Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 18. Биологические и социальные условия развития личности. Теория двух факторов.

Поиск

Проблема соотношения биолог и соц-го и психического в личности – центральная проблема современной психологии.

Можно выделить несколько концепций, которые по разному трактуют это соотношение:

1. Концепции, доказывающие спонтанность психического развития. Психическое - явление, полностью подчиненное своим законам и не связанное ни с биол-им ни с соц-ым. Эти авторы чаще доказывают божественное происхождение псих. явлений.

2. Биологизаторские концепции, где психическое это линейная функция развития организма. Т.е все особенности псих. процессов определяются особенностями биологической структуры, и их развитие подчинено биологическому. Для объяснения психического развития приводится закон об рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюции вида. Данная концепция распространена среди физиологов, в том числе Павлов. Теория созревания, главный фактор развития биологический (Хар-ки созревания, -особенности строение цнс, г.м., -анатомо-физиологиоческие признаки общие для всех людей (рече-двигательный аппарат, рука как орган познания).

3. Социологизаторские концепции, где псих. развитие индивида воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества (его культуры, дух. жизни).

При рождении человек развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества. Выход из сложившегося положения был найден в двухфакторных теориях детерминации развития личности. Одна из этих теорий называется теорией конвергенции двух факторов и принадлежит В. Штерну. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием X -элементов наследственности и Y -элементов среды. Это самая распространенная концепция современной, прежде всего западной, психологии.

При рассмотрении этой проблемы необходимо выделять три уровня организации человека: уровень биологич организации, соц.уровень, уровень псих организации.

Представления о психологической сущности личности в отечеств психологии:

1. Первоначально личность выступала как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. Но этот подход имел недостатки, утверждалось, что личность как котёл может вмещать в себя все, и не было никакой категориального содержания.

2. В 60-ые годы попытались прийти к структурированию. К.К.Платонов понимал под личностью биосоциальную иерархическую структуру. Выделил подструктуры: направленность, опыт, ощущение восприятие, объединенные св-ва темперамента.

3. К концу 70-ых – развитие системного подхода А.Н. Леонтьевым. Личность по Леонтьеву – психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Считал, что личность формируется в процессе соц. развития. К личности он не относил биологические или физические хар-ки, темперамент, знания, умения. Эти категории он относил к индивидным св-вам человека. Таким образом, Леонтьев разделил харак-ки человека на индивидные и личностные, при этом индивидные хар-ки могут меняться в ходе жизни человека, но они не становятся личностными.

4. Развитие идей Леонтьева представителем московской школы А.В.Петровским. Считал, что личность это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные отношения. Поэтому личность можно изучать только в контексте опред. Соц. условий и конкретной исторической эпохи.

Вывод по московской школе: личность и ее хара-ки сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека; личность рассматр-ся как продукт социальный, не связанный с биологическим. Значит социальное больше влияет на психическое развитие.

5. Санкт-Петербург-ая психологическая школа – Ананьев выделяет следующие уровни: индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность.

По его мнению, личность это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Следовательно, как и в московской школе, включаются соц. характеристики в понятие личность.

НО основное различие между школами в понимании вопроса об участии биологических детерминант в формировании личности. Человек, по мнению Ананьева, рождается биологическим сущ-вом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Представителям СПБ школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли соц факторов.

6. Ломов. Проблема соотношения биологич. и социального выступает как проблема соотношения организма и личности. В понятии организм вкладывается структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятие личность – включенность человека в жизнь общества. Личность – соц. качество индивида, которое невозможно изучать вне общества. Формирование личности происходит при усвоении соц. программ, сложившихся в данном обществе.

 

Общий вывод: вряд ли сущ-вует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы. Биологическое может быть предпосылкой развития психического, как фактор, влияющий на псих явления, как причина отдельных актов поведения.

.

 

Вопрос 19. Единицы анализа личности: проблема и варианты решения. Множественность теорий личности в психологии. Классификация теорий личности (В.В. Нуркова)

Проблема единиц анализа является одной из ключевых методологических проблем психологии.

