Тема 10. Финансовая система Великобритании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Финансовая система Великобритании.



1. Основы финансовой системы.

2. Бюджет и бюджетная система.

3. Налоговая система.

4. Государственные расходы.

-1-

В состав Великобритании входят 4 историко-географических области: Англия (39 графств, 6 метрополитенных графств и особая административная единица – Большой Лондон); Уэльс (8 графств), Северная Ирландия (26 округов), Шотландия (9 районов и островная территория). Остров Мэн и Нормандские острова – самостоятельные административные единицы.

Великобритания – парламентская монархия. В стране нет конституции в виде единого основного закона. Конституционное значение имеют законодательные акты, принятые Парламентом, судебные прецеденты. Глава государства – Королева, она считается верховным носителем исполнительной власти.

Государственный законодательный орган – Парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

На современном этапе государственная финансовая система Великобритании состоит из государственного бюджета, специальных фондов, финансов государственных предприятий и корпораций, многочисленных местных бюджетов, которые своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет. Все звенья функционируют автономно. Ведущее звено – государственный бюджет. Он сосредоточивает основную сумму государственных доходов и финансирует функции Правительства.

Великобритания является унитарным государством с двухуровневой бюджетной системой. Структура местных органов власти различна во всех трех частях Великобритании – в Англии, в Уэльсе и в Шотландии. В Англии существует двухступенчатая система местных органов власти, состоящая из графств и округов в сельской местности и городов и округов в урбанизированных районах. В 1992 году в Уэльсе и в Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.

Управление финансами в Великобритании осуществляют Парламент, который утверждает отчеты об использовании государственного бюджета, законы о налогах, устанавливает предельный размер государственного долга, и Министерство финансов, именуемое Казначейством.

Казначейство занимается вопросами разработки, составления и исполнения государственного бюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования, международных финансовых отношений, контролем за расходованием финансовых средств государственными предприятиями. Управление таможенных пошлин иакцизов ведает вопросами акцизных и таможенных сборов, следит за соблюдением законодательства в этой области. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание прямых налогов.

Управлением государственным долгом занимается Банк Англии. В его компетенцию входит выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по текущей задолженности.

Важное место в управлении финансами принадлежит также специализированным органам финансового контроля, независимым от Правительства и подотчетным Парламенту. В Великобритании таким специальным органом является Управление государственного контроля, созданное еще в 1966 году. Генеральный контролер – ревизор – назначается Правительством пожизненно и может быть сменен только по решению обеих палат Парламента.

-2-

Бюджетный год Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. Этот срок действует для всех звеньев бюджетной системы. Бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета включает четыре стадии:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета (утверждается бюджет Королевой Великобритании);

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета (эта стадия начинается после 31 марта, т.е. после окончания финансового года).

Государственный бюджет состоит из двух частей: обычного бюджета и национального фонда займов. Расходы обычного бюджета состоят из расходов консолидированного фонда для постоянного обслуживания, которые не обсуждаются Парламентом, и расходов, ежегодно утверждаемых английским Парламентом. В утверждаемые входят основные расходы: важные ассигнования, затраты на промышленность, сельское хозяйство и на другие отрасли, на содержание аппарата управления, на социальные расходы, на субсидии местным органам власти и развивающимся странам. По консолидированному фонду для постоянного обслуживания проходят проценты по государственному долгу (эти средства передаются в Национальный фонд займов и выплачиваются из него), расходы по цивильному листу (содержание королевской семьи). Доходы формируются на 97% за счет налоговых поступлений.

В национальном фонде займов отражается деятельность государства как дебитора и кредитора. Средства, аккумулированные в национальном фонде займов, расходуются на выплату процентов и погашение государственного долга, на ссуды национализированным отраслям хозяйства, частным предпринимателям, местным органам власти. Доходная часть национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих от государственных корпораций и местных органов власти, за счёт предоставления Казначейством долгосрочных кредитов, из прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, из средств, передаваемых из консолидированного фонда для постоянного обслуживания, а также из излишков или дефицита по обычному фонду. Дефицит национального фонда займов покрывается выпуском государственных облигаций.

Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. расходы должны быть равны доходам. Превышение доходов над расходами консолидированного фонда зачисляется в доходную часть национального фонда займов. Если же в консолидированном фонде имеется дефицит, то он покрывается ссудой из национального фонда займов, и на эту сумму увеличивается долг. Одним из направлений сотрудничества правительства Великобритании с реальным сектором экономики является реализация программы "Частная финансовая инициатива" (ЧФИ) b рамках концепции партнерства государственного и частного секторов, предполагающей совместную реализацию проектов. На конец 2003 года в рамках программы подписано договоров на реализацию проектов на общую сумму более 12 млрд. фунтов стерлингов.

