Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дипломатический прокол как основа делового протокола»↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дипломатический прокол как основа делового протокола» План: 1. Соотношение понятий «Дипломатический протокол» и «Деловой протокол» 2. Принципы дипломатического протокола 3. Нормы и правила дипломатического протокола 4. Протокольные вопросы приема зарубежных делегаций
Церемониал — свод правил и обычаев, которые обеспечивают официальным лицам прерогативы, привилегии и иммунитеты, необходимые им для успешного выполнения своих обязанностей. Существует давнее и очень точное театральное определение: «Когда создается образ — мелочей нет». О постоянстве церемониала коронования императорских особ говорит уже то, что они продолжались еще 300 лет и были неизменны. Вспомним хотя бы «Венчание на царство» Иоанна IV, восседавшего на троне со скипетром и державой в руках, в шапке Мономаха, осыпаемого золотыми монетами. Патетика и театрализованность этого действа блестяще показана в фильме С.Эйзенштейна «Иван Грозный». Разве только что со времен Екатерины II головы российских монархов стали венчаться не «Шапкой Мономаха», а «Короной Российской империи». Однако сам обряд по-прежнему проходил в Москве, несмотря на то, что возникла новая столица — Санкт-Петербург с резиденцией всех российских императоров — Зимним дворцом. Непременными атрибутами символа царской власти остаются скипетр, держава, корона, на европейский манер усыпанная бриллиантами, да в костюме обязательной становится горностаевая мантия. Что же такое деловой протокол? (К7) В своей основе — это те же самые правила, которые регламентируют порядок встреч и проводов, проведения бесед и переговоров, организацию приемов, оформление деловой переписки с отечественными и зарубежными партнёрами. Вместе с тем, правила дипломатического протокола на уровне делового общения стали менее консервативными, более гибкими и свободными. Однако это вовсе не исключает строгого применения правил дипломатического протокола и в деловом общении, в случае необходимости, и не является ошибкой. ПРИНЦИПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОТОКОЛА (К8) Нормальное общение между государствами и их представи-телями было бы невозможно, если бы они не придерживались общих основополагающих принципов взаимоотношений: — уважение суверенитета (выражается в таких нормах, как оказание почести государственному флагу, исполнение гимна и т.д.); — равенства независимо от системы, размера территории и населения страны, политического влияния, экономической мощи (выражается в очередности представления дипломатов высокому лицу в стране пребывания, в рассадке делегаций на международных конференциях, дипломатов на дипломатических приемах др.); — территориальной целостности; — невмешательства во внутренние дела друг друга. Каким способом, в какой форме государства должны общаться с представителями иностранных государств не в ущерб своему престижу и национальному достоинству? Каким образом продемонстрировать свое уважение к другому государству? Ответы на эти вопросы есть в нормах и правилах дипломатического протокола. ПРОТОКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ (К12) Форма приема делегации зависит от цели приезда делегации и ранга ее главы. Целью визита представителей иностранных фирм может быть: · выяснение возможностей установления контактов; · проведение переговоров; · подписание документов; · организация семинаров, ярмарок, выставок и т.д. Подготовка программ пребывания (К13) До приезда иностранной делегации принимающая сторона должна разработать 2 программы ее пребывания в стране: 4.1.1 Общая программа, предназначенная для гостей:
· встреча делегации; · деловая часть программы (переговоры, встречи, беседы); · приемы (завтраки, обеды и т.д.); · культурная программа; · поездки по стране; · проводы делегации.
