Особенности международных прав и защит человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности международных прав и защит человека



На международном форуме, его положения становятся обязательным для применения внутри страны. Примерами таких договоров являются Международные Пакты об экономических, социальных, культурных, гражданских и политических правах: 1966 г., которые были ратифицированы СССР 18 сентября 1973 года, а вступили в силу в 1976 году. Претворение стандартов обоих Пактов является обязанностью всех государств, подписавших данные документы. Следующим важнейшим шагом в истории развития международных отношений в области прав человека после создания ООН стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки,1975 г.). Он выражает концепцию безопасности и прав человека, основанную на общепризнанных демократических началах и стандартах, и исходит из того, что от решения многих проблем в гуманитарной области прямо зависит налаживание цивилизованных и корректных международных отношений. Важной вехой в деле укрепления и развития позитивных процессов в военно-политической, торгово-экономической, экологической, гуманитарной, правовой областях стал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) Документ принят согласием (консенсусом) 33 европейских государств, США и Канады, после двухлетней напряженной работы. Политические обязательства и договоренности по правам человека и основным свободам, содержащиеся в итоговом документе, дали новый импульс развитию процесса, начатого в Хельсинки.

 

 

БИЛЕТ 7.

1. Конституционные принципы всеобщности и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина

В основе этого принципа лежит теория естественного права, длительное время отрицавшаяся в нашей стране как несовместимая с принципами социалистического права. Теория же естественного права исходит из постулата о том, что каждый человек рождается свободным и, в силу этого, обладает от рождения комплексом неотъемлемо присущих ему прав и свобод. Из этого вытекает принцип первичности прав и свобод человека по отношению к остальным государственно-правовым институтам, в том числе и институту государства. Основная цель государства – защищать интересы находящихся на его территории людей и быть арбитром в спорах, возникающих между ними. Отсюда следует основополагающее, главенствующее положение правовых норм, закрепляющих правовой статус человека и гражданина по отношению к другим нормам и институтам конституционного права. Кроме того, статья 18 Конституции РФ провозглашает принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этот принцип, характерный для теории естественного права, не так давно нашел закрепление в российской правовой системе.

 

2. Международные неправительственные организации по защите прав человека (Международная амнистия, Международный комитет Красного креста, Межпарламентский союз)

м/унар амнистия была создана в 1961 в Великобритании-объединяет представителей многих стран. Имеются отделения во многих странах. В 1989 присондинились нов члены. Имеет инф-е бюро в России, штаб кв. в Лондоне. Международная амнистия» (известная также как Amnesty, AI, Amnesty International, МА, «Эмнести») — международная неправительственная организация, которая ставит своей целью «предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека».

Осн. направление: помощь заключенным, особенно тем, чьи права гос-во нарушает

Цель организации: освобождение узников совести, т.е кот подвергаются преследованию

М/унар Красный крест 1919

Осн. задача: помогать жертвам вооруж-х конфликтов. Его представительство в Москве. Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́ (сокращённо МККК, англ. International Committee of the Red Cross; ICRC, фр. Comité international de la Croix-Rouge) — гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, является составной частью Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Организация основана в 1863 году швейцарцем Анри Дюнаном.

В 1884 году состоялась первая международная Конференция Международный комитет Красного Креста[1].

Штаб-квартира находится в Женеве.

МККК не является международной или межправительственной организацией в юридическом смысле. Однако признание его в важнейших международных договорах, таких, как Женевские конвенции, определяет его международный статус и мандат, обеспечивает привилегии и иммунитеты, сравнимые с таковыми для ООН. Эти условия включают освобождение от налогов и таможенных сборов, неприкосновенность помещений и документов и иммунитет от судебного вмешательства.

Межпарламентский союз (англ. Inter-Parliamentary Union, фр. L'Union Interparlementaire) — международная организация, служащая для координации действий парламентов мира. Была основана в 1889 Уильямом Рандалом Кримером и Фредериком Пасси и стала первой международной организацией, служащей для политического обсуждения. Штаб-квартира Межпарламентского союза с 1892 разместилась в Берне, в 1911 была перенесена в Брюссель, с началом Первой мировой войны в 1914 переехала в Осло, а с 1921 — в Женеву, где находится по сей день.

 

БИЛЕТ 8.

