ТОП 10:

Стабилизация денежной системы



Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведенконфискационный обмен золота на бумажные деньги, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности.

Не последней мерой президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков

В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент — дополнительную поддержку избирателей

Реформы в сельском хозяйстве

Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг

По фиксированным ценам Зерновое бюро скупало излишки продовольствия, выплата фермерской задолженности откладывалась на длительный срок, оплачивалось сокращение посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).

Многие сельские жители, особенно на американском Юге, в 1930х годах жили в бедности. Правительственные программы помогали там также строительству школ, дорог, лесопосадкам и расширению лесных угодий, находящихся в федеральной собственности. В частности, в штате Теннесси в 1933 г. администрация Рузвельта организовала финансирование программы строительства дамб с целью предотвращения наводнений, использования водных источников для производства электроэнергии и модернизации беднейших ферм.

Борьба с безработицей

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимались экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. Д

Администрация восстановления промышленности

Согласно закону о восстановлении промышленности, было создано специальное правительственное агентство, Администрация восстановления промышленности, задачей которой была борьба с недобросовестной конкуренцией и нездоровыми отношениями между бизнесом и работниками. При посредничестве этого агентства предприниматели каждой отрасли хозяйства заключали между собой «кодексы честной конкуренции». Они договаривались на равных условиях об основах предпринимательской деятельности (о единых ценах, фиксированном объеме производства, заработной плате, рынках сбыта и т. д.). Вскоре подобная система охватила около 95 % предприятий США. Предприниматель не мог получать конкурентные преимущества за счет ухудшения положения работников (снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, удлинять рабочий день).

Деятельность Администрации восстановления промышленности способствовала также сокращению рабочего дня и запрещению детского труда. По мнению президента Рузвельта, эти меры должны были способствовать повышению занятости взрослого населения

Пенсионные фонды

В 1935 г. при активной поддержке Эвелина Бернсабыл принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста

Жилищное строительство

Были приняты меры для стимулирования жилищного строительства[19]. Для этого были созданы два новых органа: Федеральная домовая администрация и Корпорация домовладельцев-заемщиков. Первая устанавливала единые государственные стандарты жилищного строительства, а последняя стимулировала ипотечное кредитование. В результате сроки выплаты займов по ипотеке выросли от 5-10 до 30 лет, а количество американцев, владевших собственным жильем — от 40 % до 66 % населения (через сорок лет, когда займы были выплачены)[19].

Рецессия 1937 года

Во время второго президентского срока Франклина Рузвельта его администрация оказалась в трудном положении из-за нового экономического кризиса, который разразился осенью 1937 г. и продолжался весь 1938 г. Производство, прибыли и занятость снова резко упали.

Для обуздания кризиса президент Рузвельт отказался от попыток сбалансировать бюджет и в 1938 г. инициировал новые правительственные программы на общую сумму 5 миллиардов долларов[26]. Для покрытия бюджетного дефицита налоги продолжали расти. В то же время антимонопольная политика правительства была свернута,

Ревизия «Нового курса»

Правая пресса и консерваторы упрекали Рузвельта в насаждении социализма. Сам президент считал, что он спас капитализм и предотвратил социальные потрясения. По мере выхода из кризиса, корпорации, главным образом через Верховный суд, стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств. «Новый курс» Рузвельта проводился по рецептам Дж. М. Кейнса.

 

 

18.Мировой экономический кризис и пути выхода из него сша

17 и 18 вопросы похожи!

В январе 1932 года Конгресс США создал Финансовую корпорацию реконструкции (RFC). Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и корпорациям. В июле её роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ.

Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием

Однако общественность считала, что меры, предпринимаемые администрацией Гувера, недостаточны и слишком запоздали. Франклин Рузвельт легко победил Гувера на президентских выборах осенью 1932 года, одновременно демократы смогли завоевать контроль над Конгрессом.

Для выхода из кризиса в 1933 году начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.

Первые 100 дней президентства Рузвельта были отмечены интенсивной законодательной деятельностью. Конгресс разрешил создать Федеральную корпорацию страхования вкладов и Федеральную администрацию чрезвычайной помощи (ФАЧП), создание которой предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. В задачи ФАЧП входило: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.

Безработные активно привлекались к общественным работам.

Через Конгресс были проведены также несколько законопроектов, регулирующих финансовую сферу: чрезвычайный банковской закон,Закон Гласса — Стиголла (1933 года) о разграничении инвестиционных и коммерческих банков, закон о кредитовании сельского хозяйства, закон о комиссии по ценным бумагам.