4.1.2 Программа, включающая технические детали, необходимые для принимающей стороны, во избежание срывов и накладок: (К14) · персональный состав встречающих; · участие представителей СМИ (в случае необходимости); · преподнесение цветов; · приветственные речи; · обеспечение транспортом; · размещение в гостинице и т.д. В случае если глава делегации прибывает с супругой, то принимающая сторона должна предусмотреть специальную программу и для неё. Делегации, прибывающие с краткосрочным визитом на 2—3 дня, лучше принимать в течение рабочей недели, не занимая суббот и воскресений, в противном случае необходимо предусмотреть программу и на выходные дни. Вечерние прогулки по западным столицам обычно приятны, что не всегда скажешь о прогулках вечером по нашим городам. Поэтому, приглашая иностранцев в свой город, желательно продумать, чем их занять по вечерам. Вместе с тем, при составлении программы внимание принимающей организации должно быть, конечно, сосредоточено на основной цели визита делегации (переговоры, встречи, беседы и т.д.). Самое главное в программе — это ее сбалансированность. С одной стороны, она должна удовлетворять профессиональным интересам членов делегации, а с другой — носить и общеобразовательный характер. Порядок встречи делегации (К15) Итак, программа составлена, пора ехать встречать зарубежную делегацию. Здесь также следует иметь в виду необходимость соблюдения некоторых протокольных правил. Ранг и должность встречающего главы делегации должны соответствовать рангу и должности приезжающего главы делегации. Другими словами, если приезжает глава иностранной фирмы, то его должен также встретить глава фирмы принимающей. Для встречи обычно прибывает глава принимающей делегации в сопровождении 2—3-х человек. Если гость приезжает вместе с супругой, то его встречает глава нашей делегации также с супругой. Приветствия и представления (К16) 4.3.1 Приветствия при встрече делегации 1. Первым представляется глава принимающей делегации, и если с ним приехала его супруга встречать супругу гостя, то он представляет и ее. 2. Вторым представляется гость — глава иностранной фирмы и представляет свою супругу. 3. Затем глава принимающей делегации представляет своих сотрудников — членов делегации, которые приехали встречать гостей, по рангам (по нисходящей). Если среди встречающих есть женщины, то их представляют в первую очередь. Если женщин несколько, то их представляют по рангам, а затем мужчин — также по рангам. 4. После этого глава приехавшей делегации таким же образом представляет и членов своей делегации. 5. Встречая делегацию в аэропорту или на вокзале, глава принимающей стороны должен вручить цветы всем дамам, входящим в состав делегации или прибывшим вместе с членами делегации. Причем при встрече и проводах в аэропорту или на вокзале уместно преподносить цветы, завернутые в целлофан (мужчинам цветы не дарят, за исключением юбилеев). Очевидно, что теплая встреча и прощание — важный элемент во взаимоотношениях между людьми, который способствует созданию дружеской атмосферы в процессе работы. Поэтому зарубежных гостей, приезжающих на фирму по приглашению или для ознакомления с ее деятельностью, глава фирмы должен встретить, проводить и приветствовать на торжественном приеме. Остальное время гостями могут заниматься другие сотрудники фирмы. Приветствия в ходе визита (К17) Формы приветствия в мире чрезвычайно разнообразны. Так, проживающие в Новой Зеландии племена Маори, приветствуя друг друга, прикасаются носами, а у жителей Тибета существует обычай: здороваясь, они снимают правой рукой свой головной убор, а левую — закладывают за ухо, при этом высовывают язык. В Японии в качестве приветствия применяются три вида поклонов — самый низкий, средний поклон под углом 30° и легкий поклон под углом 15°. Европейцы обычно слегка приподнимают левой рукой шляпу и отдают легкий поклон. Это не касается таких головных уборов, как берет, вязаная и меховая шапка. Однако как бы не были различны национальные обычаи, международный этикет приветствий, по существу, одинаков и основывается на следующих правилах: · мужчина приветствует женщину первый, хотя в Англии эта привилегия принадлежит женщинам (женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет, проходит мимо стоящей или сидящей группы людей, или присоединяется к ней); · младший по возрасту первый приветствует старшего. Младшая по возрасту женщина — старшую, а также мужчину, который намного старше ее; · младший по должности сотрудник — старшего. · Член делегации — руководителя делегации своей и зарубежной. · Не ждите, пока вас будут приветствовать, лучше следовать правилу, которое содержится в Уставах некоторых армий зарубежных стран: из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым здоровается тот, кто более вежлив и воспитан. Правила представления (К18) Что же касается самого процесса представления, т.е. знакомства, то здесь тоже существуют определенные правила. · Во время представления людей старшего возраста обычно называют их титулы и звания. Это имеет место и на официальном мероприятии при представлении присутствующих. · Во время представления не благодарят, а лишь приветствуют друг друга и обмениваются рукопожатиями (смысл обычая - подавать правую руку для приветствия - идет из древности, является символом доброжелательности и проявлением уважения, поскольку наглядно демонстрирует партнеру, что она свободна и в ней нет оружия). Мужчинам рекомендуется это делать всегда, а женщинам — по обоюдному согласию.
