Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные отношения в начале хх века.

Поиск

Мак-Кинли

В конце 1896 избран на пост президента; в конце 1900 переизбран на 4 года. Время президентства Мак-Кинли было эпохой расцвета империализма и протекционизма. В 1898 Соединённые Штаты вели войну с Испанией, закончившуюся оккупацией Кубы, а в скором времени и Филиппин с Пуэрто-Рико. Также были аннексированы Гавайи и провозглашён отказ США от изоляционизма (доктрины Монро) и начало их экспансии в Восточное полушарие.

Теодор Рузвельт и прогрессизм.

Рузвельт, историк, политик, "лихой всадник" и проповедник "активной жизни", в 1901, после того как президент Маккинли был застрелен анархистом, неожиданно занял президентский пост. Он ответил на веление времени, выдвинув "теорию служения", которая ставила перед президентом задачу более позитивного, чем прежде, содействия повышению общего благосостояния народа. В период первого президентства Рузвельт начал применять концепцию позитивного лидерства, развернув кампанию против сверхкрупных корпораций, и приобрел репутацию борца с трестами.

Рузвельт ушел в отставку в 1909, благополучно передав бразды

правления Уильяму Говарду Тафту,

Тафт продолжил антитрестовскую кампанию, проводя ее даже более широким фронтом, чем Рузвельт.

Следуя своим предвыборным обещаниям, Тафт попытался снизить тарифы, но в Конгрессе прошел закон о тарифах Пейна - Олдрича (1909), который лишь незначительно пересматривал существующие ставки. Неспособность президента добиться их снижения, а также успехи демократов на выборах 1910 вынудили многих прогрессистов от него отвернуться, особенно после того, как Рузвельт вернулся в большую политику в роли критика действующей администрации.

Вудро Вильсон и прогрессизм.

Одним из важнейших мероприятий, проведенных администрацией президента В. Вильсона, было реформирование кредитно-банковской системы. Дело в том, что к 1912 г. в США насчитывалось более 29 тыс. частных банков. Децентрализация данной сферы стала оказывать все более негативное влияние на экономику страны: выпущенные ими банкноты пополняли денежный рынок, обменивались на золото. Система кредита была разнородной, громоздкой и неэффективной с точки зрения управления.

Вильсон столкнулся с сильнейшей политической оппозицией. Член Верховного суда Чарлз Эванс Хьюз, бывший губернатор штата Нью-Йорк, был выдвинут кандидатом от Республиканской партии. Рузвельт поддержал его кандидатуру, однако Вильсон одержал победу над Хьюзом. Его победа была обеспечена поддержкой прогрессистов, а также популярностью предвыборного лозунга "Он спас нас от войны". Лозунг, однако, обрел ироническое звучание уже в апреле 1917, когда страна вступила в Первую мировую войну, положившую конец периоду реформ.

За 40–50 лет, прошедших после второй буржуазной революции, США к 1914 г. превратились из преимущественно аграрной страны в индустриально-аграрную державу. Это привело к быстрому росту городского населения, к изменению в профессиональной структуре населения страны.

3. особенности экономического развития германии в начале 20 века

Это было обусловлено рядом предпосылок:

1. Объединение Германии в 1871 г. во главе с Пруссией- мощная держава с населением более 40 млн. человек.

2. Победа во франко-прусской войне (870-1871), в результате которой Германия вернула себе Эльзас и Лотарингию. Кроме того, Франция должна была выплатить 5 млрд. франков контрибуции за агрессию, и эти деньги были вложены в германскую промышленность для реконструкции старых и строительства новых предприятий.

3. Немаловажным условием бурного развития промышленности стали протекционистские тарифы, введенные с 1879 года. Эта политика надежно ограждала немецкое предпринимательство от иностранной конкуренции, создавая даже излишне тепличные условия для промышленности.

Развитие монополистического капитлизма:

Использование опыта других стран, внедрение самой передовой технологии и новейших достижений науки и техники.

Создание крупных банковских и промышленных корпораций, монополий.

3. Доля мелких предприятий (до 5 работников) неуклонно снижалась, а численность крупных (свыше 50 работников) возросла более чем в три раза по сравнению с началом 80-х годов XIX в. Число крупных предприятий (свыше 1000 работников) увеличилось со 127 в 1882 г. до 506 в 1910 г.

Активное развитие акционерской собственности.

