Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Консульские отношения со странами — участницами СНГСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в странах, созданных на постсоветском пространстве, создано 26 консульских учреждений: 14 консульских отделов посольств, 12 генеральных консульств и одно отделение посольства в столице Казахстана Астане. Ведутся также активные переговоры об открытии генконсульств в Киргизии, Туркменистане и Казахстане, на территории которых проживает более 5 миллионов наших соотечественников. Основной задачей консульских учреждений Российской Федерации в этих странах является эффективная защита прав и интересов российских граждан и соотечественников. Консульские отношения здесь имеют некоторые особенности. Прежде всего, следует уточнить понятие «соотечественник», как оно используется и понимается в Венской Конвенции 1963 г. и других международно-правовых актах, где речь идет о гражданах соответствующих государств. Российских соотечественников за рубежом можно дифференцировать на имеющих гражданство Российской Федерации и не имеющих российского гражданства, но считающих себя таковыми в силу этнической принадлежности, кровных уз, культурной ориентации, религиозных убеждений и политических взглядов. Миллионы соотечественников оказались отделенными от России государственными границами в результате распада Союза ССР. При этом они вынуждены жить и определять свое будущее в сложной политической, экономической, социальной, культурной и психологической ситуации. Ряд республик бывшего Советского Союза проводят курс на формирование национальных государств самоопределившихся титульных наций, ущемляя при этом нередко интересы и права нетитульного населения. Появились лица без гражданства, беженцы, национальные меньшинства. Российская сторона исходит из того, что за каждым соотечественником сохраняется право на добровольную интеграцию в социально-политическую и экономическую жизнь страны его постоянного проживания, либо на возвращение в Российскую Федерацию. При этом консульские учреждения за рубежом ориентируются на оказание содействия защите прав и интересов соотечественников, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, законам государства пребывания и международным договорам России. Правовую основу консульских отношений России с государствами СНГ составляют консульские конвенции и договоры, заключенные с этими странами. При этом речь идет о многосторонней договорной основе отношений, которую образуют конвенции об основных правах и свободах человека, об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам. Сформировалась также система двусторонних конвенций и соглашений по этим вопросам, включая вопросы социального обеспечения, социальных и правовых гарантий военнослужащим и членам их семей, гарантий прав граждан в сфере трудовых, жилищных, пенсионных и других отношений. Следует особо отметить значение Конвенции об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ, подписанной в январе 1996 г., и Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией. Важную роль в решении этих вопросов играет Консультативный совет руководителей консульских служб МИД государств — участников СНГ. На заседаниях Совета рассматриваются наиболее актуальные и неотложные проблемы консульских отношений: борьба с нелегальной миграцией; защита прав граждан стран СНГ; обмен паспортов и документирование загранпаспортами граждан; правовая помощь соотечественникам; открытие консульств. Большая работа проводится по защите законных прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. В этом контексте следует отметить значение для решения гуманитарных вопросов во взаимоотношениях стран СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. В отношении России она вступила в силу 10 декабря 1994 г. Конвенция предусматривает, что граждане стран — участниц СНГ пользуются на территории договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане. Был подписан ряд других многосторонних соглашений по визовым вопросам и порядку въезда и выезда граждан стран СНГ, в том числе соглашения «О взаимном признании виз государств-участников Содружества Независимых Государств», «О порядке выезда граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в государства, не входящие в СНГ, и въезда из них», «О безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников». Одновременно с отдельными странами были подписаны двусторонние соглашения о безвизовых поездках. Соглашение о взаимном признании виз предусматривает, что каждая сторона признает въездные, выездные и транзитные визы, выдаваемые иностранным гражданам компетентными органами других сторон. Указанные визы дают право их владельцам беспрепятственно следовать транзитом через территории других сторон к месту назначения или пункту выезда в третью страну. Одновременно указывается, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять порядок транзитного проезда иностранных граждан через свою территорию, временно ограничивать или приостанавливать проезд иностранцев. В связи с обострением обстановки в Закавказском регионе и увеличением незаконной миграции Правительство Российской Федерации было вынуждено 15 декабря 1999 г. принять постановление о временном приостановлении действия порядка транзитного проезда иностранных граждан через территорию России и введении для этой категории граждан российских транзитных виз. По этим же причинам в ноябре 1999 г. российское правительство приняло решение о временном осуществлении пропуска через государственную границу Российской Федерации с Азербайджанской Республикой и Грузией граждан и транспортных средств только государств — участников СНГ. Одновременно вводились ограничения на воздушное сообщение с этими странами. Подверглось пересмотру и другое соглашение — так называемое Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников. Сначала Туркмения ввела визовый режим в отношении граждан всех государств СНГ, кроме России, затем Таджикистан и Узбекистан подписали межправительственное соглашение «О взаимных поездках граждан», которое установило визовый режим с 11 сентября 2000 г. 30 августа 2000 г. также Россия заявила о выходе из Бишкекского соглашения и предложила провести переговоры о заключении международных договоров, регламентирующих режим взаимных поездок. Российская сторона проявила готовность дифференцированного подхода к решению этого