· Когда мужчину представляют женщине, то руку первой подает женщина. Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям. Старшая по возрасту женщина подает руку младшей, руководитель — подчиненному и т. п. · Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин и только после этого мужчины приветствуют друг друга. Женщина представляется супружеской паре первой. · Если приветствие сопровождается рукопожатием, то мужчина, здороваясь, во всех случаях должен снять перчатку с правой руки, а женщина это делает, только если на руке вязаная варежка или толстая меховая перчатка. Если при встрече одна из двух женщин обнажила руку для рукопожатия, то другая должна последовать ее примеру; · Что же касается обычая целовать руку женщинам, то во многих странах в настоящее время он практически не употребляется. Сохранился этот обычай, в частности, у поляков, которые считают, что поцелуй руки является знаком особого уважения к женщине и придает сам по себе торжественный характер встрече. В Австрии женщинам целуют руку также лишь в особо торжественных случаях. · В нашей стране, как и в большинстве стран мира, принято целовать руку лишь замужним женщинам и только в торжественной обстановке. При этом следует учитывать, что этот жест уместен лишь в закрытых помещениях. Если вы решились прибегнуть к такой форме приветствия, то, слегка наклонившись вперед, подносите руку дамы к своим губам и запечатлеваете на ее тыльной стороне быстрый поцелуй, порой даже не дотрагиваясь до нее губами. Конечно, в момент поцелуя вы должны смотреть на женщину. Формы обращения (К19) Дипломатический протокол и этикет четко определяют правила, согласно которым следует обращаться к главам государств, министрам, послам. Имя и фамилия высоких особ при обращении не упоминаются: · Ваше Величество (Your Majesty), · Ваше Королевское Высочество, · Ваше Высочество (Your Highness). · К Чрезвычайному и полномочному послу обращаются Ваше превосходительство (Your Excellency), · В западноевропейских странах при обращении друг к другу принято присоединять к имени звание или должность: профессор Мориарти, доктор Ватсон и т.д.Причем в отличие от нашей страны такие звания, как «доктор» или «профессор» могут означать лишь принадлежность данного лица к творческой профессии. Совсем необязательным является действительное наличие у него такого звания. · В Австрии обращение «господин доктор» применяется по отношению к медикам, докторам наук, актерам, музыкантам. · В США и Англии любого преподавателя могут назвать профессором. · В большинстве стран можно обращаться к людям без упоминания их фамилии: господин мэр, господин доктор. · Исключением является Германия, где даже в подобном случае все-таки присоединяется фамилия: герр доктор Шульц. · Женщин могут назвать по званию мужа. В Австрии выражение «фрау профессор» может означать, что муж этой женщины преподаватель университета. Рассадка по автомобилям Итак, после взаимных представлений и приветствий хозяева и гости рассаживаются по автомобилям и отправляются к месту проживания прибывшей делегации. (К20) В международной протокольной практике места в автомобилях делятся на почетные и менее почетные. Первым почетным местом является место на заднем сиденье справа по ходу движения автомобиля. Места в экипажах Рис.1. В представительских экипажах с расположением мест друг против друга почетным местом является место на заднем сидении справа по ходу движения. Порядок рассадки по старшинству показан на схеме. (К21) Рис. 2. По прибытии экипаж подается таким образом, чтобы выход был с правой стороны, причем лицо, занимающее почетное место выходит первым (К22) Рис. 3. При следовании на церемониях в автомашинах, как правило, занимается только заднее сидение. Если в автомашину садится еще одно лицо, то занимается место либо между двумя почетными лицами, либо откидное сидение, чтобы не мешать сидящему