Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация функций мид как основа прохождения дипломатической службыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже было сказано, на МИД Японии возложены функции реализации внешнеполитического курса страны, проведения внешнеэкономической дипломатии, развития отношений Японии с зарубежными государствами в культурной, гуманитарной и других областях. Достаточно сказать, что любое соглашение, заключаемое с зарубежным государством в какой-бы то ни было области (политика, экономика, наука, техника, охрана окружающей среды и т.д.) и составляющее международную договоренность Японии, может, согласно японскому законодательству, подписываться только министерством иностранных дел. Въезд в Японию и выезд из нее как иностранных граждан, так и самих японцев, контролируется МИД. В отношении иностранцев этот контроль осуществляется через систему выдачи виз, в отношении японских граждан — через систему выдачи загранпаспортов. На основе законодательных положений министерство формулирует для себя следующие задачи: — развитие концепции международного сотрудничества; — обеспечение национальной безопасности; — развитие экономического сотрудничества с зарубежными странами; — обеспечение политических контактов между Японией и зарубежными государствами на высшем, высоком и других уровнях; — подготовка к подписанию международных договоров; — защита японских граждан за рубежом; — распространение среди японского населения правильного понимания японской внешней политики и задач в области развития контактов с зарубежными государствами. Структуру Министерства иностранных дел можно представить следующим образом (см. схему). В МИД Японии действует принятая в государственном управлении Японии трехуровневая структура организации: министр—департамент (управление) — отдел. Министерский уровень в Японии приравнивается к политическому, в связи с чем в последние десятилетия сложилась прочная практика назначения на должность министра не кадрового дипломата, а известного политика, являющегося членом правящей партии и депутатом парламента. На этом уровне визируются проекты правительственных решений по внешнеполитическим вопросам, утверждаются кадровые назначения и другие ведомственные распоряжения. Содействие в осуществлении руководства министерством оказывают министру также депутаты парламента. Их посты имеют статус так называемых «парламентских заместителей министра иностранных дел». Причем эти посты делятся на две категории — «статс-секретари» и «парламентские секретари». В МИД работают два статс-секретаря. Они могут замещать министра в случае его отсутствия в стране и участвовать в процессе принятия государственных решений. Парламентские секретари (их трое) могут присутствовать вместо министра на заседании парламентских комиссий, давать ответы на вопросы депутатов. По просьбе министра они также формулируют рекомендации по конкретным внешнеполитическим вопросам. Во внутриведомственном управлении ключевую роль играет первый заместитель министра иностранных дел. Это самый высокий пост, который может занять карьерный дипломатический служащий — особая категория государственных служащих, сдавших экзамен повышенной сложности и допущенных к замещению главных и высших должностей в Министерстве иностранных дел и официальных представительствах Японии за рубежом. Все служебные вопросы, требующие утверждения министра, проходят через него. Кроме того, первый заместитель участвует в согласовании проектов правительственных решений на специальном совещании первых заместителей министров, которое проводится накануне заседания кабинета министров. Содержательную часть внешнеполитических решений обобщают два кадровых заместителя министра иностранных дел, курирующих, соответственно политические и экономические вопросы. Вопросами, касающимися общего управления министерством, занимается секретариат министра. В него входят кадровый отдел, отдел информационной связи, отдел бухгалтерского учета, отдел по вопросам загранучреждений, отделы по связям с прессой и другие отделы. Секретариат министра имеет статус департамента и мало того — занимает место головного департамента министерства. Другие департаменты составляют второй уровень организационной структуры МИД. Каждый из них ведет конкретное направление внешней политики — территориальное или функциональное, разрабатывает и практически реализует меры в данной области.
Территориальными департаментами являются департамент Северной Америки, департамент Европы, департамент Азиатско-Тихоокеанского региона и т.д. Функциональными — департамент общих внешнеполитических проблем, договорный департамент, департамент экономического сотрудничества и т.д. Департамент возглавляет генеральный директор. Он несет ответственность за подготовку содержательной части внешнеполитических решений, утверждает подготовленные в департаменте проекты решений и представляет их курирующему заместителю министра. В особых случаях генеральный директор может докладывать существо вопроса непосредственно министру или премьер-министру страны. У генерального директора, как правило, есть один или два заместителя. Каждый из них отвечает за вопросы отношений с конкретными странами, регионами и организациями в рамках компетенции департамента. В частности, один из заместителей генерального директора департамента Европы курирует отношения с Россией. Третьим и первичным уровнем организационного управления в министерстве является отдел. Это основная кузница идей, планов и решений по проблематике отношений с конкретным зарубежным государством, группой государств, мероприятий в курируемых областях. Здесь происходит рабочее согласование возникающих вопросов с зарубежными партнерами. Заведующий отделом ответственен не только за осуществление практических текущих дел, но и за выработку концепции политики на курируемом участке. Бывают случаи, когда он может быть вызван на доклад к министру или в канцелярию премьер-министра. У каждого заведующего отделом, как правило, один заместитель и несколько помощников из числа сотрудников отдела. Один из сотрудников назначается «общим координатором» в отделе. Он помогает координировать работу на различных участках. Общая численность сотрудников МИД Японии на период начала 2001 г. составляла 5289 чел. Из них 2065 числилось в центральном аппарате, а 3224 — в 187 японских дипломатических учреждениях за рубежом: соответственно, 115 посольствах, 66 генеральных консульствах и 6 официальных представительствах[218].
