ТОП 10:

Международные отношения как объект изучения.



Международные отношения как объект изучения.

международные отношения — «совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на 'мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Чаще всего одной из существенных особенностей международных отношений считают их участников. Арон: «международные отношения — это отношения между политическим единицами. Содержанием международных отношений являются отношения между государствами: бесспорным примером международных отношений являются межгосударственные договоры». международные отношения в самой своей сущности содержат альтернативу мира и войны. Поэтому международные отношения Р. Арон считает «предгражданским» или «естественным» состоянием общества. В сфере международных отношений господствует «плюрализм суверенитетов», поэтому здесь нет монополии на принуждение и насилие.

Д. Капоразо: главными действующими лицами в международных отношениях становятся не государства, а классы, социально-экономические группы и политические силы. Д. Сингер, представитель бихевиористской школы: надо изучать поведение всех возможных участников международных отношений — от индивида до глобального сообщества. тенденция к расширению числа участников международных отношений за счет негосударственных и частных субъектов диктует необходимость внимательного анализа их роли в изменениях,анализ должен сопровождаться сопоставлением «удельного» веса участников международных отношений.

Так, до недавнего времени международные Отношения подразделялись, на основе классового критерия, на отношения господства и подчинения, отношения сотрудничества и взаимопомощи и переходные отношения. в начале 1990-х гг. перешли к «общецивилизационному». попытка выделить два типа международных отношений: основанные 1) на балансе сил и 2) на балансе интересов.

Международные отношения классифицируются либо по сферам общественной жизни— экономические, политические, военно-стратегические и т.п., — либо в зависимости от их участников — межгосударственные отношения, межпартийные отношения, между международными организациями, транснациональными корпорациями и т.п.

от степени развития и интенсивности: высокий, низкий или средний уровни. геополитический критерий: глобальный (или общепланетарный), региональные (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна).

от степени напряженности: в состоянии стабильности и нестабильности; доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.

Закономерности МО:

· Главным действующим лицом МО является государство. Основная форма его деятельности — дипломатия. транснационалисты: роль государства падает.

· Государственная политика существует в двух измерениях — внутреннем (внутренняя политика, являющаяся предметом политологии) и внешнем (внешняя политика, являющаяся предметом международных отношений).

· Основа всех международных действий государств коренится в их национальных интересах.

· Международные отношения — это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы.

· Баланс сил может принимать различные формы — однополярную, биполярную, трёхполярную, мультиполярную конфигурацию.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. Занимается проблемами современного состояния, а также тенденциями развития мировой политической системы. В качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства и межправительственные организации, но и негосударственных акторов.

Объект МО – среда, в которой господствует «предгражданское состояние» - анархическое поле, характеризующееся отсутствием центральной или верховной власти. Транснационалистский подход: объект науки о МО - любые социальные отношения и потоки, пересекающие границы и избегающие государственного контроля. Объектом исследования МО выступает неупорядоченная политическая среда, в которой отсутствует верховная власть и монополия на легитимное насилие. Объект науки о МО характеризуется дуализмом регулируемости и порядка.

Любые попытки установить какую-то ортодоксальность, основанную на единой точке зрения и особой методологии, может привести лишь к уменьшению шансов на реальный процесс познания.

Предметомистории МО является эволюция международных систем (систем МО). Предмет МО – политическая власть, политический процесс, политический режим в специфическом значении, применяемом в международной борьбе. В предметное после МО входят такие понятия и проблемы как плюрализм суверенитетов, баланс сил, биполярность и многополярность, дипломатия и стратегия.

 

Реализм и неореализм

Реализм. Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Карр, Моргентау. Ее наиболее известные представители – Р. Нибур, Ф. Шуман, Д. Кеннан, Д. Шварценбергер, К.Томпсон, Г.Киссинджер, Э.Карр, А. Уолферс, Моргентау и Арон. работа Моргентау «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» 1948 г.

1. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства. При этом государства рассматриваются как однородные политические организмы, унитарные образования, которые проводят единую политику в отношении других государств - участников международных отношений. Только государства имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения договоров, объявления войн. Причем речь идет не обо всех государствах, а только о наиболее крупных. сильные государства делают то, что они могут, а слабые - то, что им позволяют сильные.

