Сущность финансов, специфические функции финансов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность финансов, специфические функции финансов.



Содержание

1.Сущность финансов, специфические функции финансов.

2.Финансы как экономическая и историческая категория.

3.Финансовое регулирование экономики (налоги, система финансирования, государственный кредит).

5.Содержание финансов; виды финансовых отношений.

6.Финансовая система РФ. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.

15.Муниципальные финансы, их экономическое содержание и структура.

17.Сущность государственного бюджета, функции, принципы построения.

19.Доходы государственного бюджета, их экономическая сущность и формы проявления.

20.Расходы государственного бюджета, их экономическая сущность, формы проявления и значение.

21.Бюджетный дефицит, причины возникновения, формы покрытия.

22.Виды государственных ценных бумаг РФ.

27.Объекты и субъекты управления государственными финансами.

28.Государственные органы управления финансами.

29.Органы управления финансами предприятий.

44.Пенсионный фонд РФ, принципы функционирования.

46.Фонд социального страхования РФ, принципы функционирования.

51.Мировые публичные финансовые организации и их функции.


Сущность финансов, специфические функции финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Централизованные финансы - экономические отношения, связанные с использованием денежных средств государства; децентрализованные - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Кроме того, финансы определяются как совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов проявляется в участии финансов в процессе распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д. Контрольная функция финансов проявляется в участии финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление при Президенте РФ, контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральная служба страхового надзора; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д. Помимо распределительной и контрольной функций финансам приписывают также регулирующую и стабилизационную функции. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Стабилизационную функция: ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансов в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

 

Финансы как экономическая и историческая категория.

Финансы — историческая категория. Они зарождаются одновременно с наступлением фазы развитых товарно-денежных отношений и централизованного государства и эволюционируют вместе с национальной социально-экономической системой. В России основные компоненты финансовой системы формировались с середины XVI в. в результате появления общерусской денежной системы (денежная реформа 1535—1538 гг.) и налоговой системы (административно-финансовая реформа Ивана Грозного).

Финансовые отношения, отражая одну из сторон, реально существующих в обществе базисных экономических отношений, имеют объективный характер и специфическое общественное назначение, поэтому могут рассматриваться в качестве одной из экономических категорий.

Главными отличительными признаками финансов как экономической категории являются их денежный и распределительный характер.

Деньги — обязательное условие существования финансов. Они являются материальным носителем финансовых отношений, которые опосредованы движением потоков денежных средств. Но финансы и деньги — разные экономические категории. Деньги в современных рыночных условиях — это декретируемое государством фидуциарное средство платежа. Финансы представляют собой комплекс экономических отношений, выражающийся с помощью движения денег.

Распределительный характер финансов обусловлен тем, что соответствующие отношения всегда сопровождаются распределением денежных доходов, которые в процессе финансового распределения меняют либо собственников, либо цель использования. При этом движение денежных средств не сопровождается движением встречных потоков товаров и услуг.

 

Содержание финансов; виды финансовых отношений

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.

Чтобы этот процесс мог начаться, созданная стоимость должна быть, реализована. Экономическим

инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение, является цена.

Финансовые отношения по природе являются распределительными, распределение стоимости осуществляется по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения. Роль субъекта в общественном

производстве выступает в качестве критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из этих сфер выделяются звенья. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую

систему.

Финансы хозяйствующего субъекта по своей роли

в финансовой системе государства выступают как ее ведущее звено. В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект вступает в различные финансовые отношения:

1) с другими хозяйствующими субъектами различных форм собственности в процессе формирования и распределения выручки и осуществления внереализационных

операций;

2)с хозяйствующими субъектами и гражданами при выпуске и реализации ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности и др.,

3)с работниками данного хозяйствующего субъекта в процессе использования прибыли, при выпуске акций и других ценных бумаг, распространяемых среди членов трудового коллектива, выплате дивидендов и доходов по этим ценным бумагам, выплате паевых долей, выплате заработной платы,

4)премий, при инвестиционном взносе и выплате процентов по нему и др.;

5)С его структурными подразделениями, работающими на внутрихозяйственном подряде по арендным и другим платежам;

6)с его дочерними предприятиями и филиалами;

7)с бюджетом, внебюджетными фондами и налоговой службой при внесении налогов и других платежей;

9)с банковской системой при получении и погашении кредитов, залоге имущества, факторинге, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах и др.;

10)со страховыми компаниями по операциям страхования;

11)с негосударственными пенсионными фондами по взносам;

12)с органами государственного управления по платежам различного рода;

13) с органами муниципального управления при уплате сборов и взносов, при выплате арендной платы за земельный участок и т. д.;

14)с финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами (инвестиционными институтами, биржами, компаниями, ломбардами и др.) при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, хеджировании, лизинге и т. д.

Финансовые отношения опосредствуют процесс образования различных фондов денежных средств целевого назначения. Эти денежные средства, финансовые ресурсы, находятся в постоянном движении.

Через финансовые отношения осуществляется воздействие на развитие финансов в низовых структурах общества и укрепление финансового положения предприятий;

Финансовые отношения являются экономическим базисом в развитии международных, социальных и трудовых отношений, в развитии международных рынков капитала, труда и рабочей силы.

Финансы служат также сферой реализации социальной программы, социальной защиты и экономической поддержки населения.

Наличие денег обязательное условие функционирования финансов, а причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить нельзя.

В сфере хозяйствования благодаря финансам обеспечивается удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления.

Финансы необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Финансы неотъемлемый элемент общественного воспроизводства; они необходимы и предприятиям, и межхозяйственным объединениям, и государственной системе управления.

Без финансов невозможно обеспечивать кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуры экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют разные экономические категории: финансы, кредит, заработная плата, цена. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения. Важным специфическим

признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Финансы денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

 

Содержание

1.Сущность финансов, специфические функции финансов.

2.Финансы как экономическая и историческая категория.

3.Финансовое регулирование экономики (налоги, система финансирования, государственный кредит).

5.Содержание финансов; виды финансовых отношений.

6.Финансовая система РФ. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.

15.Муниципальные финансы, их экономическое содержание и структура.

17.Сущность государственного бюджета, функции, принципы построения.

19.Доходы государственного бюджета, их экономическая сущность и формы проявления.

20.Расходы государственного бюджета, их экономическая сущность, формы проявления и значение.

21.Бюджетный дефицит, причины возникновения, формы покрытия.

22.Виды государственных ценных бумаг РФ.

27.Объекты и субъекты управления государственными финансами.

28.Государственные органы управления финансами.

29.Органы управления финансами предприятий.

44.Пенсионный фонд РФ, принципы функционирования.

46.Фонд социального страхования РФ, принципы функционирования.

51.Мировые публичные финансовые организации и их функции.


Сущность финансов, специфические функции финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Централизованные финансы - экономические отношения, связанные с использованием денежных средств государства; децентрализованные - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Кроме того, финансы определяются как совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов проявляется в участии финансов в процессе распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д. Контрольная функция финансов проявляется в участии финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление при Президенте РФ, контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральная служба страхового надзора; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д. Помимо распределительной и контрольной функций финансам приписывают также регулирующую и стабилизационную функции. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Стабилизационную функция: ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансов в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.024 с.)