В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании, который реструктурировал 12-миллиардный фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов.

Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на наём работников.

Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов.

некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939—1941 годах на волне активного наращивания военных закупок.

 

19.Мировой экономический кризис и пути выхода из него Германии

Антикризисные мероприятия в Германии носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.
Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства.
Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.
Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.
За первые два года нацистского режима были ликвидированы основные устои Веймарской республики — рейхстаг стал бесправным органом, партии уничтожались, избирательная система отменялась. Буржуазно-демократический строй ликвидировался, и устанавливалась тоталитарная диктатура с идеологическим единомыслием, господством централизованной партийно-государственной номенклатуры, уничтожением политических противников, унификацией культуры. В августе 1934 г. в связи со смертью президента Гинденбурга Гитлер стал в одном лице представлять фюрера нации, канцлера и президента.
Одновременно со становлением тоталитарной диктатуры проводилась масштабная политика государственного централизованного регулирования и планирования. Закон о продовольственном сословии 1933 г. подчинял сельское хозяйство страны и созданную снизу доверху систему регулирования сельского хозяйства министру продовольствия и земледелия. Аналогичная структура вертикального управления промышленностью создавалась на основе закона 1934 г. «О подготовке органического строения экономики». Промышленность разделялась на семь отраслей, в которые принудительно объединялись группы предприятий - промышленность, энергетика, ремесла, торговля, транспорт, банковское и страховое дело. Во главе оказались крупнейшие промышленники и банкиры. Трудовыми резервами должен был обеспечить экономику так называемый «Трудовой фронт», заметивший распущенные профсоюзы и фактически контролировавший систему принудительного труда.
С 1936 г. в Германии действовал четырехлетний план экономического развития, главной целью которого Гитлер поставил готовность Германии к войне. Лозунг антифашистов того времени «Фашизм — это война» точно отражал суть событий в Германии. Кроме насилия по отношению к противникам режима, нацистский режим осуществлял курс социальной политики в целях мобилизации населения на осуществление нацистских планов и установление социального мира в стране.

 

20.Формирование тоталитарного нацистского государства в Германии в 1932 – 1936

Фашизм - явление, отличающееся определенными особенностями. В Германии эти особенности – национализм и расизм. Эта теория основывалась на оскорбленных национальных чувствах. Фашистская организация хотела вернуть утраченное достоинство страны. Фашистские лидеры не имели выдающихся знаний в науке и не отличались образованностью. Тем не менее идеология униженной Германии воспиталась с пеленок. Режим – полувоенный. Гитлер доказал, что если будет единое государство, то оно сможет изменить положение в лучшую сторону. Идеи реванша поддерживались крупной буржуазией Германии. Банкиры, буржуазия хотели подавить коммунистическое движение. Гитлер создает национальную социалистическую рабочую партию Германии. Была безработица, кризис. Народ искал выход из этой экономически сложившийся системы, и этот выход он видел в фашистской организации. Гитлеру нужна была власть.

В 1923 году в Мюнхене, сторонники молодого политика – Адольфа Гитлера, устроили т.н. «Пивной путч»(Рис. 2). Члены созданной в 1920 году Немецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП), разгорячённые алкоголем и речами своего вождя (фюрера), ринулись устраивать переворот, захватывая государственные учреждения, но были разогнаны полицией. Гитлер был заключён в тюрьму, но вскоре был выпущен, т.к. пользовался поддержкой, в том числе, и людей из власти.

После выхода из тюрьмы Гитлер и его сторонники стали создавать массовую НСДАП, а её популярность стала увеличиваться изо дня в день. Идеология нацистской партии была довольно проста и, тем самым, пользовалась большой популярностью среди простого немца. Во всех бедах, неудачах и поражениях, в том, в каком положении живут немцы, винили евреев. Крупные еврейские капиталы в Германии должны были быть конфискованы в пользу немецкого народа. Целью нацистов было жизненное пространство, которое Гитлер видел на Востоке. Славяне, цыгане, евреи, демократы, коммунисты, пацифисты (осуждающие войну, её не приемлющие) – все они были врагами нацистов и подлежали физическому истреблению на благо Германии. Для борьбы с врагами необходимо было сплотить в единую нацию разные слои общества, стереть и подавить социальную борьбу. Нацисты стали создавать свою силовые организации – «штурмовые отряды» (СА).

Такая идеология, подкреплённая завораживающими речами Гитлера на публику, была проста и понятна простому немцу и не могла не вызывать симпатий. Крупным собственникам, капиталистам также выгодно было поставить на молодую партию, ставящую своей целью подавить социальную борьбу, тем самым не допустив социальной революции, за что так ратовали коммунисты.

