Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Финансовая система США.

Поиск

1. Экономическое содержание бюджета США.

2. Федеральные доходы.

3. Федеральные расходы.

4. Местные финансы.

5. Работа финансовых органов.

К тексту лекции прилагаются мультимедийные слайды

-1-

США – федеративная республика. Глава государства – президент, законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из двух палат: Сената и Палаты представителей.

Федеральный бюджет Соединенных Штатов Америки - бюджет Правительства США, то есть план доходов и расходов на соответствующий год (с 1 октября по 31 сентября следующего года), который составляется на основе президентского бюджетного плана, отражающего приоритеты социально-экономического и политического развития страны.

Начиная с 1969 года организация бюджета основывается на концепции «единого», или унифицированного федерального бюджета, в котором представлены все платежи и доходы центральной власти. Унифицированный бюджет объединяет в себе два существующих вида фондов – федеральные и доверительные фонды (траст-фонды).

Федеральные фонды, достигающие 60% бюджета, ― это самостоятельный правительственный бюджет, который имеет свою национальную налоговую базу и формально не связан с программами расходов. Он может обслуживать любые национальные идеи по усмотрению Президента и Конгресса. Основная доля федеральных фондов направляется на финансирование военных расходов и оборонных НИОКР, платежей процентов по федеральному долгу, внешнеэкономической деятельности и на содержание государственного аппарата. Остальные идут на покрытие расходов отдельных отраслей экономики и на социальные программы помощи бедным.

Доверительные фонды представляют собой целевые самофинансируемые фонды. По источникам формирования и по расходам они привязаны к решению специфических задач, и их средства нельзя направить на другие цели. Более того, по закону остатки средств доверительных фондов нельзя использовать для погашения федеральных долгов, они должны быть вложены в государственные долговые обязательства т.е. фактически использованы для «подстраховки» государственной кредитно-денежной системы.

Доверительные фонды бюджета США – это, в первую очередь, фонды социального страхования (по старости, инвалидности, в случаях потери кормильца, по медицинскому обслуживанию, страхованию по безработице, специально выделяемому пенсионному обеспечению железнодорожников и государственных служащих и т.д.) и ряд специальных фондов, обслуживающих федеральную производственную инфраструктуру: автострады, аэропорты, воздушные сообщения и т.д. Фонды социального страхования формируются за счет отчислений по социальному страхованию – обязательных взносов из заработной платы. Специальные фонды формируются за счет определенных косвенных налогов.

Бюджетный процесс в США включает три основных этапа:

1. Деятельность президентского аппарата и других исполнительных министерств и ведомств, направленная на составление первоначального проекта бюджета.

2. Работа Конгресса, связанная с изменением, дополнением и утверждением окончательного проекта бюджета на данный финансовый год.

3. Бюджетное исполнение и контроль.

Все вышеперечисленные этапы находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Президент и Конгресс играют важную роль в разработке федерального бюджета. Закон требует, чтобы к первому понедельнику февраля месяца Президент представил в Конгресс свои предложения по федеральному бюджету на следующий финансовыйгод, который начинается 1 октября.

Административно-бюджетное управление Белого дома готовит свое бюджетное предложение после того, как получит указание от Президента, проведет консультации с его высшими советниками и должностными лицами из Кабинета Министров и других учреждений.

Работая над бюджетом, первым делом Конгресс должен принять "резолюцию по бюджету" - программу, в рамках которой члены Конгресса будут принимать решения относительно расходов и налогов. Резолюция содержит запланированные показатели расходов, доходов и дефицита и распределение запланированных расходов по двум категориям: дискреционные и мандатные.

После того как Президент и Конгресс утвердили расходную часть бюджета, Правительство контролирует выполнение бюджета следующим образом:

· через менеджеров программ и чиновников бюджетных комиссий, включая главных инспекторов в министерствах или главных инспекторов в независимых ведомствах, подотчетных только руководителю ведомства;

· через Административно-бюджетное управление (АБУ);

· через комитеты Конгресса;

· через Главное контрольно-бюджетное управление, которое является контрольно-ревизионным органом Конгресса;

· через Счетную палату - структуру Конгресса, осуществляющую аудит.

-2-

Федеральные доходы США – исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов. В структуре доходов всех уровней бюджетной системы США преобладают налоги.