вопроса. Безвизовый режим сохранился в отношениях со странами Евразийского экономического сообщества (Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), двусторонние соглашения о безвизовом режиме въезда и выезда дополнительно были подписаны с Арменией и Молдовой. В то же время из-за позиции, занятой грузинской стороной по ряду вопросов, в том числе по контролю на российско-грузинской границе, Россия ввела временный визовый режим с Грузией. Определен также особый порядок въезда и выезда для граждан Абхазии и Южной Осетии, а также российских военных, несущих службу на территории Грузии. Учитывая специфику и многообразие сотрудничества между странами СНГ, формирование консульских отношений между ними потребует определенного времени и будет во многом зависеть от того, как будут складываться интеграционные процессы в рамках Содружества в целом. Следует также учитывать специфику консульских отношений со странами Балтии. С ними подписаны двусторонние консульские конвенции, в которых на основе принципов и норм Венской Конвенции о консульских сношениях были сформулированы взаимные права и обязательства в сфере консульских отношений, в том числе о введении визового режима. Дальнейшее развитие этих конвенций происходит на основе принципа взаимности. Так, с 1 июня 1999 г. российская сторона ввела на основе взаимности дополнительное требование к подаваемым для получения российских виз документам граждан Эстонии — наличие у них полиса медицинского страхования. Введен упрощенный порядок оформления виз по самым низким тарифам для лиц без гражданства из Латвии, Литвы и Эстонии. Эти лица (а их число достигает 700 тыс. человек) сейчас могут въезжать в Россию по следующим документам: из Латвии — по паспорту негражданина, из Литвы — по проездному документу лица без гражданства, из Эстонии — по паспорту иностранца. Основанием для оформления российских виз является лишь письменное обращение в дипломатическое представительство или консульское учреждение. В то же время этой категории лиц не требуется представлять приглашение российского юридического или физического лица либо договора о туристической поездке. Перечисленные функции консульских учреждений накладывают свой отпечаток на прохождение консульской службы, предъявляют к их сотрудникам свои особые требования. Особенно в части юридической и экономической подготовки кадров, тщательного и безупречного знания законодательных и нормативных актов своей страны и государства пребывания. Не говоря уже о наличии высоких нравственных качеств, выдержки, тактичности, коммуникабельности. Ведь в конечном итоге речь идет о защите и обеспечении интересов конкретного человека — гражданина Российской Федерации. Здесь не может быть места формальному и бюрократическому равнодушию[93]. Эффективное выполнение задач, стоящих перед консульскими учреждениями требуют наличия действенного резерва профессионально подготовленных кадров, их целевого обучения. Именно этим объясняется введение в Департаменте консульской службы и Дипломатической академии МИД России специальных курсов подготовки и стажировки консульских работников, а в МГИМО(У) — специального учебного курса «Консульская служба и консульское право». В заключение подчеркнем, что консульская служба Российской Федерации является важным неотъемлемым звеном российской дипломатической службы, и ее значение объективно возрастает. Без нее трудно представить качественное решение многих международных проблем, надежную защиту прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом. И все это в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, норм международного права, двусторонних соглашений. Именно в этом контексте следует понимать указание Президента Российской Федерации В.В.Путина, которое содержалось в его Послании Федеральному Собранию: «Никому не должно быть позволено устраивать «селекцию» международных прав и свобод человека в зависимости от обложки паспорта, и наши дипломаты должны становиться в таких случаях не просто активными, но наступательными и профессионально жесткими, эффективными»[94].
Контрольные вопросы 1. В чем состоят основные функции и задачи консульской службы? 2. Каким основным международно-правовым документом определяются консульские отношения государств? Его структура и основные положения. 3. Какие особенности, дополнительные задачи и функции российских консульских загранучреждений содержатся в «Положении о Консульском учреждении Российской Федерации»? 4. Каков порядок установления консульских отношений? Что такое «консульский патент» и «консульская экзекватура»? Кто их подписывает? 5. Каким федеральным законом регулируются вопросы выезда российских граждан за рубеж и въезда иностранцев в Российскую Федерацию? 6. Какие виды паспортов установлены в Российской Федерации для выезда и возвращения в страну? Порядок их оформления. 7. Как подразделяются визы по виду, категории, целям поездки и кратности? Каковы особенности оформления дипломатических и многократных виз? Новый визовой талон. 8. Что такое консульская легализация? Особенности удостоверения документов с использованием апостиля. Консульские функции по истребованию документов, нотариату и ЗАГСа. 9. Каковы особенности регулирования консульских отношений России с другими странами СНГ? 10. Какими качествами должен обладать профессиональный консульский работник?
Литература 1. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. Том 1. М., 1997. С. 194—212. 2. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. Том 1. М., 1997. С. 213-251. 3. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3—11. 4. Положение о Консульском учреждении Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 5 ноября 1998 г., № 1330 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 45. Ст. 5509. 5. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 6. С. 11. 6. Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. Т. I—II. М., 1997-1999. 7. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации. Учебное пособие МГИМО(У) МИД России. М., 2001. 8. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. М., 1999. 9. Смирнов ЮМ. Консульское право: Практика применения. Курс лекций. М., 2001. 10. Международное право. М., 2002. Гл. 14 «Консульское право». 11. Фольтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата. Пер. с англ. Минск, 2000.
Глава 2.5.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.191 (0.013 с.) |