В истории психологии практически каждая значительная научная школа формулировала свои представления о единицах анализа психики − ощущениях, представлениях, идеях (ассоцианизм); структурных отношениях между фигурой и фоном (гештальтпсихология); реакции или рефлексе (соответственно реактология и рефлексология); поведенческом акте (бихевиоризм). Так, в отдельных случаях в качестве единиц анализа предлагались психические состояния (установка Д.Н. Узнадзе), деятельность и личностные смыслы (А.Н. Леонтьев), поступок (Л.И. Божович).

Одним из первых в отечественной психологии Л.С. Выготский рассмотрел данную проблему применительно к личности. Единицей анализа личности для Выготского стали ключевые переживания как далее неразложимые внутриличностные инстанции, которые опосредуют внешние воздействия.

Анализ по элементам, с позиции Л. С. Выготского, – это попытка разделить изучаемое целое на составные части, которые сами по себе не дают представления ни о целом, ни о его функционировании. Анализ по единицам предполагает выделение в изучаемом объекте некоторых содержательных единиц, которые содержат в себе значимые свойства целого объекта, то есть изучение единиц анализа дает представление о свойствах изучаемого объекта.

В «единицах» анализа личности должно быть преодолено традиционное расщепление личности на мотивационную, волевую и познавательную сферы. Целостность: продукт анализа личности должен нести в себе все свойства, присущие целому. Единицы анализа личности должны вмещать в себя все свойства целого. В разных подходах к исследованию структуры личности выступила идея о существовании иерархической уровневой взаимосвязи между ними.

Требования к единицам анализа:

1.Единица анализа должна быть не диффузным и не синкретическим целым, построенным из элементов, т. е. путем соединения всего со всем, а структурным образованием, внутренне связанной психологической структурой.

2.Единица должна содержать в виде противоположностей свойства целого. Другими словами, единица должна в целом вычленять главные его внутренние противоположности и фиксировать их в себе. Эти противоположности (как в единице, так и в целом) всегда связаны в некоторое осмысленное единство.

3.Единицы жизнедеятельности, сохраняющие структурные свойства целого, должны быть способны к развитию, в том числе и к саморазвитию, т. е. они должны обладать порождающими свойствами и возможностями трансформации в нечто иное по сравнению со своими исходными формами.

4.Единица должна быть живой частью целого. Л. С. Выготский использовал термины «живое единство», «живая клеточка». В то же время такая единица сама должна быть единым далее неразложимым целым, своего рода системой. Последнее нужно понимать в том смысле, что дальнейшее разложение этого целого на элементы возможно, но оно убьет его как живое и целое.

5.Необходимо исходить из таксономического подхода к единицам психологического анализа. Последний в достаточно отчетливой форме был выражен вработе А. Н. Леонтьева (1975), который, как известно, выделил три уровня организации деятельности и три типа психологических единиц анализа жизнедеятельности: отдельную (или особенную) деятельность, действие и операцию.

6.Единицы анализа психики, которые выполняют функции генетически исходных, должны иметь реальную чувственно созерцаемую форму. Это положение было сформулировано В. В. Давыдовым (1972), развивавшим представления о единице анализа психики как о генетически исходной «клеточке» или «неразвитом начале развитого целого»

7.Анализ, расчленяющий сложное целое на единицы, должен создавать возможность синтетического изучения свойств, присущих какому-либо сложному единству (целому) как таковому.

8.Выделяемые единицы анализа должны не только отражать внутреннее единство психических процессов, но также должны позволять исследовать отношение той или иной изучаемой психологической функции (или процесса) ко всей жизни сознания в целом и к его отдельным важнейшим функциям

 

Критерии классификации психологического облика человека (Нуркова).

В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории включают в себя аксиоматическое допущение о том, «что есть человек». И только взятые в совокупности они способны объяснить внутренний мир и поступки конкретного человека.

Одним критериев классификации является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряженности). Другим критерием для ориентации в теориях личности являются допущения авторов о «природе человека». По этому критерию можно указать как минимум четыре различные позиции относительно «природы человека»:

1. Человек как система, стремящаяся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряженности).