Налоговая система США имеет три уровня, соответствующих трем уровням власти: верхний, где собираются федеральные налоги, поступающие в ФБ; средний, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов; нижний, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления и поступающие в местные бюджеты. Законодательные органы штатов вводят лишь налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные законодательством штатов. Налоги разнообразны, существует гибкая система льгот.

Налог на доходы физических лиц в США характеризуется следующим: прогрессивный характер налогообложения, универсальность об­ложения - при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые нало­говые ставки, наличие большого количества целевых скидок, льгот, исключений, фиксированный минимальный уровень индивидуальных дохо­дов, не подлежащих налогообложению.

Подоходный налог с населения взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнерств, не имеющих статуса юридического лица.

Каждый налогоплательщик – физическое лицо имеет свой налоговый статус: супруги, заполняющие совместную налоговую декларацию; супруги, заполняющие раздельные налоговые декларации; главы семейств; одинокие налогоплательщики; вдовы (вдовцы). В зависимости от принадлежности к той или иной группе налогоплательщик имеет право на налоговые льготы.

Отчисления на социальное страхование – вторая по величине статья доходов федерального бюджета. Их уплачивают предприниматели и застрахованные по одинаковым ставкам: 6,22% в виде отчислений на социальное обеспечение (составляют более 27% налоговых поступлений федерального бюджета) и 1,45 % - на бесплатную медицинскую помощь (более 7% всех налоговых доходов). Таким образом, комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. С работодателей взимается отчисление на пособие по безработице в размере 0,85 фонда заработной платы (с первых 7 миллионов долларов в год), что составляет более 2% общего объема налогов федерального бюджета.

Налог на прибыли корпораций занимает третье место в доходах бюджета.

В целях бесперебойного финансирования своих расходов государство привлекает финансовые ресурсы корпораций и средства населения, используя выпуск государственных долговых обязательств.

Это способствует как сглаживанию возникающих дисбалансов поступлений и расходов госбюджета в краткосрочном плане, так и финансированию нужд экономического и социального развития в средне – и долгосрочной перспективе.

Ценные бумаги федерального Правительства принято разделять на прямые обязательства Правительства США, обычно называемые казначейскими ценными бумагами, и обязательства федеральных агентств.

Казначейские облигации подразделяются на 2 группы: нерыночные и рыночные.

Рыночные (свободно обращающиеся) ценные бумаги казначейства разделены на 3 вида: казначейские векселя, казначейские ноты, казначейские облигации. Существует 2 вида нерыночных ценных бумаг:

А. Предназначенные для широкого круга инвесторов:

1.Сберегательные сертификаты США, серии ЕЕ и НН.

2. Сберегательные сертификаты США, серии Е и Н.

3. Казначейские ноты, предназначенные для иностранных инвесторов.

Сберегательные облигации могут быть куплены только непосредственно у Правительства и проданы только ему.

Облигации серии ЕЕ - дисконтные, серии НН – процентные, процентный доход выплачивается инвестору каждые полгода.

Б. Предлагаемые ограниченному кругу инвесторов.

-3-

Согласно законодательству США расходная составляющая бюджета распадается на две основные части – на дискреционные и обязательные ассигнования.

К дискреционным расходам относятся бюджетные ассигнования на содержание аппарата федерального Правительства, а также на определенную часть небольших социально-экономических программ, которые могут варьироваться в достаточно больших пределах и подлежат ежегодному пересмотру и утверждению Конгрессом США. Их 13 – по количеству функциональных направлений деятельности федерального Правительства.

Обязательные расходы включают в себя в основном ассигнования на крупные социальные программы федерального Правительства, а также на выплату процентов по государственному долгу США, суммы которых определяются федеральными законами (например, Законом о социальном обеспечении), принимаемыми американским Конгрессом, как правило, вне рамок бюджетного законодательства, за исключением военного бюджета США, целиком относимого к дискреционным расходам.

В настоящие время комитеты по ассигнованиям готовят 13 законопроектов по направлениям федеральных расходов:

1) сельскому хозяйству; 2) торговле, правоохранительным органам и государственному управлению; 3) обороне; 4) округу Колумбия; 5) развитию энергетики и водных ресурсов; 6) внешним операциям; 7) министерству внутренних дел; 8) труду, здравоохранению и социальным услугам, образованию; 9) законодательной ветви власти; 10) военному строительству; 11) транспорту; 12) министерству финансов, почтовой службы и общим административным расходам; 13) по делам ветеранов, жилищному строительству и городскому развитию, независимым агентствам.

