Право мирного транзитного прохода в Конвенции по морскому праву 1982 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право мирного транзитного прохода в Конвенции по морскому праву 1982 г.



Принцип мирного прохода применяется к судоходству в территориальном море (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип транзитного прохода применяется к проливам, используемым для международного судоходства, в том числе и перекрываемым территориальными водами припроливных государств.

 

Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

Пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

Или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

A) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

B) любые маневры или учения с оружием любого вида;

C) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

D) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

E) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

F) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

G) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

H) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;

I) любую рыболовную деятельность;

J) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

K) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

L) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

 

 

91. Правовой режим открытого моря. Свободы открытого моря.

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. Все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:

· Свободу судоходства;

· Свободу полетов;

· Свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

· Свободу рыболовства;

· Свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом;

· Свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. Устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

· Что судно занимается пиратством или работорговлей;

· Что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:

1) Ведет регистр судов;

2) Принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;

3) Обеспечивает контроль годности судов к плаванию;

4) Обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).

 

 

Свобода открытого моря – один из специальных принципов международного морского права, сформировавшийся в результате длительной и единообразной практики государств по использованию пространств и природных ресурсов Мирового океана, т.е. Как обычная норма международного права, Впервые нормативное закрепление С.о.м. Получила в Женевской конвенции об открытом море 1958 г., которая установила, что открытое море доступно для всех наций и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету (ст. 2).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. Все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на (расшифровка принципа «с. О. М.»):

· Свободу судоходства;

· Свободу полетов;

· Свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

· Свободу рыболовства;

· Свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом;

· Свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

С.о.м. Означает для прибрежных и неприбрежных государств возможность осуществления свобод судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Дополнила этот перечень, включив в него свободу возводить искусственные острова и другие установки, а также свободу научных исследований (ст. 87, п. 1). Нарушение принципа С.о.м. Может явиться основанием для постановки вопроса о международной ответственности нарушителя и государства, которое не обеспечило соблюдение этого принципа.

 

92. Особенности правового статуса исключительной экономической зоны.

 

Термин «исключительная экономическая зона» стал использоваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х — начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

 

Прибрежное государство в экономической зоне имеет:

1. Суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;

2. Сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;

3. Определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;

4. Осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;

5. Разрешать морские научные исследования;

6. Принимать меры по защите морской среды.

 

Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

 

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море. На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. Д.). Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны.

В связи с этим следует обратить внимание на то обстоятельство, что Конвенция предписывает, чтобы прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в зоне должным образом учитывали права и обязанности друг друга и действовали соответственно положениям Конвенции.

В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 морских миль. Правда, законы некоторых из этих государств пока не полностью соответствуют положениям Конвенции ООН по морскому праву. Но эта ситуация будет изменяться по мере дальнейшего укрепления режима, предусмотренного Конвенцией.

Конвенционные положения об исключительной экономической зоне являются компромиссными. Они иногда подвергаются неоднозначному толкованию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.034 с.)