ТЕМА 8. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 8. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ.



1. Основы финансовой системы Германии.

2. Налоговая система Германии.

3. Государственные расходы.

4. Система финансового выравнивания между Федерацией и землями Германии.

5. Государственный долг.

-1-

Федеративная Республика Германии (ФРГ) - государство в Централь­ной Европе, В административно-территориальном отношении ФРГ состоит из 16 земель. ФРГ – федеральное государство, каждая из земель которого имеет свою конституцию, парламент и правительство. Глава государства - федеральный президент. Федеральный президент представля­ет страну в международных отношениях; избирается специально созывае­мым собранием сроком на 5 лет. Вся полнота исполнительной власти при­надлежит федеральному Правительству во главе с федеральным канцлером.

Верховным законодательным органом ФРГ на уровне федерации явля­ется парламент, состоящий из двух палат: бундестага и бундесрата.

Финансовая система Германии включает федеральный бюджет, бюджеты 16 Земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы федеральной железной дороги (Бундесбан) и федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом Федерации и бюджетами Земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы Германии, его структура и бюджетный процесс соответствует федеративному характеру государственного строя. В госбюджетвключаются доходы и расходы трех уровней административного управления – Федерации (центральный бюджет), Земель (региональные бюджеты) и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и
Примеры необязательных действий в рамках общей компетенции
Примеры делегированных полномочий
расходом бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения. Оставление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в Министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджета на утверждение федеральному Правительству.

Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет поступает в верхнюю палату Парламента (Бундесрат), где рассматривается в течение трех недель бюджетной комиссией. Из Бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату Парламента (Бундестаг). В случае внесения одной из палат Парламента оправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. Бюджетная инициатива палат Парламента ограни­чена тем, что решения палат Парламента об увеличении или изменении бюдже­та расходов принимаются с согласия федерального Правительства. После принятия законопроекта Бундестагом он подписывается главой Правительства и становится законом.

В те же сроки и в такой же последовательности составляются проекты бюджетов Земель и общин. Однако если федеральное Правительство формально не имеет права контролировать финансы Земель, то Земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты Земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, Земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

Высшим контрольным органом Германии в области государственных финансов является федеральная Счетная палата. Исполнение бюджета возложено на Министерство фи­нансов, кассовое исполнение — на Бундесбанк. Отчет об исполнении бюджета составляется Министерством финансов и направляется в Парламент и Счетную палату. После заключения Счетной палаты Парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Бюджет Германии составляется на один финансовый год. С 1961 года он определён с 1 января по 31 декабря.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Центральное место в системе доходов бюджетов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода.




-2-

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон (Финансовая Конституция), в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между Федерацией, Землями и общинами.

Согласно ст. 106 и ст. 107 Конституции Германии существуют:

• Общие (совместные) налоги — распределяемые по установленным нормам между Федерацией, Землями и общинами и поступающие одновременно в бюджеты различных уровней;

• собственные налоги — закреплённые за соответствующим административно-территориальным звеном и поступающие туда в полном объёме (за Федерацией, Землями и общинами).

К общим налогам относится налог на заработную плату (подоходный налог), налог на добавленную стоимость, корпорационный и промысловый нало­ги.

Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

• федеральных налогов: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);

• доли в совместных налогах. К числу совместных налогов относят: промысловый налог, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

Земли получают доходы от:

• земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;

• доли в совместных налогах.

Общины получают часть поступлений от:

• местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);

• доли в поступлениях от подоходного налога;

• налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

Церкви (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей конфессии церковный налог.

Налоговая система в Германии множественная (в ней насчитывается 50 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. Наряду с множественностью налогов следует отметить тенденцию к их концен­трации: на наиболее крупные налоги приходится все большая часть совокуп­ных поступлений. Динамика налоговых поступлений определяется, в первую оче­редь, темпами роста двух крупнейших налогов - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость, включая налог с оборота импорта.

-3-

Основная часть бюджетных расходов — социальные. Сюда относятся так называемые "общественные услуги" и социальные трансферты, которые в сумме составляют 2/3 всех расходов.

Военные расходы финансируются по федеральному бюджету. На протя­жении ХХ века Германия демонстрировала скачкообразное изменение величины военных расходов. Наибольшей величины они достигли в период второй миро­вой войны. Однако с 1945 по 1956 г. эти расходы были невелики и связаны только с содержанием войск других государств. Со вступлением в НАТО расхо­ды на военные цели начали возрастать. Но и сегодня величина расходов на обо­рону в Германии ниже, чем в США (16,26% расходов), Англии (9,95%) и других странах. Помимо прямых военных ассигнований, по бюджету Германии финансиру­ются и другие расходы, имеющие военный характер (в основном пенсии).

