Международные отношения как объект изучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные отношения как объект изучения.



Международные отношения как объект изучения.

международные отношения — «совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на 'мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Чаще всего одной из существенных особенностей международных отношений считают их участников. Арон: «международные отношения — это отношения между политическим единицами. Содержанием международных отношений являются отношения между государствами: бесспорным примером международных отношений являются межгосударственные договоры». международные отношения в самой своей сущности содержат альтернативу мира и войны. Поэтому международные отношения Р. Арон считает «предгражданским» или «естественным» состоянием общества. В сфере международных отношений господствует «плюрализм суверенитетов», поэтому здесь нет монополии на принуждение и насилие.

Д. Капоразо: главными действующими лицами в международных отношениях становятся не государства, а классы, социально-экономические группы и политические силы. Д. Сингер, представитель бихевиористской школы: надо изучать поведение всех возможных участников международных отношений — от индивида до глобального сообщества. тенденция к расширению числа участников международных отношений за счет негосударственных и частных субъектов диктует необходимость внимательного анализа их роли в изменениях,анализ должен сопровождаться сопоставлением «удельного» веса участников международных отношений.

Так, до недавнего времени международные Отношения подразделялись, на основе классового критерия, на отношения господства и подчинения, отношения сотрудничества и взаимопомощи и переходные отношения. в начале 1990-х гг. перешли к «общецивилизационному». попытка выделить два типа международных отношений: основанные 1) на балансе сил и 2) на балансе интересов.

Международные отношения классифицируются либо по сферам общественной жизни — экономические, политические, военно-стратегические и т.п., — либо в зависимости от их участников — межгосударственные отношения, межпартийные отношения, между международными организациями, транснациональными корпорациями и т.п.

от степени развития и интенсивности: высокий, низкий или средний уровни. геополитический критерий: глобальный (или общепланетарный), региональные (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна).

от степени напряженности: в состоянии стабильности и нестабильности; доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.

Закономерности МО:

· Главным действующим лицом МО является государство. Основная форма его деятельности — дипломатия. транснационалисты: роль государства падает.

· Государственная политика существует в двух измерениях — внутреннем (внутренняя политика, являющаяся предметом политологии) и внешнем (внешняя политика, являющаяся предметом международных отношений).

· Основа всех международных действий государств коренится в их национальных интересах.

· Международные отношения — это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы.

· Баланс сил может принимать различные формы — однополярную, биполярную, трёхполярную, мультиполярную конфигурацию.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. Занимается проблемами современного состояния, а также тенденциями развития мировой политической системы. В качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства и межправительственные организации, но и негосударственных акторов.

Объект МО – среда, в которой господствует «предгражданское состояние» - анархическое поле, характеризующееся отсутствием центральной или верховной власти. Транснационалистский подход: объект науки о МО - любые социальные отношения и потоки, пересекающие границы и избегающие государственного контроля. Объектом исследования МО выступает неупорядоченная политическая среда, в которой отсутствует верховная власть и монополия на легитимное насилие. Объект науки о МО характеризуется дуализмом регулируемости и порядка.

Любые попытки установить какую-то ортодоксальность, основанную на единой точке зрения и особой методологии, может привести лишь к уменьшению шансов на реальный процесс познания.

Предметом истории МО является эволюция международных систем (систем МО). Предмет МО – политическая власть, политический процесс, политический режим в специфическом значении, применяемом в международной борьбе. В предметное после МО входят такие понятия и проблемы как плюрализм суверенитетов, баланс сил, биполярность и многополярность, дипломатия и стратегия.

 

Реализм и неореализм

Реализм. Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Карр, Моргентау. Ее наиболее известные представители – Р. Нибур, Ф. Шуман, Д. Кеннан, Д. Шварценбергер, К.Томпсон, Г.Киссинджер, Э.Карр, А. Уолферс, Моргентау и Арон. работа Моргентау «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» 1948 г.

1. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства. При этом государства рассматриваются как однородные политические организмы, унитарные образования, которые проводят единую политику в отношении других государств - участников международных отношений. Только государства имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения договоров, объявления войн. Причем речь идет не обо всех государствах, а только о наиболее крупных. сильные государства делают то, что они могут, а слабые - то, что им позволяют сильные.

