Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равноправие — универсальный принцип правового статуса личности

Поиск

БИЛЕТ 1.

1. Понятие, признаки и общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности. Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на).

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека». В ней декларируется, какие права принадлежат человеку по факту рождения и являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав -- Европейского суда по правам человека.

В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Они и последующие документы утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников. Он не является исчерпывающим: "включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина".

Равноправие — универсальный принцип правового статуса личности

Идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Но потребовались столетия для запрета дискриминации групп людей по тому или иному признаку.

Как и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, во Всеобщей декларации прав человека провозглашалось, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Основные принципы прав человека

Рассмотренные права и свободы человека базируются на следующих основных принципах:

1. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства;

3. Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

4. В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

5. Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

6. Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

7. Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

8. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

9. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные.

 

1. Личные права и свободы.

Эти права и свободы, также именуемы гражданскими, составляют основу, базу правового статуса человека. Большинство из них носит абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемы, но и не подлежащие ограничению. Далее я перечислю основные личные права и свободы.

· Право на жизнь

· Достоинство личности.

· Право на свободу и личную неприкосновенность.

· Право на частную жизнь.

· Неприкосновенность жилища.

· Национальная принадлежность.

· Свобода передвижений и места жительства.

· Свобода совести и вероисповедания.

· Свобода мысли и слова.

· Государственная защита прав человека.

· Судебная защита.

· Статья 49 Конституции РФ закрепляет презумпцию невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».

· Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

 

2. Политические права и свободы

Данные права могут быть реализованы как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Отличительной чертой политических прав от личных является то, что многие из них принадлежат исключительно только гражданам РФ. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия.

· Право на объединение.

· Право на мирные собрания и публичные манифесты.

· Право участвовать в управлении делами государства.

· Право избирать и быть избранным.

· Право обращений.

 

3. Экономические, социальные и культурные права.

Эти права составляют третий, но не менее важный, пласт прав и свобод человека.

· Право на экономическую деятельность.

· Право частной собственности.

· Трудовые права и свободы.

· Защита материнства, детства и семьи.

· Право на социальное обеспечение.

· Право на жилище.

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

· Право на благоприятную окружающую среду.

· Право на образование.

· Свобода творчества.

Право на участие в культурной жизни.

2. Права пожилых людей

1гр имеющая особое значение для людей закреплены в:ВДПЧ,Мадридский план действи1992,Комитет по экон.,соц.правам.

*право на здоровье

*запрет насилия

*право на жизнь, свободу, неприкосновенность(Всеобщий Билль о правах чел.)

Конвенция о статусе беженцев 1952(закреп-т право беженцев на пенсионное закрепление наравне со всеми)

Рекомендации МОТ №62 «О пожилых трудящихся»

Принципы ООН в отношении людей дек 1991.Резолюция Ген. Ассамблеи ООН. Закрепляет 5 принципов:

*независимости(необх-ти доступа к воде и т.д)

*принцип участия(пожил. люди д.б. вовлечены в жизнь общ-ва, должны участвовать в политике, должны иметь право делиться опытом с молодежью)

* принцип ухода и защиты (пожил.люди должны иметь доступ к мед. обслуживанию, пользоваться услугами попечительских учреждений, доступ к соц. услугам, должны иметь право пользоваться правами человека, находясь в любом учреждении)

*принцип реализации внутреннего потенциала(доступ к возможности в обл. образования, отдыха).

*принцип достоинства(пожил. люди должны иметь возможность вести достойный образ жтзни, имеют право на справедливое обращение, роль пожил. людей должна оцениваться независимо от их экон. вклада

Меры для защиты прав:

1) Общий возраст выхода на пенсию пожилых людей (создаются курсы квалификации, переквалиф; увеличение возраста выхода на пенсию)

2) Приветствуется предоставление соц-х пенсий

3)Содейстие формированию позитивного неискаженного взгляда на процесс старения.

 

 

БИЛЕТ 2.

1. Предмет и метод курса «права человека»

Предмет учеб.дисциплины – круг вопросов кот.она изучает

Метод – способы, с пом.кот.она изучает.

Предметов курса Права человека яв-ся права и свободы людей, их историческая эволюция, политико-правовое обоснование т юридическая природа, сравнительный анализ обеспечения прав человека на национальном уровне, способы имплементации международных актов в разных государствах, механизм их гарантий.

