Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Старое и новое политическое мышление
Похожие статьи вашей тематики
На рубеже 1970—1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.
Цифры и факты В 1982 г. военные расходы на душу населения составили: в мире в целом —145 долл.; в странах Северной Америки — 797 долл., Европы — 265 долл., Латинской Америки —34 долл., Азии — 25 долл., Африки — 22 долл.
Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.
Из книги М. С. Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданной в 1988 г. в СССР и США: «Образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, формировались веками, даже тысячелетиями. Они укоренились в качестве, казалось бы, незыблемых аксиом. Теперь же они утратили всякое разумное основание. Бывшая для своего времени классической формула Клаузевица, что война есть продолжение политики, только другими средствами, — безнадёжно устарела. Ей место в библиотеках. Впервые в истории жизненной потребностью стало положить в основу международной политики общечеловеческие морально-этические нормы, очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения. Из невозможного военного, ядерного разрешения международных противоречий следует новая диалектика силы и безопасности. Безопасность не может быть ныне обеспечена военными средствами — ни применением оружия, ни устрашением, ни постоянным совершенствованием «меча» и «щита»... Единственный путь к безопасности — это путь политических решений, путь разоружения. Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения... Новое политическое мышление требует признания ещё одной простой аксиомы: безопасность — неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе».
Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985—1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х — начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.
Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев — возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.
В последнее десятилетие XX — начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи: — создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств; — защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств; — поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов; — охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.
34. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран после второй мировой войны
Вторая мировая война принесла человечеству огромные материальные и людские потери. Коренным образом изменилось соотношение сил в капиталистическом мире. Германия, Италия и Япония потерпели поражение в войне. Экономически ослабела и потеряла былое значение Франция. Значительно ухудшилось положение Великобритании. В результате войны ее позиции были подорваны. США, наоборот, обогатились на военных поставках. Они превратились в самую сильную капиталистическую державу. После окончания второй мировой войны перед странами Западной Европы встала основная проблема восстановления разрушенной в ходе войны экономики. В 1945 г.
Европа после войны не только оказалась в тяжелом экономическом положении, но и в состоянии духовного кризиса. Нацистское господство в Германии в течение 12-ти лет привело к тому, что страна являлась поверженным агрессором и обвиненным в невиданных ранее преступлениях против человечности (геноциде). Территория Германии была разделена. В Испании, Португалии и Греции сохранились полуфашистские режимы. Во Франции часть политических кругов надолго запятнала себя сотрудничеством с нацистами. Европа в первое послевоенное десятилетие перестала быть активным субъектом международных отношений. Важную роль в решении основной проблемы – восстановлении экономики ведущих западно-европейских стран – сыграло то, что, освободившись от одиозных тоталитарных режимов, этим странам при поддержке США удалось разработать правильную стратегию экономического развития. Был взят курс на соединение развитого человеческого капитала с достижениями мировой культуры и научно-технического прогресса, а также создание и развитие «государства благосостояния». Началось беспрецедентное ускорение НТП, создание новых сфер производства, масштабное развитие науки и превращение ее в непосредственную производительную силу. Уже в конце 40-х-начале 50-х годов в Западной Европе прокатилась первая волна НТП. Она позволила восстановить на новой качественной основе экономическую инфраструктуру. Быстро развивались наукоемкие производства. 5 июня 1947 г. государственный секретарь США Маршалл предложил план «помощи» разоренной Европе. Страны Западной Европы (Австрия, Англия, Бельгия, Голландия, Греция, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция, Турция, Франция, Эйре) приняли план помощи. В 1948 г. к нему присоединилась и Западная Германия. Действие «плана Маршалла» продолжалось с 1948 по 1952 г. и было направлено не только на помощь пострадавшей в войне Западной Европе, но прежде всего на укрепление экономических и политических позиций США в важнейшем стратегическом и геополитическом регионе планеты. Наряду с военно-политическим альянсом НАТО, созданным в 1949 г., «план Маршалла» способствовал укреплению союза Западных стран в борьбе против СССР и коммунистического движения. Уже в конце второй мировой войны в развитых капиталистических государствах начался подъем рабочего движения, усилилось влияние коммунистических партий, активизировались другие демократические движения. Наибольших успехов добился пролетариат Франции и Италии, где были созданы мощные профсоюзные объединения трудящихся (Всеобщая конфедерация Труда во Франции и Всеобщая итальянская конфедерация труда). Рабочий класс этих стран уже в условиях фашистской оккупации выступал в роли активной силы единого Национального фронта, что способствовало сплочению патриотических элементов всех слоев населения в борьбе с фашизмом. Активное участие в борьбе с фашизмом принимали коммунисты западно-европейских стран. Борьба за свободу и независимость своих стран привела к укреплению авторитета и влияния коммунистических партий среди широких масс населения. В 1945 г. Коммунистическая партия Франции стала самой крупной и влиятельной партией в стране. В ее рядах насчитывалось около 700 тыс. членов. В массовую марксистско-ленинскую партию превратилась Коммунистическая партия Италии. В 1945 г. в ее рядах насчитывалось до 1700 тыс. членов, и она пользовалась огромным доверием широких слоев трудящихся. Под руководством