Систематизация нормативных актов: понятие и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематизация нормативных актов: понятие и виды



Классификация норм права.

Существуют различные классификации норм права.

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

Историческая школа права.

Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии.

Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:

1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.

Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.

Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии. Она являлась одним из выражений аристократической реакции против французской буржуазной революции конца XVIII в. Считают, что историческая школа права только по своему названию была исторической. В действительности у ее представителей не было подлинно исторического отношения к исследованию права. Представители школы ссылались на историю главным образом для того, чтобы оправдать наличие уже отживших феодальных обычаев и учреждений, что соответствовало интересам остатков феодальных классов и притязаниям королей на абсолютную власть.

Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Представители школы так же, как и другие идеологи феодальной реакции, являлись противниками буржуазно-демократических идей школы естественного права. Идеям исторической школы свойствен реакционный характер и стремление рассматривать право в качестве продукта мистического «народного духа», зачастую вопреки историческим фактам (в частности, рецепция (заимствование) римского права рядом западно-европейских стран, с xii и в xv—xvi вв.).

Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых системразных народов. Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа. Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями. Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права.

Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От исторической школы права многое заимствовали современные американские буржуазные юристы-прагматисты, которые утверждали, например, что источником права служат «привычки» людей, которые терпят лишь медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:» право возникает само по себе и формируется посте­пенно (подобно языку и нравам);» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;» официальные законы являются юридическим оформле­нием (оболочкой) уже сложившихся обычаев. К достоинствам теории права можно отнести те фак­ты, что: ~ обычай действительно предшествовал появлению права; ~ принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные осо­бенности; ~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на есте­ственность развития права. Главным недостатком теории является ее обра­щенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

 

Реалистическая школа права.

в наиболее завершенном виде сформировалась в конце XIX — начале XX в. Представители: К. Ллевелин, О. Холмс, Дж. Фрэнк и др. Основные идеи:

§ под правом понимается совокупность судебных решений (своего рода предсказание будущего решения суда). Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения;

§ сторонники теории положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной жизни;

§ отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. По их мнению, вместо этого юристы должны обобщать имеющуюся судебную практику (данная теория основывается на идеологии прагматизма и по-другому называется «прагматический позитивизм», согласно которому правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности).

Достоинства теории:

§ акцентирование внимания на процессе вынесения судебных решений, на необходимости учитывать формирующуюся судебную практику;

§ детальное исследование судебной деятельности как значимого фактора правообразования.

Слабые стороны:

§ сужение сферы правового регулирования, так как многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;

§ неопределенность права, за которую выступают представители названной теории, снижает качество права как социального регулятора, что может дезориентировать субъектов.

§ Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защи­щенный государством интерес личности. Государство выступа­ет необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой). Отрицательные стороны правового ре­ализма: — отсутствие прочной юридической основы предпринимае­мых действий и уверенности в конечных их результатах; — решение юридических дел в пользу экономически и полити­чески сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не сто­ящим у кормила политической власти; — опасность некомпетентного решения и откровенного про­извола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

 

 

Классификация норм права.

Существуют различные классификации норм права.

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Систематизация - деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведению его в единую, согласованную систему. Систематизация - объективная необходимость по работе с законами для любой страны, она обусловлена таким свойством права, как его системность.

В настоящее время используются следующие основные виды систематизации инкорпорация и кодификация.

Кодификация - вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регулирование определенных общественных отношений путем издания единого цельного, внутренне согласованного нормативного акта-кодекса.

При кодификации в процессе правотворческой деятельности происходит внутренняя переработка нормативного материала, создаются новые правовые нормы, совершенствуются ранее действующие, развивается содержание правовых предписаний. Таким образом, предметом кодификации являются сами нормы права.

В результате кодификации создается единый сводный нормативный акт, который отличается логической стройностью, внутренней согласованностью. Систематизируемый нормативный материал охватывается в кодифицированном акте с максимальной полнотой и регулирует отношения, которые являются предметом целой отрасли права или иной значительной совокупности юридических норм. В результате кодификации создаются различные по содержанию, значению и наименованию кодифицированные нормативные акты: кодексы, уставы, положения.

Инкорпорация деятельность по внешнему упорядочению нормативного материала без переработки норм права, когда нормативные акты помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом или тематическом порядке.

При хронологической инкорпорации нормативные акты объединяются в сборники по времени их издания. Тематическая (систематическая) инкорпорация предполагает объединение нормативных актов по предмет ному признаку: отраслям народного хозяйства, сферам государственной деятельности, отраслям права.