На протяжении 1920-х гг. экономическое положение Германии продолжало оставаться тяжёлым. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. окончательно подорвал экономическую базу страны.

На волне непрекращающегося экономического кризиса немцы в 1933 году подавляющим числом голосов избрали в рейхстаг (парламент) членов НСДАП. Канцлером Германии, т.е. главой правительства, стал лидер партии Адольф Гитлер.

 

21.Нацистская идеология и ее влияние на формирования тоталитарного общества в германии в 1930

Прейдя к власти 30 января 1933г. А.Гитлер начал строить свое государство, которое было пропитано и проникнуто нацистской идеологией.

Идеология была тем цементом, который скрепил и НСДАП, и вообще всех сторонников Гитлера. Сущность фашистской идеологии заключена в гипертрофированном инстинкте власти. Основными постулатами нацистской идеологии были антисемитизм, антидемократизм и фюрер-принцип, антимарксизм, расизм, национализм и шовинизм, а инструментами политики и идеологии НСДАП были террор и пропаганда. Галкин А.А. Германский фашизм. -М.: Наука2002.

Специфичным при фашистской пропаганде является использование скрытого завуалированного и опасного оружия против тех, кто не подчиняется ее учению. И позже массовое убийство, как виновных, так и невиновных. Террор же - это осуществление внутреннего закона движения; его главная цель - обеспечить силам природы или истории свободу в среде человечества. Именно движение отбирает врагов человечества, против которых необходим террор. Он, как исполнитель закона движения, уничтожает индивидов во имя рода, приносит в жертву часы во благо целого.

Волна террора должна была создать в стране атмосферу паники, парализовать противников нацизма. Первоначально основу аппарата террора составляли СА, но после "ночи длинных ножей" их значение в иерархии нацистских организаций упало. Главным инструментом уже государственного террора стали отборные бойцы СС. Множились концлагеря, превращавшиеся постепенно в неотъемлемую часть нацистского режима. С 30 января на протяжении нескольких месяцев Германия находилась во власти террора, характер которого во многом отличался от систематических, но единичных актов насилия, предпринимаемых СС в дальнейшем. По своей природе он напоминал взрыв ненависти и злобы.

Система кровавого террора накладывала решающий отпечаток на всю жизнь страны, на всю общественную атмосферу. Всем было известно, сто любая антиправительственная деятельность будет караться жестоко и беспощадно.

Вместе с террором на благо нацизма работала пропаганда, воздействовавшая на чувства людей максимальной простотой. В ней лживость возведена в систему. Чем больше ложь, тем больше ей верят: - это циничное заявление Гитлера легло в основу нацистской пропаганды.

Центром пропаганды был культ Гитлера, упорно насаждаемый через средства массовой информации. Фюрер изображался, фанатиком идей национал-социализма м аскетом с одной стороны, и самым "мудрым из всех людей на планете" - с другой. " Миф Гитлера" создавался годами, а секрет его властного воздействия заключался в сочетании искроенной веры народа с изощрённой обработкой общественного мнения. Для многих именно в фигуре Гитлера воплощался символ нацизма и борьбы с большевизмом, евреями и завоевания "жизненного пространства". " Миф Гитлера" заменял религиозное поклонение - в нем тоска по Мессии, принимающем облик вождя.

Создание Гитлером в 1933 году министерства народного просвещения и пропаганды, которое возглавил Й. Геббельс, с самого начала было направлено на контроль общественного сознания.

"Наша задача, - говорил Геббельс, - заключается в том, чтобы упорно работать с людьми до тех пор, пока они не капитулируют перед нами, пока они не усвоят наши взгляды, пока они не только вынуждены будут понять то, что происходит в Германии сегодня, но и смогут это принять". Чёрна Л. Коричневые диктаторы. (Гитлер, Геринг, Гиммер, Геббельс, Борман, Риббентроп). -М.: Республика, 1992.

Активизируя работу среди населения, начатую ещё до 1933 года, нацисты создали многочисленные объединения и организации, буквально пронизывающие все сферы общественной жизни страны. Они либо подчиняли, либо уничтожали ранее существовавшие профессиональные и добровольные объединения в области спорта, благотворительности искусства и образования.

Благодаря современной технике фюрер был по истине вездесущ: его лицо смотрело с каждого рекламного щита, со стен учреждений, с кадров киносъемки, его голос звучал на радио, которое должны были слушать все.