на почетном месте во время движения и при выходе. При посадке в автомашину двух персон, места занимаются на заднем сидений, где почетный гость (а если это женщина, то независимо от своего положения) занимает правое место по ходу движения. Мы говорим о том, что протокол писан для всех и соблюдение его для всех неукоснительно. Однако в исключительных случаях допускается корректировка протокола. И некоторые корректировки мы внесем в указанную параграфами протокола рассадку в экипажах. Как известно, место на переднем сидении рядом с водителем никогда не занимается, ни первым, ни даже вторым лицом. Это место чисто рабочее. Там может сидеть охранник, репортер, как исключение переводчик. Ведется это издревле, с тех давних времен, когда передвижение осуществлялось в конных экипажах. Ну, разве можно представить себе высокопоставленную особу или приближенного к царскому двору дворянина, восседающего на облучке с кучером. Кстати, исстари существовала загадка-шутка: «Кто имеет право сидеть к царю спиною?» Ответ: «Кучер». Не поэтому ли щепетильные англичане изобрели своеобразные коляски, называемые «кэбами», где кучер не сидел на облучке, а стоял на запятках и длинными вожжами, через крышу кэба управлял лошадями. Так вот, этот обычай не занимать место рядом с кучером, а в XXI веке рядом с водителем существует и по сей день. Но все же существуют ситуации, когда это правило мы просто обязаны нарушить. Это касается таких случаев, когда вы пользуетесь не служебной машиной, а любезностью принимающего вас хозяина, предоставляющего свою личную машину и находящегося за рулем. Здесь вы просто обязаны сесть рядом с ним на переднее сидение. Ваша посадка на заднее место, чего требует протокол, в данном случае будет оскорбительна для вашего друга, партнера или коллеги, который ведет машину. (К23) Даже если вы следуете с дамой, то дама занимает правое заднее место, а вы остаетесь на переднем.
Рис. 4. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — дама (К24) В случае же посадки в машину со вторым сопровождающим вас лицом, второе лицо садиться спереди, а вы сзади. Схематически это выглядит так: Рис. 5. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — сопровождающее лицо Рассмотрим другие примеры рассадки в автомобилях: (К25) Рис.6. 1 — первое лицо, т.е. Вы; 2 — первое лицо, Вас принимающее; 3 — второе лицо, сопровождающее Вас; В случае же следования в экипажах, управляемых профессиональным водителем (такие автомашины называются персональными), нарушение протокола, означенного параграфом категорически исключено. (К26) К тому же встречающему лицу необходимо учитывать, что лучшим вариантом при встрече почетного гостя является следование в автомашинах вдвоем (Рис. 7).
Рис. 7 Рассадка вторых и третьих лиц в последующих машинах, движущихся кортежем, допускается и численностью до четырех человек. (К27) Теперь обратим внимание на рассадку в автомашинах при встрече почетного гостя, прибывающего с супругой или женщиной, являющейся деловой партнершей (секретарь, референт, помощник). В любом случае женщина вне зависимости от своего служебного положения занимает заднее место справа, вы — левое (Рис. 8). Хозяин же, обязанный в этом случае встречать вас также с супругой (или с деловой партнершей), садится в следующую машину.
Рис. 8
(К28) Не исключен случай, когда вы пребываете на деловую встречу в личной машине, находясь за рулем самостоятельно. Хотя это и не принято протоколом, но кратковременность и безотлагательность визита это допускают. В этом случае глава принимающей фирмы ни в коем случае не должен пользоваться любезным предложением воспользоваться вашей машиной, а предоставить сопровождающего, который по ходу поездки будет консультировать вас по правильности выбранного маршрута, уведомлять те или иные инстанции о вашем приезде и пр. Естественно, сопровождающий садиться рядом с вами (Рис. 9).
