Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация функций мид как основа прохождения дипломатической службы

Поиск

 

Как уже было сказано, на МИД Японии возложены функции реализации внешнеполитического курса страны, проведения внешнеэкономической дипломатии, развития отношений Японии с зарубежными государствами в культурной, гуманитарной и дру­гих областях. Достаточно сказать, что любое соглашение, заклю­чаемое с зарубежным государством в какой-бы то ни было области (политика, экономика, наука, техника, охрана окружающей среды и т.д.) и составляющее международную договоренность Японии, может, согласно японскому законодательству, подписываться толь­ко министерством иностранных дел. Въезд в Японию и выезд из нее как иностранных граждан, так и самих японцев, контролиру­ется МИД. В отношении иностранцев этот контроль осуществля­ется через систему выдачи виз, в отношении японских граждан — через систему выдачи загранпаспортов.

На основе законодательных положений министерство форму­лирует для себя следующие задачи:

— развитие концепции международного сотрудничества;

— обеспечение национальной безопасности;

— развитие экономического сотрудничества с зарубежными странами;

— обеспечение политических контактов между Японией и за­рубежными государствами на высшем, высоком и других уровнях;

— подготовка к подписанию международных договоров;

— защита японских граждан за рубежом;

— распространение среди японского населения правильного понимания японской внешней политики и задач в области разви­тия контактов с зарубежными государствами.

Структуру Министерства иностранных дел можно представить следующим образом (см. схему).

В МИД Японии действует принятая в государственном управ­лении Японии трехуровневая структура организации: министр—де­партамент (управление) — отдел.

Министерский уровень в Японии приравнивается к политичес­кому, в связи с чем в последние десятилетия сложилась прочная практика назначения на должность министра не кадрового диплома­та, а известного политика, являющегося членом правящей партии и депутатом парламента. На этом уровне визируются проекты прави­тельственных решений по внешнеполитическим вопросам, утверж­даются кадровые назначения и другие ведомственные распоряже­ния.

Содействие в осуществлении руководства министерством ока­зывают министру также депутаты парламента. Их посты имеют статус так называемых «парламентских заместителей министра иностранных дел». Причем эти посты делятся на две категории — «статс-секретари» и «парламентские секретари».

В МИД работают два статс-секретаря. Они могут замещать ми­нистра в случае его отсутствия в стране и участвовать в процессе принятия государственных решений. Парламентские секретари (их трое) могут присутствовать вместо министра на заседании парла­ментских комиссий, давать ответы на вопросы депутатов. По про­сьбе министра они также формулируют рекомендации по конкрет­ным внешнеполитическим вопросам.

Во внутриведомственном управлении ключевую роль играет первый заместитель министра иностранных дел. Это самый высо­кий пост, который может занять карьерный дипломатический слу­жащий — особая категория государственных служащих, сдавших эк­замен повышенной сложности и допущенных к замещению главных и высших должностей в Министерстве иностранных дел и официаль­ных представительствах Японии за рубежом. Все служебные вопро­сы, требующие утверждения министра, проходят через него. Кроме того, первый заместитель участвует в согласовании проектов пра­вительственных решений на специальном совещании первых за­местителей министров, которое проводится накануне заседания кабинета министров.

Содержательную часть внешнеполитических решений обобща­ют два кадровых заместителя министра иностранных дел, куриру­ющих, соответственно политические и экономические вопросы.

Вопросами, касающимися общего управления министерством, занимается секретариат министра. В него входят кадровый отдел, отдел информационной связи, отдел бухгалтерского учета, отдел по вопросам загранучреждений, отделы по связям с прессой и дру­гие отделы.

Секретариат министра имеет статус департамента и мало того — занимает место головного департамента министерства. Другие департаменты составляют второй уровень организационной структуры МИД. Каждый из них ведет конкретное направление внешней политики — территориальное или функциональное, раз­рабатывает и практически реализует меры в данной области.

 

Территориальными департаментами являются департамент Се­верной Америки, департамент Европы, департамент Азиатско-Ти­хоокеанского региона и т.д. Функциональными — департамент общих внешнеполитических проблем, договорный департамент, департамент экономического сотрудничества и т.д.

Департамент возглавляет генеральный директор. Он несет ответ­ственность за подготовку содержательной части внешнеполитичес­ких решений, утверждает подготовленные в департаменте проекты решений и представляет их курирующему заместителю министра. В особых случаях генеральный директор может докладывать существо вопроса непосредственно министру или премьер-министру страны. У генерального директора, как правило, есть один или два заместителя. Каждый из них отвечает за вопросы отношений с конкретными стра­нами, регионами и организациями в рамках компетенции департа­мента. В частности, один из заместителей генерального директора департамента Европы курирует отношения с Россией.

Третьим и первичным уровнем организационного управления в министерстве является отдел. Это основная кузница идей, планов и решений по проблематике отношений с конкретным зарубеж­ным государством, группой государств, мероприятий в курируемых областях. Здесь происходит рабочее согласование возникающих вопросов с зарубежными партнерами. Заведующий отделом ответ­ственен не только за осуществление практических текущих дел, но и за выработку концепции политики на курируемом участке. Бы­вают случаи, когда он может быть вызван на доклад к министру или в канцелярию премьер-министра. У каждого заведующего от­делом, как правило, один заместитель и несколько помощников из числа сотрудников отдела. Один из сотрудников назначается «общим координатором» в отделе. Он помогает координировать работу на различных участках.