Концентрация производства.

Появление финансовой олигархии.

Развитие внутренней и внешней торговли.

8. С возникновением и развитием финансового капитала значительную роль стали играть заграничные инвестиции, прежде всего в экономику Австро-Венгрии, Турции, стран Юго-Восточной Европы и Южной Америки. По размерам вывезенного капитала (35 млрд. марок) Германия сравнялась с Францией и уступала только Англии.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве

Обезземеливание крестьян - часть их становилась батраками в юнкерских и фермерских хозяйствах (в руках прусского юнкерства была сосредоточена почти треть обрабатываемых земель).

Усиление имущественного расслоения в деревне.

Уход крестьян в города (если в 1871 г. в городах жила треть населения Германии, то к 1910 г. - две трети)

· Процесс монополизации охватил все отрасли промышленности. Растущая концентрация производства вела к ускоренному образованию картелей, число которых возросло с 210 в 1890 г. до 600 в 1911 г. Некоторые из них, достигнув огромных размеров, стали монополистами в своих отраслях. Так, Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат контролировал 98% добычи угля в этом регионе и 50% — в остальной Германии. Все сталелитейные заводы объединились в гигантский Стальной трест. В электротехнической промышленности господствовали два общества — «Сименс—Хальске» и «Всеобщая электрическая компания» (АЭГ), в наиболее передовой химической — концерны «Байер», «Агфа» и БАСФ. На них приходилось две трети мирового производства анилиновых красителей.

· Интенсивно формировался финансовый капитал. В 1913 г. существовало 1850 банков; 9 берлинских банков контролировали 85% банковского капитала (11,3 млрд. марок). К таким банкам принадлежали Немецкий (капитал Из млрд. марок и контроль за 87 банками), Дрезденський, Дармштадтский банки, Учетное общество (собственный капитал 300 млн. марок), их прибыль в 1895-1900 рр. составлял 38,6 - 67,7% ежегодно. Начали возникать мощные банковские группы с разветвленной сетью провинциальных филиалов, установившие тесные связи с крупнейшими промышленными объединениями. В 1910 г. директора шести ведущих банков Берлина являлись членами руководства около 800 промышленных обществ, а в наблюдательные советы этих банков входило более 50 крупных предпринимателей.

Вильгельм 2 германский император и король Пруссии с 15 июня 1888 года по 9 ноября 1918 года. Сын принца Фридриха Прусского (впоследствии императора Фридриха III) и Виктории Великобританской.

В 1900 г. – подавление народного восстания в Китае.

Претензии на Марокко привели к конфликту с Францией.

После поражения Парижской коммуны 1871г.

Центр Европейского рабочего движения

Переместился в Германию,

А Социал-демократическая партия Германии (СДПГ)

Стала одной из самых сильных и авторитетных рабочих партий в мире

Г. – создан Всеобщий германский рабочий союз (Фердинанд Лассаль).

Г. - создана Социал-демократическая рабочая партия Германии (Вильгельм Либкнехт и Август Бебель).

Г. - объединительный съезд в г. Готе - создание единой рабочей партии (СДПГ)

- принята ”Готская программа” немецких социал-демократов:

Уничтожение частной собственности на средства производства.

Создание социалистического общества мирным путем, через организацию производственных рабочих объединений.

Г. - на выборах в рейхстаг социал-демократы получили 12 депутатских мест.

1891 г. - принята новая “Эрфуртская программа”

(основывалась на принципах марксизма)

План-минимум

(ближайшие требования):

Часовой рабочий день, бесплатное медицинское обслуживание и т.д.

План-максимум

(стратегические задачи):

Итоги конференции

Были подготовлены мирные договоры:

· Версальский мирный договор 1919

· Сен-Жерменский мирный договор (1919)

· Нёйиский мирный договор 1919

· Трианонский мирный договор (1920)

· Севрский мирный договор (1920)

 

Версальский мирный договор 1919 года — договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914—1918 годов. Подписан 28 июня 1919 года в Версальском дворце (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Великобританией, Францией, Италией и Японией, а также Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и Германией — с другой.

Условия договора были выработаны (после длительных секретных совещаний) на Парижской мирной конференции 1919−20 годов. Договор вступил в силу 10 января 1920 года.

