определенных тенденций мирового развития, вызванных в значительной мере экстремальными условиями.

Развертывание мировой пролетарской революции В.И. Ленин представлял следующим образом: «Победив окончательно в одной стране или группе стран, где созрели для этого внутренние условия, рабочий класс встанет против остального, капиталистического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран, поднимая в них восстание против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой против эксплуататорских классов и их государств». В условиях мировой войны предполагалось, что будут преобладать вооруженные методы борьбы за победу революции. Большая роль отводилась победившему рабочему классу в дальнейшем распространении революции в мировом масштабе: он должен был использовать все возможности, включая вооруженную силу для борьбы против мировой буржуазии. В.И. Ленин полагал, что в условиях войны не будет большого временного разрыва между началом революции и ее продолжением в других странах Европы, особенно в Германии.

В период революции 1905—1907 гг. большевики были еще слабы. В.И. Ленин — лидер и создатель большевизма, в результате непримиримой позиции, занятой на II съезде РСДРП в 1903 г., оказался в изоляции. В ходе революции предстояло разработать платформу большевизма и собрать вокруг нее наиболее радикальные, революционные элементы в социал-демократии.

Ленин считал, что Россия представляла собой полностью капиталистическое общество, жизнь которого целиком определялась классовой борьбой пролетариата и буржуазии. Все проблемы России он рассматривал исключительно через призму классовой борьбы. Он предлагал готовить всенародное вооруженное восстание против царского режима, провозглашение рабоче-крестьянской республики и интенсивный переход через ряд промежуточных стадий к диктатуре пролетариата и рабочему социализму.

Сторонников у Ленина было не много. В рядах большевиков в 1905 г. числилось 8,4 тысячи человек. Сам Ленин не проявил себя в годы первой революции как вождь, трибун. Держался в тени, хотя безусловно оставался лидером и теоретиком большевизма. Наряду с ним и наравне с ним активную роль в распространении большевизма в тот период играл А. Богданов (Малиновский) — крупный ученый, основоположник теории управления, писатель. Познакомившись с идеями Ленина, он увлекся подготовкой создания централизованной партии, вооруженного восстания. Вместе с ним около Ленина оказалась группа интеллигентов: Красин, Луначарский, Скворцов-Степанов, молодой студент Московского университета Каменев.

Большевики отвергали индивидуальный террор как метод политической борьбы, считая его бесперспективным. Но насильственные методы в принципе не отклонялись. Они считали вооруженное восстание единственно эффективным средством борьбы с царизмом. Большевики готовились к восстанию в 1905 г., добывали оружие, создавали боевые дружины из рабочих, обучали их военному делу. Уже тогда пытались работать с армией, стремясь вовлечь ее в политическую борьбу. Поскольку закупки оружия требовали средств, то большевики не брезговали эксами, а проще — грабежами банков, транспортов с финансами и т.д. -Эта деятельность большевиков получила осуждение в рядах социл-демократии, не говоря уже о рядовых гражданах, жизнь которых подвергалась угрозе.

Царизм внедрял в ряды этой партии провокаторов. Особенно скандальным был случай, когда оказался провокатор в ЦК большевиков — Р. Малиновский. Придя к власти, большевики расправились с ним, приговорив к расстрелу. Какова численность социал-демократии, которая в той или иной форме входила в РСДРП? В 1906 г. она составляла около 100 тысяч человек.

Анархизм

Анархизм проповедовал ничем не ограниченную свободу личности, требовал немедленного уничтожения частной собственности, эксплуатации, государства в любых формах. Анархисты выступали за переход к общественному порядку, который основан на свободном соглашении между индивидуумами и между народами. Своими корнями анархистское учение уходит в философию Древней Греции. Среди теоретиков анархизма было много ярких имен, в том числе и отечественных, таких, как М. Бакунин и П. Кропоткин, П. Лавров и П. Ткачев, Л. Толстой и малоизвестный в настоящее время Г. Чулков. Как в древности, так и в новейшее время, анархизм шел рядом с социализмом. Это и понятно, так как оба течения выступали за переход к коммунистическому строю, против частной собственности и эксплуатации. Нередко два этих течения переплетались, взаимодействовали, но чаще все же расходились и сталкивались. Отношение социалистических партий в своем большинстве к организациям анархистов и их теории было отрицательным. Это объясняется внутренним антагонизмом тех начал, на которых основаны эти течения. Если социализм строит общественный идеал по принципу приоритета общности, коллектива, признает организующую роль государства, то анархизм утверждает приоритет личности, отрицает полностью роль государства, какова бы ни была его форма.

В российском анархизме существовала тьма оттенков, представленных своими организациями. Отрицая государственность и организацию как таковую, анархисты не смогли ни выработать общих взглядов, ни наладить совместные действия. Мелкие группы и группки в первой четверти XX в. соперничали между собой, каждая претендовала на истинную чистоту анархистских идей. В декабре 1904 г. при участии П. Кропоткина была предпринята попытка выработать общую программу. Было решено, что России следует добиваться социалистической революции путем как массовых форм; (всеобщая стачка), так и индивидуального террора. Идеей, объединяющей все организации анархистов в единое политическое течение, можно считать слова М. Бакунина: «Дух разрушения есть в то же время созидающий дух».

Первые организации анархистов появились за границей в начале 90-х годов XIX в. Начавшийся затем процесс образования организаций в России шел по восходящей линии: конец 1903 г. — 12 групп в 11 городах и населенных пунктах, 1904 г. — 29 групп в 27, 1905 г. — 125 организаций в 110, 1906 г. — 221 организаций в 125, 1907 г. — 255 организаций в 180.

Анархистское движение не было и не могло быть единым: ведь анархисты были против любой организации, поскольку она ограничивает личность. Малочисленные группы росли. Главные методы политической борьбы; террор и экспроприации. Не брезговали чисто уголовными делами: похищение детей за выкуп, «мандатная» деятельность (по почте присылали мандат, который удостоверял, что человек будет убит, если не внесет в условленное место плату за свою жизнь). «Развивать и углублять дух бунтарства и разрушения — вот наша цель», — писала одна из анархистских газет. Общая численность организаций за период 1903—1910 гг. составляла около 6800—7100 человек. Характерно: подавляющее большинство анархистов было срсредоточено в европейской части страны, а точнее — в западных районах. В Средней Азии анархистов насчитывалось всего до 50 человек.

В анархистском движении отражался прежде всего протест населения районов, тяготеющих к западному типу против жесткого самодержавного государства. Социальная база анархизма пестрая: студенты, рабочие, ремесленники, частично — люмпены. Хотя анархистские организации не сыграли большой роли в борьбе за общественное переустройство, но без них политическая картина того времени была бы неполной.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.011 с.)