Консульская служба и ее функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консульская служба и ее функции



КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

 

КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА — неотъемлемая часть российской дипломатической службы. Она призвана обеспечить в рамках своих задач и функций защиту прав и интересов государства, его юридических и физических лиц.

КОНСУЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — государственный орган внешних сношений, осуществляющий в пределах соответствующего консульского округа на территории го­сударства пребывания консульские функции от имени своего государства.

ДЕПАРТАМЕНТ КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ — является функциональным структурным подразделением МИД России. Департамент направляет и координирует деятельность консульских учреждений.

 

Консульская служба как неотъемлемая часть российской дип­ломатической службы призвана обеспечить в рамках своих функ­ций и задач защиту прав и интересов государства, его юридичес­ких и физических лиц в отношениях с иностранными государства­ми, их ведомствами, организациями и частными лицами. Сохра­няя функционально самостоятельный характер, консульские отно­шения между государствами являются составной частью диплома­тических отношений. Институт консульской службы играет важ­ную роль в обеспечении международных, межгосударственных и внешнеэкономических связей. Консульское право непосредствен­но связано с правом дипломатическим и является особой отраслью международного публичного и частного права. С учетом проис­шедших после распада СССР изменений в сфере международных отношений, когда в них включились дополнительно тысячи юри­дических и физических лиц, когда существенно возросла междуна­родная экономическая и политическая активность субъектов Рос­сийской Федерации и идет широкий процесс врастания России в международные структуры и рыночные отношения, значение кон­сульской службы и ее учреждений объективно возрастает.

Ныне российская консульская служба имеет 209 загранучреждений в 138 странах мира. Они обеспечивают консульское обслу­живание внешних связей Российской Федерации, содействуют расширению экономических, торговых, гуманитарно-культурных, научно-технических и туристических связей, развитию дружест­венных отношений с иностранными государствами.

Основным многосторонним нормативным актом, определяю­щим консульские отношения, является Венская Конвенция о кон­сульских сношениях 1963 г.[87] (поскольку консульские функции вы­полняются также дипломатическими представительствами, в каче­стве нормативного акта их регулирующего в определенной мере выступает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). Венская Конвенция 1963 г. регламентирует порядок уста­новления консульских отношений и создания консульских учреж­дений, определяет основные консульские функции, привилегии и иммунитеты консульств и персонала, формы и методы их работы. Венская Конвенция не ограничивает прав ее участников в отноше­нии других международных соглашений по консульским вопросам, не препятствует им заключать новые конвенции и соглашения, до­полняющие и конкретизирующие ее положения.

В качестве примера можно назвать многосторонние договоры между странами СНГ, Европейскую конвенцию о консульских функциях, Шенгенское соглашение о контроле лиц, пересекаю­щих внешние границы ряда стран — членов Европейского Союза, а также действующий Консульский Устав в редакции 1976 г. (новый Устав находится в стадии разработки).

Правовое регулирование деятельности консульских учреждений осуществляется в соответствии с национальным законодательст­вом: Конституцией Российской Федерации, федеральными зако­нами[88], указами и распоряжениями Президента Российской Феде­рации, в частности Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации, Положением о консульском учреждении Российской Федерации[89], нормативными актами и указаниями МИД России, а также многосторонними и двусторонними конвенциями и согла­шениями, учитывая законы, правила и обычаи государства пребы­вания. Все эти нормы в совокупности представляют собой кон­сульское право, регулирующее статус, функции и полномочия консульских учреждений и их персонала.

Являясь составляющей частью государственной службы в целом, консульская служба руководствуется также принципами и нормами Федерального закона «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации» и другими законодательными актами, определяющими функционирование органов государственной власти. В этом контексте на нее возлагаются задачи активного участия в обеспечении реализации Концепции внешней политики Российской Федерации, в том числе таких ее установок, как «за­щита интересов личности, общества и государства», «всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом», «содействие развитию национальной экономики путем широкого включения России в систему мирохозяйственных связей» на основе международного права и действующих междуна­родных соглашений.

