ТОП 10:

Проблемы безопасности и конфликты на постсоветском пространстве



Межтаджикский конфликт.В 1929 г. Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза . Граница была проведена так, что миллион узбеков оказались на таджикской территории и два миллиона таджиков в Узбекистане. После распада СССР южные таджики заявили о своих правах, с 1990 г. противостояние между властями и оппозицией. Специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы. В начале 1992 г. раскол по региональному и религиозному (между разными ветвями ислама) признакам, к концу лета начались вооруженные столкновения в Душанбе.

25 мая 1993 г. в Москве был подписан российско-таджикский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. В нем было регламентировано присутствие на территории Таджикистана частей российской армии и пограничной службы. Для обеспечения стабильности были сформированы коллективные миротворческие силы СНГ. В Таджикистане развернули работу миротворческие миссии ООН и ОБСЕ, а также миссия Международного комитета Красного креста.

Конфликт перешел в вялотекущую форму. 27 июня 1997 года в Кремле встрече между представителями противоборствующих сторон было подписано окончательное мирное соглашение.

Грузино-абхазский конфликт. Имеет глубокие корни. В дореволюционный период Абхазия разделена между современными Грузией и РФ. При Сталине грузинским руководством проводилась жесткая политика дискриминации абхазского населения. 1960-1980-е гг. массовое переселение грузин в Абхазию. В марте 1989 г. состоялся сход о необходимости возвращения Абхазии самостоятельности в рамках СССР. В июле 1989 г. в Сухуми привело к первым вооруженным столкновениям. 1) март 1989 – июль 1992 г. - Борьба в основном между абхазской и грузинской общинами в самой Абхазии. Против грузин выступили русские, армяне, греки. 2) июль 1992 - июль 1994 гг. - решение аннулирование правовой базы вхождения Абхазии в состав Грузии. В ответ ввод войск Грузии в Абхазию. Грузия терпит военное поражение и теряет контроль над Абхазией.

14 мая 1994 года при посредничестве России было заключено Соглашение о прекращении огня и разделении сил. Единственным районом Абхазии, который контролировала Грузия, являлось Кодорское ущелье. 1998- Война в Абхазии протекала в Гальском районе республики, где этнические грузины подняли мятеж против правительства непризнанной республики Абхазия. Конфликт также известен под названием Шестидневная абхазская война (20 — 26 мая 1998 года). Для установления контроля над ситуацией была образована специальная комиссия, составленная из представителей ООН и других международных организаций.

2006 Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем, оно было переименовано в Верхнюю Абхазию. В конце апреля 2008 над Абхазией уже был сбит беспилотный самолёт-разведчик. Грузия обвинила Россию. 12 августа 2008 абхазские вооруженные формирования заняли верхнюю часть Кодорского ущелья, которую перед этим покинули грузинские военные. 26 августа президент России подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Никарагуа, Венесуэла, Науру признали.

Грузино-осетинский конфликт.Напряженность в Ю.О. возрастала со второй половины 1989 г., когда в области участились случаи столкновений между грузинами и осетинами. 10 ноября 1989 г.Осетия заявила об автономии. В Ю.О. стали усиливаться сепаратистские настроения. 20 сентября 1990 г. провозгласила себя республикой и обратилась в союзные органы власти с просьбой принять ее в состав СССР. В октябре 1990 г. по решению советского руководства в Ю.О. был срочно переброшен батальон внутренних войск.

В январе 1992 г. в Цхинвали и районах Ю.О. прошел референдум за присоединение РФ. Началась война. 24 июня 1992 г. в Сочи было заключены соглашения о прекращении огня и создании коридора для разъединения противоборствующих сторон («Дагомысское соглашение»). Фактически функции миротворчества легли на части российских войск.

19 октября 1995 г. была достигнута договоренность представителей Грузии, России, ОБСЕ и Южной Осетии об аннулировании решения о лишении Южной Осетии автономного статуса. Очередное обострение ситуации произошло в начале 2004 года, после того как новое руководство Грузии объявило о курсе на восстановление территориальной целостности страны.