2. МО носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется своими собственными интересами. Национальные интересы - главная категория реализма, принцип «помоги себе сам».

3. Главным международным процессом является межгосударственный конфликт, крайняя форма его проявления - война. конфликты подчеркивают вторичную роль сотрудничества.

4. основная цель государства - обеспечение собственной безопасности. важнейшим совокупным ресурсом государства выступает власть, военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа. главным признаком власти является способность контролировать поведение других участников МО.

5. сила – одно из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене с помощью военной стратегии и дипломатии.

6. природу международных отношений изменить невозможно.

Неореализм. Бузан, Гилпин, Уолц. Возникновение школы неореализма в науке о международных отношениях связывают с публикацией книги Уолца «Теория международной политики» 1979 г.

1. теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. международные отношения — это межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.

2. Международные отношения - целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.

3. объяснение международного поведения на уровне международной системы, структурные свойства которой являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими. Уолтц: три принципа структуры международных отношений: государства руководствуются мотивом выживания; участниками МО остаются только государства, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом.

4. вычленение экономических отношений от политических

5. стремление к методологической строгости.

6. Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.

7. Движущая сила международных отношений — в сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы.

Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем. Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал

 

 

Либерализм, неолиберализм

Локк, Кант, Бентам, Смит, Вильсон. В качестве идейнотеоретических истоков либерально-идеалистической парадигмы современной науки о международных отношениях выступают философия стоицизма, взгляды испанского христианского теолога Франциско де Витториа (1480-1546), голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645), идеи Иммануила Канта (1724-1804) о «вечном мире», утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX века. В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вильсоном программе создания Лиги Наций (1918), в Пакте Бриана - Келлога (1928), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских политиков, как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бжезинский, президент Джимми Картер (1976-1980) и президент Джордж Буш (1988-1992).

1. Участники международных отношений — широкий круг акторов, объединяющий не только государства, но и международные правительственные организации, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и частные лица. Государство не может считаться рациональным и универсальным актором. Международная политика государства — это постоянная борьба, согласование интересов различных субъектов.

2. В международных отношениях отсутствует верховная власть, однако это не ведёт к господству принципа «помоги себе сам». Расширение полномочий международных организаций, разработка и принятие норм международного права делает возможным равноправное участие в международной политике различных государств.

3. Международные отношения нельзя свести только к состоянию мира и войны. Международные процессы многообразны, рост международного сотрудничества.

4. приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка.

5. урегулирование различных конфликтов возможно мирным путём, при помощи международных организаций и норм международного права. создание системы коллективной безопасности, отказ от войны как инструмента МП

6. Будущее международных отношений — создание общемирового сообщества, мирового правительства.

 

Неолиберализм. Возрождение позиций либерально-идеалистической парадигмы, подорванных в ходе холодной войны, произошло после распада биполярной системы международных отношений. При этом изначальная парадигма была подвергнута глубокой трансформации, которая привела к формированию идей неолиберализма. Наиболее известными представителями неолиберализма стали Роберт Кохэн и Джозеф Най.

1. государство не является единственным участником международных отношений. Возрастает роль ТНК, международных организаций, террористических и криминальных организаций, индивидов.

2. Увеличение числа участников международных отношений имеет ряд негативных последствий, прежде всего, увеличивается число угроз для общества. Лучшим решением в этой ситуации является концепция кооперативной безопасности.

3. Главной целью участников является международная безопасность.

4. Важнейшим условием достижения международной стабильности является развитие международного сотрудничества, которое способствует росту экономического благополучия.

5. Главные средства международных отношений — распространение идеалов либеральной демократии и рынка, а у либералов — создание международных организаций, развитие международного права

6. Центр тяжести переносится с международного права на международную мораль. главными критериями моральности выдвигаются либеральная демократия и права человека.

Сходства между неолиберализмом и неореализмом:

1. Рационализм. В центре обеих парадигм — рациональный политик, руководимый рациональным расчётом.