Рис. 9 Если же с вами следует еще и помощник, то он (если это не женщина) пересаживается на заднее левое сидение, оставляя почетное правое место свободным (Рис.10).
Рис. 10 Некоторые неписаные правила Правильная посадка в автомобилях — это еще не все. Это — протокол, который определяет техническую сторону дела. Мы же определяем протокольную часть в неразрывной связи с церемониальной, то есть с принципами, составляющими ее этическую и эстетическую сущность. 1. Как бы вы и ваши спутники не спешили, никогда не включайте зажигание и не заводите мотор до тех пор, пока все пассажиры не расселись и не захлопнули дверцы. 2. Не пользоваться ремнями безопасности равносильно тому, как ехать, например, с неплотно закрытой дверцей или с неисправ- ными стеклоочистителями. Если сидящий с вами пассажир пренебрегает ремнем безопасности, найдите вежливую, ненавязчивую форму просьбы, типа: «Набросьте, пожалуйста, ремень, чтобы не вступать по пустякам в конфликт с дорожной инспекцией» 3. Перед тем, как ваши гости сядут в автомобиль или захотят выйти из него, необходимо открыть им дверцу, а затем закрыть ее за ними. Эта обязанность лежит на членах встречающей делегации и в зависимости от рассадки по автомобилям может лежать и на водителе, и на переводчике, и на одном из сопровождающих лиц. 4. Если условия не позволяют подать автомашину правой стороной к тротуару, пассажир, занимающий наиболее почетное место, садится через левую дверцу и остальные также через левую дверцу. По прибытии автомобиль паркуется таким образом, чтобы выход был с правой стороны. Итак, мы подъехали к гостинице, где будут жить наши гости во время их визита. Заказывая места в гостинице для гостей, надо заранее поинтересоваться, сколько ожидается мужчин, сколько женщин и есть ли среди них супружеские пары. Необходимо также заблаговременно решить вопрос о том, кто будет платить за номер — приглашающая сторона или сами гости. Процессии и президиумы Официальное представительство протоколом всегда определяется официальным старшинством. Официальное старшинство определяется главой компании, стоящей на высшей ступени «иерархической лестницы». Субординация представительства неукоснительно соблюдается при проведении всех церемоний. 5-3-1-2-4 Если число лиц в первом ряду будет четным, то почетным местом является место справа, то есть 4-3-2-1 В обоих случаях первым лицом (1) бывает прибывающий глава представительства. Вторым (2) — глав а представительства, встречающий делегацию. Далее места распределяются в субординационном порядке. При построении, прохождении и рассадке в машинах на схемах, как правило, нечетными номерами обозначаются гости, четными — хозяева. Для того, чтобы согласиться с подобным построением официальных лиц, нужно немного быть знакомым с теорией композиции. Тогда не возникнет сомнений в правильности нашей схемы. Композиция с нечетным количеством персонажей считается симметричной, ибо ось симметрии проходит через почетного гостя, который и является центром композиции, сосредоточивающим на себе внимание зрителей.
Рис.11
(К37) Порядок рассадки нескольких делегаций зависит от планировки зала. Во всех случаях делегации располагаются в алфавитном порядке от А до Z.