1. Классификация прав и свобод человека в национальном и международном праве (основания разделения прав человека на виды)

-По степени важности (обязательности) выделяются основные (фундаментальные) и дополнительные (остальные не основные) права. Фундаментальные права и свободы человека – это те права, которые закреплены в основных международных актах, таких как всеоб.декларация прав человека, международные пакты о правах человека, европейская конвенция о защ.прав человека и его основных свобод.Основные права и свободы человека не приобретаются и не отчуждаются.

- По источникам права человека делят на естественные и позитивные. К естественным правам относят: право на жизнь, свобода вероисповедания, свободу выражения мнений.Позитивная подходит к правам человека как к категории, которая установлена государством, т.е. государство создает права человека.

- по субъектам права и свободы квалифицируются на:

*Права человека и права гражданина. Права человека реализуются в процессе общественных связей, в социальной среде. Права гражданина касаются сферы отношений индивида с государством.

*коллективные и индивидуальные права. Права индивида – это естественные права, присущие всем от рождения. Коллективные права – это права социальной группы.

- по сфере действия выделяют: личные (права, которыми человек наделен от рождения), политические (права связанные с участием в управлении общества), социально-экономические (обеспечивают условия для достойной жизни и свободного развития человека), культурные права (обеспечивают возможность творческой самореализации личности и участие в культурной жизни общества).

- по времени возникновения:права первого (гражданские и политические права), второго(соц-экон права) и третьего (права народов) поколения.

 

2. Право на судебную защиту. Принципы и гарантии судебной защиты.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Яв-ся осн.формой защиты. Это право-важнейшее конст.право чел. Яв-ся гарантией всех др прав чел. Надежный механизм правовой защиты личности.Ст.45 К РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» согласуется с принципом правосудия на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство ст.10 ВДПЧ 1948.

Особенность: наиболее регламентированный способ защиты, т.к судопроизводство приспособлено защите любых прав человека.

Ст.46 КРФ:

*кажд. гарантируется суд-я защита его прав и свобод

* вправе обжаловать действ/бездейств органов гос. власти, МС, долж. лиц, обществ объед.

*право обращаться в межгос-е органы защиты прав и свобод чел, если исчерпаны все внутрегос-е методы защиты

Др. способы защиты: МС, обществ объед, самозащита, м/унар правовая, др орг. гос. вл.

Осн. черты судебной защиты:

*неограниченнос

*судебной защите подлежат все без искл. Права и свободы

*Конст. Суд может обжаловать действия всех гос. оганов

Система судов РФ: 1)Общей юрисдикции;2)военные суды;3) Конст.суд;4)Арбитражные суды;5)Арб.суды субъектов РФ;6)Судебная палата по инф-м сборам;7) Суды субъектов РФ.

В 1991 была принята концепция суд.реформы. Предусматривает решения задач: создание независ суд.власти;отправление правосудия на основе равноправия сторон;освобожд. Суда от несвойств-х ему ф-й;участие граждан в отправлении правосудия(суд присяж.засед);обеспечения граждан квалиф-й юр.помощью. ФЗ «О статусе судей»1992.

Осн.принципы:запрет заниматься предприн деят-ю;др оплач-й деят-ю, кроме преподавательской и иной оплачиваемой деят-ю.

 

 

БИЛЕТ 9.

1. Три «поколения прав человека». Общая характеристика.

Постепенное развитие знания о правах человека, их закрепление в национальных законодательствах и международно-правовых нормах, привели к выводу о наличии исторически последовательных прав и свобод. В зависимости от времени осознания и формулирования прав человека их подразделяют на поколения. Этот фактор – историческое время «появления» прав является еще одним из оснований классификации. Принято выделять три поколения прав.

К первому поколению относятся гражданские и политические права. Это самое «старое» из общепризнанных правчеловека поколение. Оно выросло из европейской и американской философии и политико-правовой практики XVIII века.

Затем эти права нашли свое подтверждение в документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в региональных соглашениях – в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)

Это так называемые «негативные права», для осуществления которых гос-ва должны воздерживаться от вмешательства в личную сферу и не препятствовать участию граждан в политической жизни общества.

Ко второму поколению относят социально-экономические права. Их возникновение в первой четверти XX века связано с «социалистическими» революциями вследствие развития наемного труда и борьбы народа за улучшение экономического уровня. Настало осознание того, что полноценное развитие и реализация потенциала человека может осуществляться только в достойных условиях существования.