2. в основе международных отношений лежит национальный интерес.

3.Обе парадигмы изучают, кто из участников МО находится в более выгодном положении.

Различия между неолиберализмом и неореализмом:

1. По мнению неолибералов, анархичность международных отношений преодолима, в неореалисты считают, что нет.

2. Неолибералы считают, что выгода от международного сотрудничества абсолютна. По мнению неореалистов, выгода относительна

3. Причина международного сотрудничества для неолибералов — максимальное экономическое процветание, для неореалистов — военная безопасность.

4. По мнению неореалистов, поведение государства определяется системными принуждениями, их реальными возможностями и способностями. Неолибералы считают, что государственные намерения играют важную роль, поэтому их всегда нужно учитывать.

 

 

Неомарксизм, постмодернизм

Неомарксизм. Амин, Валлерстайн, Кокс. Значительную роль в становлении сыграли работы Пребиша. Они доказывали, что капиталистическое разделение труда поддерживает поляризацию между странами - экспортерами сырья (т.е. «наделенными фактором труда») и странами - экспортерами готовых продуктов (т.е. «наделенными фактором капитала»).

Современные неомарксисты (И. Валлерстайн, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски, И. Галтунг, Н. Герас) представляют международные отношения в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Базовыми понятиями неомарксизма выступают «мир-система» и «мир-экономика». Основные черты современной «мир-экономики» - всемирная организация производства, рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве, интернационализация капитала и рынков продуктов, стандартизация моделей потребления, уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов и повсеместная приватизация.

первым из главных следствий этого является рост неравенства между «периферийными» акторами (слаборазвитые государства и регионы) и «центральными» акторами». Происходят процессы перераспределения влияния «несимметричной взаимозависимости» в пользу США.

Резкой критике подвергается идеология «гиперлиберализма». В современном мире существуют и противоположные процессы - диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и других организаций и структур, поиски новых путей развития, но радикально-либеральная идеология внушает массовому сознанию, что альтернативы глобализации нет.

необходимость стратегии «антисистемного разрыва», - основные черты наблюдающейся сегодня «разнузданной глобализации» являются следствием «пяти монополий. Это монополия на новые техники, на контролирование финансовых потоков, на контроль доступа к природным ресурсам, на контроль доступа к средствам коммуникаций и на обладание оружием массового уничтожения. Поэтому основная задача «стратегии разрыва» - это разрушение их мощи. Для этого необходимо формирование «фронта антисистемных народных сил». Такой фронт может быть создан через прогрессивный национализм.

Кокс называет процесс длительного поэтапного перехода к новой системе международных отношений «позиционной войной». Глобализация «мир-экономики», сопровождаемая ростом богатств для самых богатых, будет иметь следствием разрыв социальных связей, демографический кризис и поляризацию между богатыми и бедными в мировом масштабе.

Таким образом, неомарксизм объединяют с традиционным марксизмом приоритет экономическим структурам и их роли в общественном развитии, отношения классовой борьбы, господства и подчинения, эксплуатации и неравенства, конфликтный характер международной среды и проблемы преодоления угнетенными международными классами эксплуатации и господства со стороны правящих классов, верой в позитивный результат эволюции международных отношении.

Наконец, важно отметить и то, что как марксизм, так и неомарксизм в международно-политической науке гораздо более убедительны и концептуальны в критике существующего положения, нежели в выработке путей выхода из него и, особенно, в описании альтернативной картины нового мира, идущего на смену старому. неомарксисты в противоположность своим идейным предшественникам при анализе взаимосвязи и взаимодействия внутренней и внешней политики отдают приоритет не первой, а второй.