Доля хозяйственных расходов или "экономических услуг" не превышает 10%. Основные направления этих расходов: осуществление структурной поли­тики и помощь в становлении мелкого предпринимательства. В Германии госу­дарство принимало участие как в разработке среднесрочных программ модер­низации традиционных, базовых отраслей экономики (угольной, сталелитей­ной), так и в частичном их субсидировании. Однако с 1970г. по 1985г. доля в ВВП чистых государственных инвестиций сократилась с 6,1 до 3,9%.

Среди расходов невелика доля расходов по выплате процентов по госу­дарственному долгу (всего 5,9%), что ниже аналогичных расходов в других за­падных странах, где их уровень составляет 8-14%. Это во многом объясняется применением "золотого правила" из ст.115 Конституции Германии.

Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным Правительством. На центральное Правительстве ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата. Важное место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство. Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.

Для целевого использования государственных средств необходимо развитие бюджетного контроля, который регулируется бюджетным правом в Германии.

-4-

Вертикальное распределение имеет две стороны: разграничение налогов между субъектами получения и предоставление федеральным центром субсидий и помощи регионам. Кроме того, существует и скрытое финансовое выравнивание, которое осуществляется как за счет федерального бюджета, так и за счет средств других центральных бюджетов, особенно бюджета социального страхования.

Горизонтальное перераспределение можно считать вторичным, когда уже полученные доходы в определенной степени уравниваются путем изъятия их части у финансово сильных («богатых») Земель и передачи их финансово слабым («бедным») Землям.

Вертикальное распределение налогов в Германии закреплено в Основном законе. Некоторые из них полностью поступают одному субъекту, другие распределяются в определенной пропорции между несколькими получателями. При этом каждый уровень государственной вертикали имеет свой источник доходов, достаточный для финансовой автономии.

Так, федеральный центр полностью получает налоги на бензин, табак, кофе, страхование, а также пошлины. Землям достаются налоги на имущество, наследство, автомобили, лотереи и пиво; общинам – на землю, местные («малые») налоги на потребление, а также большая часть промыслового налога. Поступления основных налогов (в совокупности основные налоги составляют около 70% налоговых поступлений консолидированного бюджета Германии) подлежат распределению между бюджетами различного уровня: поступления налога на прибыль корпораций делятся поровну между федеральным бюджетом и бюджетами Земель; поступления подоходного налога с физических лиц распределяются равными долями между федеральным и региональными бюджетами (по 42,5%), а остаток (15%) зачисляется в доходы местных бюджетов.

Сложнее всего распределяется НДС:

 

Финансовое законодательство предусматривает ряд корректирующих ин­струментов в сфере вертикального выравнивания.

1. Выравнивание чрезмерной нагрузки. Если в соответствии с федеральным законом на Земли возлагаются дополнительные расходы либо у них изыма­ется часть доходов, и эти издержки ограничены определённым периодом времени, то вместо изменения долей Федерации и Земель в НДС могут быть предоставлены субсидии из федеральных средств.

2. Компенсация особых затрат, связанных с созданием в Землях или об­щинах особых учреждений по требованию Федерации. Это касается, в первую очередь, местных учреждений в сфере обороны.

3.Субсидии экономически слабым Землям дополнительно к межземельной системе финансового выравнивания.

Горизонтальное выравнивание в узком понимании базируется на двух показателях – финансовой силы и выравнивания.

 

-5-

Государственный долг покрывается в основном выпуском облигаций го­сударственных займов и других видов ценных бумаг, а также за счёт займов у кредитных учреждений.

Конституцией Германии поставлены ограничения росту государственного долга: ежегодная задолженность не может превышать сумму расходов на капитало­вложения.

 

ТЕМА 9. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.

1. Бюджет и бюджетная система Франции

2. Налоговая система.

3. Система социального страхования во Франции.

-1-

Административно-территориальное деление: 95 департаментов и особая административно территориальная единица - Корсика. В состав Франции входят: 4 заморских департамента — Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон; заморские территории — острова Новая Каледония, Французская Полинезия и др. Столицей государства является Париж. Глава государства — Президент. Законодательный орган — двухпалатный Парламент (Национальное собрание и Сенат).