Особо следует остановиться на утвержденном 5 ноября 1998 г. Указом Президента Российской Федерации № 1330 «Положении о консульском учреждении Российской Федерации»[90]. Согласно этому нормативному акту, российское консульское учреждение — это государственный орган внешних сношений Российской Федера­ции, осуществляющий в пределах соответствующего консульского ок­руга на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение открывает­ся по решению Правительства Российской Федерации на основа­нии международного договора Российской Федерации с соответст­вующим иностранным государством.

Консульские учреждения входят в систему МИД России и под­чинены главам российских дипломатических представительств в соответствующих государствах пребывания. В Положении подроб­но сформулированы задачи и функции консульских загранучреждений. Главные из них:

- защита в государстве пребывания прав и интересов Россий­ской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;

- содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей с государством пребывания, установление с ним дружеских отношений;

- распространение в консульском округе официальной инфор­мации о внешней и внутренней политике России, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

- осуществление паспортно-визового обслуживания в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

- оказание содействия гражданам Российской Федерации, на­ходящимся в пределах консульского округа, в реализации их изби­рательных прав и права на участие в референдуме;

- осуществление нотариальных действий, регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, уста­новления опеки и попечительства, легализации документов, реше­ние проблем, касающихся наследства;

- представительство граждан России в судебных и иных уч­реждениях страны пребывания;

- принятие мер по учету, обеспечению, сохранению, благоу­стройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа;

- формирование банков данных по законодательству государ­ства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересо­ванным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не за­прещенных законодательством государства пребывания;

- содействие установлению и развитию связей с соотечествен­никами, проживающими в пределах консульского округа;

- участие в подготовке и обеспечении межгосударственных об­менов и визитов официальных делегаций.

В настоящее время Россия как правопреемник бывшего Со­ветского Союза продолжает осуществлять права и выполнять обя­зательства, вытекающие из международных договоров, в том числе и по консульским вопросам. Консульские конвенции и договоры имеются с 78 странами. Кроме того, с этими странами подписано свыше 300 договоров и соглашений по конкретным вопросам кон­сульских отношений.

 

 

1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений

 

Установление консульских отношений между государствами осуществляется только по взаимному согласию. Установление дип­ломатических отношений между двумя государствами предполагает практически установление консульских отношений. В то же время разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва консульских отношений. Как правило, договоренность об открытии консульств осуществляется на основе взаимности. Кон­сульские функции могут выполняться и в другом (третьем) госу­дарстве, а также от имени третьего государства, если против этого не возражает страна пребывания.

Открытие, аккредитация и функционирование зарубежных консульских учреждений в Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора с другими государствами в соответствии с требованиями и нормами действующего до сих пор «Положения о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР».

Назначение консулов и отнесение их к определенному классу глав консульских учреждений регулируется внутренним законода­тельством аккредитующей страны. Особенность консульской служ­бы России состоит в том, что она практически объединена с дип­ломатической службой. Работникам консульской службы присваи­ваются дипломатические ранги, в порядке ротации кадров они могут использоваться на другой оперативной дипломатической ра­боте.

Консульское учреждение пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением государственного герба, печати, штампы, бланки, счета в банках. Свои функции оно осущест­вляет в соответствующем консульском округе, в который могут входить несколько административно-территориальных единиц.

Консульским должностным лицом может быть только гражда­нин Российской Федерации. В российском консульском учрежде­нии не могут образовываться структуры политических партий, ре­лигиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

В настоящее время в международной практике сложились че­тыре класса консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их воз­главляют соответственно генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты. В дипломатических представитель­ствах консульские функции выполняются консульскими отделами, а возглавляющие их дипломаты нередко имеют класс генерального консула. Консулы всех классов, кроме нештатных (почетных) кон­сулов, являются гражданами аккредитующего государства.