Вся пропагандистская программа была всецело посвящена воплощению в жизнь "идеи", неотделимой от "воли фюрера". Обожествление Гитлера и эффективное его превращение с помощью пропаганды в вождя с немыслимыми достоинствами ,воплощение исторической "миссии" составляли один и важнейших элементов в структуре власти Третьего рейха.

Прейдя к власти в январе 1933 года, опираясь на террор и пропаганду, Гитлер развернул борьбу за абсолютную власть в стране. Самыми опасными врагами фашистов всегда были левые силы, то есть коммунисты, социал-демократы, профсоюзы. Конкурентами в структуре в структуре власти явились буржуазные партии и генералитет. Если вторую группу оказалось возможным подчинить, то первую - лишь уничтожить или загнать в подполье.

22.Складывание корпоративного государства в италии в 1920 - 1930

Создание корпоративной системы. Апр. 1927 г. Большой фашистский совет принял «Хартию труда». Предполагалось создать корпорации из представителей профсоюзов и объединений предприятий, необходима была не классовая борьба, а социальное сотрудничество. , где корпорации являлись органами проведения государственного регулирования. 1930 – создается национальный совет корпораций. 22 национальные корпорации – идут мирным путем к урегулированию конфликтов между рабочими и предпринимателями (руководители же профсоюзов назначались сверху). Корпорации охватывали практически все сферы экономики.

Провели некоторые мероприятия в области регулирования рабочего законодательства и социального обеспечения. 1933 год – введение 8-часового рабочего дня – практически остался на бумаге.

Помимо корпоративных органов – таможенный протекционизм, ограничение экспорта, помощь банкам, созд. Гос-монополистического сектора. Широкое использование пропаганды – «битва за хлеб», «комплексная мелиорация».

С весны 1934 начинается глобальная милитаризация Италии, попытки превратить страну в военный лагерь по примеру Германии. В экономике - политика автаркия («самообеспечение», в первую очередь стратегическим сырьем). Стала осуществляться с 1937 года и включала в себя меры по максимальному использованию ресурсов, развития производства заменителей., контроль над потреблением и его ограничение, усиление государственного руководства экономикой. Кампания стоила колоссальных затрат, военные расходы поглощали примерно половину бюджета. От милитаризации выигрывали только крупные монополистические компании. С 1934 по 1939 гг. прибыли таких монополий как «Фиат», «Пирелли» увеличились на 80%. А все усилия фашистов, предпринимаемые для превращения Италии в военизированную нацию не давали желаемых результатов. Отчасти из-за этого в нарушении «стального пакта» Италия и не вступила в 2МВ одновременно с Германией.

В начале 1939 фашистами были ликвидированы последние остатки парламентской системы. Законом 19 ноября 1939 о новом государственном устройстве вместо палаты депутатов была учреждена «палата фашизма и корпораций», в которую назначались высшие чины фашистской партии и представители корпораций. Это преобразование завершило юридическое оформление корпоративного государства.

23.Международные отношения накануне второй мировой войны.

Внешняя политика ведущих государств перед войной. Окончательно Версальская система пала перед началом Второй мировой войны, к которой Германия достаточно основательно была готова. Так, с 1934 по 1939 гг. военное производство в стране увеличилось в 22 раза, численность войск – в 35 раз, Германия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства и т.д.

В настоящее время у исследователей нет единого взгляда на геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Часть историков (марксистов) продолжает настаивать на двухполисной характеристике. По их мнению, в мире имелись две социально-политические системы (социализм и капитализм), а в рамках капиталистической системы мировых отношений – два очага будущей войны (Германия – в Европе и Япония – в Азии), Значительная часть историков полагает, что накануне Второй мировой войны существовали три политические системы: буржуазно-демократическая, социалистическая и фашистско-милитаристская. Взаимодействие этих систем, расклад сил между ними могли обеспечить мир или сорвать его. Возможный блок буржуазно-демократической и социалистической систем был реальной альтернативой Второй мировой войне. Однако мирного альянса не получилось. Буржуазно-демократические страны не пошли на создание блока до начала войны, ибо их руководство продолжало рассматривать советский тоталитаризм как наибольшую угрозу основам цивилизации (результат революционных изменений в СССР, включая и 30-е годы), чем его фашистский антипод, открыто провозгласивший крестовый поход против коммунизма. Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе закончилась подписанием договоров с Францией и Чехословакией (1935). Но и эти договоры не были приведены в действие в период оккупации Германией Чехословакии в силу противодействующей им «политики умиротворения», проводившейся в те время большинством европейских стран в отношении Германии.