Общая численность сотрудников МИД Японии на период на­чала 2001 г. составляла 5289 чел. Из них 2065 числилось в цент­ральном аппарате, а 3224 — в 187 японских дипломатических уч­реждениях за рубежом: соответственно, 115 посольствах, 66 гене­ральных консульствах и 6 официальных представительствах[218].

 

 

Решение кадровых вопросов

 

Важное место в обеспечении слаженной и стабильной работы МИД Японии занимают вопросы кадровой работы и управления персоналом дипломатической службы. Кадровая политика строит­ся на ряде принципов, за соблюдением которых внимательно сле­дит Кадровое агентство как руководящий орган в сфере государст­венной службы, а также кадровая служба в самом министерстве. Причем в Японии не считают целесообразной чрезмерную регуляцию кадровых процессов. Здесь исходят из того, что коллектив минис­терства как крупный социальный организм имеет большую потен­циальную силу к самоорганизации и способен самостоятельно ре­шать многие кадровые вопросы.

Первоочередное внимание уделяется вопросам найма на работу. Основной принцип здесь — проведение единого государственного экзамена. Его требования высоки и ориентированы на лучших вы­пускников центральных университетов — Токийского, Кэйо, То­кийского института иностранных языков и некоторых других. Кад­ровый отбор и дальнейшее продвижение по службе вновь принятых сотрудников носит меритократический характер, т.е. регулирование кадровых процессов и принятие кадровых решений основаны на учете уровня знаний, квалификации и способностей работников.

Для всех сотрудников установлена одинаковая штатная сетка должностей и оплаты труда. Однако продвигаются по ней быстрее те, кто достиг более заметных результатов в работе. Это законо­мерность прохождения государственной службы в Японии.

Поэтому методы оценки результатов труда служащих постоян­но совершенствуются. Они учитывают как количественные, так и качественные показатели. Для этого принято специальное законо­дательное положение, предусматривающее создание в министерстве специального отдела, контролирующего вопросы оценки труда дипслужащих, их поощрения, развития здоровой мотивации к высокопроизводительному труду. В настоящее время идет разработка методик работы данного отдела.

Большое значение придается вопросам кадровой ротации со­трудников, которая способствует максимальному раскрытию их творческого потенциала. Напомним, что ротация кадров — это непрерывное обновление дипломатического персонала, процедура пере­мещения дипломатических служащих по горизонтали или на новую более высокую должность с целью сохранения и приумножения профессионального опыта и основных профессионально-квалификацион­ных ценностей.

Кадровый обмен идет не только между отделами внутри ми­нистерства, но и между различными министерствами, в частности, между МИД и Управлением обороны, Министерством экономики, торговли и промышленности, Министерством финансов и т.д. В соответствии со специальным законом «О стажировках государст­венных служащих», вступившем в силу в 2000 г., МИД и неправительственные организации могут обмениваться сотрудниками для стажировки на определенный период. Это, как свидетельствует] многолетний опыт, помогает более эффективно координировать совместные межведомственные мероприятия и проекты. В этих целях в министерстве на базе отдела по связям с общественностью действует специальный «Центр по связям с неправительственными организациями (НПО)»[219]. Его задача — проводить консультирование обращающихся в МИД неправительственных организаций, де­ятельность которых касается связей с зарубежными государствами, принимать и передавать в соответствующие отделы МИД посту­пающие от НПО заявки на реализацию различных проектов, на­пример, по направлению гуманитарной помощи за рубеж, оказы­вать НПО информационное содействие.

В министерстве также существует специальный резервный «пул», образуемый в результате периодического и планового со­кращения персонала центрального аппарата. Сотрудники могут временно находиться на работе в других организациях, подчинен­ных МИД, в частности Институте международных проблем (науч­ные исследования), Японской организации международного со­трудничества (проекты оказания экономического, технического и другого содействия), Японском фонде (культурные и гуманитар­ные контакты), а затем возвращаться в министерство.

В МИД действует комплексная система повышения квалифи­кации. На базе Института повышения квалификации государст­венных служащих действуют специальные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев) для различных категорий сотруд­ников как в специальном японском институте повышения квали­фикации государственных служащих. По договоренности с зару­бежными партнерами Японии (США, Великобритания и др.) ра­ботники МИД Японии могут направляться на стажировку (около одного года) в институты и учебные заведения государственной службы в эти страны.

Немалую роль играют и вопросы социального обеспечения. Со­циальные выплаты сотрудникам МИД включают пособия на со­держание семьи, транспортные расходы, лечение, отпуск, едино­временные выплаты в середине и конце года. Их объемы достаточ­но серьезные, позволяющие выйти на оптимум оплаты труда дип­служащих и создать прочную основу стабильности кадрового со­става японской дипломатии. Они позволяют рассчитывать на то, что чиновники будут эффективно трудиться, не заботясь о «допол­нительных источниках существования».

Кадровое агентство ежегодно проводит сравнительные исследо­вания условий работы государственных служащих, в том числе МИД Японии, и сотрудников частных компаний. Результатом та­кого исследования, как правило, становится направляемая в пар­ламент рекомендация о повышении среднего уровня заработной платы (приведении его в соответствии с аналогичным показателем в частном секторе), которое обычно утверждается специальной ре­золюцией.

В центральном аппарате министерства принята следующая должностная сетка: сотрудник отдела — помощник заведующего отделом — заместитель заведующего отделом — зав. отделом — за­меститель директора департамента — генеральный директор депар­тамента — заместитель министра — первый заместитель мини­стра — министр. Это и есть лестница карьерного продвижения дипломатического служащего.

В загранучреждениях МИД действует общепринятая система должностей: посол, советник-посланник, советник, первый секре­тарь, второй секретарь, третий секретарь, атташе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.008 с.)