2. МО носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется своими собственными интересами. Национальные интересы - главная категория реализма, принцип «помоги себе сам».

3. Главным международным процессом является межгосударственный конфликт, крайняя форма его проявления - война. конфликты подчеркивают вторичную роль сотрудничества.

4. основная цель государства - обеспечение собственной безопасности. важнейшим совокупным ресурсом государства выступает власть, военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа. главным признаком власти является способность контролировать поведение других участников МО.

5. сила – одно из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене с помощью военной стратегии и дипломатии.

6. природу международных отношений изменить невозможно.

Неореализм. Бузан, Гилпин, Уолц. Возникновение школы неореализма в науке о международных отношениях связывают с публикацией книги Уолца «Теория международной политики» 1979 г.

1.теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. международные отношения — это межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.

2.Международные отношения - целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.

3.объяснение международного поведения на уровне международной системы, структурные свойства которой являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими. Уолтц: три принципа структуры международных отношений: государства руководствуются мотивом выживания; участниками МО остаются только государства, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом.

4.вычленение экономических отношений от политических

5.стремление к методологической строгости.

6.Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.

7.Движущая сила международных отношений — в сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы.

Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем. Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал

 

 

Либерализм, неолиберализм

Локк, Кант, Бентам, Смит, Вильсон. В качестве идейнотеоретических истоков либерально-идеалистической парадигмы современной науки о международных отношениях выступают философия стоицизма, взгляды испанского христианского теолога Франциско де Витториа (1480-1546), голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645), идеи Иммануила Канта (1724-1804) о «вечном мире», утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX века. В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вильсоном программе создания Лиги Наций (1918), в Пакте Бриана - Келлога (1928), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских политиков, как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бжезинский, президент Джимми Картер (1976-1980) и президент Джордж Буш (1988-1992).

1. Участники международных отношений — широкий круг акторов, объединяющий не только государства, но и международные правительственные организации, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и частные лица. Государство не может считаться рациональным и универсальным актором. Международная политика государства — это постоянная борьба, согласование интересов различных субъектов.

2. В международных отношениях отсутствует верховная власть, однако это не ведёт к господству принципа «помоги себе сам». Расширение полномочий международных организаций, разработка и принятие норм международного права делает возможным равноправное участие в международной политике различных государств.

3. Международные отношения нельзя свести только к состоянию мира и войны. Международные процессы многообразны, рост международного сотрудничества.

4. приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка.

5. урегулирование различных конфликтов возможно мирным путём, при помощи международных организаций и норм международного права. создание системы коллективной безопасности, отказ от войны как инструмента МП

6. Будущее международных отношений — создание общемирового сообщества, мирового правительства.

 

Неолиберализм. Возрождение позиций либерально-идеалистической парадигмы, подорванных в ходе холодной войны, произошло после распада биполярной системы международных отношений. При этом изначальная парадигма была подвергнута глубокой трансформации, которая привела к формированию идей неолиберализма. Наиболее известными представителями неолиберализма стали Роберт Кохэн и Джозеф Най.

1.государство не является единственным участником международных отношений. Возрастает роль ТНК, международных организаций, террористических и криминальных организаций, индивидов.

2.Увеличение числа участников международных отношений имеет ряд негативных последствий, прежде всего, увеличивается число угроз для общества. Лучшим решением в этой ситуации является концепция кооперативной безопасности.

3.Главной целью участников является международная безопасность.

4.Важнейшим условием достижения международной стабильности является развитие международного сотрудничества, которое способствует росту экономического благополучия.

5.Главные средства международных отношений — распространение идеалов либеральной демократии и рынка, а у либералов — создание международных организаций, развитие международного права

6.Центр тяжести переносится с международного права на международную мораль. главными критериями моральности выдвигаются либеральная демократия и права человека.

Сходства между неолиберализмом и неореализмом:

1. Рационализм. В центре обеих парадигм — рациональный политик, руководимый рациональным расчётом.

2. в основе международных отношений лежит национальный интерес.

