Понятие дипломатического протокола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие дипломатического протокола

Поиск

 

Дипломатический протокол в науке определяют как «совокуп­ность общепринятых правил, традиции и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном обще­нии» [185]. Дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя.

Правила дипломатического протокола основываются на так на­зываемом принципе «международной вежливости» — совокупнос­ти общепринятых в международной практике правил этикета, по­чтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных от­ношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.

С соблюдением определенных правил дипломатического про­токола устанавливаются дипломатические отношения; назначают­ся главы дипломатического представительства и происходит вруче­ние верительных грамот; осуществляются дипломатические визи­ты, прием и проводы официальных делегаций, проводятся различ­ные дипломатические приемы; ведутся переговоры; созываются международные конференции и совещания; подписываются меж­дународные договоры и соглашения; осуществляется реагирование на разного рода праздничные и траурные события. Имеется осо­бый этикет гимна и государственного флага.

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои осо­бенности и традиции в той или иной стране. Но его основа ста­бильна и неизменна: это выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице — к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы протокола регулируют практически все формы дипломати­ческой практики. В зависимости от состояния политических отно­шений с той или иной страной при применении правил протокола им придается большая или меньшая торжественность, расширяет­ся или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц и т.п.

Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Общение диплома­тов со своими коллегами, с правительственными, общественными и деловыми кругами страны пребывания производится с соблюде­нием издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях между дипломатическим представительством и этими кругами.

Если дипломатический протокол является «выражением хоро­ших манер в отношениях между государствами», то дипломатичес­кий этикет — это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Правила дипломатического этикета диктуют формы обращения, переписки, строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т.п. Они же предъявляют определенные и довольно строгие требования к внешнему виду дипломата и дипломатичес­кого служащего, его одежде, манерам, поведению.

Весьма образно охарактеризовал протокольные нормы извест­ный французский дипломат Жюль Камбон: «Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными Таково уж свойство обычаев: хотя их и критикуют, им следует подчиняться. Не делать этого так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть. В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках»[186].

Признавая и соблюдая общепринятые нормы международной вежливости, российский дипломатический протокол не делает разли­чий между представителями больших и малых государств, не допуска­ет никакой дискриминации по национальному и иному признаку.

В системе российской дипломатической службы вопросами протокольной практики занимается Департамент государственного протокола (ДГП), являющийся политическим структурным под­разделением Министерства иностранных дел Российской Федера­ции. Департамент создан в целях обеспечения средствами и нор­мами дипломатического протокола внешнеполитических меро­приятий Российской Федерации, применения единой протоколь­ной практики при приеме иностранных официальных представи­телей в Российской Федерации и осуществлении визитов руково­дителей России в зарубежные страны.

Департамент в своей деятельности руководствуется федераль­ным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, Положением о МИД России, приказами и указаниями ру­ководства министерства, а также утвержденным Министром «По­ложением о Департаменте государственного протокола». Работу с иностранными партнерами строит с учетом общепринятых в меж­дународной практике протокольных норм, положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., характера дву­сторонних отношений между государствами.

Департамент возглавляет директор, назначаемый приказом ми­нистра в соответствии с решением Коллегии Министерства ино­странных дел. В круг его обязанностей входит решение штатных и кадровых вопросов, утверждение должностных инструкций, обеспе­чение сохранности государственной и служебной тайны, контроль за соблюдением государственного протокола в других ведомствах. По всем вопросам, относящимся к компетенции департамента, он пред­ставляет МИД во всех министерствах и ведомствах России, а также в учреждениях и организациях иностранных государств.

На эту должность как правило назначается высококвалифици­рованный профессиональный дипломат, чаще всего в ранге Чрез­вычайного и Полномочного Посла (или Посланника), непременно имеющий большой опыт работы в центральном аппарате МИД и за рубежом, человек интеллигентный, деловой, с явно выраженны­ми чертами организатора.