Постмодернизм.в конце XX в. появилось. Термин "постмодернизм" впервые использовал французский философ Франсуа Лиотар.постмодернизм широкомасштабная реакция на философское наследие эпохи Просвещения, проявившееся в различных областях гуманитарного знания. Постмодернистское течение отличает иррационализм и негативный взгляд на возможности познания мира. не существует истины, которую нужнобыло бы искать или отстаивать в борьбе.Постмодернизм отказывает в праве на объективность и рациональность общественным наукам. знание рождает власть, но и обладание властью облегчает доступ к знанию.По мнению постмодернистов, существующая реальность представляет собой социальный конструкт, создаваемый верованиями и поведением людей. По мере того как та или иная идея появляется и распространяется, люди начинают верить в нее и действовать в соответствии с ней.Идеи постепенно воплощаются в общественных нормах и институтах, механизмах социального контроля и тем самым создают общественную реальность. Рассуждая о международной политике, постмодернисты доказывали, что "холодная война" стала результатом реализации концепции политического реализма с его ставкой на силовые механизмы регулирования международных отношений.отношение постмодернистов к реалистической парадигме более негативно, чем к либеральной или марксистской парадигмам. Постмодернисты соглашаются с неолибералами в вопросах снижения роли национальных государств и повышения роли негосударственных субъектов в мировой политике.Однако основное внимание постмодернисты уделяют исчезновению самого принципа территориальности политической власти. На этом основываются концепции "смерти географии", "эмансипации территориальности". Территориальный принцип построения власти должен уйти в прошлое. Все чаще имеет место внерегиональная, внегосударственная, внетерриториальная форма организации процессов. традиционные основы национальных государств размываются потому, что сама политическая власть теряет свое значение по отношению к власти экономических институтов и глобальных рыночных механизмов. приходит так называемая внутренняя граница, разделяющая группы и отдельных индивидуумов внутри населения каждого государства. переход от территориальных сообществ к сетевым, функционирующим на базе общих интересов и ценностей. этнонациональная принадлежность может обладать меньшей значимостью, чем вероисповедание. Негативное отношение к модели национального государства объясняется и тем, что воплощает приоритет материальных ценностей над духовными. Они противопоставляют принципам равенства и однородности принципы разнообразия и приветствуют плюрализм везде. Дж. Дер Дериан считает представление о дипломатии как инструменте посредничества и достижения мира мифом, призванным замаскировать суть реальной внешнеполитической практики Запада. США делит внешний мир на "своих" и "чужих".Настороженное отношение постмодернистов к идеям нового мирового порядка также основано на критике "культурного империализма. даже нормы международного права и идеи прав человека являются лишь воплощением универсалистских надежд западных либералов.

Методы изучения МО

Проблема метода — одна из наиболее важных проблем любой науки, так как в конечном счете речь идет о том, чтобы научить, как получать новое знание, как применять его в практической деятельности.

Методы анализа ситуации. Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала («данных»).

Наблюдение. Элементами данного метода являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Оно бывает внешним и включенным (когда наблюдатель является прямым участником)

Изучение документов. Наиболее доступными являются официальные документы: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, информация о визитах государственных деятелей, уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций.

Сравнение. нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений. дает возможность получить научно значимые выводы на основе несходства явлений и ситуации.

Экспликативные методы:

Контент-анализ. систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов.

Ивент-анализ. направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает, что, по отношению к кому и когда». Систематизация и обработка по признакам: 1) субъект-инициатор (кто); 2) сюжет (что); 3) субъект-мишень (по отношению к кому) и 4) дата события (когда).

Когнитивное картирование. анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему.

Эксперимент. создание искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез

Прогностические методы:

Дельфийский метод. систематическое и контролируемое обсуждение проблемы несколькими экспертами. Эксперты вносят свои оценки события в центральный орган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам.

Построение сценариев. построение идеальных моделей вероятного развития событий. На основе анализа существующей ситуации выдвигаются гипотезы, представляющие собой простые предположения и не подвергаемые в данном случае никакой проверке.

Системный подход. дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности и помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования международной системы.

Моделирование. Данный метод связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют элементам и отношениям реальных международных феноменов и процессов.

Анализ процесса принятия решений. динамическое измерение системного анализа международной политики. На первом этапе определяются главные лица, принимающие решение и описывается роль каждого из них. На следующем этапе проводится анализ политических предпочтений с учетом их мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства.

 

Право прав человека.