3.Обе парадигмы изучают, кто из участников МО находится в более выгодном положении.

Различия между неолиберализмом и неореализмом:

1. По мнению неолибералов, анархичность международных отношений преодолима, в неореалисты считают, что нет.

2. Неолибералы считают, что выгода от международного сотрудничества абсолютна. По мнению неореалистов, выгода относительна

3. Причина международного сотрудничества для неолибералов — максимальное экономическое процветание, для неореалистов — военная безопасность.

4. По мнению неореалистов, поведение государства определяется системными принуждениями, их реальными возможностями и способностями. Неолибералы считают, что государственные намерения играют важную роль, поэтому их всегда нужно учитывать.

 

 

Неомарксизм, постмодернизм

Неомарксизм. Амин, Валлерстайн, Кокс. Значительную роль в становлении сыграли работы Пребиша. Они доказывали, что капиталистическое разделение труда поддерживает поляризацию между странами - экспортерами сырья (т.е. «наделенными фактором труда») и странами - экспортерами готовых продуктов (т.е. «наделенными фактором капитала»).

Современные неомарксисты (И. Валлерстайн, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски, И. Галтунг, Н. Герас) представляют международные отношения в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Базовыми понятиями неомарксизма выступают «мир-система» и «мир-экономика». Основные черты современной «мир-экономики» - всемирная организация производства, рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве, интернационализация капитала и рынков продуктов, стандартизация моделей потребления, уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов и повсеместная приватизация.

первым из главных следствий этого является рост неравенства между «периферийными» акторами (слаборазвитые государства и регионы) и «центральными» акторами». Происходят процессы перераспределения влияния «несимметричной взаимозависимости» в пользу США.

Резкой критике подвергается идеология «гиперлиберализма». В современном мире существуют и противоположные процессы - диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и других организаций и структур, поиски новых путей развития, но радикально-либеральная идеология внушает массовому сознанию, что альтернативы глобализации нет.

необходимость стратегии «антисистемного разрыва», - основные черты наблюдающейся сегодня «разнузданной глобализации» являются следствием «пяти монополий. Это монополия на новые техники, на контролирование финансовых потоков, на контроль доступа к природным ресурсам, на контроль доступа к средствам коммуникаций и на обладание оружием массового уничтожения. Поэтому основная задача «стратегии разрыва» - это разрушение их мощи. Для этого необходимо формирование «фронта антисистемных народных сил». Такой фронт может быть создан через прогрессивный национализм.

Кокс называет процесс длительного поэтапного перехода к новой системе международных отношений «позиционной войной». Глобализация «мир-экономики», сопровождаемая ростом богатств для самых богатых, будет иметь следствием разрыв социальных связей, демографический кризис и поляризацию между богатыми и бедными в мировом масштабе.

Таким образом, неомарксизм объединяют с традиционным марксизмом приоритет экономическим структурам и их роли в общественном развитии, отношения классовой борьбы, господства и подчинения, эксплуатации и неравенства, конфликтный характер международной среды и проблемы преодоления угнетенными международными классами эксплуатации и господства со стороны правящих классов, верой в позитивный результат эволюции международных отношении.

Наконец, важно отметить и то, что как марксизм, так и неомарксизм в международно-политической науке гораздо более убедительны и концептуальны в критике существующего положения, нежели в выработке путей выхода из него и, особенно, в описании альтернативной картины нового мира, идущего на смену старому. неомарксисты в противоположность своим идейным предшественникам при анализе взаимосвязи и взаимодействия внутренней и внешней политики отдают приоритет не первой, а второй.