Ныне действующий декрет 1959г. четко разграничивает понятия «закон о финансах» и «бюджет»: первый определяет размеры и назначение ресурсов и затрат государства с учетом экономического и финансового равновесия; задача второго — детализация и расшифровка общих положений закона о финансах. Бюджет представляет собой комплект счетов, отражающих все постоянные ресурсы и затраты государства в течение года.

Финансовая система Франции, как и России, отличается высокой степенью централизации. Общий бюджет (центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.

Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% национального дохода.

Общий государственный бюджет не утверждается государственной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий центральный бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадии и продолжается более трех лет.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ – составление проекта бюджета, которая осуществляется под контролем Министерства экономики и финансов (МЭФ). В течение четырнадцати месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами, составляет свою смету.

Франция использует программно-целевой метод разработки бюджета, получивший название «Рационализация выбора бюджетных решений». Проект бюджета после одобрения Правительством направляется в Парламент.

ВТОРАЯ СТАДИЯ – рассмотрение и утверждение бюджета – длится около трех месяцев. Проект бюджета рассматривается финансовой комиссией Национального собрания и Сената. Вначале проект бюджета обсуждается в нижней палате - Национальном собрании, для решения по проекту последнему выделяется 40 дней, затем проект бюджета передается в верхнюю палату - Сенат, который располагает пятнадцатью днями.

В том случае, если проект бюджета после двух совместных обсуждений обеими палатами не получил одобрения, то Президент может своим указом объявить бюджет законом.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – исполнение бюджета - называется финансовым годом и во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.

Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс. Они имеют текущие счета в Банке Франции и производят расчетно-кассовые бюджетные операции.

ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ начинается после окончания бюджетного года- составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.

Контроль за исполнением бюджета осуществляется во Франции согласно двум принципам, полученным в наследство от Великой французской революции: разделение административных и счетных функций во избежание возможности злоупотребления, т.е. между администраторами – распорядителями кредитов – службами, принимающими решения о выделении кредитов или об ограничении общей суммы расходов, и теми, кто реализует действия по совершению конкретных платежных операций; обеспечение тройного контроля – системы блокировок неэффективного использования бюджетных средств, включающей финансовый контроль специализированной финансовой службы, контроль юридического характера, политический контроль Парламента. В соответствии с этими принципами различают контроль административный, судебный и парламентский.

1. Административный контрольведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами в конечном счете подчиняются главному казначею.

Во Франции действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов – контролеров, связанную с кабинетом министра финансов (бюджета), но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. В их задачу входит предварительный контроль проекта по расходам: законности документации на разрешение кредитования, фактического наличия требуемых кредитов, точности процедуры получения кредитов (соблюдения правил заключения договоров, закона о государственных служащих и т.д.), правильности классификации статей целевого назначения расходов, наличии документации о порядке и сроках выплат по государственным долговым обязательствам, четкого соблюдения правил государственного учета и отчетности в соответствии с положением о национальном счетоводстве.

2. Судебный контроль осуществляется Счетной палатой, которая проверяет состояние учета и отчетности в той или иной организации, ведущей бюджетные счета, и вносит решение о нем. Юрисдикция Счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии основных распорядителей кредитов.

3. Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения принятия закона об исполнении бюджета на основании ранее указанных документов, доклада Счетной палаты и общей декларации о соответствии центральных счетов органов учета и отчетности отдельных министерств, исполняющих бюджет.

Наряду с указанными контрольными органами во Франции существует ряд других специализированных государственных учреждений с контрольными функциями: Центральная служба кредитного надзора, Центр проверки балансовой отчетности, Палата бюджетной дисциплины.

Прямые налоги составляют около 36% от общей суммы доходов бюджета, косвенные налоги – 59,2%, неналоговые поступления составляют 4,8%.

Ведущим налогом бюджета Франции является НДС. Он разработан в этой стране и действует с 1954г.

-2-

Ведущее значение во французской налоговой системе принадлежит универсальному акцизу – налогу с оборота, который функционирует как НДС. Данный налог дополняется рядом косвенных пошлин (акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление.

К числу налогов на потребление относятся и таможенные пошлины. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортные товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

Среди подоходных налогов Франции наиболее существенными признаны два – налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Первый уплачивают юридические лица с чистой прибыли, а второй - население.

Налог на прибыль юридических лиц.Этим налогом облагаются акционерные общества, акционерные компании с ограниченной ответственностью, кооперативы и их объединения, также облагаются учреждения и органы центральной государственной власти, имеющие финансовую автономию, органы департаментов и коммун, другие юридические лица, «деятельность которых принимает форму эксплуатации различного рода ресурсов или носит характер операций, связанных с извлечением прибыли».