В конституции СССР 1936г. был закреплен широкий перечень социально – экономических прав. Данное поколение прав включает в себя право на труд и отдых, на справедливые и благоприятные условия труда, справедливое вознаграждение равную оплату за труд, право создавать профсоюзы и вступать в них, право на достойный жизненный уровень, мед.уход, соц.обслуживание, образование и участие в культурной жизни общества.

К третьему поколению относят коллективные права

их еще называют правами солидарности. Это права меньшинств, права народов, право на развитие, право на мир, право на благоприятную окружающую среду, репродуктивные права и другие. В 70-80-е годы прошлого столетия ООН разработала документы о правах меньшинств, правах народов, принимались региональные международные нормы, свой вклад внес Хельсинкский процесс. Следует заметить, что часть исследователей и практиков не относит коллективные права – права народов, наций, меньшинств – к правам человека, поскольку субъектом, носителем «прав человека» является индивид.

В настоящее время существует мнение о возникновении четвертого поколения прав – так называемых «новых прав», связанных с обострением глобальных проблем человечества и научно техническим прогрессом.

2. Международные процедуры как способ обеспечения обязательств в сфере прав человека.

М/унар-ми соглашениями по правам чел.складываются юр. обязательства гос-ва предоставить ряд прав и свобод. Гос-ва должны сотрудничать друг с другом в сфере обеспечения м/у обязательств. Меры обеспечения(содействия) обязательств по правам человека:

*ср-ва разрешения споров

*м/унар уг отв-ть юр.лиц за грубое нарушение норм о правх человека

М/унар-е процедуры:

*рассмотрение компетентными м/унар органами докладов гос-в.

*рассмотрение этими органами жалоб, петиций граждан или групп на нарушение их прав

*расследование ситуаций касающихся нарушения прав.

Рассмотрение докладов

Обязанность предоставления доклада о выполнении обязательств по дог-у распр-ся только на участников декларации.

Гл. цель - выяснить степень осуществления опред прав. Решается задача оказания содействия гос-ву. По итогам рассмотрения докладов выносятся рекомендации. Они не касаются принятия спец. мер, выражают идеи общих рекомендаций. Доклады рассматриваются комитетом по правам человека.

Рассмотрение жалоб,петиций

Право на подачу жалобы возникает тогда, когда гос становится участником.

Петиции: 1)мнения (сообщения физ лица, кот содержит опред. Инф о нарушении прав. Она не связано с обязанностью рассмотрения его по существу. Организ может принять, рассмотреть либо отклонить.В период организ –и ООН их рассматр Комисия по правам чел. В 2005 ООН приняло решение о создании Совета по правам человека.2)жалобы(влечет за собой обязанность м/унар организации рассмотреть ее(напр, м/унар пакт о гражд и полит правах)

Квазисудебные органы: Комитет по правам чел; Комитет по ликвид. расовой дискриминации; Комитет против пыток; Комитет против инвалидов; Комитет защиты от пыток; Комитет по ликвидации дискриминации женщин.

Он выносит не юр. акты, а соображения, кот носят рекомендательный хар-р.

БИЛЕТ 10.

1. Конвенционные органы ООН по правам человека: Комитет по правам человека, созданные на основе Пакта о гражданских и политических правах.

Комитет по правам человека ООН — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Комитет по правам человека был создан в 1977 году. Члены Комитета избираются на совещании государств — участников Пакта тайным голосованием сроком на четыре года и работают в личном качестве, а не как представители своих стран.

Обычно в течение года Комитет по правам человека проводит три сессии продолжительностью в три недели каждая. Как правило, сессии весной проводятся в Нью-Йорке, а летом и осенью — в Женеве.

Функции

Периодические доклады. Все государства, которые ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах или присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав.

Доклад соответствующего государства изучается вначале специальной рабочей группой Комитета, состоящей не более чем из пяти его членов. Группа определяет круг проблем, которые следует обсудить с представителями соответствующего государства, и готовит перечень вопросов, которые представители государства получают заблаговременно до начала слушания. Затем Комитет в полном составе в течение двух дней изучает доклад. После этого проводится открытое заседание с участием представителей государства, на котором в качестве наблюдателей могут присутствовать неправительственные организации и пресса. В ходе заседания представители государства отвечают на вопросы членов Комитета — как те, что были поставлены заранее, так и те, что были заданы непосредственно в ходе заседания.