Версальский мирный договор имел целью закрепление передела мира в пользу держав-победительниц. По нему Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 года); Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемую нейтральную и прусскую части Морене; Польше — Познань,

Германскии колонии отходили Великобритании, Португалии, Франция

Германия по Версальскому мирному договору отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае,

По договору, вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям, были также наложены жёсткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения — боевую авиацию, бронетехнику

Сен-Жерменский мирный договор — мирный договор, подписанный в Сен-Жерменском дворце по итогам Первой мировой войны между странами Антанты и новообразованной республикой Австрия.

Вследствие распада Австро-Венгрии мирное урегулирование с её двумя частями осуществлялось посредством подписания с ними отдельных договоров. Соглашение с Австрией было подписано 10 сентября 1919 года в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле. Австрия признала отделение от нее Венгрии, Чехословакии, части польских территорий, также согласилась на территориальные уступки в пользу Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев и Румынии.

Кроме всего прочего Австрия лишилась военного и торгового флота в Адриатике и на Дунае, обязалась выплатить репарации победителям и соглашалась на беспрепятственный транзит любых грузов союзников через свою территорию. Военные статьи договора запрещали Австрии иметь постоянную армию.

Нёйиский договор был заключён между Болгарией и странами Антанты. Договор был подписан 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен (фр. Neuilly-sur-Seine).

Болгария теряла часть территории которая передавалась Греции, Румынии и Королевству Сербов, Хорватов и Словенцев.

Сумма наложенной на страну контрибуции составила 2,25 млрд франков золотом

исленность сухопутных вооружённых сил ограничена до 33 000, включая и полицейских. Военно-морской флот Болгарии сокращался до 10 кораблей; также Болгарии запрещалось иметь авиацию и любые виды тяжёлого вооружения.

Трианонский мирный договор был заключён между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией. Подписан 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце Версаля. Вступил в силу 26 июля 1921.

Договор оформлял юридическое положение, фактически сложившееся в бассейне Дуная после войны. В результате была зафиксирована потеря Венгрией значительных территорий

Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии

Хорватия, Бачка и западная часть Баната вошли в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев

Словакия и Подкарпатская Русь вошли в состав Чехословакии

Бургенланд был передан Австрии.

Численность венгерской армии ограничивалась 35-ю тысячами солдат и она должна была быть наёмной.

По случаю заключения договора в стране был объявлен национальный траур, все официальные флаги приспущены вплоть до 1938 года. В школах ученики каждый день перед уроками читали молитву о воссоединении Родины.

12. Вашингтонская конференция и их договоры

1. Межгосударственные противоречия на Дальнем Востоке

Азиатско-Тихоокеанский регион был серьезным центроммежгосударственных противоречий. Основными соперниками в этом регионе выступали США,Великобритания и Япония.

Основными вопросами, которые вызвали противоречия между указаннымигосударствами, были:

· контроль над Китаем;

· неприкосновенность колониальных владений;

· баланс морских вооружений.

Так, при Першои мировой войны Япония, которая не принимала активногоучастия в войне, воспользовавшись тем, что европейские державы и США были заняты наЕвропейском театре военных действий, усилила свои позиции на Дальнем Востоке,Тихом океане, особенно в Китае. Увеличилось и морское могущество Японии,опиралась на англо-японское соглашение 1902

Основным противником Японии были США. Они выступили противразделения Китая на зоны влияния и требовали проведения политики в отношении Китая подлозунгами "открытых дверей" и "равных возможностей". ТакжеСоединенные Штаты беспокоило рост морской мощи Японии. В Вашингтоне иТокио не исключали возможности военного столкновения.

Великобритания, в свою очередь, настаивала на сохранениипринципа разделения Китая на сферы влияния. Такая позиция Великобритании, а также требованиеСША оплатить все долги обострили и англо-американские отношения.

Для решения этих вопросов было созвано Вашингтонскаяконференцию.

2. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг

Мирныедоговоры с Германией и ее союзниками были дополнены серией соглашений, подписанныхна Вашингтонской конференции (12 ноября 1921 - 6 февраля1922 г.), посвященной вопросам ограничении морских вооружений и отношениям вАзиатско-Тихоокеанском регионе.

Вработе конференции приняли участие США, Великобритания (также были представленыее доминионы и Индия, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия,Португалия, Китай.