Вопросами протокольной работы в дипломатическом предста­вительстве занимается специально выделенный для этой цели со­трудник — «шеф протокола», который непосредственно подчиня­ется главе представительства. Часто функции такого шефа совме­щает помощник посла или другой оперативный сотрудник пред­ставительства. Поскольку этот сотрудник действует от имени главы дипломатического представительства, его указания по вопросам церемониала и протокола обязательны для всего персонала пред­ставительства.

Департамент государственного протокола МИД состоит из трех подразделений: отдел по пребыванию дипломатического корпуса, отдел визитов и делегаций, отдел информационной работы с дип­ломатическим корпусом, регистрации и правительственных теле­грамм.

Одной из основных задач департамента является осуществле­ние средствами и методами дипломатического протокола внешней политики Российской Федерации, координация деятельности ми­нистерств и ведомств в соответствии с их функциями, определен­ными «Основными положениями государственной протокольной практики Российской Федерации».

В задачи департамента также входит:

а) защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дип­ломатического корпуса;

б) контроль за соблюдением Венской Конвенции о дипломати­ческих сношениях 1961 г. и соответствующих положений россий­ского законодательства;

в) разработка предложений и осуществление мероприятий про­токольного и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Министра иностранных дел, а также визитов в Россию государст­венных и правительственных делегаций, глав государств, глав пра­вительств, министров иностранных дел зарубежных стран;

г) контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и Министра ино­странных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств;

д) подготовка верительных и отзывных грамот послов Россий­ской Федерации, аккредитация глав иностранных дипломатичес­ких представительств, регистрация их персонала и выдача соответ­ствующих документов;

е) подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней политики страны среди аккредитованных в России дипломатических представителей.

По всем вопросам, касающимся обеспечения единой прото­кольной практики в Российской Федерации, Департамент государ­ственного протокола работает в тесном и постоянном контакте с протокольными службами Президента Российской Федерации и Правительства России. Тесно взаимодействует департамент со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.

В соответствии с задачами и функциями департамент уком­плектован соответствующими штатами специально подготовлен­ных дипломатических служащих и работников организационно-технического персонала. Большинство из них — выпускники Дипакадемии, МГИМО(У) и других ведущих вузов страны, долгое время проработавшие на оперативной дипломатической работе, прошедшие стажировку в аналогичных структурах за рубежом. Успех их деятельности — залог высокого авторитета, слаженности и стабильности работы дипломатического ведомства в целом.

Высококвалифицированный кадровый состав департамента по­зволяет ежегодно обеспечивать проведение сотен дипломатических визитов на уровне глав государств, правительств и министров ино­странных дел, различного рода приемов, обедов и других прото­кольных мероприятий. Организовать и даже технически обеспе­чить их непросто. Все надо продумать, проверить, предусмотреть, начиная с решения вопросов о характере, от чьего имени и ради чего устраивается мероприятие, его месте и времени, и заканчивая процедурой прощания. И все это с учетом традиций и обычаев других стран, особенностей российского протокола.

Об объемах нагрузки на департамент говорят и другие факты. Например, один, а иногда два служащих ДГП, в обязательном по­рядке работают с каждой иностранной делегацией на протяжении всего периода ее пребывания в России. Не менее четырех раз в год проводятся церемонии вручения верительных грамот (из 155 глав дипломатических представительств иностранных государств, акк­редитованных в Москве, ежегодно меняется до одной трети). Не­мало сил и времени уходит на решение проблем, связанных с на­рушениями членами дипломатического корпуса правил дорожного движения.

За всем этим — опыт и анализ, ответственность и организация, предвидение и оперативность, нервы и здоровье. Уровень загрузки практически предельный, не говоря уже об ответственности. Раз­меренности и неторопливости здесь никогда не бывает. Каждого со­трудника должны отличать собранность, пунктуальность, аккурат­ность, высочайшее знание международной жизни и всех тех во­просов, которыми в данный момент занимается ДГП. Не говоря о правилах и тонкостях дипломатического этикета.

