Международно-правовые основы использования воздушного пространства. Регулярные и нерегулярные международные полеты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовые основы использования воздушного пространства. Регулярные и нерегулярные международные полеты



Международное воздушное право представляет совокуп­ность норм, регулирующих отношения государств в сфере ис­пользования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопас­ности гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта:

1) правовое регулирование международных полетов в воздуш­ном пространстве того или иного государства;

2) правовое регу­лирование полетов в международном воздушном пространстве.

Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Иначе говоря, воздушное пространство в указанных пределах является не­отъемлемой частью территории государства. Правовой режим воздушного пространства государства определяется националь­ным законодательством. Однако при этом государство учиты­вает и те международные обязательства, которые касаются международных воздушных связей. Государство должно сле­довать общепризнанным принципам международного права, в частности, принципам суверенного равенства, невмешательст­ва во внутренние дела и сотрудничества, что обязывает его рас­поряжаться своим воздушным пространством с учетом интере­сов других государств, т. е. не нарушать их прав в пределах их суверенной территории и в пределах международного воздуш­ного пространства

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международ­ного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция устано­вила право "мирного пролета" иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. В 1929 г. в Варша­ве был подписан другой многосторонний договор — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международ­ной воздушной перевозки. Этот договор закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который может быть причинен пассажирам, их правопреемникам, гру­зовладельцам в связи с воздушной перевозкой.

Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о меж­дународной гражданской авиации. Участники Конвенции при­знали право каждого государства на суверенитет над воздуш­ным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств, меры содействия аэронавигации; условия, подлежащие соблю­дению в отношении воздушных судов, и другие правила. Кон­венция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к граж­данским, хотя могут являться государственной собственностью.

Во второй части Конвенции содержатся положения об уч­реждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международных аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта с тем, чтобы обеспе­чить упорядоченное развитие международной гражданской авиа­ции, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэро­навигационных средств, избегать дискриминации в отношении участников Конвенции, способствовать безопасности полетов и т. п. Участники Конвенции внесли в ее содержание ряд изме­нений и поправок. Так, в 1984 г. в Конвенцию было внесено положение, согласно которому стороны признают, что каждая из них должна воздерживаться от того, чтобы прибегать к при­менению оружия против гражданских судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь нахо­дящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна. Вме­сте с тем государство, исходя из своего суверенитета, имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями Конвенции. СССР присоединился к Чикагской конвенции в 1970 г., Российская Федерация в поряд­ке правопреемства является ее участницей и выполняет преду­смотренные ею обязательства.

Продолжает действовать важная для международного гра­жданско-правового регулирования Конвенция об ущербе, при­чиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (с рядом поправок), к которой СССР присоединился в 1982 г.

Страны СНГ подписали в 1991 г. Соглашение о граждан­ской авиации и об использовании воздушного пространства, а в 1993 т. — Соглашение о выполнении полетов воздушных судов специального назначения. В 1996 г. была принята Концепция охраны воздушного пространства государств — участников СНГ.

В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 24 марта 1992 г. был подписан Договор по открытому небу, устанавливающий "режим открытого неба", т. е. право государств-участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг друга для получения информации о военной деятельности.

Существенный вклад в обеспечение безопасности полетов внесен конвенциями, посвященными вопросам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиа­ции.

Широкое распространение получили двусторонние догово­ры о воздушном сообщении, которые конкретизируют общие правила Чикагской и других конвенций применительно к усло­виям сотрудничества договаривающихся государств. В период существования СССР двусторонние соглашения были заключе­ны почти со всеми странами — нашими контрагентами в меж­дународных полетах — в обеспечении безопасности граждан­ской авиации. Российская Федерация продолжила подписание таких соглашений (например, в 1993 г. с Новой Зеландией), од­нако прежде всего с новыми государствами, образовавшимися на территории СССР (так, в 1993—1994 гг. были подписаны со­глашения с Азербайджанской Республикой, Республикой Ар­мения, Республикой Узбекистан и др.).

Наряду с международными договорами источником меж­дународного воздушного права являются международно-пра­вовые обычаи. Так, для государств, не участвовавших в Париж­ской конвенции 1919 г. и Чикагской конвенции 1944 г., закреп­ленный в них принцип суверенитета государства над воздуш­ным пространством над своей территорией, как над сухопут­ной, так и над водной, остается обычно-правовой нормой. К дру­гим обычным нормам можно отнести положения о том, что за пределами территории государства сохраняется его юрисдик­ция в отношении того воздушного судна, которое занесено в реестр данного государства, или о том, что в случае бедствия воздушное судно вправе осуществить несанкционированный влет в пределы воздушного пространства иностранного государства с целью совершения аварийной посадки.