Документом для назначения главы консульского учреждения является консульский патент (Commission). В нем указываются полное имя и фамилия, консульский ранг (класс) консула, место расположения консульства, консульский округ. В некоторых стра­нах консульский патент подписывается главой государства и скрепляется подписью министра иностранных дел (США, Герма­ния, Австрия, Франция и др.). Но в большинстве стран достаточно подписи главы министерства иностранных дел. В России патенты подписывают заместитель министра иностранных дел и директор Департамента консульской службы МИД России.

Обычно патент направляется по дипломатическим каналам в МИД государства пребывания, которое рассматривает предлагае­мую кандидатуру и в случае согласия готовит ответный документ, который называется консульской экзекватурой (an Exequatur). Кон­сульская экзекватура, разрешающая выполнение консульских функций, утверждается, как правило, главой государства, прави­тельства или министром иностранных дел. Экзекватура имеет форму отдельного документа, но в некоторых странах она выража­ется в разрешительной надписи непосредственно на консульском патенте. Отказ в выдаче экзекватуры не мотивируется.

Для назначения заведующего консульским отделом посольства консульского патента и консульской экзекватуры не требуется.

Штат консульских загранучреждений подразделяется на три части: консульские должностные лица (оперативно-дипломатичес­кий персонал), консульские служащие (административно-техничес­кий персонал) и обслуживающий персонал (водители, уборщицы, садовники; ими могут быть и местные жители).

Работники консульского учреждения назначаются на соответ­ствующие должности в установленном МИД России порядке. Пер­сональную ответственность за качество выполнения возложенных на консульское учреждение задач и эффективность осуществления им функций несет глава консульского учреждения. Функций работника консульского учреждения прекращаются в следующих случаях: по окончании срока командировки; при аннулировании экзекватуры или объявлении его «персоной нон грата»; в случае закрытия консульского загранучреждения или разрыва консуль­ских отношений.

Как Венская Конвенция 1963 г., так и двусторонние конвен­ции и соглашения о консульских сношениях предусматривают обязанность страны пребывания предоставлять все возможности для выполнения консульскими загранучреждениями своих функ­ций. В частности, она должна оказывать содействие в приобрете­нии помещений для консульств, обеспечивать выполнение приви­легий и иммунитетов консульских загранучреждений и их персо­нала.

В нашей стране функции координации консульской работы возложены на Департамент консульской службы МИД России. Де­партамент планирует и направляет деятельность консульских отде­лов в составе посольств и представительств МИД России на тер­ритории Российской Федерации, генеральных консульств и кон­сульств, нештатных (почетных) консулов Российской Федерации за границей, а также консульских пунктов в международных аэро­портах и на пограничных контрольно-пропускных пунктах трасс международного значения, открытых для железнодорожного, мор­ского и автомобильного пассажирского сообщения. Основные за­дачи, функции, права и обязанности департамента определены Положением о Департаменте консульской службы, утвержденным приказом МИД России от 14 августа 1996 г.

Выделим наиболее существенные из них: содействие развитию дружеских отношений России с иностранными государствами; консульское обеспечение внешних, экономических, научно-техни­ческих, культурных, спортивных и иных связей; участие в реше­нии вопросов гражданства, защиты прав соотечественников за ру­бежом, трудовой миграции; решение визовых проблем; участие в разработке законопроектов и других нормативных актов по кон­сульским вопросам и их практической реализации.

Формы работы: курирование деятельности консульских учреж­дений за рубежом и в субъектах Российской Федерации; перегово­ры и консультации; подготовка аналитических материалов, инфор­мации, служебных записок, предложений и рекомендаций в соот­ветствующие властные инстанции и средства массовой информа­ции; разработка проектов консульских конвенций, оформление консульских патентов и загранпаспортов; выдача виз и другие формы, касающиеся компетенции департамента. В этом ряду стоят вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, их аттестации и ротации, обеспечения должностного роста консульских служащих.

