Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные дискуссии о характере советского обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Есть такая поучительная восточная притча. Один владыка пригласил садовника и дал ему поручение вырастить лавр в форме шара. Садовник посадил лавровый куст и по мере роста постригал его, добиваясь идеальной формы шара. Наконец, ему показалось, что задача выполнена. Владыка посмотрел работу и изрек: «Шар вижу, а где же лавр?» В чем смысл притчи? Задача заключалась не в том, чтобы придать лавру форму шара, а в том, чтобы естественно вырастить растение круглой формы. А наше общество в советское время выросло естественно или, как считают некоторые авторы, получено путем «стрижки» (насилия)? Большевики силой навязали обществу гибельный путь развития или для этого были исторические предпосылки? Попробуем разобраться в этих вопросах. Рассмотрим основные точки зрения на характер общества, существовавшего в СССР. Некоторые обществоведы убеждены, что в стране было создано реальное социалистическое общество. Причем лидеры таких современных партий как ВКП(б), РКРП и некоторых других примыкающих к ним организаций, в том числе молодежных, убеждены, что социализм был подлинным, то есть в СССР была реализована мечта человечества. Будем откровенны: говорящих о подлинном социализме в советскую эпоху осталось немного, но они все же есть. Гораздо более многочисленна группа обществоведов, которые продолжают оставаться на марксистско-ленинских позициях, считают социализм естественным и неизбежным этапом в развитии человечества, но предлагают внести коррективы в оценку советского периода. Они утверждают, что Россия первой в мире начала переход к социализму после октября 1917 г. Однако в силу внутренних условий (капитализм не перемолол полностью предшествующие структуры), а также внешних причин (угроза войны), была создана особая модель социализма — сталинская. Ключевым является следующее положение: Сталин пересмотрел многие положения марксизма, сосредоточил в своих руках огромную власть и обеспечил создание особой разновидности (модели) социализма. Определяют эту модель по-разному: феодальный социализм (П. Карп, Н.К. Попов, М. Вселенский), государственно-бюрократический социализм (Н. Симония); грубый, казарменный, неразвитый социализм (А. Бутенко и др.). В качестве социальной базы называют политически незрелую часть рабочего класса, а также наиболее бедные, недифференцированные слои деревни и левацкие элементы в коммунистической партии. Эта часть обществоведов призывает освободить марксизм-ленинизм от сталинских «шлаков» и через длительный переходный период (своеобразный неонэп) двинуться к подлинному социализму. Уязвимость обеих «социалистических» точек зрения очевидна. Неоднажды говорилось, что социализм — это общественный идеал, который не может быть реализован. Как всякий идеал, он развивается вместе с обществом. Попытка же совместить общественный идеал с советским обществом означает его дискредитацию. Если действительность в СССР - это социализм, неважно с какой приставкой: подлинный или неразвитый, то вряд ли человечество захочет иметь с ним когда-либо дело. К тому же при «модельном» подходе к истории общество как саморазвивающийся организм теряет естественную перспективу, обречено истощать собственные силы в бесплодных попытках достичь идеала. Кто поручится, Что очередная модель социализма не окажется ошибкой? Одно время распространилось утверждение, что СССР есть страна государственного капитализма, который может эксплуатировать не менее, а может быть, и более, чем капитализм частный. Принадлежит эта идея Н. Бердяеву. Публикация его работ привела к тому, что это утверждение распространилось в публицистике. СССР, действительно, общество государственное. Но капитализм — это рынок, конкуренция разные формы собственности и т.д. Ничего этого в стране не было. В данном случае идет определение общества «от противного»: если не социализм, то значит капитализм. На самом деле, все гораздо сложнее. Обществоведы, ориентированные на чисто западный вариант развития и не признающие другого пути предлагают анализировать советский период с позиций концепции тоталитаризма, по аналогии с фашистской Германией (Ю. Афанасьев, С. Кулешов и др.). Такой подход давно распространен в западной советологии. Теперь он получил распространение и у нас: «На рубеже 20—30-х годов в СССР формируется система тоталитаризма. Ее истоки уходят непосредственно к событиям Октябрьской революции 1917 г., гражданской войны и политики «военного коммунизма» и опосредованно — к особенностям политической истории самодержавной России XIX—XX вв.». Особо подчеркивается, что венцом тоталитарной системы был режим личной власти Сталина. Применение концепции тоталитаризма позволило включить в анализ все то, что не учитывала долгое время советская историческая наука. Но такой подход также ограничен: полностью сбрасывается со счетов та часть общественной жизни, которая тоже существовала и играла важную роль — социалистическая идея и вера большинства народа в социализм как реальное общество; энтузиазм народа, трудовые и военные подвиги и т.