Международные договоры и национальное законодатель­ство государств делят международные полеты на две катего­рии: регулярные и нерегулярные. Регулярные осуществляются специально назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре, причем после того, как государство назначило авиа­предприятие для полетов по договорным линиям, оно должно сообщить об этом в письменной форме другому участнику со­глашения. Последний, в свою очередь, нередко обязан предос­тавить такому авиапредприятию эксплуатационное разреше­ние на полеты при условии, если согласованы вопросы расписа­ния и тарифов. Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения, но в последние годы некоторые го­сударства стали заключать двусторонние соглашения о нерегу­лярных воздушных сообщениях.

Чикагской конвенцией 1944 г. установлен наиболее общий круг норм, которые распространяются на международные воз­душные полеты в пределах государственной территории. Это законы и правила: касающиеся допуска иностранных воздуш­ных судов в воздушное пространство государства; касающиеся порядка и условий навигации воздушных судов, осуществляю­щих международные полеты по установленным государством воздушным трассам; связанные с вылетом воздушных судов за пределы территории иностранного государства. Так, согласно Закону о Государственной границе РФ от 1 апреля 1993 г. воз­душные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюде­нием правил, устанавливаемых Правительством РФ и публи­куемых в документах аэронавигационной информации. Пересе­чение государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев ее вынужденного пересечения (вы­нужденный влет), допускается только по разрешению Прави­тельства РФ.

Воздушным судам при следовании от государственной гра­ницы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное про­странство России запрещаются как посадка, так и вылет из аэропортов, не открытых Правительством для международных полетов. Запрещается залет в запретные для полетов районы. В случае вынужденного пересечения государственной границы (несчастный случай, авария, стихийное бедствие) командир воз­душного судна обязан немедленно сообщить об этом админист­рации ближайшего российского аэропорта и в дальнейшем следо­вать ее указаниям или указаниям воздушного судна РФ, при­бывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Заключение международного договора или выдача специ­ального разрешения, предоставляющего право полета в преде­лах воздушного пространства государства, требует выполнения определенных условий, содержащихся как в международных договорах, так и в национальных законах. К таким условиям, независимо от категории полета, относятся: особый порядок пересечения государственных воздушных границ (пересечение границы в специально выделенных воздушных коридорах под контролем органов управления воздушного движения и на вы­сотах, специально определенных для таких полетов); правила посадки в определенном аэропорту с прохождением таможен­ного и иного контроля; выполнение в аэропортах административных предписаний; осуществление досмотра воздушных су­дов; обязательное наличие на борту воздушного судна необхо­димой документации и т. д.

Таким образом, согласие государства на международные воздушные полеты над его территорией не дает иностранным воздушным судам права на свободу передвижения в пределах этой территории. Правила, установленные государством для влета на его территорию, передвижения в его воздушном про­странстве по специальным трассам, вылета за пределы терри­тории государства, должны строго соблюдаться.

В то же время государства исходят из того, что их полный и исключительный суверенитет над своим воздушным простран­ством не препятствует сотрудничеству для решения согласо­ванных задач.

24 марта 1992 г. Россия, Франция, ФРГ, Великобритания, Украина и другие европейские государства, а также США и Канада подписали Договор по открытому небу.

Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных полетов над территорией государств-участни­ков с использованием невооруженных самолетов, зарегистри­рованных соответствующими органами государства-участника и оборудованных предусмотренной аппаратурой наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета, содер­жание которого указывается ИКАО и представляется органам управления воздушным движением с учетом фиксированных аэродромов, где начинается или заканчивается наблюдатель­ный полет. Договором установлены квоты — количество наблю­дательных полетов, установленное для каждого участника со­глашения. Наблюдательные полеты имеют приоритет по отно­шению к любым регулярным воздушным полетам. Данные, по­лученные аппаратурой наблюдения, представляются всем уча­стникам соглашения. Вопросы, связанные с соблюдением поло­жений Договора, рассматриваются Консультативной комиссией по открытому небу, состоящей из представителей каждого го­сударства-участника.

Государствами, образовавшими Содружество Независимых Государств, в конце 1991 г. заключено Соглашение о граждан­ской авиации и об использовании воздушного пространства. Его участники подтвердили полный и исключительный суверени­тет каждого государства над своим воздушным пространством, установили, что разработка правил его использования, контроль за их соблюдением, организация единого управления воздуш­ным движением находятся в сфере совместного ведения и регулирования. Практическую реализацию Соглашения призван осуществить постоянно действующий орган — Межгосударст­венный авиационный комитет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.009 с.)