Данный курс изучает структуру прав человека,взаимосвязь чел-ка и гражс-го общества, связь прав человека с политикой,моралью,религией.

С помощью метода изучается предмет. Различают универсальный (в основе лежатнаиболее общие законы развития природы,общества,мышления) и частные.

К числу основных частных методов прав человека относят системный (система прав человека хар-ся как единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем личных прав и свобод, политических, экон-х, культурных и соц-х прав, исторический, ( рассматривается и изучается в истор-ом развитии), сравнительный (предполагает сопоставление понятий, явлений и процессов и выявления сходства или различий м/у ними), социологический (состоит в исследовании прав человека на основе изучения фактических данных), логический (включает средства и способы логического изучения прав человека, он основан на формах мышления и законах формальной логики.

 

2. Права человека и цивилизация

Можно говорить о трех ступенях роста мировой цивилизации – доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. Право и государство на двух первых ступенях роста цивилизации существовали чаще всего в извращенных формах, особенно на первой ступени, мало проявляя свою истинную природу. Однако на второй ступени цивилизации уже появились теоретические концепции, а в условиях демократии и гражданского общества в передовых странах Запада и практические шаги в сторону законодательного признания естественных прав и свобод человека, суверенитета народа, разделения властей, правления закона.

На третьей ступени роста цивилизации формируется постиндустриальное общество, постепенно устраняется противоположность между городом и деревней, умственным и физическим трудом, сглаживаются классовые противоречия и национальный сепаратизм. В развитых странах наблюдается резкий рост благосостояния населения и социальной защищенности людей наемного труда, малообеспеченных слоев. На этой социальной почве повышается значимость общечеловеческих ценностей, узкоклассовые и узконациональные интересы отходят на задний план. И что особенно важно, происходит окончательная переоценка в теории и практике природы права, раскрывается его общечеловеческая ценность и преодолевается узконормативная, этатистская, националистическая и классовая трактовка права.

 

БИЛЕТ 3.

1. Права человека и гражданина (сходство и различия)

Права человека можно рассматривать как основу конституционализма. Выше уже неоднократно отмечалось, что главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека прежде всего от произвола государственной власти. Только свободный человек – производитель необходим был обществу, переходившему от аграрного строя к индустриальному, или, если пользоваться терминологией Карла Маркса, от феодализма к капитализму.

Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав.

Индустриальный строй характеризуется дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, то есть государственно организованного, общества он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит. Хотя и на заре конституционализма были идеологи, отрицавшие необходимость различения двух групп прав, но конституционные документы того времени различие такое обычно проводили, и в дальнейшем оно утвердилось.

В любом случае следует подчеркнуть, что права и свободы человека принадлежат каждому индивиду, а права и свободы гражданина – только тем лицам, которые состоят в гражданстве данного государства. Права и свободы гражданина не надо смешивать и с гражданскими правами и свободами, которые, как правило, принадлежат каждому человеку (см. ниже § 3).

Во многих конституциях различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы «каждый», «все», «каждый человек», «никто», «ни один человек» или безличные формулы типа «признается право», «гарантируется свобода» и т.п. (имеется в виду, что это относится к каждому человеку). Применительно же к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» и т. д.

Следует отметить, что соотношение между правами человека и правами гражданина даже в демократических государствах различно и порой зависит от субъективного выбора составителей той или иной конституции. Одно и то же право в одной конституции может быть сформулировано как право человека, а в другой – как право гражданина, хотя есть такие права, к характеристике которых все демократические конституции подходят одинаково.

 

2. Полномочия Правительства РФ в сфере прав человека

 

Правительство РФ призвано направлять проведение единой государственной политики в области окружающей природной среды и экологической безопасности; принимать меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Правительство РФ организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации. На Правительство возложена также координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

На Правительство РФ возложено проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения. В этих целях оно организует исполнение соответствующих статей Федерального бюджета, контролирует реализацию федеральных программ развития и поддержки культуры, науки и образования.

Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки в целях эффективного использования научно-технического потенциала, увеличения вклада науки и техники в развитие экономики. При осуществлении единой государственной политики в области образования Правительство РФ опирается на положения Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В компетенцию Правительства входит решение общих вопросов подготовки медицинских и фармацевтических кадров, их социальной защиты, установление порядка медицинской и фармацевтической деятельности.