Замечания общего порядка. Второй важной функцией Комитета по правам человека является толкование положений Международного пакта о гражданских и политических правах с целью рассеять любые сомнения относительно охвата и смысла его статей. Замечания служат для государств-участников руководством при применении положений Пакта, а также при подготовке ими своих докладов.

Жалобы частных лиц. Для того чтобы Комитет принял сообщение к рассмотрению (т. е. признал его приемлемым), должны быть соблюдены следующие требования: сообщение должно касаться нарушения только тех прав, которые изложены в Пакте; сообщение должно быть представлено лицом или лицами, которые находятся под юрисдикцией государства — участника Пакта и Факультативного протокола к нему; в случае, если сообщение направляет лицо, не являющееся жертвой, оно должно привести доказательства того, что оно действует от имени предполагаемой жертвы; сообщение не должно быть анонимным; сообщение не подлежит рассмотрению, если тот же самый случай рассматривается в соответствии с другой международной процедурой; до подачи сообщения в Комитет жертва должна исчерпать все внутренние средства правовой защиты (т. е. ее дело должно быть рассмотрено национальными судами первой и второй инстанции); это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается или внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны по не зависящим от жертвы причинам.

После этого Комитет принимает решение, является сообщение приемлемым или нет. Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с просьбой представить объяснение или заявления, разъясняющие данную проблему, и сообщить о том, были ли приняты этим государством какие-либо меры для ее урегулирования. Комитет не является судебным органом и его решения именуются не «постановлениями», а «соображениями».

Жалобы одного государства на другое. Любое государство-участник Пакта может направить Комитету сообщение с утверждением о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Пакту. Однако это может делаться лишь в тех случаях, когда обе стороны заявили, что они признают компетенцию Комитета получать и рассматривать такие сообщения13. Хотя эта процедура вступила в силу в 1979 году, в Комитет пока ещё не поступило ни одной жалобы такого рода.

 

2. Роль и полномочия Конституционного Суда РФ в сфере защиты прав человека.

Реализуя свои полномочия, Конституционный Суд принимает решения на основе Конституции, признавая тот или иной нормативный акт или договор либо их отдельные положения соответствующими или не соответствующими ей. При этом нередко в решениях констатируется противоречие или, наоборот, соответствие оспариваемых положений общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. Это не означает, что Конституционный Суд имеет отдельное наряду с другими полномочие проверять соответствие законов, иных правовых актов международно-правовым принципам и нормам, как некоторые зарубежные конституционные суды. Ссылки в мотивировочной части решений на эти принципы и нормы используются Конституционным Судом для обоснования своей правовой позиции по рассматриваемому вопросу, что может быть применено при реализации любого из его полномочий, закрепленных Конституцией РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».
Судебная власть, осуществляемая Конституционным Судом, реализуется посредством конституционного судопроизводства. Полномочия Конституционного Суда могут и должны осуществляться только в форме судебного разбирательства и с соблюдением всех установленных законом процессуальных правил и норм. Именно в этом случае позиция Конституционного Суда в качестве арбитра имеет правовое значение и влечет юридические последствия для всех участников конституционно-правовых отношений.
Законодательство выделяет несколько видов решений Конституционного Суда. Постановления, которые принимаются: по вопросам соответствия Конституции РФ иных нормативных актов и решения споров о компетенции; по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о проверке конституционности законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле; по толкованию Конституции РФ. Заключения, которые даются по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Определения – все иные акты Конституционного Суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд обеспечивает режим конституционности, верховенство и прямое действие Конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Решения Конституционного Суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства и имеют общеобязательную юридическую силу. Решения Конституционного Суда могут быть преодолены только путем принятия новой Конституции или внесения изменений и дополнений в действующую. Признание органами конституционного правосудия, например, закона неконституционным означает прекращение действия этого закона, т.е. по существу его отмену. Дополнительного решения Парламента по вопросу действия неконституционного закона не требуется.

 

БИЛЕТ 11.

1. Понятие, виды и общая характеристика политических прав.

Политические права позволяют человеку получать информацию о делах общества, в котором он живет, и участвовать в решениях, принимаемых этим обществом, путем объединения, голосования на выборах, возможности быть избранными.

 

К политическим правам и свободам относят:

Свобода печати и информации: является одним из элементов свободы мысли и слова и относится прежде всего к свободе массовой информации.

Право на объединение – (означает свобода союзов и ассоциаций, т.е. образовать любой сою для реализации и защиты своих интересов в рамках требований закон-ва)

Право на мирные собрания и публичные манифесты – представляет собой одну их форм публичного выражения мнения и означает право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги.