В настоящее время департамент состоит из 13 отделов — 5-ти территориальных: стран СНГ; Европы; Америки; Азии; Африки, Ближнего и Среднего Востока; а также 9-ти функциональных от­делов: по работе с представительствами, по вопросам гражданства, по общим консульским и правовым вопросам, легализации и ис­требования документов, служебного выезда, оформления паспор­тов, въезда иностранцев, информационных систем, а также эконо­мического отдела. Кроме того, имеются группа по кадровым и учебно-методическим вопросам и вспомогательные службы (кан­целярия, машбюро, служба связи и др.). Департамент является за­казчиком в создании информационных автоматизированных сис­тем по консульским вопросам с выходом на информационные системы других министерств и ведомств, имеющих отношение к въезду и выезду российских граждан и иностранцев.

Для выполнения консульских функций используются также по­четные (нештатные) консулы. Почетный консул — это лицо, не со­стоящее на государственной службе, но выполняющее с согласия страны пребывания определенные консульские функции государ­ства, которое его назначает. Как правило, почетные консулы на­значаются из числа известных общественных деятелей или пред­ставителей деловых кругов. Почетные консулы имеют классы: по­четный генеральный консул, почетный консул, почетный вице-консул, почетный консульский агент. На почетного консула рас­пространяются все основные положения Венской Конвенции 1963 г., включая привилегии и иммунитеты, но с некоторыми ог­раничениями, поскольку конвенция предусматривает факультатив­ный характер этой категории консульских должностных лиц.

Статус, права и обязанности нештатных консулов определены в Положении о почетном консуле Российской Федерации, ут­вержденном приказом МИД России от 13 октября 1998 г. В нем предусматривается, что с согласия государства пребывания МИД России может поручить выполнение функций почетного консула, как гражданину Российской Федерации, так и гражданину ино­странного государства. Почетный консул не состоит на государст­венной службе России, но подчиняется ее МИД, выполняет свои функции под руководством российского посольства или консуль­ства.

При назначении почетный консул получает патент, подписан­ный министром иностранных дел России или его заместителем, и может исполнять консульские функции по получении экзеквату­ры. В отличие от штатных консулов, почетный консул может за­ниматься коммерческой или профессиональной деятельностью. Он имеет право взимать консульские сборы, а также плату для покрытия своих фактических расходов, связанных с исполнением консульских функций. Ежегодно почетный консул представляет в курирующее его дипломатическое представительство или консуль­ство отчет о проделанной работе.

В 1998 г. в Москве впервые за историю консульской службы России прошло совещание почетных консулов Российской Феде­рации, на котором были рассмотрены вопросы взаимодействия МИД России и российских загранпредставительств и консульских учреждений с этой категорией консульских должностных лиц.

 

 

Консульские функции

 

Как уже указывалось, функции консульских учреждений сво­дятся в основном к защите прав и интересов государства, его юридических и физических лиц. К числу таких функций относится, в частности, осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин Российской Федерации может свободно выез­жать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться на родину. Во время пребывания за пределами страны российские граждане находятся под защитой и покровительством Российской Федера­ции. Консульским учреждениям предписывается обеспечивать меры по защите прав и интересов наших граждан и оказывать им покровительство в порядке, установленном национальным законо­дательством и международными договорами.

Основными документами, по которым российские граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и возвращение в страну признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служеб­ный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Паспорт выдается по письменному заявлению гражданина органом внутренних дел, а также МИД России и дипломатическими пред­ставительствами или консульскими учреждениями за пределами территории Российской Федерации. Детям до 18 лет паспорт вы­дается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. МИД России оформля­ет и выдает паспорт российскому гражданину по его письменному заявлению, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории страны и зарегистрированную в МИД России. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 1 октября 1998 г., которое определяет порядок оказа­ния этим организациям консульских услуг (оформление и выдача паспортов, виз и т.д.) предусматривается, что регистрации подле­жат организации, являющиеся юридическими лицами и действую­щие на территории Российской Федерации в соответствии с зако­нодательством страны.