Правительство призвано организовывать решение проблем социальной защиты населения, принимать необходимые меры по обеспечению занятости и борьбы с безработицей, принимать федеральные целевые программы в этой области. Одна из важных задач Правительства РФ и руководимого им Министерства труда и социального развития РФ -- разработка и принятие государственных стандартов социального обслуживания, государственный контроль и надзор за их соблюдением.

На Правительство РФ возложена ответственность за осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, охране прав и свобод граждан, общественного порядка и борьбы с преступностью (см. ст. 114 Конституции РФ).

Правительство осуществляет меры но обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, организует оснащение войск вооружением и техникой, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий оборонного промышленного комплекса; руководит гражданской обороной и тд.

БИЛЕТ 4.

1. Неприкосновенность жилища

ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА — право личности на государственную охрану арендуемого или принадлежащего ему на праве собственности жилого или подсобного помещения от незаконного вторжения как должностных лиц, так и отдельных граждан. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ст. 2) под жилищем понимает и место жительства (жилой дом, квартира, общежитие и т.п.), и место пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха и др.).

Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" под жильем понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно и иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Соответственно П. на н.ж. обладают лица, наделенные правом пользования или собственности на занимаемое жилое помещение, подтвержденным правоустанавливающими документами (договор аренды, найма, поднайма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.) или должностным лицом либо титулодержателем. Гарантии неприкосновенности жилища означают, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство регламентирует случаи, когда это допускается, и устанавливает круг уполномоченных на то органов. Это прежде всего допускается при производстве уголовно-процессуальных действий (обыска, выемки) по расследуемым уголовным делам. Правом беспрепятственного входа в жилище обладают в случае пожара сотрудники пожарной безопасности (пожарники). Во всех случаях проникновение в жилище возможно при наличии: а) соответствующих оснований, установленных федеральным законом; б) решения судебного органа. Нарушение неприкосновенности жилища уголовный закон квалифицирует как преступление, влекущее за собой уголовную ответственность (ст. 139 УК РФ).

 

2. Институт уполномоченного по правам человека в РФ (омбудсмен)

 

В РФ защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ.

Субъекты РФ вправе учреждать должность Уполномоченного по правам человека в соответствующем субъекте РФ.

Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой ФС РФ.

Его деятельность независима, он неподотчетен каким-либо государственным органам власти РФ и субъектов РФ и должностным лицам.

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции Уполномоченного по правам человека в РФ или в субъекте РФ.

Уполномоченный по правам человека для осуществления своей деятельности формирует аппарат Уполномоченного по правам человека. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия Уполномоченный по правам человека.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в РФ: 1) рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия; 3) не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; 4) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Уполномоченный по правам человека в случае установления факта нарушения прав заявителя обязан принять необходимые меры по устранению этих нарушений, например: 1) направить государственному органу власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых обнаружено нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления этих прав и свобод; 2) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе по рассмотрению этой жалобы; 3) направить жалобу должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 4) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т. п.

Он не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными при осуществлении своих полномочий. Об итогах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека извещает заявителя.

О́мбудсман (от швед. ombudsman, омбудсман, стар. норв. umboðsmaðr «представитель») — в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году, согласно принятой в этом году конституции (Форме правления).

 

БИЛЕТ 5.

1. Принцип уважения достоинства личности (понятие достоинства, его связь с понятиями равенства и свободы)

Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Указанные положения нашли отражение и в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к участникам уголовного судопроизводства.

В основе концепции прав человека лежат основные ценности, такие, как человеческое достоинство, свобода, равноправие, толерантность, демократия, справедливость.

Уважение человеческого достоинства утверждает ценность человеческой личности вне зависимости от имеющегося у нее социального статуса. Человеческое достоинство нерушимо. Достоинство предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.

Человеческое достоинство – не только общественное достояние, но и индивидуальное состояние, мерило самосознания, самоуважения, определяющее манеру поведения личности, установления контактов с другими людьми. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов. Неуверенность в себе, самоуничижение влияют на жизнедеятельность личности.

Важной ценностью прав человека является свобода. Термин «свобода» употребляется в юридической литературе в двух значениях. В общем смысле он означает состояние отдельного человека, всего народа, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению.

Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-либо действия (например, свобода совести, свобода слова и т. д.).

