РЕАЛИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ



Государство является участником фондового рынка, а также осуществляет его непосредственное регулирование и контрольные функции. Так, например, Министерство финансов Российской Федерации является эмитентом ценных бумаг, удостоверяющих федеральные государственные обязательства: облигаций (государственных долгосрочных обязательств, государственных краткосрочных обязательств, облигаций федерального займа, облигаций внутреннего валютного займа, государственных жилищных сертификатов и др.). Кроме того, государство, оставаясь владельцем акций многих крупных предприятий, посредством деятельности в качестве эмитента и инвестора регулирует отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг.

Вместе с тем государство также непосредственно воздействует на фондовый рынок, исполняя соответствующие контрольные функции. Согласно ст. 38 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

- установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

- регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектовэмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств,предусмотренных в них;

- лицензирования деятельности профессиональных участниковрынка ценных бумаг;

- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынкаценных бумаг;

- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Контрольные функции государства реализуются, прежде всего, путем регистрации ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг осуществляетсяисключительно на основе регистрации в уполномоченных государственных органах, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Согласноч. 5 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, запрещается проводить эмиссиюценных бумаг, производных по отношению к эмиссионным ценным бумагам, итоги выпуска которых не прошли регистрацию; при размещенииэмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев илизаранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, атакже в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, производится регистрация проспектаэмиссии.После размещения эмиссионных ценных бумаг осуществляется регистрация отчета об итогах их выпуска. Регистрация эмиссионных ценныхбумаг и отчета об их выпуске производится в определенном порядке.В настоящее время органами, уполномоченными на ведение регистрацииэмиссионных ценных бумаг, является Минфин России (в отношении,эмиссий страховых организаций, выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг), Банк России (в отношении выпусков ценных бумаг кредитных организаций), Федеральная служба по финансовым рынкам и ее региональные отделения (в отношении прочих эмитентов).

Контрольная функция государства на рынке ценных бумаг реализуется также посредством лицензирования деятельности профессиональныхучастников фондового рынка. Все виды профессиональной деятельностина рынке ценных бумаг (в том числе кредитных организаций) могут вестись лишь на основании специального разрешения – лицензии. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируетсятремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынкаценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра и лицензией фондовой биржи. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка, ценных бумаги принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах.

За нарушения законодательства о ценных бумагах виновные лицанесут ответственность в гражданском, административном и уголовно порядке. В частности, Закон о рынке ценных бумаг указывает на такие основания ответственности, как манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, осуществление недобросовестной эмиссии, выпуск в обращениеценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, факт недобросовестной рекламы. Эти правонарушения являются основанием дляприостановления незаконной деятельности, аннулирования эмиссий ценных бумаг и лицензий на осуществление профессиональной деятельностина рынке ценных бумаг и других мер ответственности.Центральное положение в сфере государственного регулирования иконтроля на рынке ценных бумаг до недавнего времени занимала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, которая устанавливала перечень регистрирующих органов; выдавала лицензии и определяла органы,полномочные выдавать лицензии, а также применяла к нарушителям законодательства о ценных бумагах меры административной ответственности (например, в виде лишения лицензий и соответствующих предписаний); направляла материалы в органы прокуратуры и суд для возбужденияуголовного и административного преследования, а также обращалась сисками в суд.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системеи структуре федеральных органов исполнительной власти», была образована Федеральная служба по финансовым рынкам России.В связи с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.№ 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумагперешли к Федеральной службе по финансовым рынкам (далее – ФСФРРоссии).

ФСФР России переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития РФ и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства РФ по антимонопольнойполитике и поддержке предпринимательства, функции по контролю инадзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Минфина России.Основные функции, полномочия, порядок и организация деятельности ФСФР России определены в постановлении Правительства РФ от9 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы федеральной службы по финансовымрынкам» и Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам от30 июня 2004 г., утвержденном постановлением Правительства РФ от30 июня 2004 г. № 317.

ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору нафинансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средствпенсионных накоплений и деятельности бирж.

Ключевыми задачами ее работы являются обеспечение стабильностиработы российского финансового рынка, повышение его эффективности ипривлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачностирынка и снижение инвестиционных рисков.

Эти задачи решаются путем контроля за деятельностью участниковфинансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.

10. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сферефинансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевыхброкеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

История

ФСФР России была образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[3]. В соответствии с данным Указом ей были переданы функции по контролю и надзору упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации.

4 марта 2011 года к ФСФР России была присоединена Федеральная служба страхового надзора.

Функции

Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

§ осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

§ обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

§ контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостанову и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.

Федеральная служба по финансовым рынкам РФ является постоянным членом Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

11 Виды лицензий ФСФР (федеральной службы по финансовым рынкам)

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Осуществляется лицензирование следующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

- брокерская деятельность; дилерская деятельность;

- деятельность по управлению ценными бумагами;

- депозитарная деятельность;

- клиринговая деятельность;

- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

- деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи.

Лицензия выдается на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

На осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли выдается лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг.

На осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг в качестве фондовой биржи выдается лицензия фондовой биржи.

На осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг выдается лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра.

Лицензиат вправе совмещать профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности как подлежащими лицензированию, так и не подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается совмещение всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

При первичном обращении за получением лицензии соискателю лицензии выдается лицензия со сроком действия 3 года. Лицензия без ограничения срока действия выдается только на тот вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которого у соискателя лицензии имеется лицензия сроком действия 3 года на момент принятия решения лицензирующим органом о выдаче лицензии без ограничения срока действия.

Лицензия утрачивает юридическую силу в следующих случаях:

- истечение срока действия лицензии;

- ликвидация лицензиата или прекращение его деятельности в случае реорганизации (за исключением преобразования);

- аннулирование лицензии.

Лицензия со сроком действия 3 года утрачивает юридическую силу с момента принятия лицензирующим органом решения о выдаче соответствующей лицензии без ограничения срока действия.

12 ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ , СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
Структурными подразделениями Федеральной службы по финансовым рынкам являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Федеральная служба по финансовым рынкам является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Место нахождения Федеральной службы по финансовым рынкам - г. Москва.
Основными расходными статьями федерального бюджета являются:
• обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
• национальная оборона (19,0%),
• финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.008 с.)