2. «Природа человека»:

1) Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. Конфликт между обществом и субъектом неизбежен. В интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке.

2) Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную естественную сущность. Конфликт неизбежен.

3) Человек по природе неоднозначен (и хорош, и плох одновременно). Общество может способствовать развитию хорошего и подавлению плохого. Конфликт не является неизбежным и не носит тотального характера.

4) Человек по природе нейтрален. Социум формирует его по своим законам и своему подобию. Конфликт отсутствует.

В связи с этим классификации теории личности можно разделить на четыре основных типа:

  Теории с ориентацией на конфликт Теории с ориентацией на согласие
Гетеростатические теории Кризис как механизм развития. Экзистенциальная психология, отечественная психология личности Самодетерминация усложнения (личностный рост), самотрансценденция Гуманистическая психология
Гомеостатические теории Разрешение внутреннего «бремени», при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности. Психоанализ Фрейда Нейтральная природа человека, адаптация Бихевиоризм, когнитивизм

 

Из книги Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология Учебник, 2004 — 484 с

Развивая мысль Д.А. Леонтьева, можно выделить три иерархических уровня в функционировании личности. Во-первых, это ядро личности, представляющее собой совокупность мотивационных структур, которые задают направление «движения» личности. Ядро личности может быть описано с формальной (структурной), функциональной и содержательной точек зрения. Во-вторых, это периферия личности, определяющая конкретный способ реализации мотивационного ядра. Периферию личности составляют личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, в которые включен субъект, его личная история. На этом уровне обсуждения возможно проведение типологии личности. В-третьих, это уровень индивидных предпосылок существования личности, которые по существу безличны. Индивидные предпосылки (например, пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейро-гуморальной регуляции и др.) сами по себе не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой. Другими словами, зная лишь о возрасте человека, мы не можем сказать, что он за человек. Но располагая сведениями о его ценностях, например любви к Родине, мы можем предположить, что на поведенческом уровне молодой человек с большей вероятностью пойдет защищать Родину с оружием в руках, а пожилой человек останется в тылу.

Уровни функционирования личности носят соподчиненный характер. Более высокие уровни формируются на основе нижележащих, но по мере развития все в большей степени управляют их функционированием. Оптимальный путь развития личности видится в наиболее полном раскрытии личностного ядра и проявлении во всех формах осуществляемой человеком активности, когда периферический и индивидный уровни функционируют в гармонии (конгруэнтно) с определяющим сущность личности ядром и обеспечивают достижение внутреннего тождества человека с самим собой.

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели.

Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).

Особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст - в контекст человекознания. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и проч. Структура личности организуется по двум принципам - иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на равных началах.

 

В.Н. Мясищев разработал психологию отношений. Он подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его реальности. "Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности".

В структуре личности он выделял несколько планов. Первый - доминирующие отношения личности, второй - психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень - динамика реакций (или темперамент).

Д.Н. Узнадзе. Предметом исследования Д.Н. Узнадзе стала установка как складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана.

Для возникновения установки необходимо одновременное наличие потребности и ситуации. Установка связана с перенастройкой психофизиологических сил и с готовностью действовать определенным образом для

А.Г Асмолов (1996) на основе анализа отечественных и зарубежных подходов к изучению личности сформулировал ряд параметров единиц анализа личности. При создании новой теории личности эти параметры выступают как методологические требования к единице анализа.

Динамическая природа единиц структуры личности. "Влечение", "мотив", "потребность", "диспозиция", "установка" по своей природе являются динамическими образованиями, тенденциями, актуально побуждающими личность к активности.

Интенциональная содержательная характеристика единиц структуры личности. Только выявив, на что направлена та или иная динамическая тенденция можно раскрыть собственно предметное содержание единиц структуры личности.

Уровень отражения того содержания, которое имеется в единицах структуры личности. То или иное содержание единиц структуры личности может быть представлено как в осознаваемой, так и неосознаваемой форме (например, мотивы-цели и мотивы-смыслы у А.Н. Леонтьева).