Германия же в октябре 1936 г. оформила военно-политический союз с Италией («Ось Берлин – Рим»), а через месяц между Японией и Германией был подписан Антикоминтерновский пакт, к которому через год (6 ноября 1937 г.) присоединилась Италия. Создание реваншистского альянса заставило активизироваться страны буржуазно-демократического лагеря. Однако лишь в марте 1939 г. Англия и Франция приступили к переговорам с СССР о совместных действиях против Германии. Но соглашение так и не было подписано. Несмотря на полярность трактовок причин несостоявшегося союза антифашистских государств, одни из которых перекладывают вину за необуздание агрессора на капиталистические страны, другие относят на счет политики руководства СССР и т. д., очевидно одно – умелое использование фашистскими политиками противоречий между антифашистскими странами, что и привело к тяжким для всего мира последствиям.

24. Причины и общая характеристика второй мировой войны.

Причины войны:борьба за насильственный передел мира, борьба за установление господства фаш идеологии, рез-таты 1МВ, попытки стран Европы выйти из экон. кризиса 29-33 за счет других стран, неравномерность полит и эконом. развития. Политический кризис в Европе и мире, обостренный мюнхенским сговором. Фашистская Германия, захватив политическую инициативу, полностью уверовала в безнаказанность своих агрессивных акций. Ослепленные антисоветизмом руководители западных держав, расчищая гитлеровской Германии путь к войне против СССР, сами оказались перед угрозой фашистской экспансии.Своеобразие международной обстановки, которое заключалось в том, что, с одной стороны империалистические страны оказались разделенными на враждующие военно-политические группировки, глубокие противоречия между которыми привели, в конечном счете, к войне. С другой стороны, государства, входившие в обе капиталистические группировки, объединял антисоветизм, что долгое время порождало в Англии и во Франции и в США иллюзии, будто фашистская агрессия их минует. Однако, накануне мировой войны империалистическим державам не удалось сформировать единый антисоветский фронт: взаимные противоречия и борьба внутри лагеря капиталистических держав оказались преобладающими.

24. Внешняя политика стран перед войной

Окончательно Версальская система пала с началом Второй мировой войны, к которой Германия достаточно основательно была готова. Так, с 1934 по 1939 г. военное производство в стране увеличилось в 22 раза, численность войск — в 35 раз, Германия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства и т. д.

В настоящее время у исследователей нет единого взгляда на геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Часть историков (марксистов) продолжает настаивать на двух полисной характеристике. По их мнению, в мире имелись две социально-политические системы (социализм и капитализм), а в рамках капиталистической системы мировых отношений — два очага будущей войны (Германия — в Европе и Япония — в Азии). Значительная часть историков полагает, что накануне Второй мировой войны существовали три политические системы: буржуазно-демократическая, социалистическая и фашистско-милитаристская. Взаимодействие этих систем, расклад сил между ними могли обеспечить мир или сорвать его. Возможный блок буржуазно-демократической и социалистической систем был реальной альтернативой Второй мировой войне. Однако мирного альянса не получилось. 'Буржуазно-демократические страны не пошли на создание блока до начала войны, ибо их руководство продолжало рассматривать советский тоталитаризм как наибольшую угрозу основам цивилизации (результат революционных изменений в СССР, включая и 30-е годы), чем его фашистский антипод, открыто провозгласивший крестовый поход против коммунизма. Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе закончилась подписанием договоров с Францией и Чехословакией (1935). Но и эти договоры не были приведены в действие в период оккупации Германией Чехословакии в силу противодействующей им "политики умиротворения", проводившейся в то время большинством европейских стран в отношении Германии.

Германия же в октябре 1936 г. оформила военно-политический союз с Италией ("Ось Берлин — Рим"), а через месяц между Японией и Германией был подписан Антикоминтерновский пакт, к которому через год (6 ноября 1937 г.) присоединилась Италия. Создание реваншистского альянса заставило активизироваться страны буржуазно-демократического лагеря. Однако лишь в марте 1939 г. Англия и Франция приступили к переговорам с СССР о совместных действиях против Германии. Но соглашение так и не было подписано. Несмотря на полярность трактовок причин несостоявшегося союза антифашистских государств, одни из которых перекладывают вину за необуздание агрессора на капиталистические страны, другие относят на счет политики руководства СССР и т. д., очевидно одно — умелое использование фашистскими политиками противоречий между антифашистскими странами, что и привело к тяжким для всего мира последствиям.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.014 с.)