Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оперативная работа центрального аппарата МИД РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Строгие формулировки документов, определяющие статус, функции и структуру Министерства иностранных дел РФ, объективно не могут дать исчерпывающей картины повседневной практической деятельности этого ведомства. Никакая, даже самая совершенная схема не в состоянии предусмотреть действия, вытекающие из информации, поступающей из-за рубежа и от внутригосударственных ведомств, не может учесть характер и особенности инициативных предложений, которые поступают в Центр; не может предугадать результаты многочисленных встреч и бесед, которые изо дня в день приходится проводить министру и другим сотрудникам МИД с представителями иностранных держав. Объем этой работы немал и требует не только времени, но и огромной затраты энергии, не говоря уже о большой ответственности за каждое сказанное слово, за каждый предпринятый шаг. Работа подразделений центрального аппарата: департаментов, управлений отделов регламентируется Положениями о каждом из них, утверждаемыми министром. В указанных документах определены основные задачи и функции этих подразделений, пределы рабочего времени, основные права и обязанности их работников. Рабочий день в министерстве, причем как на высших руководящих должностях, так и в подразделениях начинается в 9 часов 00 минут с разбора накопившихся документов. Это переписка министерства с ведомствами и почта, поступившая из загранучреждений, нотная переписка с иностранными представительствами и письма различных организаций, решения, запросы, ответы и много другое. Но помимо документационного потока, для министерства главными являются вопросы, которые реально определяют действенность того или иного подразделения МИД в соответствии с его статусом и функциональной спецификой. В территориальных департаментах это вопросы, которые касаются дипломатических отношений cо странами, входящими в их компетенцию. В департаментах функциональных, например, правовом, это может быть работа над текстом, правовая и лингвистическая экспертиза проекта договора, который со временем станет предметом обсуждения между его эвентуальными участниками. Но каковы бы ни были эти вопросы, их решение всегда опирается на необходимые информационно-аналитические материалы. Поэтому сбор и накопление служебной информации составляют одну из важнейших сторон деятельности сотрудника дипломатического ведомства. Умение извлечь необходимую информацию из источников, анализировать ее, обобщить все, что удалось добыть и использовать в своей работе, определяет одно из важнейших деловых качеств дипломатического служащего и каждого дипломата.
Это умение приходит не сразу. Оно приобретается с опытом. Именно поэтому молодым специалистам начинают прививать такой опыт с малого: с ежедневного или тематического обзора прессы, составления характеристики иностранного политического деятеля, написания краткой информации о том или ином событии. Только со временем поручают написание аналитической справки с соответствующими выводами и предложениями. Так постепенно формируется дипломатический работник. Работа дипломатического сотрудника сегодня немыслима без использования новой техники, в частности, компьютера. Пользование компьютером, во-первых, позволяет занести в его память накапливаемую информацию извне, а также материалы, которые готовит сам сотрудник: справки, характеристики политических деятелей, анализы тех или иных документов, словом все, что ранее составляло содержание многочисленных тематических досье, иногда насчитывавших не один десяток страниц. Компьютер позволяет значительно сократить их. Во-вторых, подключение компьютера к системе Интернет позволяет быстро получить практически любую информацию: данные о тех или иных международных организациях, их уставах, структурах, характеристики отдельных стран, сведения о персоналиях и т.п. Все это в значительной мере освобождает сотрудника от необходимости искать интересующие его сведения по другим источникам, позволяет более рационально использовать рабочее время. Именно поэтому работе с компьютерной техникой в МИД России сейчас уделяется особое внимание. Дипломатические служащие и обслуживающий персонал имеют возможность получить необходимые навыки работы с техникой в специальном Учебно-консультационном Центре при департаменте информационного обеспечения министерства. Информационной работой в МИД в той или иной мере занимаются все оперативные подразделения, как территориальные, так и функциональные. Основу же оперативной деятельности дипломатического состава определяет назначение того или иного департамента, задачи, которые перед ним ставятся. Подробно задачи и функции каждого департамента определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Министром.