Постмодернизм.в конце XX в. появилось. Термин "постмодернизм" впервые использовал французский философ Франсуа Лиотар.постмодернизм широкомасштабная реакция на философское наследие эпохи Просвещения, проявившееся в различных областях гуманитарного знания. Постмодернистское течение отличает иррационализм и негативный взгляд на возможности познания мира. не существует истины, которую нужнобыло бы искать или отстаивать в борьбе.Постмодернизм отказывает в праве на объективность и рациональность общественным наукам. знание рождает власть, но и обладание властью облегчает доступ к знанию.По мнению постмодернистов, существующая реальность представляет собой социальный конструкт, создаваемый верованиями и поведением людей. По мере того как та или иная идея появляется и распространяется, люди начинают верить в нее и действовать в соответствии с ней.Идеи постепенно воплощаются в общественных нормах и институтах, механизмах социального контроля и тем самым создают общественную реальность. Рассуждая о международной политике, постмодернисты доказывали, что "холодная война" стала результатом реализации концепции политического реализма с его ставкой на силовые механизмы регулирования международных отношений.отношение постмодернистов к реалистической парадигме более негативно, чем к либеральной или марксистской парадигмам. Постмодернисты соглашаются с неолибералами в вопросах снижения роли национальных государств и повышения роли негосударственных субъектов в мировой политике.Однако основное внимание постмодернисты уделяют исчезновению самого принципа территориальности политической власти. На этом основываются концепции "смерти географии", "эмансипации территориальности". Территориальный принцип построения власти должен уйти в прошлое. Все чаще имеет место внерегиональная, внегосударственная, внетерриториальная форма организации процессов. традиционные основы национальных государств размываются потому, что сама политическая власть теряет свое значение по отношению к власти экономических институтов и глобальных рыночных механизмов. приходит так называемая внутренняя граница, разделяющая группы и отдельных индивидуумов внутри населения каждого государства. переход от территориальных сообществ к сетевым, функционирующим на базе общих интересов и ценностей. этнонациональная принадлежность может обладать меньшей значимостью, чем вероисповедание. Негативное отношение к модели национального государства объясняется и тем, что воплощает приоритет материальных ценностей над духовными. Они противопоставляют принципам равенства и однородности принципы разнообразия и приветствуют плюрализм везде. Дж. Дер Дериан считает представление о дипломатии как инструменте посредничества и достижения мира мифом, призванным замаскировать суть реальной внешнеполитической практики Запада. США делит внешний мир на "своих" и "чужих".Настороженное отношение постмодернистов к идеям нового мирового порядка также основано на критике "культурного империализма. даже нормы международного права и идеи прав человека являются лишь воплощением универсалистских надежд западных либералов.

Методы изучения МО

Проблема метода — одна из наиболее важных проблем любой науки, так как в конечном счете речь идет о том, чтобы научить, как получать новое знание, как применять его в практической деятельности.

Методы анализа ситуации. Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала («данных»).

Наблюдение. Элементами данного метода являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Оно бывает внешним и включенным (когда наблюдатель является прямым участником)

Изучение документов. Наиболее доступными являются официальные документы: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, информация о визитах государственных деятелей, уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций.

Сравнение. нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений. дает возможность получить научно значимые выводы на основе несходства явлений и ситуации.

Экспликативные методы:

Контент-анализ. систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов.

Ивент-анализ. направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает, что, по отношению к кому и когда». Систематизация и обработка по признакам: 1) субъект-инициатор (кто); 2) сюжет (что); 3) субъект-мишень (по отношению к кому) и 4) дата события (когда).

Когнитивное картирование. анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему.

Эксперимент.создание искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез

Прогностические методы:

Дельфийский метод. систематическое и контролируемое обсуждение проблемы несколькими экспертами. Эксперты вносят свои оценки события в центральный орган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам.

Построение сценариев. построение идеальных моделей вероятного развития событий. На основе анализа существующей ситуации выдвигаются гипотезы, представляющие собой простые предположения и не подвергаемые в данном случае никакой проверке.

Системный подход. дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности и помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования международной системы.

Моделирование. Данный метод связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют элементам и отношениям реальных международных феноменов и процессов.

Анализ процесса принятия решений.динамическое измерение системного анализа международной политики. На первом этапе определяются главные лица, принимающие решение и описывается роль каждого из них. На следующем этапе проводится анализ политических предпочтений с учетом их мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства.

 

Право прав человека.

Устав Организации Объединенных Наций обращается к вопросу прав и свобод человека в преамбуле и в ст. 1, 13, 55, 62, 68, 76. В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека. 4 ноября1950 г. в Риме Европейская конвенция по правам, человека. В ноябре 1969 г. была подписана Межамериканская конвенция по правам человека. В 1981 г. в Банги (Гамбия) принимается Африканская хартия прав человека. в 1981г. была провозглашена Исламская Всеобщая декларация прав человека.

