Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность расходов государственного бюджета и их классификация.

Поиск

2. Расходы на социальные цели в зарубежных странах.

3. Расходы на экономические цели.

 

-1-

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возника­ющие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределе­нием фонда денежных средств государства и его использовани­ем по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюд­жета проявляется в том, что они служат активным инструмен­том экономической политики. С их помощью государство воз­действует на перераспределительные процессы, рост нацио­нального дохода, структурное регулирование экономики, раз­витие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневри­рования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следова­тельно, расходы государственного бюджета обеспечивают госу­дарству осуществление его главных функций и задач.

Структура расходов государственного бюджета, их содержа­ние формируются под воздействием множества факторов. Важ­нейшими из них выступают: уровень социально-экономическо­го развития страны; административно-территориальное уст­ройство государства; конкретная экономическая и социальная ситуация; формы предоставления бюджетных средств. Сущест­венное влияние оказывает финансовая политика правительст­ва, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в эко­номической жизни общества их классифицируют по определен­ным признакам. Для этого в теории и практике финансов при­меняют бюджетную классификацию.

Бюджетная классификация представляет собой определен­ную группировку расходов и доходов, основанную на однород­ных признаках. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюд­жетных средств, установить задачи и курс финансовой полити­ки правительства. В то же время она показывает источники бюджетных ресурсов, степень участия отдельных звеньев финансовой системы в их формировании.

Для расходов основными видами классификации являются следующие: министериальная, предметная, экономическая и смешанная. При министериалъной (или ведомственной) клас­сификации расходы группируются по министерствам (ведом­ствам), а затем внутри ведомства (министерства) разносятся по управлением, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, характер расхо­дов. Например, средства на содержание пограничных войск, бе­реговой охраны, гражданской обороны, дорог стратегического назначения не включаются в состав военных расходов, а прохо­дят по различным гражданским ведомствам.

При предметной (или отраслевой) классификации расхо­ды распределяются по отраслям хозяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отрасле­вому характеру (просвещение: школы начальные, школы вто­рой ступени, высшие учебные заведения и т.д.). Данная класси­фикация намного реальнее отражает цели расходов. Именно поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается обычно с другими видами.

Экономическая классификация предполагает дифференциа­цию расходов по хозяйственным признакам или производ­ственным элементам: капитальные вложения, заработная пла­та, субсидии, дотации и т.д.

Смешанная (или комбинированная) классификация стро­ится на определенном сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончатель­ного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц — по предметам расходов. Возмож­на также группировка бюджетных расходов по предметам, а за­тем — по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием министериального и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, сме­шанная классификация наиболее популярна.

Помимо вышеназванных классификаций, в последнее вре­мя в бюджетной практике возник ряд новых ее видов. Среди них наибольшую известность получили целевая классифика­ция и классификация по функциональным признакам. В пер­вом случае классификация основывается на разбивке расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, полити­ческими, экономическими и социальными целями или про­граммами. Такое деление расходов значительно шире, чем, например, по ведомственному признаку. Оно нередко охваты­вает десятки департаментов.

Классификация по функциональным признакам основыва­ется на концепции государственных финансов, которая рас­сматривает государственные средства как инструмент политики правительства. В этом случае группировка расходов производится в соответствии с основными функциями государства. Например, социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, транспорт и связь, внутренние дела, оборона. В свою очередь эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат (зарплата, текущие расходы, оборудование и т.д.).

Наконец, существует ряд других видов классификации рас­ходов, в основу которых положены различные признаки. Нап­ример, классификация по финансовым признакам, где расходы подразделяются на безвозвратные, временные и условные; по политическим признакам, где они делятся на нейтральные и активные.

Наиболее популярна и чаще всего используется в развитых зарубежных странах целевая бюджетная классификация. Сог­ласно этой классификации все расходы бюджета могут быть разделены на следующие основные группы: 1) экономические; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) со­держание правоохранительных органов, органов государствен­ной власти и управления; 4) финансирование науки; 5) финан­сирование обороны; 6) расходы по внешнеэкономической деятельности; 7) расходы по обслуживанию государственного дол­га; 8) создание резервных фондов.

ТЕМА 6. МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ.

1. Местные финансы в унитарных государствах.

2. Местные финансы в федеративных государствах.

-1-

В унитарных государствах местные бюджеты обособлены и функционируют автоном­но. Они составляются, утверждаются и исполняются соответ­ствующими местными властями и формально не связаны с госу­дарственным бюджетом. Однако в действительности по-пре­жнему имеет место зависимость местных властей от централь­ного правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особен­ности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых суб­сидий и из национального фонда займов — кредиты на финан­сирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах, В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выда­чи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строи­тельство портов, ликвидация последствий стихийных бедст­вий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции мест­ные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.

В результате взаимодействия центральных и местных влас­тей местные бюджеты выступают проводниками экономичес­кой и социальной политики правительства, служат вспомога­тельным звеном в финансовой системе зарубежного государ­ства. Они используются для реализации задач, которые цен­тральные власти перекладывают на местные органы управле­ния в целях большего маневрирования, освобождения от вто­ростепенных проблем, вовлечения местных финансов в реше­ние общенациональных задач.

Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепле­ния за ними второстепенных налогов. К их числу относятся по­имущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для пок­рытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных услови­ях получили широкое распространение.

Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управле­нием местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производ­ственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.

 

-2-

В федеративных государствах функции местных органов власти, состав доходов и расхо­дов их бюджетов остаются в условиях федерации такими же, как в унитарном государстве.

Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в федеративных государствах также имеют свои особенности. Например, в США в основном имеет место одностороннее дви­жение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоя­щее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде субвенций. Одной из форм финансовых связей между центральным прави­тельством и местными органами власти стали "блоки" и про­граммы "разделения доходов", получившие развитие в первой половине 70-х гг.

Блоки это федеральные субсидии, предоставляемые шта­там и местным органам власти с широким кругом функций для использования в определенной законом области (здравоохране­ние, обеспечение занятости, жилищное строительство и др.). Отличие блоков от субвенций состоит в том, что в пределах од­ной из указанных сфер получатели имеют право расходовать их самостоятельно.

Программа разделения доходов определила принцип разде­ления полномочий между центральным правительством и влас­тями штатов в сфере финансов, основанный на главенстве феде­рации. В ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель, которым средства перечисляются в форме дотаций. Последние передают соответствующие суммы общи­нам. Особенность формирования ресурсов бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога де­лятся между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом соот­ветствующей земли (42,5%) и местным бюджетом (15%), а от налогов на прибыль корпораций — между федеральным бюд­жетом (50%) и бюджетами земель (50%).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.43.246 (0.011 с.)