ТОП 10:

Дипломатические представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты



Посольство (или миссия) представляет собой государственное учреждение, находящееся на территории иностранного государства и действующее в полном соответствии с директивными указаниями своего правительства. При этом, посольство не должно нарушать порядок и правила, установленные властями страны пребывания в отношении официальных иностранных представительств. Имеет гербовую печать, гербовые бланки для официальной переписки, пользуется правом поднимать над зданием государственный флаг своей страны. Оно располагает валютными средствами, может открывать текущие счета в банках, владеет движимым и недвижимым имуществом и другими ценностями.

Венская конвенция 1961 года определила функции дипломатических представительств:

а) представительство аккредитующего государства в госу­дарстве пребывания;

b) Защита в государстве пребывания интересов аккредитую­щего государства и его граждан в пределах, допускаемых меж­дународным правом;

с) ведение переговоров с правительством государства пре­бывания;

d) Выяснение всеми законными средствами условий и собы­тий в государстве пребывания и сообщение о них правительс­тву аккредитующего государства;

e) Поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Послы и посланники в качестве глав представительств аккредиту­ются при главах государств пребывания, а поверенные в делах при министрах иностранных дел.

Перед назначением главы представительства аккредитую­щее государство запрашивает у государства пребывания агре­ман (согласие) на кандидатуру, намеченную на этот пост. Ответ на запрос агремана дается обыч­но в течение месяца. В случае отказа в агремане го­сударство аккредитования не обязано объяснять его причины, предлагаемый кандидат считается "персоной нон грата". При отъезде к месту назначения глава дипломатического представительства — посол или посланник (но не постоянный поверенный в делах) — получает на руки верительные грамоты подписанные главой аккредитующего государства. Глава дипломатического представительства прекращает свои функции: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного нрава. В случае отзыва посла (посланника) глава государства, назначивший его, направляет главе государства, при котором он аккредитован, письмо об отзыве отзывную грамоту.

Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция — представителя Ватикана), а миссию — дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция — представителя Ватикана).

Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица. К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники. Членам персонала не требуется получение агремана и им не надо вручать верительные грамоты.

Чрезвычайный и Полномочный Посол — осуществляет об­щее руководство посольством и несет ответственность за его деятельность.

Советник-посланник — в отсутствие Посла выпол­няет функции временного поверенного в делах; он может также осуществлять руководство одной или несколькими группами, например, политическими.

Группа, занимающаяся изучением внешней политики стра­ны пребывания.

Группа, изучающая внутреннее положение в стране пребы­вания (внутриполитическая группа).

Экономическая группа, изучающая экономику страны пре­бывания, ее внешнеэкономические связи, перспективы раз­вития отношений с ней собственной страны.

Консульский отдел (при отсутствии консульства как такового он исполняет обязанности консульства внутри посольства, но с несколько меньшими правами). Заведующий отделом не получает ни консульского патента, ни экзекватуры.

Отдел печати (или информации), поддерживает постоянный контакт со средствами массовой информации государства пребывания, получает необходимые данные из печати и посредством регулярных встреч с корреспондентами и редакторами журналов.

Отдел протокольных мероприятий. Канцелярия и другие члены административ­но-технического персонала. Обслуживающий персонал посольства.

Дипкорпус в узком смысле — это совокупность независимых друг от друга глав дипломатических представи­тельств, общими для которых являются страна пребывания и характер их деятельности;

Дипкорпус в широком смысле включает всех ра­ботников посольств и миссий, которых страна пребывания при­знает в качестве дипломатического персонала, а также членов их семей. Кроме того, сюда входят торговые представители (советни­ки) и их заместители, военные атташе и их помощники, специ­альные советники и атташе, а также члены их семей.

Дипломатические ранги — это особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведом­ства иностранных дел и дипломатических представительств за границей.

Дипломатические ранги: 1)атташе; 2)третий секретарь;3)второй секретарь II класса; 4)второй секретарь I класса; 5)первый секретарь II класса; 6) первый секретарь I класса; 7)советник II класса; 8)советник I класса; 9)Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса; 10) Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса; 11) Чрезвычайный и Полномочный Посол.