коммунистических партий трудящиеся Франции, Италии вели борьбу за демократизацию, за восстановление экономики в интересах трудящихся, за улучшение социального положения населения. Важное место в борьбе коммунистов занимали вопросы укрепления сотрудничества с Советским Союзом и другими демократическими странами в целях обеспечения мира и безопасности во всем мире. К концу второй мировой войны и в первые послевоенные годы коммунистические партии входили в правительства 12 капиталистических стран: Италии, Франции, Австрии, Финляндии, Норвегии и др. Укрепилось влияние лейбористской партии в Англии, которая обнародовала программу «демократического социализма». Наращивала свое влияние в широких слоях трудящихся и Французская социалистическая партия. Продолжали или возобновили свою деятельность социалистические и социал-демократические партии и организации в других странах. К началу 50-х годов они насчитывали около 10 млн. членов. За социалистические и социал-демократические партии Западной Европы голосовали в 1945 – 1947 г. около 35 млн. избирателей. Рост политической активности и сознательности трудящихся, укрепление единства рабочего класса создавали возможности и открывали новые перспективы для усиления борьбы всех демократических сил за мир, демократию и прогресс. В первые послевоенные годы зародилось и получило широкое распространение движение за мир. Движение сторонников мира охватило все континенты. Состоялся ряд Всемирных конгрессов мира (1949, 1950, 1952 годы), на которых принимались Манифесты в защиту мира, намечались программы конкретных требований в защиту мира, выдвигались требования запрещения пропаганды войны в законодательном порядке, прекращения войн в Корее, Индокитае, Малайе. Важную роль в борьбе за мир и международную безопасность должна была сыграть Организация Объединенных Наций (ООН). Она начала свою работу в январе 1946 г. Уже на первых четырех сессиях Генеральной Ассамблеи ООН (с1946 по 1949 г. включительно) СССР внес важные предложения о запрещении производства и применения атомного оружия с учреждением в рамках Совета Безопасности международной комиссии по контролю над предприятиями, производящими расщепляющие материалы; о всеобщем сокращении вооружений и безотлагательном запрещении производства и использования атомного оружия; о запрещении пропаганды войны и о привлечении к уголовной ответственности лиц, ведущих такую пропаганду; о сокращении государствами – постоянными членами Совета Безопасности в течение одного года своих вооруженных сил на одну треть; о заключении пятью великими державами – Великобританией, Китаем, СССР, США и Францией – Пакта мира. Эти и другие предложения сыграли важную роль в укреплении и расширении антивоенного и других демократических движений на планете. В первые послевоенные годы в ряде ведущих стран Западной Европы были приняты новые конституции (Франция – 1946 г., Италия – 1947 г., ФРГ – 1949 г.). Все они носили демократический характер и закрепляли основные политические, экономические и социальные достижения в формировании основных механизмов «государства благосостояния». С конца 40-х до 60-х годов в странах Запада сформировалось своеобразное согласие между умеренными консерваторами, либералами и социал-демократами относительно принципов государственного вмешательства. В целом в этот период социальный реформизм и кейнсианские принципы государственного вмешательства достигли своего апогея. Государство оказывало активную помощь развитию систем здравоохранения, образования, науки. Предусматривалось обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам путем предоставления социальных гарантий тому, кто в этом нуждался. Постоянно шло развитие важнейших социальных услуг, к которым относились система семейных пособий на детей, бесплатное образование, пенсионное обеспечение, пособие по безработице и т.д. Возрастающая роль государства в решении многих экономических и социальных проблем в первые послевоенные годы способствовала не только решению ключевых проблем общества, но и достижению определенной социально-экономической и политической стабильности. Глубокие качественные изменения в структуре экономики привели к изменению социальной структуры общества. Быстрый прогресс науки и техники оказал огромное влияние на человеческие факторы производства. Это повлекло значительный рост общеобразовательного и профессионального уровня трудовых ресурсов, изменения характера и содержания труда, быстрого количественного роста научно-технических работников и инженерного персонала.
35. Интаграционные процессы в странах Запада
Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара.
Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.
Единая валюта – это высший из достигнутых к настоящему времени этапов европейской интеграции. Интеграция, в свою очередь, представляет собой апогей длительной исторической эволюции Западной Европы - её экономики, социальных отношений, политического устройства, Европа шла к евро почти две тысячи лет. На рубеже 1999 г. в условиях хозяйственной деятельности в большинстве стран Европейского союза (УС) произошли кардинальные изменения. На место множества национальных валют пришла единая европейская денежная единица (евро), заменяющая эти валюты во всех современных функциях денег и во всех деловых операций.
Такой шаг существенно продвигает вперёд процесс интеграции, ибо складывающийся единый внутренний рынок ЕС уже не мог опираться на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняло бы внутри ЕС очевидные различия в организации кредитов, расчётов, курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в налогах и ценах и разнобои во внешней валютной политике. С переходом к евро ЕС превращается в мощную и консолидированную валютную зону, способную дополнительно стимулировать экономический рост, заметно снизить операционные расходы предприятий и на равных соперничать с американским долларом и йеной. Именно поэтому европейский бизнес, особенно крупный, с самого начала активно поддержал переход к новой валюте. А впрочем, её позитивно приняло и общественное мнение стран-участниц.
Экономическая интеграция создает условия для ускорения интернационализации производства стран — участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой: развитие производительных сил международное разделение труда интернационализация производства и капитала, рассчитанная с учетом стандарта покупательной способности, где за базу принята средняя величина для 15 стран ЕС,
|