Наконференции было подписано три соглашения. Договор четырех держав (США, Англия,Япония, Франция) гарантировал сохранение его участникам владений в бассейне Тихогоокеана. Стороны давали взаимные гарантии неприкосновенности колоний сроком на 10лет. Согласно договору ликвидировался англо-японский договор 1902Договор пяти государств (Англии, США, Японии, Франции, Италии) об ограниченииморских вооружений устанавливал пропорции в соотношении военно-морскихфлотов 5:5:3:1,75:1,75 указанных государств. Участники договора обязывались нестроить линкоров водоизмещением более 35 тыс. тонн. Устанавливалисьограничения тоннажа и для крейсеров. Запрещалось создавать новые военно-морскиебазы (кроме США, Великобритании) в Тихоокеанском регионе.

Это былпервый в истории договор об ограничении гонки вооружений. Впервые Великобританияформально признала равенство флота США со своим.

6Февраль 1922 был подписан трактат девяти государств, гласившийпринцип суверенитета и территориальной целостности Китая. Япония отказалась отсвоего монопольного положения в Китае и возвращала ему бывшие немецкие владения.

Большиегосударства брали на себя обязательство не стремиться к разделению Китая на сферы влиянияи придерживаться принципов "открытых дверей" и "равныхвозможностей ".

3.Положительное значение Версальско-Вашингтонской системы

Решение Парижской и Вашингтонской конференций заложилиоснову Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений. Еесоздание обеспечило выход из войны, позволило разрядить послевоеннуюнапряженность и заложило основу для относительной стабильности в международныхотношениях в 20-е гг

Этирешение содержали ряд положений, которые свидетельствовали понимание государстваминеобходимости изменений в системе международных отношений? а именно: признание права насамоопределения народов? отказ от войны как средства разрешения конфликтов ит.д. Важным прецедентом стало создание Лиги Наций. Было признанонезависимость ряда европейских государств, за что долго боролись их народы.

Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, и еераспад привел, наконец, к новой мировой войне.

4. Пороки Версальско-Вашингтонской системы

Слабостьсистемы была обусловлена тем, что ее создатели поставили слишком много государств инародов в такое положение, при котором они не могли не бороться против такойсистемы. Страны Антанты не оказались милосердными победителями. Вся тяжестьпослевоенных изменений было возложено на побежденные народы, хотя они уже сбросилирежимы, которые участвовали в развязывании войны. Условия мира казались еще болеенесправедливыми для этих народов, потому что их страны не капитулировали передгосударствами Антанты. Война закончилась, когда ни один солдат Антанты так и неступил на территорию Германии.

 

Установлены репарации отнюдь не соответствовали реальнымвозможностям побежденных стран.

В силу этих обстоятельств волна шовинизма и национализма, поднятаяПервой мировой войной, не утихла, теперь ее силу поддерживало чувствонационального унижения. Не способствовало ослаблению национализма и решенияотносительно границ. Провозгласив принцип самоопределения народов как основу длянационально-государственного размежевания, победители неоднократно нарушали егосами и закрывали глаза, когда нарушали другие. При таком передела границ вмногих государствах появились районы с компактным проживанием национальных меньшинств,попавших туда в большинстве случаев не по своей воле. Немцы - вЧехо-Словакии, Франции, Бельгии и Польше; венгры - в Чехословакии,Югославии и Румынии; украинский - в Польше, Румынии, Чехословакии и т.д. Рассчитывать на поддержкуВерсальско-Вашингтонской системы этим народам вряд ли приходилось.

Вне Версальской системе осталась Россия, что сталозначительным дестабилизирующим фактором. Для государств Антанты Россия была преждепредательницей, которая заключила сепаратный мир с врагом (Брестский мир 3 марта1918 г.). К тому же большевизм вызвал в странах Антанты враждебность,привело к интервенции в Россию (1918-1922 гг), а после ее провала -к изоляции России на международной арене.

 

Еще одной серьезной недостаткомВерсальско-Вашингтонской системы былиее гарантии сохранения. Новые политические лидеры, пришедшие к власти в США, Англии,впоследствии и Франции, стремились отмежеваться от заложенных их предшественникаминесправедливости.