Устав Организации Объединенных Наций обращается к вопросу прав и свобод человека в преамбуле и в ст. 1, 13, 55, 62, 68, 76. В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека. 4 ноября 1950 г. в Риме Европейская конвенция по правам, человека. В ноябре 1969 г. была подписана Межамериканская конвенция по правам человека. В 1981 г. в Банги (Гамбия) принимается Африканская хартия прав человека. в 1981 г. была провозглашена Исламская Всеобщая декларация прав человека.

В современном Международном Гуманитарном Праве слились три направления: установление правил ведения войны и применения оружия («право Гааги»), защита жертв вооруженных конфликтов («право Женевы») и защита основных прав человека («право Нью-Йорка»)».

Международное гуманитарное право тесно связано с деятельностью Международного Комитета Красного Креста. Происхождение гуманитарного права связано с битвой при Сольферино в Ломбардии в 1859 г. 1864 г. была принята дипломатическая Конвенция об улучшении участи раненых.

Концепция гуманитарного вмешательства. Одним из проявлений усиления взаимозависимости государств и глобализации мирового развития становится увеличение числа таких ситуаций, когда внутриполитические решения и события, происходящие на территории одной страны, могут оказать негативное воздействие на развитие других стран и на международную жизнь в целом. Гуманитарная интервенция или гуманитарная война — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения. не попадают миротворческие операции, проводимые ООН с согласия государства, акции с использованием вооруженной силы по просьбе законного правительства, военные операции, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом, акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.

Взаимодействие права и морали в международных отношениях. не означает тождественности международного права и международной морали. В одних принципах преобладают юридические элементы (например, в принципе суверенного равенства государств), в других, — моральные элементы (например, в принципе сотрудничества). Мораль относительна. В основе их единства лежат генетическая общность (то есть общность социальных основ происхождения); функциональная общность (регулятивное назначение); в плане их нормативно-ценностной природы. и право, и мораль представляют собой обязательные правила поведения. правовые нормы носят фиксированный характер, записанный в соответствующих уставах. в механизме нравственного регулирования международных отношений последний он отсутствует. Мораль также связана с государством: она создается и реализуется в. процессе межгосударственного отношения. и государства, и международные организации опираются на нравственные нормы.

международная мораль и международное право различаются по сферам действия: моральные нормы носят всеохватывающий характер, право имеет ограниченную сферу применения. далеко не все универсальные образцы поведения могут быть формализованы в международно-правовых нормах. Значительно большая их часть закрепляется в нормах международной морали. различаются с точки зрения форм, методов, средств и возможностей воздействия на поведение международного автора. Правовое регулирование предполагает использование средств принуждения. Основной регулятор нравственных норм международного поведения - мировое общественное мнение.

Глобализация права осуществляется в основном через глобализацию правового сознания.

Международное (публичное) право отличается от внутригосударственного права. международное право регулирует отношения, возникающие только между специфическими субъектами; внутригосударственное право регулирует весь спектр общественных отношений, возникающих внутри государства. МП регулирует исключительно демократические отношения; в ВГП характер отношений зависит от политико-правового режима. МП регулирует отношения преимущественно между классическими субъектами права, в ВГП субъектами являются физические и юридические лица, государственные органы. МП источниками права являются договор и международный обычай; ВГП — закон, обычай.

Международное (публичное) право отличается от международного частного права: МП— самостоятельная система права; МЧП- отрасль российского права. МП регулирует отношения между специфическими субъектами, МЧП - гражданско-правовые отношения, источниками МП являются договоры и обычаи; МЧП - источники национального права.

Суверенитет личности - концепция права собственности по отношению к себе, выраженная в моральном или естественном праве человека быть единственным, кто распоряжается его телом и жизнью. Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права

 

Религия

Особо выделяется революция в Иране, где пришедшее к власти исламское духовенство во главе с имамом Хомейни стало тяготиться идеями “экспорта” ислама в его радикальном варианте в третьи страны; Религиозный ренессанс” ставший реальностью в конце XX в., а так же распад СССР способствовали определенному возрастанию роли религиозного фактора в международных отношениях.

К. Калхоун, С. Кемер: однажды религия станет играть ключевую роль.