5 ноября 2004 года соглашение о демилитаризации зоны конфликта. В начале 2008 года происходило нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией. В ночь на 8 августа грузинские войска подвергли Цхинвал обстрелу, затем начали штурм. Нападению подверглись и места дислокации российских миротворцев. Российская авиация приступила к бомбардировке целей на территории Грузии. Н. Саркози в Москве. Были согласованы шесть принципов мирного урегулирования (План Медведева — Саркози): отказ от использования силы, прекращение всех военных действий, гуманитарная помощь, вывод Грузией и РФ войск, начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

Карабахский конфликт. Армянское население Нагорного Карабаха стало выражать стремление к воссоединению области с Арменией. 1988 г. Н.К. обратился с просьбой санкционировать выход Карабаха из состава Азербайджана и его объединение с Арменией. Отношения между Арменией и Азербайджаном обострились. В сентябре 1991 г. была провозглашена «независимая» Нагорно-Карабахская Республика (НКР). Боевые действия продолжались до мая 1994 г., после чего, при посредничестве России, 12 мая 1994 г. в Бишкеке был подписан протокол о прекращении огня. Переговоры о прекращении конфликта начались в 1993 г. при посредничестве России в рамках ОБСЕ.

С 1997 г. было учреждено сопредседательство России, Франции и США («минская группа посредников»). Международное сообщество не признало независимости НКР. 31 августа 2010 — вооружённое столкновение близ села Чайлы.

Приднестровский конфликт.В 1989 г. Молдавия приняла закон о гос языке, предполагавший свертывание сферы использования русского языка и внедрение румынского языка. В Приднестровье возникло движение против объединения с Румынией. Осенью 1990 г. в Приднестровье была провозглашена ПМР. С ноября 1990 г. молдавские правоохранительные органы пытались при помощи полицейских сил восстановить контроль над Приднестровьем. Но местное население противостояло этим попыткам. Лебедь отдал приказ силам 14-й армии оттеснить молдавские и приднестровские формирования от линии их соприкосновения и разместить в образовавшемся коридоре российский контингент. 21 июля 1992 г. в Москве подписали российско-молдавское соглашение о принципах мирного урегулирования. Были созданы трехсторонние миротворческие силы представителей двух молдавских сторон и России. Конституция Молдавии, принятая в 1994 г., закрепила за Приднестровьем статус автономии. Однако окончательного урегулирования конфликта не произошло.

Миротворческая деятельность в СНГ.Миротворческие усилия государств Содружества ясно обозначены уже в Алма-атинской Декларации от 21 декабря 1991 года.

На апрельском (1994 г.) саммите глав государств в Москве - Решение о проведении операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. Там же принято Заявление Совета глав государств Содружества по конфликту в Нагорном Карабахе и вокруг него. Принят ряд важных документов о пребывании Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан и об урегулировании обстановки на таджикско-афганской границе (в 2000 расформированы).

В марте 1992 года в Киеве было подписано Соглашение о Группах Военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, в Москве в сентябре 1993 г. - Соглашение о Коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению. При подготовке проектов документов, касающихся вопросов миротворчества, используется опыт международных организаций по этой проблеме, в частности, ООН и ОБСЕ.

Договор о коллективной безопасности.Существовало три варианта: оставить единые вооруженные силы для стран СНГ (это решало проблему безопасности и освобождало республики от необходимости создавать армию с нуля), создание в каждом государстве своих вооруженных сил, но под общим командованием, полный раздел вооруженных сил, создание в каждом государстве своей армии под национальным командованием.

14 февраля 1992 – принято решение о создании Совета министров обороны СНГ и Главного командования объединенных вооруженных сил СНГ (маршал Шапотников)

15 мая 1992 – в Ташкенте Армения, Казахстан, Киргизия , Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Документ о присоединении 1993 - + Азербайджан, Грузия, Беларусь. Молдавия, Туркмения не подписали. Украина получила статус наблюдателя.

Условия ДКБ:

1) воздерживаться от применения силы, мирными средствами решать все.

2) помощь в случае агрессии, коллект оборона.

3) направлен на создание механизма консультаций

Договором также создается Совет коллективной безопасности (СКБ)в составе Глав государств-участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными силами СНГ. 20 апреля 1994 – Договор вступил в силу, срок действия истекал 20 апреля 1999. И 2 апреля 1999 был подписан Протокол о продлении ДКБ. Государствами-участниками являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, РФ, Таджикистан

2002 – принят Устав Организации Договора о коллективной безопасности. Органы системы КБ:

· Совет коллективной безопасности (СКБ)главы государств, министры иностранных дел, министры обороны государств, Генеральный секретарь СКБ.

· Совет министров иностранных дел (СМИД)

· Совет министров обороны (СМО)

· Комитет секретарей Советов безопасности государств– консультативный орган

· Комитет начальников штабов Вооруженных сил

· Генеральный секретарь СКБ

· Секретариат СКБ –постоянной действующий рабочий орган.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.006 с.)