В современной бюджетной политики Великобритании "Частная финансовая инициатива" рассматривается как прочно укоренившийся способ предоставления широкого списка государственных услуг, который требует значительных вложений в основные активы. Это с одной стороны, обеспечивает значительные возможности для частного сектора; а с другой, контрактные отношения с общественным сектором гарантируют обеспечение эффективными и качественными услугами.



-3-

Современная налоговая система состоит из пяти крупных основных групп налогов:

- прямые налоги на доходы (подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство);

- косвенные налоги на доходы (наиболее крупным источником дохода служит НДС);

- местные налоги (наиболее крупный из них – налог на недвижимость);

- налог на деловую активность;

- прочие налоги.

Один из прямых основных налогов – подоходный. Впервые в Великобритании он введен в 1799 г. Была принята шедулярная форма построения этого налога, которая предполагала деление дохода на части (шедулы, графики) в зависимости от источника дохода (жалование, дивиденды, рента и т.п.). Каждая шедула облагается особым порядком. Такое обложение имеет целью «настигнуть доход у источника». Действует пять шедул[2] (графиков), причем некоторые имеют еще и внутреннюю градацию (случай):

· график А - доходы от имущества;

· график С -доходы, получаемые от дивидендов по государственным облигациям;

· график Д – основной (очень много разных видов доходов), поэтому разделен на 6 частей:

Д-1 – доходы, получаемые от торговли или деловых операций, например прибыль владельца магазина;

Д-2 – доходы, полученные в результате предоставления профессиональных услуг, например доходы врача, адвоката;

Д-3 – проценты, алименты, подлежащие налогообложению;

Д-4 – доходы от ценных бумаг, находящихся за рубежом;

Д-5 – доходы от имущества, находящегося за рубежом;

Д-6 – все доходы, не включенные ни в одну из этих частей;

· график Е – 3широкие группы доходов:

Е-1 – от пенсий, выплачиваемых компаниями;

Е-2 – от пособий, выплачиваемых компаниями;

Е-3 – от пособий, выплачиваемых Министерством социального страхования и подлежащих налогообложению;

· график F - дивиденды и другие выплаты, осуществляемые компаниями Великобритании.


-4-

Государственные расходы бывают текущими, направляемыми на обычные государственные потребности, и капитальными.

Военные расходы – важнейшая статья государственных затрат. Они финансируются по государственному бюджету и, включая косвенные военные расходы, составляют до 20%.

Субсидии частным и национализированным корпорациям и расходы на капитальные вложения составляют 15% от совокупного общественного продукта. Субсидии выдаются с целью расширения фонда накопления в отраслях промышленности, определяющих технический прогресс, и в экспортных отраслях. Помимо капитальных субсидий, частный сектор получает безвозмездную помощь на текущие нужды. Крупные субсидии направляются в лесное и сельское хозяйство.

Государственные расходы на научные исследования в Великобритании составляют 60% всех расходов, выделяемых на науку. Свыше 40% правительственных средств расходуется на развитие отраслей, определяющих технический прогресс.

Капитальные вложения в национализированные отрасли ежегодно составляет 6 млрд. ф. ст. Почти половина их приходится на топливные отрасли: электроэнергетическую, газовую, угольную. Вторым по значению объектом является почтовое ведомство (почти 30%), затем следуют металлургическая и транспортная отрасли.

На социальные нужды направляется 20% государственного бюджета, помимо того, они финансируются местными бюджетами и фондами социального страхования. Из средств государственного бюджета выплачиваются пенсии и пособия государственным служащим, семейные пособия, финансируется система национального вспомоществования – «вэлфэр».

Требованием последних лет явилось представление расходов королевы в бюджете страны. Расходы королевы и ее окружения финансируются специальной строкой в бюджете Великобритании. Согласно Акту о цивильном списке от 1972 года, который стал результатом компромисса между государственной казной и Букингемским дворцом, депутаты британского парламента лишились права ограничивать расходы на содержание королевского дворца.

«Цивильный список» впервые был введен в практику в 1760 году королем Георгом III, который отказался от права на все доходы от королевской недвижимости в обмен на выплату ему ежегодной фиксированной суммы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.013 с.)