Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление цивилизаций древности↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Утверждаю Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь _________________________ А.И. Жук __________________________ 2008 г.
Регистрационный № ТД-______/тип. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: История (по направлениям)
Минск 2008 Составители:
В.А. Федосик, зав. каф. истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета, доктор исторических наук, профессор; Д.В. Мазарчук, доцент каф. истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент; О.В. Перзашкевич, доцент каф. истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.
Рецензенты: Кафедра истории древних цивилизаций и средневековья Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка»
С.Е. Рассадин, профессор кафедры истории Беларуси и политологии Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», доктор исторических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета (протокол № 8 от 15.05.2008 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 4 от 22.05.2008 г.);
Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 4 от 19.09.2008 г.)
Ответственный за редакцию: профессор В.А. федосик Ответственный за выпуск: доцент Д.В. Мазарчук
Пояснительная записка
Учебная дисциплина “Всеобщая история” изучает историю человечества от возникновения первых цивилизаций в IV тыс. до н. э. до XX века и глобальных проблем современности. Курс состоит из 4 частей: “История древнего мира”; “История средних веков”; “Новое время”; “Новейшее время”. В ходе изучения курса изучаются основные эпохи мировых цивилизаций в социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Рассматриваются типы цивилизаций в древности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития, формирование глобального сообщества. Целью дисциплины “Всеобщая история” является изучение зарождения становления и упадка цивилизаций древности и современности, их общих черт и отличий, социальных отношений, экономики, государственного устройства, исторических условий развития культуры и религиозных учений, вклада в культурное наследие человечества. Задачами курса являются изучение причин, условий, этапов формирования разных типов цивилизаций, общих черт и особенностей социально-экономического развития цивилизаций в истории человечества, важнейших событий истории, основных этапов истории важнейших государств, основных ментальных характеристик людей цивилизаций древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Основу концепции программы курса и его преподавания составляют цивилизационный, антропологический и аксиологический подходы. На основе цивилизационного подхода история человечества рассматривается как история отдельных цивилизаций с их типичными характерными чертами и особенностями в материальной и духовной жизни, социальных отношениях. В качестве главной характеристики отношений между людьми в разных цивилизациях взяты основные типы социальных связей: господства-подчинения и отношения граждан, равных в правах и перед законом. Антропологический подход ставит на первое место изучение человека в свою историческую эпоху, а не каких-то заранее заданных общих социологических схем социально-экономического, политического, культурного развития применяющейся ко всем историческим эпохам. Человек древности был не таким, как современные люди; он по-иному воспринимал мир, ориентировался в нем, имел иные ценности и интересы, идеалы, даже смысл жизни. Менталитет человека в прошлом существенно отличался от менталитета нашего современника. Аксиологический подход предполагает изучение системы ценностей человека прошлого. Изучение дисциплины “ Всеобщая история ” рассчитано максимально на * часа, в т. ч. * аудиторных (* часа лекций, * часов семинаров). В результате изучения дисцплины студенты должны: знать: – основные черты и этапы развития феодальных отношений в странах Западной и Северной Европы; – особенности социальной структуры средневекового западноевропейского общества; – особенности социальных отношений в средневековой Византии; – особенности социальной структуры и отношений средневекового азиатского общества; – основные события внутриполитической истории средневековых государств Западной и Северной Европы и Византии; – важнейшие внешнеполитические процессы и события в средневековой Европе и Средиземноморье; – типичные характеристики менталитета средневековых европейцев, их главные отличия от людей современности; – этапы