Первым сигналом, что система уязвима, стало решениеконгресса США не ратифиуваты Версальский договор (в 1921 г. США заключили отдельныйдоговор с Германией,который вклячав все основные положения Версальского, Кроме Устава Лиги Наций). Одновременно Конгресс СШАаннулировал франко-американский договор о взаимопомощи. Англия, по примеруСША, такоже анулювала англо-французскийдоговор. В таких условиях Франция, чтобы сохранить свое доминирование над Германией,пошла на создание союза восточноевропейских государств, которые были заинтересованность всохранении Версальской системы. К тому же эти государства образовывали «Санитарным кордоном» вокруг СССР, Как препятствиепроникновения коммунизма в Европу. Так, в 1921 г. Франция заключила политическийпакт и военную конвенцию с Польшей. В 1920-1921 гг за поддержки Франции Чехословакия,Румыния, Югославія образовали Малую Антанту. Таки образом Франция, Польша и Малая Антанта образовали союз, который нанекоторое время стал гарантом сохранения Версальской системы. Но не надолго.

13. Лига наций: Образование, учредительные документы

На Парижской конференции была создана Лига Наций. Ее Устав был включен в текст мирных договоров и подписан 44 странами. Лига Наций создавалась в качестве общего органа суверенных государств, которые согласились проводить совместно международную политику и консультироваться по вопросам, представляющим общий интерес, особенно в случае угрозы войны.

Статья 16 Устава предусматривала возможность применения экономических и военных санкций против агрессора. Однако Лига не могла обеспечить их применение, так как в ее распоряжении не было военных сил и она не пользовалась авторитетом среди государств, которые были призваны осуществлять принятые решения.

Конвенция о Лиге Наций обязывала «...уважать и сохранять территориальную целостность всех ее членов». Однако, как показали дальнейшие события, эти условия не были выполнены. Вскоре Германия и Россия были исключены из Лиги Наций, что свело эффективность этой международной организации к нулю. Со странами, которые были признаны виновниками войны, были подписаны отдельные мирные договоры.

первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны. Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.
Структура. Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).
В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.
Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.
Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Борьба с безработицей

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимались экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. Д

Пенсионные фонды

В 1935 г. при активной поддержке Эвелина Бернсабыл принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста

Жилищное строительство

Были приняты меры для стимулирования жилищного строительства[19]. Для этого были созданы два новых органа: Федеральная домовая администрация и Корпорация домовладельцев-заемщиков. Первая устанавливала единые государственные стандарты жилищного строительства, а последняя стимулировала ипотечное кредитование. В результате сроки выплаты займов по ипотеке выросли от 5-10 до 30 лет, а количество американцев, владевших собственным жильем — от 40 % до 66 % населения (через сорок лет, когда займы были выплачены)[19].

Рецессия 1937 года

Во время второго президентского срока Франклина Рузвельта его администрация оказалась в трудном положении из-за нового экономического кризиса, который разразился осенью 1937 г. и продолжался весь 1938 г. Производство, прибыли и занятость снова резко упали.

Для обуздания кризиса президент Рузвельт отказался от попыток сбалансировать бюджет и в 1938 г. инициировал новые правительственные программы на общую сумму 5 миллиардов долларов[26]. Для покрытия бюджетного дефицита налоги продолжали расти. В то же время антимонопольная политика правительства была свернута,

Ревизия «Нового курса»

Правая пресса и консерваторы упрекали Рузвельта в насаждении социализма. Сам президент считал, что он спас капитализм и предотвратил социальные потрясения. По мере выхода из кризиса, корпорации, главным образом через Верховный суд, стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств. «Новый курс» Рузвельта проводился по рецептам Дж. М. Кейнса.

 

 

18. Мировой экономический кризис и пути выхода из него сша

17 и 18 вопросы похожи!

В январе 1932 года Конгресс США создал Финансовую корпорацию реконструкции (RFC). Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и корпорациям. В июле её роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ.

Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием

Однако общественность считала, что меры, предпринимаемые администрацией Гувера, недостаточны и слишком запоздали. Франклин Рузвельт легко победил Гувера на президентских выборах осенью 1932 года, одновременно демократы смогли завоевать контроль над Конгрессом.

Для выхода из кризиса в 1933 году начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.

Первые 100 дней президентства Рузвельта были отмечены интенсивной законодательной деятельностью. Конгресс разрешил создать Федеральную корпорацию страхования вкладов и Федеральную администрацию чрезвычайной помощи (ФАЧП), создание которой предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. В задачи ФАЧП входило: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.

Безработные активно привлекались к общественным работам.