Различаются два вида инкорпорации:

1) неофициальная проводится научными и учебными заведениями, разнообразными издательствами, практическими органами. Это, например, издание тематических сборников «Таможенное законодательство», «Жилищное законодательство», «Нормативные акты о приватизации» и др. На них нельзя ссылаться при рассмотрении и решении юридических вопросов. Они носят справочно-информационный характер, используются в учебных целях;

2) официальная упорядочение системы законодательства путем издания компетентными государственными органами сборников действующих нормативных актов. В процессе такого упорядочения может осуществляться внешняя обработка нормативного материала: исправление ошибок, опечаток в тексте нормативных актов, внесение в них всех после дующих официальных изменений, исключение из текста статей временно го назначения, устранение противоречий между нормативными актами с применением коллизионных норм, укрупнение, консолидация близких по содержанию актов. Издания официальной инкорпорации от имени компетентных государственных органов являются также формой официального опубликования или переопубликования актов, что свидетельствует о достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На них можно ссылаться при разрешении юридических дел.

В Российской Федерации в настоящее время из таких изданий основное значение имеет «Собрание законодательства Российской Федерации». Оно является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ. Это издание официального опубликования актов является собранием хронологической ин корпорации. Помещаемые в нем законы, иные правовые акты располагаются в той очередности, в какой они публикуются. «Собрание законодательства» издается по годам; на каждом выпуске обозначаются порядковый номер и дата издания, имеются иные технико-юридические реквизиты. Это обеспечивает приведение издаваемых законов, иных актов в единую систему, создает удобства в пользовании ими, быстрое нахождение нужного законодательного текста.

Наиболее высоким по уровню тематическим собранием официальной инкорпорации является Свод законов, который отличается тщательным отбором законов, иных актов, обработанностью, достоверностью и точностью законодательных текстов, глубиной внешней обработки нормативного материала. В настоящее время в России в соответствии с Указом Президента РФ осуществляется подготовка и издание Свода российского законодательства.

К инкорпорации примыкает справочио-информационная работа с законами, иными нормативными актами, осуществляемая государственными органами, общественными объединениями, юридическими учебными заведениями и научными учреждениями, юридическими фирмами и др. Она включает сбор нормативного материала, его хранение, размещение по рубрикам, составление каталогов, информацию о нормативных актах.

В настоящее время созданы и совершенствуются автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС Законодательство), осуществляется перевод нормативной информации на язык электронных носителей. Формируется эталонный банк правовой информации научно технического центра правовой информации «Система». Автоматизированные информационно-поисковые системы на электронных носителях создаются и отдельными частными юридическими фирмами, например, законодательные программы «Консультант-плюс», «Гарант» и др.

Консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение (устранение множественности нормативно-правовых актов). Здесь нормативные акты объединяются по признаку отношения к определенному виду деятельности (медицина, образование, транспорт). Как форма компромиссной систематизации, консолидация сочетает в себе элементы инкорпорации и кодификации. Консолидация является формой укрупнения множества разрозненных норм в единый акт без изменения их содержания. Она получила большое распространение за рубежом (кодексы автомобильных дорог, кодексы сберегательных касс и др.). То, что консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом, сближает его формально с кодификацией, но то, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование определенных отношений, сближает его с инкорпорацией. Консолидация выступает в основном как промежуточный этап перед кодификацией.

 

 

Историческая школа права.

Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии.

Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:

1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.

Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.

Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии. Она являлась одним из выражений аристократической реакции против французской буржуазной революции конца XVIII в. Считают, что историческая школа права только по своему названию была исторической. В действительности у ее представителей не было подлинно исторического отношения к исследованию права. Представители школы ссылались на историю главным образом для того, чтобы оправдать наличие уже отживших феодальных обычаев и учреждений, что соответствовало интересам остатков феодальных классов и притязаниям королей на абсолютную власть.

Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Представители школы так же, как и другие идеологи феодальной реакции, являлись противниками буржуазно-демократических идей школы естественного права. Идеям исторической школы свойствен реакционный характер и стремление рассматривать право в качестве продукта мистического «народного духа», зачастую вопреки историческим фактам (в частности, рецепция (заимствование) римского права рядом западно-европейских стран, с xii и в xv—xvi вв.).

Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых системразных народов. Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа. Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями. Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права.

Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От исторической школы права многое заимствовали современные американские буржуазные юристы-прагматисты, которые утверждали, например, что источником права служат «привычки» людей, которые терпят лишь медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:» право возникает само по себе и формируется посте­пенно (подобно языку и нравам);» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;» официальные законы являются юридическим оформле­нием (оболочкой) уже сложившихся обычаев. К достоинствам теории права можно отнести те фак­ты, что: ~ обычай действительно предшествовал появлению права; ~ принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные осо­бенности; ~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на есте­ственность развития права. Главным недостатком теории является ее обра­щенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.041 с.)