Общая ставка налога на прибыль составляет 34% (на распределяемую на дивиденды прибыль). В отдельных случаях она может повышаться до 42% (на не распределяемую на дивиденды прибыль). Более низкие ставки налога применяются для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%.

Важнейшее место в группе подоходных налогов Франции занимает подоходный налог с физических лиц. Удельный вес подоходного налога с физических лиц в государственном бюджете превышает 18%. Налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся на их иждивении. При этом под доходом понимается совокупность всех денежных поступлений, полученных в течение отчетного года: заработная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, от землевладения, от сельскохозяйственной, промышленной или коммерческой деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с ценными бумагами и т.д.

Налог носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом доходы, не превышающие 3 тыс. евро. Максимальная ставка применяется для дохода свыше 50 тыс. евро. В 2004 г. ставки подоходного налога были снижены на 3%, а к 2007 г. предполагается завершить поэтапное снижение ставок на 20%.

Всеобщий социальный взнос (ВСВ). Введен в 1991 году Правительством Мишеля Рокара в целях погашения долга социальной кассы. Выплачивался по фиксированной ставке в 2,4% от всех доходов. Ежегодно он давал бюджету до 100 млрд. франков, хотя дефицит социальной кассы эта мера не преодолела. С 1997 года ВСВ поднят до 3,4% за счет перевода в него 1-процентного сбора на медицинские нужды из сумм, отчисляемых в социальную кассу. В 1996 году Правительством Алена Жюппе, помимо ВСВ, был введен дополнительный 0,5% взнос на погашение соци­ального долга (ВПСД), отчисляемый от всех доходов, включая, в отличие от ВСВ, пенсии и пособия по безработице. По расчетам Правительства, эта мера должна погасить дефицит социальной кассы к 2009 году.

Солидарный налог на состояние (СНС). Он учрежден Правительством социалистов в 1982 году в виде налога на крупные состояния, но отменен правоцентристским Пра­вительством Жака Ширака в 1986 году. Возродился он в нынешнем виде в 1989 году и предназначен для финансирования части субсидий неимущим слоям. Отсюда его на­звание. Им облагаются физические лица, обладающие состоянием свыше 4,6 млн. франков. Таковых во Франции ныне насчитывается около 170 тысяч, а общая сумма поступлений в бюджет не превышает 8,3 млрд. франков. С состояния в 43 млн. франков налоговые отчисления составляют 1,5% (максимальная ставка). Ми­нимальная ставка - 0,5 %.

Ведущими статьями доходов местных бюджетов выступают четыре прямых налога: земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье, профессиональный налог. Также существуют надбавки к прямым налогам.

Налоговый контроль во Франции - одна из конституционных функций государства. Все вопросы налогового контроля и налогового администрирования находятся в ведении Главного налогового управления (ГНУ) Франции. ГНУ отвечает за проведение налоговой политики в масштабах всей страны и контролирует сбор налогов, взимаемых как от имени центральной власти, так и от имени органов местного саморегулирования.

-3-

Пенсионная система Франции является одной из старейших в мире. Еще в 1681 году при Ж.-Б.Кольбере, ведавшим финансами, был установлен режим пенсионного обеспечения для моряков, в 1790 году – для государственных чиновников, в течение XIX века – для военных, банковских служащих, железнодорожников и др. Режим обязательного пенсионного обеспечения для наемных работников частного сектора был введен законом от 30 апреля 1930 года. Пенсионная система Франции в ее нынешнем виде сложилась после второй мировой войны, в последующем она подверглась серьезным изменениям, хотя важнейшие принципы ее организации оставались неизменными.

В основе формирования пенсионной системы Франции лежат «принципы солидарности между поколениями и моральных обязательств нации перед своими пенсионерами, которые в свое время финансировали пенсионное обеспечение предыдущих поколений». организационная структура пенсионной системы Франции достаточно сложная: в стране действуют около 100 основных (базовых) и более 300 дополнительных режимов выплаты пенсий, которые, в свою очередь, можно подразделить на подгруппы.

Медицинское страхование во Франции включено в государственную систему социального страхования, обязательного для всех рабочих и служащих. Ежемесячные отчисления предприятий и организаций на страхование составляют 36% фонда оплаты труда, при этом 6,5% удерживается из зарплаты работников, а остальное оплачивает работодатель. В таблице 5 приведены источники финансирования здравоохранения ведущих государств, в том числе Франции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.021 с.)