Возьмем территориальные департаменты. Их деятельность регулируется соответствующими положениями, в соответствии с которыми основными для них являются следующие виды работ: - сбор, анализ и обобщение официальной документации и информационных материалов по всему комплексу отношений со странами, входящими в ведение департамента. Материалы по этим вопросам распределяются по тематическим досье и в памяти компьютера, образуя, таким образом, непрерывно пополняющийся банк данных, используемых в оперативной работе департамента; - выполнение заданий, предусмотренных планом работы департамента: написание справочно-аналитических материалов по отдельным направлениям отношений со странами, входящими в ведение департамента; разработка предложений, направляемых руководству МИД по вопросам, возникающим в практике этих отношений; разработка мер по расширению сотрудничества с указанными странами; - выполнение отдельных поручений руководства МИД. Примером может быть подготовка материалов для предстоящих международных встреч и совещаний, разработка позиции российской делегации по отдельным вопросам повестки дня, составление текстов заявлений и коммюнике и др.; - осуществление дипломатической переписки с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящихся в ведении департамента, установление необходимых личных контактов с работниками этих представительств на соответствующих уровнях; - подготовка заключений на документы, поступившие из российских посольств, запросов и ответов на запросы, направляемых дипломатической почтой. В своей основной части работа указанных департаментов сосредоточена на вопросах, касающихся отношений с находящимися в его ведении странами. Эта работа включает поддержание контактов с их дипломатическими представительствами в Москве как в форме личных встреч с членами персонала посольств и бесед с ними, так и путем дипломатической переписки. Встречи и беседы большей частью происходят в связи с необходимостью выяснения тех или иных вопросов, выполнения поручений своего министерства. Встречи проходят на разных уровнях. Если просьба о встрече исходит от посла аккредитованной страны, то обычно он принимается министром или его заместителем, а в отдельных случаях — директором департамента. В других случаях такие встречи и беседы в зависимости от характера вопроса могут происходить на уровне начальника отдела департамента, а со стороны посольства — его советника или первого секретаря. На более низком уровне такого рода встречи и беседы, как правило, не проводятся. Во всех случаях содержание бесед фиксируется в специальной записи. Совокупность такого рода записей составляет дневник дипломатического служащего. В дневнике помимо записи содержания беседы, вопросов и ответов ее участников, указывается, кто присутствовал на встрече из числа сотрудников МИД и сопровождавших лиц. Запись беседы подписывается и рассылается по тем адресам, к которым могут относиться затронутые вопросы.
Что касается переписки с иностранными посольствами, то она ведется путем обмена нотами (преимущественно вербальными и очень редко личными), памятными записками и письмами. В отдельных случаях с нотой может быть направлен меморандум. Форма личных писем употребляется редко и, как правило, они касаются отношений между адресатом и адресантом (выражения благодарности, поздравления, соболезнования и т.п.). Между МИД и посольством могут выполняться и некоторые совместные виды работ, например, при подготовке визита высокого государственного деятеля (прорабатывается программа визита, согласовываются тексты заключительных документов и т.п.). В таких случаях к работе как правило привлекаются и сотрудники других департаментов, прежде всего для проработки вопросов, которые входят в их компетенцию. В составлении программы визита могут принимать участие представители Департамента государственного протокола, особенно если намечаемый визит и переговоры будут проходить на высоком или высшем государственном уровне. В таких случаях всю церемониальную часть программы департамент примет исключительно на себя. Работа территориального департамента, связанная с деятельностью российского посольства за рубежом, в основном выполняется с помощью переписки. Всякого рода запросы и ответы на них, поручения и т.п. направляются либо телеграфно (шифром), либо почтой с дипкурьерами. С дипкурьерской связью направляются в посольство более объемные материалы: проекты договоров, тексты документов, аналитическая информация, а также наиболее важная информация, поступающая из других источников, в том числе российских посольств и консульских учреждений в других странах. В свою очередь департамент получает от посольств информацию по странам их пребывания. Она поступает в форме ежедневных шифротелеграмм, а также присылаемых дипломатической почтой других документов: справок, политических писем, записей бесед, годовых отчетов и т.п. Эта информация также тщательно анализируется, и свои замечания и рекомендации департамент направляет посольствам. От посольств могут поступать также различного рода инициативные предложения: о реакции на те или иные события в стране пребывания, о мерах по развитию отношений с этой страной в политическом, экономическом, научном или культурном плане, об обмене визитами государственных деятелей, о консультативных встречах по линии министерств иностранных дел и т.п. Все эти предложения тщательно рассматриваются, докладываются руководству МИД с соответствующим заключением департамента относительно целесообразности их реализации.