На дискреционные ассигнования в настоящие время приходится примерно одна треть всех федеральных расходов; остальные две трети относятся к обязательным ассигнованиям.

Значимое место в расходах федерального бюджета принадлежит федеральным программам Медикеар (Medicare) и Медикэйд (Medicaid).

Медикеар (Medicare) - это программа медицинского страхования, которая помогает гражданам США старше 65 лет иметь доступ к медицинским услугам.[1] Она также обеспечивает доступ к медицинской помощи людям до 65 лет, имеющим определенные инвалидизирующие состояния. Медикеар финансируется в основном за счет федеральных налогов, а также за счет ежемесячно вносимых взносов участниками этой программы. Как и другие правительственные программы, Медикеар предоставляет только основные и необходимые медицинские услуги. В результате этого многие американцы, охваченные этой программой, вынуждены приобретать дополнительные страховки у частных страховых медицинских компаний - иногда их называют "Medigap" (Медбрешь) - только для того, чтобы дополнить область покрытия Медикеар. Точно так же, как некоторые работодатели предлагают дополнительное страхование для своих рабочих, уходящих на пенсию, многие частные лица приобретают страховки, дополняющие Медикеар, в тот момент, когда они получают возможность быть участниками этой программы.

Программа Медикейд (Medicaid) предоставляет доступ к медицинской помощи определенным группам лиц с низким доходом, особенно детям и беременным женщинам. В зависимости от особенностей требований, различных для разных штатов, Медикейд может предоставлять также покрытие медицинских услуг взрослым лицам с определенными заболеваниями. Программы штатов, которые отвечают требованиям основных федеральных положений, получают федеральное финансирование, которое покрывает основные расходы по этой программе.

-4-

США представляют собой союз, в котором власть распределяется между суверенным центральным Правительством и суверенными штатами. Взаимоотношения между штатами и действующими на их территории местными органами власти, в принципе, являются таким типом взаимоотношений, которые предполагают разделение суверенитета. В США существует почти 85 тысяч районов, которые входят в юрисдикцию местных органов власти. За некоторым исключением каждый штат разделен на графства, общее количество которых составляет немногим более 3 тысяч. Кроме того, существует приблизительно 20 тысяч муниципалитетов. В 20 из 50 штатов населенные пункты, которые не попадают под определение муниципалитетов, называются «тауншипами», всего таких населенных пунктов 16 тысяч. Власти графств, муниципалитетов и тауншипов являются правительствами общего назначения и осуществляют разнообразную деятельность в рамках своих территорий. Кроме того, существует приблизительно 45 тысяч органов власти специального назначения. Таковыми являются территориально-административные единицы, призванные предоставлять услуги определенного вида. Наиболее распространенным видом регионов специального назначения являются школьные округа.

Основные способы, с помощью которых федеральное Правительство воздействует на нижестоящие правительства с тем, чтобы последние восприняли требования первого. Среди них:

1. Прямые приказы (мандаты),или direct orders (mandates).

2. Поперечные (горизонтальные) требования, или crosscutting requirements.

3. Перекрёстные (косвенные) санкции, или crossover sanctions.
4. Федеральное превалирование, или partial preemption.

5.Гранты по условиям («условие грантов»), или grant conditions.
Согласно официальной американской статистике, доходная часть бюджетов штатов и местных органов формируется из пяти основных источников:

1. налоговые поступления;

2. неналоговые поступления (местные займы, сборы, выплаты);

3. федеральная помощь (субсидии, субвенции);

4. выплаты в страховые фонды;

5. доход от деятельности коммунальных служб и продажи вино - водочных изделий.

Каждый штат и каждый местный орган власти имеет свою собственную налоговую систему, отличную как по структуре (прямые или косвенные налоги), так по размерам налоговых поступлений, а также свое налоговое законодательство, ставки налогов, порядок их взимания. Бюджеты штатов, как правило, имеют существенные различия. Среди местных налоговых систем существуют незначительные различия. Объединяет их опора на прямые налоги, в частности налог на имущество, составляющий 2/3 всех налоговых поступлений в казну местных бюджетов.