Право участвовать в управлении делами государства. Для участия в управлении делами государства граждане наделяются активным и пассивным избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным.

Равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей граждан и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам при поступлении на гос.службу.

Право обращений и петиций. Означает обращаться лично.

 

2. История (этапы) межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Концепция межгосударственного сотрудничества по правам человека.

 

Этапы развития межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Отдельные вопросы, связанные с защитой прав человека, находили отражение в международных договорах задолго до принятия Устава ООН. Известны, например, договоры еще XVIII века, которые предусматривали веротерпимость в определенных границах. После первой мировой войны были заключены ряд договоров о меньшинствах, многие конвенции Международной организации труда. Но только Устав ООН положил начало широкомасштабному межгосударственному сотрудничеству в области прав человека.

Первый этап такого сотрудничества продолжался с 1945 года приблизительно до начала 80-х. Он характеризовался накоплением международных стандартов в области прав человека. Полностью этот процесс не прекратился и в настоящее время. Но в 80-е годы снизилась его интенсивность, изменились его направления и акценты. Разработка новых стандартов смещается в сторону региональных уровней (например, в Европе). Заметна тенденция к уточнению и конкретизации уже существующих стандартов. В принципе же система основных международных стандартов в области прав человека уже сложилась.

Примерно с середины 80-х годов межгосударственное сотрудничество в этой области вступает в новый этап — поиски повышения эффективности уже накопленных стандартов. Стремление к повышению их эффективности приводит к тому, что внимание международного сообщества все больше начинает сосредоточиваться на создании международных контрольных механизмов, имеющих целью обеспечить осуществление соответствующих стандартов, на разработке международных процедур, способствующих достижению этой цели.

Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Многие положения этой концепции получили широкое признание.[2]

Во-первых, все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставления какого-либо одного права или свободы другим.

Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ним сочетается. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств, то есть на те основы, на которых базируется сама идея международного сотрудничества.

В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что вся сфера его взаимоотношений с собственным населением – вопрос в принципе внутренний, регулируемый на национальном уровне.

В-четвёртых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признаётся необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях.
Особое значение для развития концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека имеют Великая декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. Среди прочего, в декларации подтверждается важность обеспечения универсальности, объективности и не избирательности при рассмотрении вопросов прав человека.

 

 

БИЛЕТ 12.

1. Права и общая характеристика социально-экономических прав. Виды экономических прав.

Система социально-экономических прав и свобод личности в РФ включает в себя: 1) право собственности и его гарантии; 2) социальное обеспечение; 3) гарантии в сфере труда.

Право частной собственности устанавливается конституцией РФ и включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Частная собственность может быть: 1) единоличной; 2) общей (совместной, долевой).

Гарантии частной собственности устанавливаются Конституцией РФ. В соответствии с ними собственность охраняется государством независимо от ее формы (государственная или частная) и никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Допускается принудительное отчуждение собственности у граждан только в общественных и государственных целях и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Близким к праву собственности является право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Государство гарантирует это право при условии соблюдения антимонопольного законодательства.

Социальное обеспечение в РФ – специальные, установленные законодательством РФ и субъектов РФ (в этом случае финансирование социального обеспечения осуществляется из средств бюджета субъекта РФ) государственные пособия, пенсии и иные выплаты, предоставляемые нуждающимся слоям населения.

Право на социальное обеспечение принадлежит каждому лицу, законно находящемуся на территории РФ: 1) по достижении им определенного возраста;

2) в случае болезни, инвалидности; 3) потери кормильца; 4) воспитания детей; 5) в иных случаях.

Право на труд также можно отнести к социально-экономическим правам граждан в РФ. Каждый гражданин вправе свободно распоряжается своими трудовыми способностями, выбирать род занятий, деятельности и профессию. Работодатели обязаны обеспечить условия труда, соответствующие требованиям безопасности и гигиены. Труд граждан рФ должен оплачиваться в размере и форме, установленных трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Не допускаются: 1) принуждение к труду; 2) дискриминация в сфере труда по признакам расы, пола, национальности и др.

Конституционные гарантии в сфере труда: 1) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров разрешенными федеральными законами способами; 2) право на забастовку; 3) право на отдых; 4) восьмичасовой рабочий день; 5) выходные дни; 6) ежегодный оплачиваемый отпуск и др.