Примерно в том же плане строится работа департаментов, в функции которых входят отношения России с международными организациями. К таким департаментам относятся Департамент международных организаций (ДМО), Департамент культурных связей и дел ЮНЕСКО (ДКСЮ), Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС)[49]. Своими особенностями отличается деятельность Департаментов консульской службы (ДКС), информации и печати (ДИП), внешнеполитического планирования (ДВП), безопасности и разоружения (ДБВП), государственного протокола (ГП). Работа перечисленных департаментов сопряжена с деятельностью международных организаций, в которых так или иначе принимает участие Российская Федерация. В зависимости от занимаемой должности работники этих департаментов принимают участие в аналитической работе, готовят предложения к очередным сессиям их органов (например, сессиям Генассамблеи ООН или заседаниям Совета Безопасности), участвуют в разработке позиций российских делегаций, в оперативной переписке с постоянными представительствами России. Что касается других функциональных департаментов, то их деятельность определяется характером вопросов, которые они призваны решать. Особая роль Правового департамента[50], в функции которого входят вопросы международно-правовой сферы, это, в первую очередь, подготовка проектов международных договоров и документов к международным встречам и конференциям, проведение консультаций по вопросам, регулируемым международным правом. В перечень задач Департамента входит также наблюдение за выполнением уже заключенных договоров. Ему может принадлежать инициатива в прекращении или приостановлении действий ранее заключенных договоров и соглашений. Департамент консульской службы [51] — важнейшее функциональное структурное подразделение МИДа России. Он координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств, а также представительств МИД на территории Российской Федерации, консульских постов в международных аэропортах, пограничных контрольно-пропускных пунктах. Консульская работа весьма многопланова, но ее характер в Центре во многом отличается от характера на периферии, в консульских загранучреждениях, которые работают под контролем департамента и посольств. Здесь нет необходимости регистрации актов гражданского состояния: браков, рождения и смерти, как это делается в консульских учреждениях за рубежом. Зато визовой практики более чем достаточно. Ее приходится выполнять не только в Москве, но и в представительствах МИД на территории субъектов Федерации и в таможенных пунктах. Одно из ведущих мест в системе МИД занимает Департамент информации и печати. На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференций, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов.