должности: 1) Чрезвычайный и Полномочный Посол, Постоянный представитель государства при международных организациях; 2) Генеральный консул; 3) Советник-посланник, заместитель Постоянного представителя; 4) советник; 5) консул; 6) первый секретарь; 7) вице-консул; 8) второй секретарь; 9) третий секретарь; 10) атташе; 11) референт.

Виды органов внешних сношений:

· постоянные дипломатические представительства— посольства и миссии при главах государств и правительств, возглавляемые, послами и посланниками;

· консульства - орган внешних сношений государства, учрежденный на территории другого государства (с согласия последнего) для выполнения определённых функций

· торговые и культурные представительства и миссии, являющиеся либо частью дипломатических представительств, либо самостоятельными органами, выполняющими специальные функции;

· постоянные представительства при международных организациях и учреждениях;

· временные представители или делегации для участия в двусторонних и международных переговорах на конференциях или торжественных церемониях.

Дипломатические привилегии и иммунитеты представля­ют собой права и преимущества, которые предоставляются ди­пломатическому представительству и дипломатическому персоналу.

В наше время привилегии и иммунитеты, которыми поль­зуются дипломатические представительства, их главы и со­трудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. К их числу относится и Вен­ская конвенция 1961 г., которая устанавливает две категории дипломатических привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т.е. относящиеся к главам и персоналам представительства.

Так, согласно ст. 22 конвенции, помещения представи­тельства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представитель­ства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы предста­вительства и обслуживающий их земельный участок.

Согласно Конвенции, на государстве пребывания лежит обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ему ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия предста­вительства. Предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представитель­ства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также официальная корреспонденция представительства.

 

21. Консульские учреждения государств. Консульская служба РФ. Консульские привилегии и иммунитеты

Согласно Венской конвен­ции о консульских сношениях 1963 г. Консульские учреждения подразделяются на четыре вида: 1)генеральное консульство — учреждается в крупных коммерческих или промышленных центрах или в крупных портах (глава – генеральный консул). 2) консульство (консул); 3) вице-консульство — учреждается в консульском округе центрального консульства или консульства, глава которого — штатное должностное лицо, подчиненное консулу (вице-консул); 4) консульское агентство — это канцелярии, создаваемые в портах, в компетенцию которых входят вопросы торговли и судоходства.

Консулы подразделяются на два вида: штатные, или про­фессиональные (состоят на государ­ственной службе представляемого государства, являются его гражданами и получают от государства жалование, не имеют права заниматься какой-либо иной дея­тельностью). И нештатные или почетные (не состоят на государ­ственной службе, выполняют консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государ­ства пребывания, как правило, их назначают из числа граж­дан государства пребывания, но в качестве платы за выпол­нение консульских функций они обращают в свою пользу кон­сульские сборы). В настоящее время РФ имеет за границей свыше 25 почетных консулов. Как показывает международная консульская практика, к основным функциям почетного консула относятся торговое посредничество и содействие продвижений экспортной продукции представляемого государства на местные рынки. Кроме того, в его функции входит: оказание консультационных услуг в вопросах установления контактов и развития делового сотрудничества с партнерами в стране пребывания, информирование о законах страны пребывания в сфере экономической деятельности, о правилах оформления документов, связанных с такой деятельностью, о правилах оформления документов, связанных с такой деятельностью.

Консульская деятельность осуществляется также консульскими отделами посольств. При отсутствии отдельных консульств своей страны деятельность такого консульского должностного лица распространяется на всю территорию государства пребывания. Все заграничные консульские учреждения подчинены непосредственно МИД.

Консульская служба РФ является составной частью дипломатической службы России. Она состоит из: 1) внутренних органов (департамента консульской службы на территории РФ как органа МИД РФ в субъектах Федерации); 2) внешних органов (консульские учреждения РФ за границей).

Департамент консульской службы координирует и направляет деятельность консульских подразделений в составе дипломатических представительств и представительств МИД России на территории РФ. Основные задачи и функции департамента: 1) участие в консульском обеспечении внешних связей РФ, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных, спортивных связей и туризма. 2) Участие в разработке и реализации мер по установлению и развитию консульских сношений РФ, защите прав и интересов РФ, ее граждан и юридических лиц за границей; 3)участие в формировании и укреплении договорно-правовой базы консульских сношений РФ с иностранными государствами.

Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. предусмотрено, что установление дипломатических отноше­ний уже само по себе предполагает установление и консульс­ких отношений. При отсутствии дипломатических отношений консульские отношения устанавливаются только по обоюдному согласию заинтересо­ванных государств.

Назначение консула на должность сопровождается выдачей ему консульского патента. Этот документ, подтверждающий факт назначения данного лица главой консульского учрежде­ния, направляется, как правило, по дипломатическим кана­лам правительству государства пребывания. В нем указывают­ся полное имя, гражданство, консульский ранг назначаемого лица, а также консульский округ и местопребывание кон­сульства. В настоящее время консульские патенты глав самостоятельных консульских учреждений обычно подписываются заместителями министра иностранных дел РФ и скрепляются подписью директора Департамента консульской службы МИД. Назначенный таким образом консул может приступить к исполнению своих обязанностей лишь после получения экзекватуры. Она выдается государством пребывания либо в виде отдельного документа, либо надписи на патенте, либо путем опубликования в официальной прессе данной страны сообщения о выдаче экзекватуры с уведомлением об этом властей местопребывания Консула. Согласно международной практике и правилам международных конвенций, государство пребывания может воздержаться от выдачи экзекватуры без объяснения мотивов. Заведующие консульскими отделами дипломатических представительств РФ не получают патентов и экзекватуры. Кроме того, ведомство иностранных дел обычно выдает консулам консульские карточки, которыми удостоверяется, что данное лицо имеет право на привилегированный статус.

Консульские функции

1. Функции по защите интересов представляемого госу­дарства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представ­ляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые им принадлежат согласно законам государства пребывания и действующим международным конвенциям. Консул подает в соответству­ющие служебные учреждения ходатайства о рассмотрении споров и претензий, касающихся наследственного имуществ умерших граждан представляемого государства, принимает меры к охране имущества, оставшегося после смерти гражданина. Консульские учреждения РФ часто используют предоставленное им право при защите интересов и прав собственности на наследственное имущество. Консул наделен правом по поручению судебных или следственных органов РФ вручать судебные повестки. При задержании российского гражданина обязан выяснить причины таких действий властей и принимать, в случае неправомерности этих действий.

2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осуществляет охрану и защиту экономических и правовых инте­ресов представляемого государства, его юридических лиц и граждан, следит за исполнением торговых договоров, дого­воров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании право­вой помощи, участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания, изучают условия местного рынка, изучают факторы, препятствующие сбыту товаров своих стран на местном рынке.

3. Административные функции. Регистрирует акты гражданского состоя­ния, принимает ходатайства соотечественников, постоян­но проживающих за границей.

4. Нотариальные функции. Составляет, свидетельс­твует или принимает на хранение завещательные распоряже­ния и все односторонние акты граждан представляемого госу­дарства, а также оформляет двусторонние юридические сделки. На консулов возлагается функция по легализации докумен­тов и актов, составленных при участии местных властей кон­сульского округа или исходящих от них. Консульская легали­зация — это установление и засви­детельствование консулом личной подписью и печатью кон­сульского учреждения подлинности подписей на документах.

5. Информационная функция. Консул собирает информа­цию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему пра­вительству. Распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике РФ;

В последние годы был принят ряд нормативных актов: 1) Постановление Правительства РФ "О порядке и условиях предоставления загранучреждениями Российской Федерации услуг субъектам малого предпринимательства" 1994 г.; 2) Положение о Департаменте консульской службы МИД РФ от 14 августа 1996 г.; 3) Положение о Консульском учреждении Российской Федерации от 5 ноября 1998 г.

В рамках СНГ были заключены следующие соглашения: о безвизовом передвижении граждан по территории государств-участников; о правах и основных свободах человека (1995 г).

Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого иностранного государства. Каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Единственной формальностью для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, подлинности печати, является проставление "апостиля" (штампа установленного образца) на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. По состоянию на 1 января 2000 г. участниками Гаагской конвенции является 58 государств.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.008 с.)