Паспорт оформляется на 5 лет. В случае если деятельность рос­сийского гражданина связана с регулярными (не реже, чем один раз в течение месяца) выездами за границу, ему по ходатайству ко­мандирующей организации может быть оформлен и выдан второй паспорт. Консульские загранучреждения выдают паспорта только с разрешения Департамента консульской службы МИД России (кроме паспортов российских граждан, постоянно проживающих за границей и состоящих на учете в консульствах).

В случае утраты паспорта, в том числе дипломатического, слу­жебного и паспорта моряка во время командировки российский гражданин имеет право получить свидетельство на въезд (возвра­щение) на родину по утвержденной Постановлением Правительст­ва Российской Федерации от 1 октября 1998 г. форме. Свидетельство является временным документом и выдается по письменному заявлению с приложением ряда документов (протокола или справ­ки, выданных полицейскими органами страны пребывания, подтверждающих факт обращения по поводу утраты документа, 2-х фотографий, других подтверждающих личность документов) диппредставительством или консульским загранучреждением на срок не свыше 15 дней под расписку. Могут быть случаи направ­ления запроса в паспортно-визовую службу органов внутренних дел Российской Федерации для уточнения данных, подтверждаю­щих личность гражданина.

В соответствии с Инструкцией о порядке консульского учета российских граждан за границей консульское загранучреждение ведет учет проживающих и временно пребывающих в его консуль­ском округе граждан Российской Федерации. Постановка на учет осуществляется на добровольной основе. При постановке на учет граждане заполняют регистрационную карточку и предоставляют одну фотографию. Это позволяет иметь необходимую информацию и более эффективно защищать интересы и права российских граж­дан за пределами Российской Федерации, в том числе обеспечить избирательные права российских граждан за рубежом (при прове­дении референдумов, выборов в Государственную Думу и выборов Президента Российской Федерации).

В случае выезда гражданина России за границу на постоянное жительство в его загранпаспорте местным органом МВД (ОВИР) делается запись «Для проживания за границей».

Выше речь шла об условиях выезда граждан Российской Феде­рации. Их выполнение позволяет решать вопрос о получении визы на въезд в иностранное государство, если иное не предусмотрено международным договором между Россией и соответствующей страной. За получение въездных виз по дипломатическим и слу­жебным паспортам отвечает Департамент консульской службы МИД России или представительства МИД на территории Россий­ской Федерации. В соответствующих нотах, направляемых в ино­странные посольства или консульские учреждения, указываются цель и сроки служебных командировок, оговариваются в случае необходимости причины ускоренного оформления виз (перегово­ры, конференции, заключение договоров и т.д.).

При наличии обычного паспорта гражданин должен самостоя­тельно обратиться в диппредставительство или консульское учреж­дение иностранного государства за получением въездной визы, а также ознакомиться с иммиграционными и иными требованиями государства, в которое он планирует выехать. С некоторыми госу­дарствами заключены соглашения о безвизовых поездках граждан. Имеется ряд стран с визовым режимом, визы для въезда в которые выдаются в пунктах прибытия. В отдельные страны можно въез­жать без виз, но при наличии приглашения. Со многими странами заключены соглашения о безвизовом въезде по дипломатическим и служебным паспортам. Однако следует отметить, что последнее время наметилась тенденция к отказу от ранее подписанных соглашений о безвизовом режиме въезда граждан России. Это касается прежде всего стран Центральной и Восточной Европы, стран — участниц СНГ.

Особо следует осветить режим въезда в страны т.н. Шенгенской группы. Начало Шенгенскому процессу положило подписание 14 июня 1985 г. в городе Шенгене (Люксембург) Договора о поэ­тапной отмене контроля на общих границах между ФРГ, Фран­цией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Это был круп­ный шаг на пути европейской интеграции. Речь шла об упраздне­нии систем национального пограничного контроля на внутренних границах, создании единого визового пространства, обеспечении перемещения через общие границы стран-участниц людей, товаров и услуг. 26 марта 1995 г. Шенгенское соглашение вступило в силу. Наряду с указанными странами в него вошли Испания, Португа­лия, Австрия и Греция. 25 марта 2001 г. членами Шенгенского со­глашения стали также Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция.

