Классификация территорий по их правовому режиму, общая характеристика международной территории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация территорий по их правовому режиму, общая характеристика международной территории.



Планету Земля — ее сушу, воздушное пространство, Ми­ровой океан, а также космическое пространство, Луну и другие небесные тела — с точки зрения правового режима можно раз­делить на три вида: 1) государственная территория; 2) между­народная территория (пространства с международным режи­мом); 3) пространства со смешанным правовым режимом.

Государственная территория представляет собой про­странство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав государственной тер­ритории входят суша, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Государство своим законо­дательством устанавливает правовой режим территории в це­лом и ее частей. Правовой режим государственной территории включает также правила, предусмотренные международными договорами данного государства (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориального моря, определенных участков сухопутного пространства.

Международная территория — это пространство с между­народным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовы­ми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономи­ческой зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

Пространства со смешанным правовым режимом имеют существенные особенности: прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государствами свободы судоходства и ряда других прав в соот­ветствии с международными нормами и правилами прибрежных государств. К этим пространствам относятся исключитель­ная экономическая зона и континентальный шельф.

39. Государственная территория. Государственная граница, ее виды и порядок определения.

Верховная власть государства, его территориальное вер­ховенство — отличительная черта государственной террито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могу­щие быть открытыми в будущем земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом (постановление Прези­диума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.).

Водное пространство как часть государственной территории — это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному государству), при­надлежащие государству части пограничных рек и озер, внут­ренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства — это та часть воз­душного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздуш­ного пространства одновременно является линией разграниче­ния воздушного и космического пространств. В настоящее вре­мя такая линия не определена.

Иногда применяется термин "условная территория", к ко­торой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, кос­мические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Ан­тарктике, помещения дипломатических и консульских предста­вительств.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностран­ным государствам, их юридическим или физическим лицам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Фин­ляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.), транзита че­рез государственную территорию (например, Соглашение меж­ду Правительством Российской федерации и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках Монго­лии через территорию Российской Федерации от 19 октября 1992 г.), регулирования передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов (Меморандум о понимании между Российской Федерацией и США в отношении "открытой суши" от 17 июня 1992 г.) и др.

Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной терри­тории территорией другого государства (других государств). Такой регион именуется анклавом. Примеры: Калининградская область РФ, доступ в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, отделенный от США территорией Канады; округ Кабинда, отделенный от Анголы территорией Заира. Транзитный проезд по суше сопредельного государства в таких случаях регламентируется специальными двусторонними соглашениями.

Осуществление территориального верховенства государст­вом не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действия государства, позволяющего друго­му государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрес­сии, совершенный государством, предоставившим свою терри­торию (п. "f" ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Оп­ределение агрессии" 1974 г.).

Государственная территория должна использоваться в со­ответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится меж­государственный договор о передаче определенной части тер­ритории или об обмене ее участками.

Пространство, на которое распространяется власть госу­дарства в ограниченных, четко очерченных пределах, не явля­ется государственным. Оно может быть отнесено к территори­ям, на которые распространяется национальная юрисдикция.

Пункт 2 ст. 67 Конституции РФ гласит: "Российская Феде­рация обладает суверенными правами и осуществляет юрис­дикцию на континентальном шельфе и в исключительной эко­номической зоне Российской Федерации в порядке, определяе­мом федеральным законом и нормами международного права".

Понятие "территория, на которую распространяется на­циональная юрисдикция" является более широким, чем "госу­дарственная территория". Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (при­лежащую зону, континентальный шельф, экономическую зону).

Используемый в международных договорах термин "тер­ритория" применительно к определенному государству-участ­нику не всегда означает государственную территорию (или ее часть). Он может употребляться и в более широком значении:

как территория, на которую распространяется национальная юрисдикция.

 

Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними.

В России это Закон "О Государственной границе Россий­ской Федерации" от 1 апреля 1993 г. с изменениями и дополне­ниями, внесенными 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г. Он характеризует государственную границу как "пространствен­ный предел действия государственного суверенитета Россий­ской Федерации". Государственной границей России считается граница РСФСР, закрепленная законодательными актами и международными договорами СССР. Границы Российской Федерации не оформленные в международно-правовом отноше­нии, подлежат, согласно Закону, договорному закреплению.

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию. Делимитация — это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение). Демаркация — это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы — описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.).

В межгосударственных отношениях и в договорах стран Содружества Независимых Государств используется особый термин "внешние государственные границы государств — уча­стников СНГ", которым обозначаются границы этих государств с не принадлежащими к Содружеству государствами. Сущест­вуют Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств — участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, 1995 г.

 

Виды:
- орографические границы (которые проводятся по естественным рубежам, т.е. по рекам, морям, горам, холмам);
- геометрические (линия, которая устанавливается от одной до другой точки без учета естественных рубежей);
- комбинированные (которые на некоторых участках проведены по естественным рубежам и являются орографическими, а на других участках проведены без учета естественных рубежей и являются геометрическими).
В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.68 (0.017 с.)