Рис.12 Рис.13
Рис.14 Рис.15 (К38)
Рис.16 Рассадка на официальном приеме или заседании: 1—11 —участники, в порядке официального старшинства
Рис.17 Пример рассадки участников заседания ректората высшего учебного заведения Соблюдение формы и старшинства имеет важное значение при проведении официальных и неофициальных приемов. Любая ошибка в протоколе может нарушить гармонию встречи, от успешного проведения которой участники всегда ожидают определенных результатов. Приемы (К39) Прием считается официальным, если приглашаемыми являются исключительно официальные должностные лица. Мужчины присутствуют без жен, а приглашенные женщины в силу занимаемого ими официального положения — без мужей. Завтрак, на который мужчины приглашаются с женами, считается неофициальным независимо от числа приглашенных. Обеды, на которые приглашаются жены глав представительств, могут рассматриваться как официальные, так как жены разделяют со своими супругами официальное положение. На официальных приемах внимание присутствующих должно быть обращено на следующее: · всем официальным должностным лицам должно быть оказано соответствующее внимание в соответствии с официальным старшинством; · некоторым знатным особам, не относящихся к числу официальных представителей, должно быть также оказано особое внимание или традиционное уважение (представители церкви, местных властей). (К40) Гостям направляются приглашения в обращении от третьего лица. В тексте приглашения употребляется форма «имеет честь пригласить». Каждое представительство имеет свою форму приглашения. Гости отвечают на приглашение в соответствии с тем, как указывается в приглашении. Ответ должен быть направлен обязательно. Такая просьба об ответе на приглашение часто сокращенно обозначается инициалами: R.S.V.P. Пример: «Российский творческий союз работников культуры по случаю годовщины образования Союза дает обед, на который приглашает в качестве почетного гостя г-на Иванова с супругой. Обед проводится в Екатерининском зале Таврического дворца 1декабря. Начало в 7 часов вечера. Форма одежды — парадная. «R.S.V.P.». Ответ: «Официальный представитель фирмы (такой-то) А.А.Иванов с супругой с благодарностью принимают приглашение господина генерального директора на «фуршет» 10декабря и уведомляют о своем прибытии в указанное время».
Приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и приемы без рассадки. Бокал вина Малочисленным приемом является и «Бокал вина», с той лишь разницей, что подчеркивается его особый характер и несколько расширяется ассортимент вин и количество закусок. Крепкие напитки — коньяк, водка, виски, джин — на дневных приемах не подаются. Гости присутствуют стоя. Как исключение присесть на некоторое время допускается только пожилым женщинам. Сидеть мужчинам независимо от возраста и молодым и средних лет женщинам недопустимо. Рассредоточение гостей в зале хаотично и официальное старшинство не соблюдается. Приемы эти относятся к разряду официальных, и присутствуют на них только должностные лица без супругов. (К42) Завтрак «Завтрак» удобнее всего проводитьвовременном промежутке от 12 до 15 часов. В меню входят обычно две холодные закуски, одно горячее блюдо — мясное или рыбное и десерт. Это при раннем начале завтрака. Поскольку продолжительность завтрака составляет 1—1,5 часа, то при более позднем начале, скажем в 14 часов, на стол может подаваться еще и первое блюдо. Перед началом завтрака «до стола» гостям предлагаются соки и другие безалкогольные напитки, за столом подаются вина, соответствующие закускам, преимущественно сухие. В заключение перед кофе и чаем с небольшим количеством сладостей может быть подано шампанское. Присутствие на завтраке разрешается в повседневной одежде, но это не должны быть свитера, джинсы, кожаные или замшевые куртки (ибо они, как правило, являются уличной одеждой), а женщинам следует избегать брючных костюмов. Это обуславливается тем, что в протокольной практике дневные приемы принято считать менее торжественными, чем вечерние. Поскольку завтраки, как правило, считаются официальными приемами, то приглашаются только должностные лица. Завтрак предполагает рассадку за столом в соответствии с протоколом. Оптимальное количество гостей — 12 человек. Может быть и больше, но желательно не превышать 16 человек. Это позволит усадить гостей за один стол прямоугольной формы. Даже если на завтраке присутствует более полусотни приглашенных,все равно не следует выстраивать столы «П или Т-образной» конфигурации. Лучше будет поставить параллельно два или три стола. Рассадка в этом случае производится двумя группами по двенадцать человек — высшее и среднее руководящее звено. Следует помнить, что число двенадцать (дюжина) считается застольным числом. (К43) Вечерние приемы бывают нескольких видов Коктейль «Коктейль» начинается от 17 или 18 часов. По форме проведения он напоминает «Бокал вина».