С. Хантингтон “Столкновение цивилизаций”: “столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики”, десекуляризация мира стала реальным, неоспоримым фактом, который способствует возрастанию роли религиозного фактора в международной системе политических отношений. процессы экономической модернизации размыли традиционную идентификацию людей с местом жительства и одновременно ослабили роль нации-государства как источника идентификации. Образовавшиеся в результате вакуумы по большей части были заполнены религией.

Уолтер Рассел Мид отмечает, что религия всегда была и остается важнейшим фактором, определяющим политику США.

исламский мир больше других пострадал при глобализации, здесь произошло меньше всего позитивных изменений, а потому он в большей степени, нежели другие осознал свою специфику, особенность. Это позволяет нам рассматривать исламское сопротивление как альтернативный вариант глобализации.

направление вектора современных “крестовых походов” изменилось с Востока на Запад. руководители исламских фундаменталистов говорят об оккупации неверными (куфра) священных для мусульман мест (главным образом Ирака), а также об образовании государства Израиль как об унижении для всего мусульманского мира. В этом русле исламистскую идею возрождения “вселенского халифата” можно рассматривать как программу создания некоего мегагосударства на основе крайне радикализированных исламских ценностей.

Некоторые исследователи (Дж. Фридман, М. Шеер) говорят даже о начале четвертой мировой войны (под третьей мировой они подразумевают холодную войну).

Особо надо отметить деятельность Организации Исламского Сотрудничества (ОИС). она является межправительственной и в настоящее время объединяет 57 стран. Стоит отметить также деятельность Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Это крупнейшая международная христианская организация, в которую входят 348 христианских церквей из 100 стран мира. Довольно активную деятельность проводит Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП). Однако существуют и другие организации, в частности, террористические. Самая крупная такая организация – «Аль-Каида». Главной её целью является свержение светских и «еретических» правящих режимов в мусульманских странах, а также борьба с США как главным врагом ислама.

В XXI столетии конфликты на религиозной почве становятся еще более опасными в связи с наличием большого количества разнообразного оружия, в том числе и оружия массового уничтожения. Особо надо выделить и ситуацию на Ближнем Востоке. в современных международных отношениях религия играет скорее негативную роль, нежели позитивную. Говоря о религиозном факторе, нельзя не упомянуть исламизацию со всеми её последствиями.

 

 

Регионализация в МО

Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс ее перераспределения.

Регионализа́ция — процесс перераспределения властных компетенций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях. Наглядным примером процесса регионализации является Европейский союз.

Важной вехой на пути совершенствования механизмов координации региональных политик стали Маастрихтский и Лиссабонский договоры. Центральным моментом в этом контексте явилось создание Комитета регионов. Комитет регионов – это консультативный орган Европейского Союза. В него входят представители местных и региональных органов власти. В 2007 г. Европейская Комиссия подготовила Белую книгу о надлежащем управлении. большое внимание уделяется созданию так называемых Европейских групп по трансграничному сотрудничеству. Естественное развитие процесса регионализации в Европейском союзе привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Во второй половине 90-х годов Европейским союзом началась разработка инициативы INTERREG в целях развития межрегионального сотрудничества и стимулирования полноценного участия приграничных регионов в экономике Европы.

Первопроходцем новой архитектуры региональной парадипломатии стал в 1984 году Бирмингем. Муниципальный совет этого города принял тогда решение открыть свое представительство в Брюсселе. В 1985 г. в Брюсселе появились офисы федеральных земель Германии.

постепенно к регионам переходит роль факторов международных отношений, в частности посредством заключения рамочных международных договоров о сотрудничестве. Появляется такое понятие, как международный маркетинг региона

Для признания организации региональной необходимо: пространственное единство государств-членов; пространственное ограничение целей, задач и действий.

Одна из особенностей ОБСЕ — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европей­скими государствами участвовали Соединённые Штаты Аме­рики и Канада. Противоречивыми, с позиций регионального регулирова­ния, являются черты НАТО. Сформированный в 1949 г. блок объединил как государства Северной Америки, так и Западной Европы; а затем и Юго-Восточ­ной Европы. Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием ОБСЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.094 с.)