Через Конгресс были проведены также несколько законопроектов, регулирующих финансовую сферу: чрезвычайный банковской закон,Закон Гласса — Стиголла (1933 года) о разграничении инвестиционных и коммерческих банков, закон о кредитовании сельского хозяйства, закон о комиссии по ценным бумагам.

В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании, который реструктурировал 12-миллиардный фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов.

Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на наём работников.

Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов.

некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939—1941 годах на волне активного наращивания военных закупок.

 

19. Мировой экономический кризис и пути выхода из него Германии

Антикризисные мероприятия в Германии носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.
Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства.
Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.
Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.
За первые два года нацистского режима были ликвидированы основные устои Веймарской республики — рейхстаг стал бесправным органом, партии уничтожались, избирательная система отменялась. Буржуазно-демократический строй ликвидировался, и устанавливалась тоталитарная диктатура с идеологическим единомыслием, господством централизованной партийно-государственной номенклатуры, уничтожением политических противников, унификацией культуры. В августе 1934 г. в связи со смертью президента Гинденбурга Гитлер стал в одном лице представлять фюрера нации, канцлера и президента.
Одновременно со становлением тоталитарной диктатуры проводилась масштабная политика государственного централизованного регулирования и планирования. Закон о продовольственном сословии 1933 г. подчинял сельское хозяйство страны и созданную снизу доверху систему регулирования сельского хозяйства министру продовольствия и земледелия. Аналогичная структура вертикального управления промышленностью создавалась на основе закона 1934 г. «О подготовке органического строения экономики». Промышленность разделялась на семь отраслей, в которые принудительно объединялись группы предприятий - промышленность, энергетика, ремесла, торговля, транспорт, банковское и страховое дело. Во главе оказались крупнейшие промышленники и банкиры. Трудовыми резервами должен был обеспечить экономику так называемый «Трудовой фронт», заметивший распущенные профсоюзы и фактически контролировавший систему принудительного труда.
С 1936 г. в Германии действовал четырехлетний план экономического развития, главной целью которого Гитлер поставил готовность Германии к войне. Лозунг антифашистов того времени «Фашизм — это война» точно отражал суть событий в Германии. Кроме насилия по отношению к противникам режима, нацистский режим осуществлял курс социальной политики в целях мобилизации населения на осуществление нацистских планов и установление социального мира в стране.

 

20. Формирование тоталитарного нацистского государства в Германии в 1932 – 1936

Фашизм - явление, отличающееся определенными особенностями. В Германии эти особенности – национализм и расизм. Эта теория основывалась на оскорбленных национальных чувствах. Фашистская организация хотела вернуть утраченное достоинство страны. Фашистские лидеры не имели выдающихся знаний в науке и не отличались образованностью. Тем не менее идеология униженной Германии воспиталась с пеленок. Режим – полувоенный. Гитлер доказал, что если будет единое государство, то оно сможет изменить положение в лучшую сторону. Идеи реванша поддерживались крупной буржуазией Германии. Банкиры, буржуазия хотели подавить коммунистическое движение. Гитлер создает национальную социалистическую рабочую партию Германии. Была безработица, кризис. Народ искал выход из этой экономически сложившийся системы, и этот выход он видел в фашистской организации. Гитлеру нужна была власть.

В 1923 году в Мюнхене, сторонники молодого политика – Адольфа Гитлера, устроили т.н. «Пивной путч» (Рис. 2). Члены созданной в 1920 году Немецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП), разгорячённые алкоголем и речами своего вождя (фюрера), ринулись устраивать переворот, захватывая государственные учреждения, но были разогнаны полицией. Гитлер был заключён в тюрьму, но вскоре был выпущен, т.к. пользовался поддержкой, в том числе, и людей из власти.

После выхода из тюрьмы Гитлер и его сторонники стали создавать массовую НСДАП, а её популярность стала увеличиваться изо дня в день. Идеология нацистской партии была довольно проста и, тем самым, пользовалась большой популярностью среди простого немца. Во всех бедах, неудачах и поражениях, в том, в каком положении живут немцы, винили евреев. Крупные еврейские капиталы в Германии должны были быть конфискованы в пользу немецкого народа. Целью нацистов было жизненное пространство, которое Гитлер видел на Востоке. Славяне, цыгане, евреи, демократы, коммунисты, пацифисты (осуждающие войну, её не приемлющие) – все они были врагами нацистов и подлежали физическому истреблению на благо Германии. Для борьбы с врага



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.019 с.)