становления и эволюции средневековой государственности в Европе; – характеристики и типичные черты западноевропейского общества в Раннем, Высоком и Позднем средневековье; – процесс христианизации средневековой Европы, роль католической церкви в духовной, культурной, социально-экономической и политической жизни средневековой западноевропейской цивилизации; – важнейшие достижения и особенности западноевропейской культуры средневековья, сущность Возрождения; – основной комплекс источников по истории средних веков, основные достижения мировой медиевистики. уметь: – применять полученные знания для решения конкретных педагогических, методических, информационно-поисковых, научных инновационных и других задач; – анализировать источники по истории средних веков и на их основе делать самостоятельные выводы; – давать самостоятельные оценки, реферировать научные работы по медиевистике; – выявлять и критически оценивать сущность основных явлений и процессов в истории средневековой Европы; – находить общее и особенное в развитии государств и обществ средневековой Европы; – характеризовать роль и место средневековой Европы и Византии в историческом развитии человечества. Примерный учебно-тематический план
Содержание учебной дисциплины
ЧАСТЬ Ι. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ Первые поселения в долинах Инда и Сарасвати. Города Мохенджо-Даро и Хараппа. Ирригационное земледелие, животноводство. Металлургия. Ремесло и торговля. Расцвет Индской цивилизации. Общественный строй. Культура. Религия. Упадок Индской цивилизации. Ведийские арии и их соседи. Становление и развитие ведийского общества. Общественная структура. Хозяйственные занятия. Религия. Культура. Возникновение и расцвет государства Маурьев. Чандрагупта. Ашока. Ранний буддизм. Вторжение в Индию кушанов. Государство гуптов. Первоначальный индуизм. Возникновение первых государств в древнем Китае (ІІ тыс. до н. э. – VІІІ в. до н. э.). Переход к земледелию и животноводству. Начало бронзового века. Возникновение государства Инь. Социальная структура общества. Начало междоусобной борьбы и “период воюющих царств” (VІІІ-ІІІ вв. до н. э.). Династическая и междоусобная борьба в государстве Чжоу. Создание новых царств и борьба между ними. Экономический подъём. Учения Конфуция и Мо-цзы. Легизм. Даосизм. Возвышение царства Цинь и создание Циньской империи (221-207 гг. до н. э.). Завоевание новых земель. Борьба с сюнну. Социальный кризис в империи и её распад. Новое объединение страны под властью династии Хань. Борьба за контроль над Великим шёлковым путём. Социальный кризис в империи. Восстание “краснобровых”. Временная стабилизация при младшей династии Хань. Восстание “жёлтых повязок”. Уничтожение империи Хань. Культура древнекитайской цивилизации.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Ионийское восстание и его результаты. Марафонская битва, морально-политическое значение победы греков. Поход Ксеркса в Грецию. Оборона Фермопил. Саламинская битва. Социально-политическое размежевание Афин и Спарты. Организация Делосской симмахии, её преобразование в Афинский морской союз. Государственный строй Афин во второй половине V в. до н. э. Военно-политические противоречия между Афинами и Спартой – гегемонами Афинского и Пелопоннесского союзов. Пелопоннесская война. Военные действия в 431-430 гг. до н. э. Никиев мир. Деятельность Алкивиада. Борьба за черноморские проливы. Олигархический переворот в Афинах 411 г. до н. э. Сократ, его внимание к личности человека и полисная мораль. Восстановление демократии в Афинах. Гегемония Спарты в Греции. Причины кризиса полиса и его сущность. Младшая тирания. Программы преодоления кризиса полисной системы у Платона, Исократа, Аристотеля. Поход Александра Македонского на Персию. Политика Александра македонского в Персии. Курс на слияние народов. Создание империи. Распад державы Александра Македонского. Войны диадохов. Образование государств Селевкидов, Птолемеев, Македонии, Пергамского царства, Понта. Понятие “эллинизм”, его сущность. Синтез греческих и восточных элементов в социально-политической, экономической, духовной жизни эллинистических обществ. Культура эпохи эллинизма. Александрийский Мусейон. Афины – культурный центр Греции. Тирания Деметрия Фалернского. Спарта. Реформы Агиса и Клеомена. Тирания Набиса. Ахейский и Этолийский союзы, их политическая структура. Родос и Делос, их роль в экономике античного мира. Греция – объект притязаний Македонии, других эллинистических государств и Рима.