На внешних границах стран Шенгенской группы введены унифицированная система пограничного контроля, единая визовая практика, повседневное сотрудничество полицейских служб, а также скоординирована система правовой взаимопомощи по всем вопросам иммиграционной политики, борьбы с наркобизнесом. Действует также единая информационная система с центральным компьютером в Страсбурге, где сосредоточены сведения о лицах, чей въезд в страны ЕС нежелателен, об украденных документах, автомашинах и т.п. Эта система имеет прямую связь с националь­ными банками данных.

Для пребывания иностранцев — нерезидентов Европейского Союза (ЕС) в стране (странах) Шенгенской группы требуется по­лучить въездную визу единого образца, которая выдается сроком до 3-х месяцев посольством страны, рассматриваемой как основ­ная или первая цель поездки. Отказ от выдачи визы по существу означает запрет на въезд в единое визовое шенгенское пространст­во в целом. При этом сохраняется возможность выдачи нацио­нальной визы одной из стран Шенгенской группы.

Выдача въездных виз владельцам дипломатических, служебных паспортов и паспортов международных организаций осуществляет­ся на основе национального законодательства. Дипломаты и при­равненные к ним лица, получившие разрешение на длительное пребывание в одной из стран Шенгенской группы, пользуются правом свободно выезжать в другие страны группы на непрерыв­ный срок до трех месяцев.

После превращения Шенгенского соглашения в реальный фак­тор европейской интеграции и присоединения к нему практически всех стран — членов ЕС встал вопрос о его интеграции в Европей­ский Союз. Это случилось 17 мая 1999 г., когда вступил в силу Амстердамский договор, предусматривающий замену Исполкома Шенгенского договора Советом Евросоюза. Расширение ЕС на восток создает качественно новую ситуацию: в течение ближайших лет «визовый пояс» придвинется вплотную к границам стран СНГ, и России следует считаться с проведением в будущем более жест­кой визовой политики в отношении граждан этих стран.

Значительная работа консульскими учреждениями проводится в части обеспечения въезда и пребывания иностранных граждан на тер­ритории Российской Федерации. Порядок приема и передвижения иностранных граждан в Российской Федерации установлен Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. Другим постановлением Правительство утвердило перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посе­щением для иностранных граждан. Этот перечень имеется во всех консульских загранучреждениях и учитывается при оформлении виз.

Порядок оформления и выдачи документов для въезда и выез­да из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства определен Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также соответствующими международными договорами России с иностранными государствами.

Основанием для оформления въезда иностранцев и выдачи визы является их письменное обращение в дипломатическое пред­ставительство или консульское загранучреждение, наличие дейст­вительных документов, удостоверяющих их личность, а также при­глашения или надлежащим образом оформленного договора о ту­ристической поездке, если иной порядок въезда-выезда не предус­мотрен двусторонними или многосторонними соглашениями.

В 1995 г. было принято Постановление Правительства Россий­ской Федерации «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными граж­данами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев».

С 1 июля 1999 г. для въезда и пребывания иностранных граж­дан на территории Российской Федерации введено условие нали­чия полиса медицинского страхования (на основе взаимности).

Департамент консульской службы и представительства МИД России в субъектах Российской Федерации оформляют приглаше­ния на специальных, защищенных от подделки, бланках. Они вы­даются по обращениям организаций, являющихся российскими юридическими лицами, действующих на территории Российской Федерации в соответствии с ее законодательством и прошедших регистрацию в МИД России или его представительствах. Пригла­шения иностранных граждан для посещения Российской Федера­ции с целью встречи со своими родственниками или поездки по частным делам оформляются на основании анкет-приглашений, подаваемых приглашающими физическими (частными) лицами в паспортно-визовые службы органов внутренних дел Российской Федерации. Порядок оформления приглашений для этих катего­рий иностранных граждан регламентируется отдельной инструк­цией, утверждаемой МВД России.