Решение кадровых вопросов
Важное место в обеспечении слаженной и стабильной работы МИД Японии занимают вопросы кадровой работы и управления персоналом дипломатической службы. Кадровая политика строится на ряде принципов, за соблюдением которых внимательно следит Кадровое агентство как руководящий орган в сфере государственной службы, а также кадровая служба в самом министерстве. Причем в Японии не считают целесообразной чрезмерную регуляцию кадровых процессов. Здесь исходят из того, что коллектив министерства как крупный социальный организм имеет большую потенциальную силу к самоорганизации и способен самостоятельно решать многие кадровые вопросы. Первоочередное внимание уделяется вопросам найма на работу. Основной принцип здесь — проведение единого государственного экзамена. Его требования высоки и ориентированы на лучших выпускников центральных университетов — Токийского, Кэйо, Токийского института иностранных языков и некоторых других. Кадровый отбор и дальнейшее продвижение по службе вновь принятых сотрудников носит меритократический характер, т.е. регулирование кадровых процессов и принятие кадровых решений основаны на учете уровня знаний, квалификации и способностей работников. Для всех сотрудников установлена одинаковая штатная сетка должностей и оплаты труда. Однако продвигаются по ней быстрее те, кто достиг более заметных результатов в работе. Это закономерность прохождения государственной службы в Японии. Поэтому методы оценки результатов труда служащих постоянно совершенствуются. Они учитывают как количественные, так и качественные показатели. Для этого принято специальное законодательное положение, предусматривающее создание в министерстве специального отдела, контролирующего вопросы оценки труда дипслужащих, их поощрения, развития здоровой мотивации к высокопроизводительному труду. В настоящее время идет разработка методик работы данного отдела. Большое значение придается вопросам кадровой ротации сотрудников, которая способствует максимальному раскрытию их творческого потенциала. Напомним, что ротация кадров — это непрерывное обновление дипломатического персонала, процедура перемещения дипломатических служащих по горизонтали или на новую более высокую должность с целью сохранения и приумножения профессионального опыта и основных профессионально-квалификационных ценностей. Кадровый обмен идет не только между отделами внутри министерства, но и между различными министерствами, в частности, между МИД и Управлением обороны, Министерством экономики, торговли и промышленности, Министерством финансов и т.д. В соответствии со специальным законом «О стажировках государственных служащих», вступившем в силу в 2000 г., МИД и неправительственные организации могут обмениваться сотрудниками для стажировки на определенный период. Это, как свидетельствует] многолетний опыт, помогает более эффективно координировать совместные межведомственные мероприятия и проекты. В этих целях в министерстве на базе отдела по связям с общественностью действует специальный «Центр по связям с неправительственными организациями (НПО)»[219]. Его задача — проводить консультирование обращающихся в МИД неправительственных организаций, деятельность которых касается связей с зарубежными государствами, принимать и передавать в соответствующие отделы МИД поступающие от НПО заявки на реализацию различных проектов, например, по направлению гуманитарной помощи за рубеж, оказывать НПО информационное содействие. В министерстве также существует специальный резервный «пул», образуемый в результате периодического и планового сокращения персонала центрального аппарата. Сотрудники могут временно находиться на работе в других организациях, подчиненных МИД, в частности Институте международных проблем (научные исследования), Японской организации международного сотрудничества (проекты оказания экономического, технического и другого содействия), Японском фонде (культурные и гуманитарные контакты), а затем возвращаться в министерство. В МИД действует комплексная система повышения квалификации. На базе Института повышения квалификации государственных служащих действуют специальные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев) для различных категорий сотрудников как в специальном японском институте повышения квалификации государственных служащих. По договоренности с зарубежными партнерами Японии (США, Великобритания и др.) работники МИД Японии могут направляться на стажировку (около одного года) в институты и учебные заведения государственной службы в эти страны. Немалую роль играют и вопросы социального обеспечения. Социальные выплаты сотрудникам МИД включают пособия на содержание семьи, транспортные расходы, лечение, отпуск, единовременные выплаты в середине и конце года. Их объемы достаточно серьезные, позволяющие выйти на оптимум оплаты труда дипслужащих и создать прочную основу стабильности кадрового состава японской дипломатии. Они позволяют рассчитывать на то, что чиновники будут эффективно трудиться, не заботясь о «дополнительных источниках существования». Кадровое агентство ежегодно проводит сравнительные исследования условий работы государственных служащих, в том числе МИД Японии, и сотрудников частных компаний. Результатом такого исследования, как правило, становится направляемая в парламент рекомендация о повышении среднего уровня заработной платы (приведении его в соответствии с аналогичным показателем в частном секторе), которое обычно утверждается специальной резолюцией. В центральном аппарате министерства принята следующая должностная сетка: сотрудник отдела — помощник заведующего отделом — заместитель заведующего отделом — зав. отделом — заместитель директора департамента — генеральный директор департамента — заместитель министра — первый заместитель министра — министр. Это и есть лестница карьерного продвижения дипломатического служащего. В загранучреждениях МИД действует общепринятая система должностей: посол, советник-посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь, атташе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.181 (0.01 с.) |