В современном Международном Гуманитарном Праве слились три направления: установление правил ведения войны и применения оружия («право Гааги»), защита жертв вооруженных конфликтов («право Женевы») и защита основных прав человека («право Нью-Йорка»)».

Международное гуманитарное право тесно связано с деятельностью Международного Комитета Красного Креста. Происхождение гуманитарного права связано с битвой при Сольферино в Ломбардии в 1859 г. 1864 г. была принята дипломатическая Конвенция об улучшении участи раненых.

Концепция гуманитарного вмешательства.Одним из проявлений усиления взаимозависимости государств и глобализации мирового развития становится увеличение числа таких ситуаций, когда внутриполитические решения и события, происходящие на территории одной страны, могут оказать негативное воздействие на развитие других стран и на международную жизнь в целом. Гуманитарная интервенция или гуманитарная война — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения. не попадают миротворческие операции, проводимые ООН с согласия государства, акции с использованием вооруженной силы по просьбе законного правительства, военные операции, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом, акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.

Взаимодействие права и морали в международных отношениях.не означает тождественности международного права и международной морали. В одних принципах преобладают юридические элементы (например, в принципе суверенного равенства государств), в других, — моральные элементы (например, в принципе сотрудничества). Мораль относительна. В основе их единства лежат генетическая общность (то есть общность социальных основ происхождения); функциональная общность (регулятивное назначение); в плане их нормативно-ценностной природы. и право, и мораль представляют собой обязательные правила поведения. правовые нормы носят фиксированный характер, записанный в соответствующих уставах. в механизме нравственного регулирования международных отношений последний он отсутствует. Мораль также связана с государством: она создается и реализуется в. процессе межгосударственного отношения. и государства, и международные организации опираются на нравственные нормы.

международная мораль и международное право различаются по сферам действия: моральные нормы носят всеохватывающий характер, право имеет ограниченную сферу применения. далеко не все универсальные образцы поведения могут быть формализованы в международно-правовых нормах. Значительно большая их часть закрепляется в нормах международной морали. различаются с точки зрения форм, методов, средств и возможностей воздействия на поведение международного автора. Правовое регулирование предполагает использование средств принуждения. Основной регулятор нравственных норм международного поведения - мировое общественное мнение.

Глобализация права осуществляется в основном через глобализацию правового сознания.

Международное (публичное) право отличается от внутригосударственного права. международное право регулирует отношения, возникающие только между специфическими субъектами; внутригосударственное право регулирует весь спектр общественных отношений, возникающих внутри государства. МП регулирует исключительно демократические отношения; в ВГП характер отношений зависит от политико-правового режима. МП регулирует отношения преимущественно между классическими субъектами права, в ВГП субъектами являются физические и юридические лица, государственные органы. МП источниками права являются договор и международный обычай; ВГП — закон, обычай.

Международное (публичное) право отличается от международного частного права: МП— самостоятельная система права; МЧП- отрасль российского права. МП регулирует отношения между специфическими субъектами, МЧП - гражданско-правовые отношения, источниками МП являются договоры и обычаи; МЧП - источники национального права.

Суверенитет личности - концепция права собственности по отношению к себе, выраженная в моральном или естественном праве человека быть единственным, кто распоряжается его телом и жизнью. Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права

 

Религия

Особо выделяется революция в Иране, где пришедшее к власти исламское духовенство во главе с имамом Хомейни стало тяготиться идеями “экспорта” ислама в его радикальном варианте в третьи страны; Религиозный ренессанс” ставший реальностью в конце XX в., а так же распад СССР способствовали определенному возрастанию роли религиозного фактора в международных отношениях.

К. Калхоун, С. Кемер : однажды религия станет играть ключевую роль.

С. Хантингтон “Столкновение цивилизаций”: “столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики”, десекуляризация мира стала реальным, неоспоримым фактом, который способствует возрастанию роли религиозного фактора в международной системе политических отношений. процессы экономической модернизации размыли традиционную идентификацию людей с местом жительства и одновременно ослабили роль нации-государства как источника идентификации. Образовавшиеся в результате вакуумы по большей части были заполнены религией.