ДРЕВНИЙ РИМ Общество и культура этрусков. Легенды и археология о возникновении Рима. Проблема возникновения государственности в древнем Риме. Формирование римской цивитас. Законы XII таблиц и их значение. Государственный строй Римской республики. Завоевание Римом Италии. Пунические войны с Карфагеном. Экспансия Рима в Восточном Средиземноморье. Ограбление Римом покоренных стран и народов. Становление классического рабства, его особенности. Обострение противоречий в римском обществе во второй половине ІІ в. до н. э. Диктатура Суллы. Диктатура Юлия Цезаря, его реформы. Формирование основ монархической власти в Риме. Термин “принципат”, его сущность. Начало формирования императорской администрации. Правление династии Юлиев-Клавдиев. “Золотой век” Антонинов. Централизация и бюрократизация государственного управления. Внешняя политика Антонинов. Эдикт Каракаллы 212 г. о римском гражданстве для всех свободных жителей империи. Кризис политической системы принципата. Армия в системе принципата и её особая роль во внутриполитических событиях 235-284 гг. Термин “доминат”, его сущность. Приход к власти Диоклетиана. Административная военная, налоговая и денежная реформы Диоклетиана. Установление тетрархии. Религиозная политика Диоклетиана, обоснование монархической власти. Реформы Константина. Миланский эдикт 313 г., христианство в новой религиозной политике Константина. Великое переселение народов. Распад Римской империи на Западную и Восточную, причины распада. Падение Западной Римской империи.
ЧАСТЬ ΙΙ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
АРАБСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА Природные условия и население Аравийского полуострова. Арабы накануне объединения. Кризис арабского общества в конце VI - начале VII в. Мухаммед и возникновение ислама. Объединение Аравии, образование халифата. Правление первых четырех халифов. Кризис халифата и первая гражданская война. Династия Омейядов и ее завоевания. Социально-экономические отношения в Дамасском халифате, политическое устройство. Вторая гражданская война и падение халифата Омейядов. Развитие феодальных отношений. особенности арабского феодализма. Экономический расцвет халифата. Антифеодальные движения в халифате. Распад халифата. Турки-сельджуки и завоевание ими Багдада. Возникновение Османского государства. Объединение турков и завоевание Балканского полуострова. Политический строй. Социальные отношения в Османском государстве.
Утверждаю Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь _________________________ А.И. Жук __________________________ 2008 г.
Регистрационный № ТД-______/тип. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: История (по направлениям)
Минск 2008 Составители:
В.А. Федосик, зав. каф. истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета, доктор исторических наук, профессор; Д.В. Мазарчук, доцент каф. истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент; О.В. Перзашкевич, доцент каф. истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.
Рецензенты: Кафедра истории древних цивилизаций и средневековья Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка»
С.Е. Рассадин, профессор кафедры истории Беларуси и политологии Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», доктор исторических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета (протокол № 8 от 15.05.2008 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 4 от 22.05.2008 г.);
Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 4 от 19.09.2008 г.)