Посещение Российской Федерации иностранными гражданами в туристических целях, в том числе и специализированный туризм (с целью лечения, обучения, на выставки, фестивали, конферен­ции и т.п.), оформляется через лицензированные российские ту­ристические организации. Иностранные граждане в этих случаях получают визы в консульских загранучреждениях России по предъявлению необходимых документов, включая ваучер направ­ляющей туристической фирмы и подтверждение российской турорганизации о готовности принять конкретных иностранных граждан в качестве туристов. С 15 апреля 1999 г. введена единая форма подтверждения о приеме иностранных туристов и утверж­ден бланк такого подтверждения.

Практикуется также такая форма визовой поддержки, как на­правление в консульские загранучреждения указаний о выдаче виз по каналам факсимильной и электронной почты.

Консульские загранучреждения имеют право выдавать, продле­вать, погашать визы на въезд в Российскую Федерацию и транзит­ный проезд через территорию Российской Федерации, а также вносить изменения в выданные визы. По категориям визы подраз­деляются на дипломатические, служебные, туристические и обык­новенные. По целям поездки виза может быть деловая, коммер­ческая, туристическая, на учебу. По видам визы подразделяются на въездные, въездные-выездные, выездные-въездные, транзитные. По кратности визы бывают однократными, двукратными и много­кратными.

Российские консульские учреждения за границей оформляют служебные и обыкновенные визы на вкладных визовых бланках серии «К», туристические — на бланках серии «Т». На российской территории все недипломатические визы оформляются на бланках серии «М». Исключение составляют российские консульские за­гранучреждения в тех странах, где визы оформляются на специаль­ных машиносчитываемых, снабженных защитными элементами, в том числе голограммой, бланках типа тех, которые применяются европейскими государствами — участниками Шенгенского согла­шения. Эта работа проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. «О со­здании общегосударственной автоматизированной системы изго­товления, оформления и контроля паспортно-визовых документов новых образцов», дополненным Постановлением Правительства от 24 января 1998 года.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитные визы выдаются иностранцам в тех случаях, когда они не имеют права на безвизовый транзит. Максимально разрешенный период транзитного пребывания на российской территории составляет срок до трех дней — при следовании авиатранспортом и до семи дней — при следовании морским, речным или железнодорожным транспортом.

Многократные визы дают право на многократный въезд в Рос­сийскую Федерацию и соответственно выезд за ее пределы. Такие визы выдаются сроком до одного года по согласованию с Департа­ментом консульской службы МИД России и представительствами МИД России на территории Российской Федерации. Многократ­ные визы дают право их владельцам пребывать на российской тер­ритории не более 90 дней при каждом въезде в страну.

Групповые визы выдаются при въезде на территорию России групп иностранных граждан (школьников, военнослужащих, пенсио­неров и др.) по разрешению Департамента консульской службы МИД России и представительств МИД в субъектах Российской Федера­ции, если иное не предусмотрено специальными соглашениями.

Важное место в консульской работе занимают проблемы граж­данства. Согласно новому закону «О гражданстве Российской Фе­дерации», вступившему в силу с 1 июля 2002 г., МИД России, представительства и консульские загранучреждения отнесены к числу государственных органов, ведающих делами о гражданстве. В Рос­сийской Федерации каждый человек имеет конституционное право на гражданство. Никто не может быть принудительно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Граж­данство Российской Федерации является единым и равным неза­висимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. Органы государственной власти Российской Федера­ции, дипломатические представительства и консульские учрежде­ния, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации за рубежом была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами и сво­бодами, установленными законодательством государства их пребы­вания, международными договорами Российской Федерации, меж­дународными обычаями. Они должны защищать их права и охра­няемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Феде­рации.

К числу важнейших консульских функций относятся также во­просы консульской легализации документов. Консульская легализа­ция — это подтверждение соответствия документов законодательству государства их происхождения для использования в международном общении. Легализация представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати государствен­ного учреждения.

Легализации подлежат документы, исходящие от государствен­ных учреждений, юридических лиц, нотариусов. Легализацию осу­ществляют следующие учреждения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.102 (0.054 с.)