Широкий круг вопросов охватывает деятельность Департамента по делам соотечественников и правам человека (ДСПЧ). В функции его отделов входит работа по таким направлениями, как многостороннее сотрудничество по правам человека; двустороннее сотрудничество России по этим вопросам с другими государствами; защита соотечественников и прав человека в странах СНГ и Балтии; решение проблем беженцев и эмигрантов. Важный вид организационно-аналитической работы выполняет Департамент внешнеполитического планирования (ДВП). В департаменте изучаются закономерности, тенденции и особенности развития современных международных отношений, что позволяет МИДу находить более эффективные подходы к решению важнейших международных проблем. Департамент изучает внешнеполитические программы иностранных государств, анализирует состояние общественного мнения, поддерживает связи с научно-аналитическими центрами. Особое положение в структуре МИД России занимает Департамент государственного протокола, на который возложено соблюдение церемониала встреч и проводов государственных деятелей, делегаций, аккредитуемых послов иностранных государств, процедур подписания договорных документов, проведение дипломатических приемов и т.п. В структуру Министерства иностранных дел Российской Федерации входит также Департамент безопасности (ДБ), функции которого заключаются в обеспечении физической, инженерно-технической и информационной безопасности центрального аппарата МИД России, его представительств в субъектах федерации, загранпредставительств и российских граждан. Специальные функции выполняет Департамент по связям с парламентом России и общественными организациями (ДСПО), призванный поддерживать рабочие контакты по возникающим вопросам со всеми структурами Государственной Думы и Совета Федерации, а также региональными государственными органами власти, с общественно-политическими организациями. Непосредственно руководят деятельностью департаментов их директора. Они несут персональную ответственность за качественное выполнение поставленных перед департаментами задач и функций. Директора ответственны за подбор, подготовку, расстановку и использование кадров, распределяют обязанности среди своих заместителей, заведующих отделами и других сотрудников, утверждают положения об отделах, должностные инструкции, вносят предложения по совершенствованию структуры департамента. Директора департаментов принимают участие в заседаниях Коллегии МИД России и других совещаниях, созываемых руководством министерства для обсуждения вопросов, касающихся деятельности департамента. Анализ деятельности центральных органов внешнеполитической деятельности российского государства свидетельствует, что развитие России после 1991 г. как самостоятельного и независимого государства привело к необходимости приспособления ее государственных органов к новым международным условиям. Это коснулось и Министерства иностранных дел России, которое ранее существовало практически номинально. Эту задачу удалось решить путем реорганизации доставшегося в наследство вместе со зданием аппарата МИД СССР. На первых порах эта работа свелась к структурным изменениям аппарата прежнего союзного министерства, а также к разработке новых положений о всех подразделениях системы Министерства иностранных дел Российской Федерации: ее центрального аппарата, загранпредставительств и их руководителей. Ныне специальными положениями определяются как структура этих подразделений, так и их правовой статус, компетенция, задачи и функции. Разработаны также положения, регламентирующие работу внутренних подразделений центрального аппарата министерства. В частности, большинство существовавших ранее территориальных и функциональных управлений и отделов получили статус департаментов, а существовавшие в них референтуры были преобразованы в отделы. Эти меры были призваны повысить авторитет как самого Министерства иностранных дел, так и его подразделений. Практическая деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации за короткий период своего существования показала, что нынешнее российское внешнеполитическое ведомство России в полной мере отвечает предъявляемым к нему как важнейшему ведомству исполнительной власти Российской Федерации требованиям. Контрольные вопросы 1. Как распределены полномочия между федеральными органами власти России в решении внешнеполитических задач? 2. Правовой статус МИД России. Какими нормативно-правовыми актами он регулируется? 3. Основные функции МИД России? 4. Какими полномочиями обладает МИД России в части взаимодействия с субъектами Российской Федерации? 5. Как формируется коллегия МИД России? Как принимаются ее решения? Каким документом они оформляются? 6. Принципы формирования и структура центрального аппарата МИД России. 7. Формы и методы работы департамента МИД. Литература 1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3—11. 3. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033. 4. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломатический вестник. 2002. № 6. С. 11. 5. Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. № 582 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 24. Ст. 2743. 6. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 12. Ст. 1061. 7. О порядке реализации в МИД России Указа Президента Российской Федерации «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Приказ по МИД России от 24 июня 1996 г № 4473. 8. Положение о территориальном органе МИД России в субъекте Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 4 ноября 1996 г. № 9304. 9. Положение о Правовом департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 марта 1998 г. № 2053. 10. Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430. 11. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. М., 2001. 12. Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. Дипломатия — наука и искусство. М., 2000. 13. Селяншов О.П. Практика дипломатических сношений государств. М. 1999. 14. Фельдхем Р.Дж. Настольная книга дипломата / Пер в англ. В.Е.Улаховича. Минск, 2000. Глава 2.2.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.017 с.) |