Таким образом, понятие «свобода человека» характеризуется как отсутствие каких-либо ограничений, стеснений человека в чем-то (деятельности, поведении). Она нужна, потребна, но не всегда допускается властью, государством, законом.

Свобода требует определенного, достаточно высокого уровня развития граждан, терпимости, сдержанности, сочувствия к ближнему. Ценность свободы означает самоопределение человека, его независимость и автономию, возможность мыслить и действовать в соответствии с собственной волей и без принуждения извне.

Из главного постулата прав человека «все люди обладают человеческим достоинством» следует основная ценность их равной, одинаковой значимости для политической правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенства в правах.

 

2. Роль Министерства юстиции в защите прав личности (задачи и основные направления деятельности)

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года)[2] и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:

· исполнения уголовных наказаний,

· регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них.

· адвокатуры и адвокатской деятельности,

· нотариата и нотариальной деятельности,

· государственной регистрации актов гражданского состояния,

· легализации и апостиля,

· обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

· Противодействие коррупции [3]

o Антикоррупционная экспертиза законопроектов

Антикоррупционную экспертизу законопроектов проводят аккредитованных в качестве независимых экспертов физические и юридические лица. По состоянию на 16 ноября 2010 года в качестве независимых экспертов аккредитовано 828 физических лиц и 164 юридических лица. Решение об аккредитации принимает Министр юстиции Российской Федерации или один из уполномоченных заместителей министра, о чем издается соответствующее распоряжение. Аккредитованным экспертам выдается свидетельство установленного образца.

 

БИЛЕТ 6.

1. Принципы равенства, гуманизма и свободы человека

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активностсамого человека.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации

Принцип гуманизма правового статуса человека и гражданина

Этот принцип находит свое выражение и в норме ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Данный принцип важен потому, что он обращен не только к обществу, но, прежде всего, к государству. Отнесение его к основам конституционного строя изменяет цели и задачи российского государства, выдвигает на первый план личность. И, хотя он не всегда (чаще всего) не соблюдается, важно уже то, что он нашел свое закрепление и не где-нибудь, а в ст. 2 Конституции РФ. Принцип гуманизма определяет как деятельность государства, так и содержание нормативно-правовых актов, и содержание иных прав человека и гражданина. Так, например, выдвижение на первое место личности человека обусловливает помещение в Конституции на первое место личных прав и свобод, придает иное значение принципу социального государства и т. д.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

 

2. Понятие и особенности международной защиты прав человека

Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относится:

1. Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;

3. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;

4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

5. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;

7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

8. другие соглашения.

БИЛЕТ 7.

1. Конституционные принципы всеобщности и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина

В основе этого принципа лежит теория естественного права, длительное время отрицавшаяся в нашей стране как несовместимая с принципами социалистического права. Теория же естественного права исходит из постулата о том, что каждый человек рождается свободным и, в силу этого, обладает от рождения комплексом неотъемлемо присущих ему прав и свобод. Из этого вытекает принцип первичности прав и свобод человека по отношению к остальным государственно-правовым институтам, в том числе и институту государства. Основная цель государства – защищать интересы находящихся на его территории людей и быть арбитром в спорах, возникающих между ними. Отсюда следует основополагающее, главенствующее положение правовых норм, закрепляющих правовой статус человека и гражданина по отношению к другим нормам и институтам конституционного права. Кроме того, статья 18 Конституции РФ провозглашает принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этот принцип, характерный для теории естественного права, не так давно нашел закрепление в российской правовой системе.

 

2. Международные неправительственные организации по защите прав человека (Международная амнистия, Международный комитет Красного креста, Межпарламентский союз)

м/унар амнистия была создана в 1961 в Великобритании-объединяет представителей многих стран. Имеются отделения во многих странах. В 1989 присондинились нов члены. Имеет инф-е бюро в России, штаб кв. в Лондоне. Международная амнистия» (известная также как Amnesty, AI, Amnesty International, МА, «Эмнести») — международная неправительственная организация, которая ставит своей целью «предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека».

Осн. направление: помощь заключенным, особенно тем, чьи права гос-во нарушает

Цель организации: освобождение узников совести, т.е кот подвергаются преследованию

М/унар Красный крест 1919

Осн. задача: помогать жертвам вооруж-х конфликтов. Его представительство в Москве. Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́ (сокращённо МККК, англ. Inter



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.015 с.)