п. Нельзя также не учитывать, что СССР имел много отличий от гитлеризма. Прежде всего в советский период национализм, не говоря уже о расизме, не был приоритетом ни общественного сознания, ни реальной политики. Хотелось бы отметить позицию западных историков, которые стремились освободиться от давления политических и идеологических факторов, удержаться на позициях научного анализа. Т. Шанин — профессор Манчестерского университета (Англия) является одним из известных специалистов по русской политической культуре. Его перу принадлежат работы по социологии знания и «крестьянским» или «развивающимся обществам». Целая книга посвящена осмыслению политического опыта пореформенной России. Автор не ограничивает себя строгими хронологическими рамками, обращается как в далекое прошлое, так и к послереволюционному периоду. Т. Шанин считает, что Россия является первой в истории развивающейся страной. Под термином «развивающаяся» понимается не «бедное» или «отсталое» общество, а иное. Это общество, в котором преобладают тенденции разрыва, слома, разрушения, а не органической новации. По его мнению, в развивающихся обществах «революции сверху» (реформы) являются прологом «революции снизу». В случае с Россией столыпинская реформа — «революция сверху», явилась неизбежным прологом 1917 г. — «революции снизу». Причину такого положения он видит в том, что «хранители прошлого не могут быть создателями будущего». Столыпин и его окружение принадлежали к традиционной элите, несмотря на приверженность политике радикальных реформ, несли в глазах общества ответственность за прошлое, были его хранителями. Поэтому общество поддержало ленинскую концепцию радикальной трансформации общества. Россия является, по мнению Т. Шанина, первой в новой истории страной, в которой материализовался социальный синдром, называемый «развивающимся обществом»: специфический тип общественно-политической культуры с имперскими традициями. Подход к советской истории, к ее истокам, предложенный Т. Шаниным, безусловно, интересен, и его элементы необходимо использовать при анализе исторического материала. Вместе с тем, этот подход не может дать в полной мере адекватной картины. Развивающееся общество — это общество, которое в той или иной форме переходит на западный тип развития. Отсюда и преобладание процессов слома старого и становления нового, преобладание маргиналов в социальной структуре и т.п. Однако Россия никогда не уходила от Европы слишком далеко и не была полностью другого типа. Она неоднородна с точки зрения цивилизационной ориентации. Поэтому здесь переплетались разные процессы, в том числе существовали и те, о которых пишет Т. Шанин. Нельзя не учитывать, что к началу XX в. страна в значительной мере европеизировалась. Важно помнить, что послеоктябрьский период — это не переход на западный путь, а наоборот, дистанцирование от него, отрицание. В настоящее время стало популярно такое хлесткое определение, в соответствии с которым советское общество — это реализованная утопия. Утверждается, что на месте старого, уничтоженного мира была сделана попытка заново построить идеальное и совершенное бытие — «хрустальный дворец», коммунизм. В ходе утопических преобразований лроизошла подмена: сама конечная цель — царство абсолютного добра — постепенно начала исчезать из сознания, заслоняясь эмоциями, необходимыми для прохождения тяжелого пути. Власть постепенно перешла в руки людей, психология и характер которых адекватны тому тяжелому и кровавому делу, которое надо осуществить. Эти люди, получив власть, уже не думали ни о чем другом, кроме сохранения ее всеми доступными средствами. С. Франк писал: «Все конкретные попытки осуществить человеческими, государственно-правовыми средствами полное равенство, блаженство и справедливость, т.е. царство абсолютной правды на земле, роковым образом создавали в мире небывалую в иных обычных условиях мирового бытия тиранию зла, насилия, неправды, уничижения человека. Все человеческие «спасители мира» первоначально одушевлены благородным чувством сострадания к бедствиям людей и жаждой утверждения справедливого порядка, царства правды и добра — все они в силу некоего рокового диалектического процесса превращаются в кровожадных тиранов, насильников, палачей». Родившаяся среди эмигрантов первой волны эта идея поддерживалась и в среде более поздних эмигрантов (М. Геллер, А. Некрич). Затем на подобную тему появились работы и у нас (М. Капустин и др.). На мой взгляд, подобная позиция — лишь уход от задачи. Утопия — это то, чего нет в реальности. Но общество, которое существовало на территории одной шестой части планеты с двухсотмиллионным населением — это не утопия, а реальность, которую надо определить. И последнее, о чем хотелось бы сказать, как об определенной тенденции в историографии. Давно высказывалось мнение, что общественная система в СССР по сути — азиатская, восточная. Сейчас эти высказывания начали привлекать внимание, появляются работы, дающие им конкретно-истррическое обоснование. С. Агаев ведет речь о явных чертах «азиатского» способа производства в общественном строе России, о незавершенности процессов ее феодализации и капитализации. Из этой «двухцветности» вырос, считает он, «социализм азиатского способа производства» или некапиталистический путь освоения достижений индустриальной эпохи. Это направление может дать ответы на многие вопросы. Но вместе с тем, как при других подходах, о которых шла речь, так и при этом, игнорируется цивилизационная неоднородность России и вызванная этим необычайная сложность, неоднозначность общественных процессов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.110.145 (0.007 с.) |