То же свободное размещение гостей. Такое же обслуживание официантами, разносящими напитки и закуски. Отличие же, соответственно, во времени начала, ассортименте и продолжительности. Продолжительность «Коктейля» может доходить до двух часов. Значительно расширяется ассортимент крепких напитков. Кроме коктейля, напитка как такового, разносятся еще и водка, вина, шампанское. Предлагаются холодные закуски — бутерброды-канапе, тарталетки, фрукты, шоколад. Если прием длится более часа, целесообразно предусмотреть и подачу горячих блюд, но таких, которые можно есть только вилкой без помощи ножа. В левой руке гостю приходится держать тарелку, поскольку обеденные столы не предусматриваются. Повод для проведения такого приема (это относится и к «Бокалу вина») может быть самый разнообразный, от государственного праздника до дня рождения хозяина или почетного гостя, пожелавшего пригласить всех сотрудников. (К44) А-ля фуршет Прием проводится в те же часы, что и «коктейль». Однако напитки и закуски на «фуршете» официантами не разносятся, а накрываются столы. Гости сами набирают закуски и выбирают напитки. Зачастую многие из них совершают ошибку. Взяв в руки тарелку и бокал, они продолжают стоять у фуршетного стола, мешая тем самым подойти другим гостям. Чтобы исключить подобное скопления массы людей у общего стола, следует предусмотреть установку еще нескольких свободных столиков по сторонам. На эти же столики выставить чистые приборы. Надо отметить, что это ошибка не столько гостей, сколько организаторов приема, выставляющих приборы на один стол с напитками и закусками. Официальное старшинство, как и в дневных приемах, строго не соблюдается, так как эти приемы проводятся стоя. Однако присутствующим необходимо соблюдать элементарные правила этикета, позволяющие подойти к столу первыми почетным гостям и другим лицам, выше стоящим в субординационном отношении. Особая торжественность приемов «коктейль» и «А-ля фуршет» может быть подчеркнута подачей шампанского, мороженого и кофе. На все вечерние приемы рассылаются приглашения, в которых особая торжественность подчеркивается указанием парадной формы одежды.
(К45) Обед «Обед» — наиболее почетный и торжественный вид приема. Начало обеда практикуется не раньше 20 часов. Продолжительность его доходит до трех часов и более. Непременным условием проведения обеда является протокольная рассадка за столом. В рассылаемых приглашениях должна обязательно фигурировать формулировка «обед с рассадкой». Гриф «форма одежды парадная» можно и не писать, поскольку рассадка уже предусматривает прибытие мужчин в смокингах, а женщин — в вечерних платьях. На приглашение такого рода обязательно нужно ответить согласием или отклонить предложение, дабы устроители могли заблаговременно скорректировать план рассадки. Принять приглашение и не явиться, равно как и отказаться, а потом прибыть, категорически не допустимо. Меню обеда составляется в соответствии с национальными традициями своей страны и с учетом национальных особенностей представителей иностранного государства. Обед состоит из двух-четырех холодных закусок, первого блюда, горячего рыбного, горячего мясного и десерта. Через полтора-два часа после начала первая часть обеда заканчивается. Гости приглашаются в гостиную. Туда подаются кофе, чай, ликер, коньяк. Можно курить. Еще через полчаса все возвращаются в обеденный зал, где за это время произошла смена стола, и приступают к десерту. (К46) Ужин «Ужин» начинается в 21 час и позднее. От обеда он отличается только временем начала и тем, что на ужине, как правило, не подают первое горячее блюдо. Продолжаться ужин может от трех часов и более. За ужином очень много пьют шампанского, Оно подается в течение всего вечера. Имеет место концертная программа, развлекательная, танцы. (К47) Обед-буфет «Обед — буфет» — это скорее дневной прием, нежели вечерний. Время начала его колеблется от 16 до 20 часов. Продолжительность не более двух. Рассадка свободная, но с соблюдением этических норм и дипломатического такта. Все рассаживаются за столики по четыре-шесть человек. Так же, как и на фуршетном приеме, накрываются столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости набирают зак
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.013 с.) |