Уолтер Рассел Мидотмечает, что религия всегда была и остается важнейшим фактором, определяющим политику США.

исламский мир больше других пострадал при глобализации, здесь произошло меньше всего позитивных изменений, а потому он в большей степени, нежели другие осознал свою специфику, особенность. Это позволяет нам рассматривать исламское сопротивление как альтернативный вариант глобализации.

направление вектора современных “крестовых походов” изменилось с Востока на Запад. руководители исламских фундаменталистов говорят об оккупации неверными (куфра) священных для мусульман мест (главным образом Ирака), а также об образовании государства Израиль как об унижении для всего мусульманского мира. В этом русле исламистскую идею возрождения “вселенского халифата” можно рассматривать как программу создания некоего мегагосударства на основе крайне радикализированных исламских ценностей.

Некоторые исследователи (Дж. Фридман, М. Шеер) говорят даже о начале четвертой мировой войны (под третьей мировой они подразумевают холодную войну).

Особо надо отметить деятельность Организации Исламского Сотрудничества (ОИС). она является межправительственной и в настоящее время объединяет 57 стран. Стоит отметить также деятельность Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Это крупнейшая международная христианская организация, в которую входят 348 христианских церквей из 100 стран мира. Довольно активную деятельность проводит Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП). Однако существуют и другие организации, в частности, террористические. Самая крупная такая организация – «Аль-Каида». Главной её целью является свержение светских и «еретических» правящих режимов в мусульманских странах, а также борьба с США как главным врагом ислама.

В XXI столетии конфликты на религиозной почве становятся еще более опасными в связи с наличием большого количества разнообразного оружия, в том числе и оружия массового уничтожения. Особо надо выделить и ситуацию на Ближнем Востоке. в современных международных отношениях религия играет скорее негативную роль, нежели позитивную. Говоря о религиозном факторе, нельзя не упомянуть исламизацию со всеми её последствиями.

 

 

Регионализация в МО

Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс ее перераспределения.

Регионализа́ция — процесс перераспределения властных компетенций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях. Наглядным примером процесса регионализации является Европейский союз.

Важной вехой на пути совершенствования механизмов координации региональных политик стали Маастрихтский и Лиссабонский договоры. Центральным моментом в этом контексте явилось создание Комитета регионов. Комитет регионов – это консультативный орган Европейского Союза. В него входят представители местных и региональных органов власти. В 2007 г. Европейская Комиссия подготовила Белую книгу о надлежащем управлении. большое внимание уделяется созданию так называемых Европейских групп по трансграничному сотрудничеству. Естественное развитие процесса регионализации в Европейском союзе привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Во второй половине 90-х годов Европейским союзом началась разработка инициативы INTERREG в целях развития межрегионального сотрудничества и стимулирования полноценного участия приграничных регионов в экономике Европы.

Первопроходцем новой архитектуры региональной парадипломатии стал в 1984 году Бирмингем. Муниципальный совет этого города принял тогда решение открыть свое представительство в Брюсселе. В 1985 г. в Брюсселе появились офисы федеральных земель Германии.

постепенно к регионам переходит роль факторов международных отношений, в частности посредством заключения рамочных международных договоров о сотрудничестве. Появляется такое понятие, как международный маркетинг региона

Для признания организации региональной необходимо: пространственное единство государств-членов; пространственное ограничение целей, задач и действий.

Одна из особенностей ОБСЕ — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европей­скими государствами участвовали Соединённые Штаты Аме­рики и Канада. Противоречивыми, с позиций регионального регулирова­ния, являются черты НАТО. Сформированный в 1949 г. блок объединил как государства Северной Америки, так и Западной Европы; а затем и Юго-Восточ­ной Европы. Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием ОБСЕ.

региональная интеграция является игрой с положительной суммой. региональное объединение выделяется из остального мира и обосабливается от него. региональная интеграция — сознательный и добровольный процесс. интеграция охватывает внутреннюю и внешнюю политику госуда







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.026 с.)