Общий налог с продаж - превратился в самый массовый налог в штатах в послевоенный период. Его доля в совокупных налоговых поступлениях штатов равна около 30%.

Объектом обложения является валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара. Средняя ставка муниципального налога с продаж 3-4% (к розничной цене), она установлена в большинстве штатов. Минимальная в 3% - в штатах Колорадо, Канзас, Джорджия, Северная Каролина; ставка – 6,5% - в штате Вашингтон; Иллинойсе – 8%; Нью-Йорке – 8,25%.

Помимо общего налога с продаж, в штатах взимаются выборочные налоги с продаж или специфические акцизы (на бензин, сигареты и вино – водочные изделия). Акцизы взимаются при розничной продаже.

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую активность. Он включает в себя два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия (ставка 1– 2,5%) и налог на фонд заработной платы, который в Калифорнии составляет 1,6%.

Подоходный налог с населения по своей структуре очень похож на федеральный подоходный налог, но отличается от него уровнем ставок и системой льгот и вычетов, разрешенных при исчислении налоговой базы. Этот налог предусмотрен в 44 штатах (кроме Флориды, Невады, Южной Дакоты, Техаса, Вашингтона и Вайоминга).

В большинстве штатов ставки градуированы, однако прогрессия незначительная и полностью исчезает при доходах в 10-15 тыс. долларов. Порядок взимания подоходного налога различен. Одни облагают доходы граждан своего штата независимо от их территориального происхождения. Другие облагают только доходы, полученные в пределах данного штата.

Ставки подоходных налогов с населения в штатах не достигают даже низшей ставки федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных ставок на соответствующий уровень дохода.

Межбюджетное выравнивание в США представлено сложной системой бюджетных грантов, выделяемых бюджетам различных уровней.

В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая условная, так и безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной финансовой поддержки является программа межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко используется.

Целевая финансовая помощь предоставляется в виде грантов двух типов. Первый тип - блок-гранты - выделяется на финансирование достаточно широкого спектра расходных статей при установлении ограничений на перераспределение средств между этими статьями. Существуют блок-гранты наздравоохранение, социальное обеспечение, а также на финансирование других расходных групп.

Вторым видом целевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня являются так называемые категорийные гранты (categorical grants), в рамках которых выделяются средства на финансирование отдельной расходной программы.

-5-

В работе финансовых органов США существенную роль играет служба управления финансами (СУФ), которая является отделом Министерства финансов Соединенных Штатов. СУФ осуществляет функции финансового управляющего федерального Правительства. В задачи Службы входит разработка и управление федеральными финансовыми системами, обеспечивающими эффективное, рациональное и надежное движение государственных денежных потоков.

Задачами Службы финансового управления являются:

§ Осуществление в централизованном порядке платежей для учреждений исполнительной власти.

§ Рассмотрение исков и прием решений по всем утерянным, украденным и сфальсифицированным платежам.

§ Управление государственными системами налоговых доходов и депозитных средств.

§ Осуществление общегосударственного бухгалтерского учета и отчетности.

§ Составление и публикация общегосударственных финансовых отчетов.

§ Управление счетами трастовых, револьверных и депозитных средств.

§ Разработка общегосударственной политики и помощь по управлению денежно-кредитными средствами и материальными активами.

§ Осуществление в общегосударственном масштабе мер по взысканию государственного долга.

Бюджетное Бюро Конгресса США (ББК) было создано в соответствии с Законом 1974 года о контроле исполнения бюджета Конгрессом и ограничении использования средств. Назначение ББК состоит в обеспечении Конгресса объективным, своевременным и беспристрастным анализом, необходимым для экономического и бюджетного анализа, а также для составления справок, требуемых для утверждения бюджета в Конгрессе.

Бюджетно-контрольное управление является следственным органом Конгресса и отвечает за проведение расследований по всем вопросам, связанным с получением и расходованием государственных средств.

Примером тщательно организованной системы государственного финансового сыска может служить служба сбора налогов и финансового контроля в США, ядром которой является Служба внутренних доходов (СВД) Министерства финансов США, состоящая из центрального аппарата, штатных и местных налоговых служб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.011 с.)