Конституционные культурные права включают в себя право на: 1) образование, его общедоступность и бесплатность независимо от уровня; 2) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания;

3) доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны; 4) охрану интеллектуальной собственности.

Особенности социально-экономических и культурных прав: 1) они одновременно являются и правами, и гарантиями; 2) конкретизируются в специальном законодательстве; 3) преследуют общесоциальные цели.

 

2. Право собственности на общее наследие человечества.

Общее Наследие Человечества – международно-правовая концепция, закрепленная в Конвенции ООН по морскому праву. Впервые была выдвинута послом Мальты А. Пардо на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1967 г. в качестве основы международно-правового регулирования деятельности государств по освоению дна Мирового океана и его ресурсов. В 1970 г. Генеральная Ассамблея, провозгласив дно Мирового океана и его ресурсы «общим наследием человечества», одобрила Декларацию принципов, определяющих дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции (резолюция 2749, XXV). В связи с определением содержания понятия о.н.ч. в рамках III Конференции ООН по морскому праву, а также в доктрине международного права выявились различные подходы. Исходя из своих политических целей и экономических интересов, государства вкладывали в это понятие различный смысл. Объявляя минеральные ресурсы этого района о.н.ч., многие развивающиеся страны рассматривали морское дно и его ресурсы за пределами национальной юрисдикции (исключительной экономической зоны и континентального шельфа), в качестве общей собственности человечества и настаивали на наделении действующей от имени человечества специально создаваемой международной организации исключительным правом на осуществление разведки и разработки ресурсов международного района морского дна (Района) и лишении такого права суверенных государств, которые допускались бы к этой деятельности только в качестве подрядчиков. США и некоторые другие государства выдвинули такую систему доступа к освоению ресурсов Района, согласно которой международная организация по ресурсам была бы наделена лишь правом регистрировать факты освоения ресурсов в тех или иных районах морского дна, и международное сообщество государств было бы лишено возможности контролировать деятельность компаний развитых стран, что привело бы к монополизации освоения минеральных ресурсов дна за пределами действия национальной юрисдикции. В результате длительного поиска компромиссных решений удалось преодолеть имевшиеся разногласия и согласовать на основе учета интересов всех групп государств положения Конвенции ООН по морскому праву, определяющие правовой режим пространств и ресурсов международного района морского дна, провозглашаемых Конвенцией ООН по морскому праву о.н.ч. Важнейшим компонентом устанавливаемого Конвенцией режима Района является принцип использования его пространств и ресурсов исключительно в мирных целях, обеспечивающий наиболее благоприятные возможности для их исследования и использования. Деятельность в Районе должна осуществляться на благо человечества таким образом, чтобы способствовать расширению возможностей участия в освоении ресурсов Района для всех государств-участников, независимо от их социально-экономических систем или географического положения, и предотвратить монополизацию этой деятельности отдельными государствами и находящимися под их юрисдикцией и контролем физическими и юридическими лицами. Согласно Конвенции, пространства, провозглашаемые о.н.ч., не подлежат национальному присвоению в какой бы то ни было форме. Ресурсы, находящиеся на поверхности и в недрах указанных пространств могут быть отчуждены в собственность разработчика только на условиях, определяемых Конвенцией. Деятельность по разведке и разработке ресурсов, находящихся в общем пользовании государств, должна осуществляться под международным управлением, осуществляемым специально создаваемой международной организацией – Международным органом по морскому дну, в соответствии с устанавливаемой Конвенцией системой разведки и разработки ресурсов международного района морского дна. Содержание концепции о.н.ч. в международном морском праве имеет определенные отличия от содержания концепции о.н.ч. в том виде, в каком она нашла отражение в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (вступило в силу в 1984 г.). В дипломатической практике и доктрине международного права встречаются необоснованные попытки распространения концепции о.н.ч. на весь Мировой океан, Антарктику, природные богатства Земли, геостационарные орбиты, космическое пространство в целом и даже на всю сферу международных хозяйственных отношений. При этом игнорируется, что концепция о.н.ч. применима к определенным пространствам и ресурсам в строгом соответствии с имеющими универсальный характер международными соглашениями, определяющими режим этих пространств и ресурсов, когда такие соглашения приобретают юридическую силу.

 

БИЛЕТ 13.

1. Защита прав человека в рамках СНГ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.203.45 (0.093 с.)