Ответственный за редакцию: профессор В.А. федосик Ответственный за выпуск: доцент Д.В. Мазарчук
Пояснительная записка
Учебная дисциплина “Всеобщая история” изучает историю человечества от возникновения первых цивилизаций в IV тыс. до н. э. до XX века и глобальных проблем современности. Курс состоит из 4 частей: “История древнего мира”; “История средних веков”; “Новое время”; “Новейшее время”. В ходе изучения курса изучаются основные эпохи мировых цивилизаций в социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Рассматриваются типы цивилизаций в древности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития, формирование глобального сообщества. Целью дисциплины “Всеобщая история” является изучение зарождения становления и упадка цивилизаций древности и современности, их общих черт и отличий, социальных отношений, экономики, государственного устройства, исторических условий развития культуры и религиозных учений, вклада в культурное наследие человечества. Задачами курса являются изучение причин, условий, этапов формирования разных типов цивилизаций, общих черт и особенностей социально-экономического развития цивилизаций в истории человечества, важнейших событий истории, основных этапов истории важнейших государств, основных ментальных характеристик людей цивилизаций древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Основу концепции программы курса и его преподавания составляют цивилизационный, антропологический и аксиологический подходы. На основе цивилизационного подхода история человечества рассматривается как история отдельных цивилизаций с их типичными характерными чертами и особенностями в материальной и духовной жизни, социальных отношениях. В качестве главной характеристики отношений между людьми в разных цивилизациях взяты основные типы социальных связей: господства-подчинения и отношения граждан, равных в правах и перед законом. Антропологический подход ставит на первое место изучение человека в свою историческую эпоху, а не каких-то заранее заданных общих социологических схем социально-экономического, политического, культурного развития применяющейся ко всем историческим эпохам. Человек древности был не таким, как современные люди; он по-иному воспринимал мир, ориентировался в нем, имел иные ценности и интересы, идеалы, даже смысл жизни. Менталитет человека в прошлом существенно отличался от менталитета нашего современника. Аксиологический подход предполагает изучение системы ценностей человека прошлого. Изучение дисциплины “ Всеобщая история ” рассчитано максимально на * часа, в т. ч. * аудиторных (* часа лекций, * часов семинаров). В результате изучения дисцплины студенты должны: знать: – основные черты и этапы развития феодальных отношений в странах Западной и Северной Европы; – особенности социальной структуры средневекового западноевропейского общества; – особенности социальных отношений в средневековой Византии; – особенности социальной структуры и отношений средневекового азиатского общества; – основные события внутриполитической истории средневековых государств Западной и Северной Европы и Византии; – важнейшие внешнеполитические процессы и события в средневековой Европе и Средиземноморье; – типичные характеристики менталитета средневековых европейцев, их главные отличия от людей современности; – этапы становления и эволюции средневековой государственности в Европе; – характеристики и типичные черты западноевропейского общества в Раннем, Высоком и Позднем средневековье; – процесс христианизации средневековой Европы, роль католической церкви в духовной, культурной, социально-экономической и политической жизни средневековой западноевропейской цивилизации; – важнейшие достижения и особенности западноевропейской культуры средневековья, сущность Возрождения; – основной комплекс источников по истории средних веков, основные достижения мировой медиевистики. уметь: – применять полученные знания для решения конкретных педагогических, методических, информационно-поисковых, научных инновационных и других задач; – анализировать источники по истории средних веков и на их основе делать самостоятельные выводы; – давать самостоятельные оценки, реферировать научные работы по медиевистике; – выявлять и критически оценивать сущность основных явлений и процессов в истории средневековой Европы; – находить общее и особенное в развитии государств и обществ средневековой Европы; – характеризовать роль и место средневековой Европы и Византии в историческом развитии человечества. Примерный учебно-тематический план
Содержание учебной дисциплины
ЧАСТЬ Ι. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНОСТИ Понятия “древний мир” и “античность”. Место и роль истории древнего мира во всемирной истории. Общее и отличное в становлении и развитии цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Проблема рабства и рабовладельческих отношений в античности. Классификация источников по истории древнего мира. Геологическая и археологическая периодизации доисторической эпохи. Развитие представлений о происхождении и эволюции человека. Понятие антропогенеза. Его периодизация. Проблема критериев определения эволюции человекообразных. Эволюция гоминид, ведущая к человеку. Основные признаки рода homo. Ранние миграции и расовая эволюция homo sapiens. Передняя Азия – один из древнейших центров цивилизации. Изменения климата и географического окружения после последнего ледникового периода. Распространение интенсивного собирательства дикорастущих зерновых. “Неолитическая революция”. Древнейшие центры животноводства и земледелия. Возникновение профессионального ремесла. Начала металлургии. Заселение долин крупных рек. Общественный строй первых земледельцев и животноводов. Проблема догосударственных форм социально-политической организации. Вождество.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.012 с.) |