 

 

2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение

 

В международной практике дипломатические приемы являются одной из общепринятых и распространенных форм деятельности дипломатических представительств, ведомств иностранных дел, а также законодательных и исполнительных органов власти. Кроме сугубо представительского значения, дипломатические приемы яв­ляются важнейшим средством установления, поддержания и раз­вития контактов официальных властей с дипломатическим корпу­сом и иностранными журналистами.

Дипломатические приемы проводятся в ознаменование каких-либо событий: национальные праздники иностранных государств, важнейшие юбилейные и памятные даты в истории государства, годовщины установления дипломатических отношений, подписа­ния двусторонних или многосторонних договоров и соглашений основополагающего характера и т.д. Другой повод для проведения приема — оказание почестей или гостеприимства высшим государ­ственным должностным лицам, находящейся с визитом в стране делегации, а также деятелям науки, культуры, искусства.

В отдельных случаях дипломатические приемы могут прово­диться и в порядке повседневной деятельности, независимо от каких-либо событий.

Действующая протокольная практика подразделяет дипломати­ческие приемы в зависимости от повода и времени проведения на следующие основные виды: «Бокал шампанского» (с 12 до 13 часов), «Завтрак» (между 12 и 15 часами), «Чай» (между 16 и 18 часами), «Коктейль» или «Фуршет» (начало — в интервале от 17 до 18 часов, продолжительность — два часа), «Обед» (начинает­ся в промежуток времени от 20 до 21 часа и длится два-три часа), «Ужин» (после 21 часа). В российской протокольной практике такой вид дипломатического приема как «Ужин» в настоящее время практически не используется. Официальный обед может быть проведен начиная с 19 часов.

В последнее время в дипломатическом протоколе все чаще ис­пользуется такая разновидность приема как «Обед-буфет», при ко­тором гости сами выбирают блюда с общего стола, а затем свобод­но рассаживаются по своему выбору. Это одна из наиболее демо­кратичных форм вечернего дипломатического приема, поскольку в иных случаях строгое соблюдение принципа рассадки по прото­кольному старшинству является одним из важнейших правил, тре­бующих неукоснительного соблюдения.

На полученные приглашения достаточно часто требуется обя­зательный ответ. В таком случае в правом нижнем углу пригласи­тельного билета содержится просьба об ответе (часто это делается с использованием протокольной французской аббревиатуры R.S.V.P., что означает «Просьба ответить»). Обычно это делается при проведении приемов с рассадкой, а также при приглашении на прием по случаю национального праздника, когда для хозяина важно знать не только число гостей принявших приглашение, но и их состав. Отсутствие ответа на подобное приглашение расцени­вается в дипломатическом протоколе как верх неучтивости.

Надо иметь в виду, что подготовка каждого протокольного ме­роприятия — дело непростое и ответственное. Даже организовать классический прием типа «Обед» требует особых усилий и внимания практически всех подразделений дипломатического учрежде­ния. Необходимо предусмотреть продолжительность мероприятия, порядок приглашения, встречи у входа и сопровождения гостей в зал, их представления и размещения за столом. Следует заблаго­временно решить вопрос о сервировке и содержании стола, где и как будет подаваться аперитив, кто и в какой последовательности будет получать слово для приветствия и провозглашения тоста. Не менее тщательного осмысления требует и процедура прощания с гостями.

Строгость, продуманность, доброжелательность атмосферы — важнейшие характеристики каждого протокольного мероприятия. Любой дипломатический прием, проводимый зарубежным пред­ставительством в стране пребывания, имеет, в конечном счете, по­литический характер. Уровень присутствия на приеме представите­лей исполнительной и законодательной власти является показате­лем отношений между государствами. Общепринятые нормы меж­дународной вежливости в отношении уровня присутствия высших должностных лиц на приемах предлагают выдерживать, как прави­ло, принцип взаимности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.015 с.)