Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консульские представительства: виды, функции, порядок открытия, статус почетного консула.

Поиск

Установление дипломатических отношений, как правило, означает и установление консульских. Однако разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыв консульских.

Консульские учреждения имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего гос-ва пребывания, а в пределах консульского округа, который охватывает несколько административно-территориальных единиц.

Территория консульского округа, класс консульства определяются по взаимному соглашению. Выделяют несколько видов консульских учреждений:

- генеральное консульство,

- консульство,

- вице- консульство,

- консульское агентство.

Консул - это лицо, которое должным образом назначено компетентными властями представляемого гос-ва и признано в этом качестве гос-вом пребывания. Консульское должностное лицо должно быть гражданином представляемого гос-ва. Назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент.

Гос-во, принимающее консула, выдает консульскую экзекватуру, разрешение на отправление консульских функций на территории консульского округа. С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к своим обязанностям.

Штат консульства состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала. В консульстве могут быть созданы различные отделы: экономический, торговый, паспортно-визовый, отдел регистрации актов и другие.

По соглашению между гос-вами функции консула может выполнять почетный консул, не состоящий на гос-венной консульской службе. Он выполняет консульские функции по поручению представляемого гос-ва, вправе заниматься иной деятельностью. Почетным консулом могут быть как граждане представляемого гос-ва, так и иностранные граждане.

Консульские функции предусмотрены в Венской Конвенции о консульских сношениях и двусторонних консульских конвенциях. Консульские функции можно разделить на две группы:

1) функции аналогичные дипломатическим: защита интересов представляемого гос-ва, его граждан и юридических лиц в пределах консульского округа; выяснение всеми законными средствами событий в гос-ве пребывания и сообщение о них правительству представляемого гос-ва; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей (ст.5 Венской Конвенции о консульских сношениях).

2) консульские вопросы: выдача паспортов, виз и проездных документов лицам, желающим выехать в представляемое гос-во; оказание помощи и содействие гражданам и юридическим лицам представляемого гос-ва; исполнение обязанностей регистратора актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, консульских браков); выполнение обязанностей нотариуса (удостоверение завещаний, уведомление об открытии наследства); выполнений функций административного характера (учет своих граждан, в том числе воинский); оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого гос-ва, и их экипажам.

Согласно ст. 12 УИК РФ осужденные к аресту, ограничению или лишению свободы иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими или консульскими учреждениями своих гос-в.

Положение о консульском учреждении РФ дополняет перечень функций. Оказание содействия в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, обеспечение безопасности консульского учреждения, его сотрудников, граждан РФ в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством гос-ва пребывания; выполнение иных функций в соответствии с законодательством РФ, международными дог-рами РФ, другими применимыми нормами МП и с соблюдением законодательства гос-ва пребывания.

В соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях гос-во пребывания должно содействовать беспрепятственному выполнению консульских функций.

Согласно ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

Консульские привилегии и иммунитеты.

В соответствии с положениями Венской конвенции (гл. II, ст. 27-58) консульские учреждения и их персонал пользуются определенными привилегиями в целях обеспечения беспрепятственного осуществления своих обязанностей.

Привилегии консульского учреждения включают:

- право устанавливать консульский щит и поднимать флаг представляемого государства на здании консульства;

- право беспрепятственно сноситься со своим правительством, с дипломатическим представительством и консульскими учреждениями своей страны, находящимися на территории государства пребывания, а также на территории третьих стран, посредством обычных средств связи, а также шифрованных депеш, дипломатической почты и дипкурьеров (однако только с согласия государства пребывания консульское учреждение может установить радиопередатчик и пользоваться им);

- освобождение от любых видов налогов, сборов и пошлин всех консульских помещений и жилищ консульских должностных лиц и сотрудников консульских учреждений, владельцем, нанимателем или пользователем которых является представляемое государство или любое лицо, действующее от его имени;

- освобождение консульских сборов от всех налогов и пошлин.

Иммунитеты консульского учреждения предусматривают прежде всего неприкосновенность консульских помещений. Неприкосновенность консульских помещений, обеспечиваемая на основе взаимности, не дает, однако, права использовать их в целях, несовместимых с функциями консульского учреждения. В ряде случаев законодательство предусматривает также неприкосновенность (на началах взаимности) резиденции главы консульского учреждения.

Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Иммунитеты консульских должностных лиц включают их личную неприкосновенность; они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе как на основании постановления компетентных судебных властей в случае совершения этими лицами тяжких преступлений. Консульские должностные лица и сотрудники консульств не подлежат юрисдикции государства пребывания в том, что касается их служебной деятельности; это положение не применяется в отношении только некоторых гражданских исков. В случае отказа консульского должностного лица, вызываемого в суд в качестве свидетеля при производстве судебных или административных дел, давать показания к нему не могут применяться никакие меры принуждения со стороны государства пребывания.

Государство пребывания предоставляет консульским должностным лицам или сотрудникам консульства, а также членам их семей различного рода льготы в виде освобождения от налогов, сборов и пошлин, выполнения личных повинностей, досмотра личного багажа, уплаты таможенных пошлин.

Международная практика показывает, что на основе специальных соглашений с иностранным государством на консульских должностных лиц могут быть распространены, исходя из принципа взаимности, и другие привилегии и иммунитеты, предоставляемые членам дипломатического персонала (в частности, их полное изъятие из-под уголовной юрисдикции).

Специальные миссии.

В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.

Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым условием для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегии и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

МИД или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:

- о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях;

- о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии;

- о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии;

- о назначении главы специальной миссии;

- о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством. Привилегии и иммунитеты миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.115 (0.008 с.)