Критерии оценки и сравнения теорий личности. Требования к общепсихологической теории личности.

Целостная психологическая теория и частные идеи.

«…поспешная трансплантация идей и методов может создать почву для искажений, опасных не только дляпрестижа психологической науки, но, главное, длялюдей, которым оказывается помощь, и для общества, на которое всегда оказывают влияние профессиональные этические ценности, исповедуемые учеными как теоретиками, так и профессиональными практиками, даже если это влияние внешне кажется незначительным». (М.А. Гулина)

Критерии оценки теории личности:

1. Теория должна обладать определенной мерой обобщения, которая должна соответствовать специфике изучаемых явлений

• Раскрытие общих оснований изучаемых явлений

• Исследование особенного и единичного

2. «Хорошая» теория строится на добротных, компактных и действенных постулатах

• общие философские положения

• теоретические выводы (психологии, других наук)

3. Теория должна обладать прогностической ценностью (предсказывать возможное развитие тех или иных явлений)

4. Теория должна быть проверяема (эксперимент или анализ логических следствий)

5. Теория должна соответствовать фактам

Специфические критерии оценки психологической теории личности (Л. Хьелл, Д. Зиглер):

1. Широта охвата разнообразных феноменов

2. Экономность теории

3. Эвристическая ценность теории (в какой степени теория стимулирует ученых проводить дальнейшие исследования)

4. Верифицируемость

5. Внутренняя согласованность

6. Функциональная значимость

Требования к целостной психологической теории:

• собственная философия (этика);

• опора на экспериментальные данные и систематические наблюдения;

• описание как нормальных, так и патологических процессов психики;

• отражение процесса развития человеческой психики.

 

Вопрос 21. Личность в системе интегрального человекознания (Б.Г. Ананьев) Специфика понятий "индивид", "личность, "субъект деятельности", "индивидуальность".

Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность

Индивид — это человек как представитель вида Homo sapiens.

Первичные свойства:

1. возрастно-половые (стадии онтогенеза + половой диморфизм)

2. индивидуально-типические:

- конституциональные особенности (телосложение + биохимическая индивидуальность)

- нейродинамические свойства мозга

- функциональная геометрия (симметрия-асимметрия функционирования парных рецепторов и эффекторов)

Первичные свойства существуют на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровне, за исключением нейродинамики и билатерального регулирования, они представлены только на органном и организменном.

Взаимодействие (1) и (2) определяют вторичные свойства:

3. динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических)

4. структуру органических потребностей

Высшая интеграция всех свойств достигается в темпераменте и задатках.

Форма развития индивида – онтогенетическая эволюция, которая идет по филогенетической программе, но модифицируется под влиянием социальной истории в соответствии с возрастом и индивидуальной изменчивостью: постепенно усиливается влияние социальных свойств личности. Развитие идет неравномерно и гетерохронно.

На развитие индивида накладывается развитие личности → ступени общественного воспитания, образования и обучения стали определяющими характеристиками периодов развития индивида.

Личность (самосознание) «личность» характеризует человека как социальное существо.

Первичные свойства:

1. статус личности в обществе + активная позиция человека

статус общности, в которой формировалась личность

2. система общественных функций-ролей

система целей и ценностных ориентаций

Первичные свойства определяют вторичные:

3. мотивация поведения

4. структура общественного поведения

Форма развития личности – жизненный путь человека в обществе, личность конкретно-исторична, она продукт своей эпохи, современник и участник событий. Статус личности преимущественно связан со статусом семьи, но постепенно собственный статус человек может отдалиться от статуса семьи. Статус личности задан системой общественных отношений и социальных образований, объективно определяющих место личности в социальной структуре. Активная позиция личности – система отношений, установок мотивов, проявляющаяся в комплексе функций-ролей, целях и ценностях. Вершина личности – характер, который формируется путем перехода отношений в черты, т.е. характер – психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле. Л ичность по Ананьеву - это «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.

Субъект деятельности занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Субъект деятельности включает в себя: сознание, активность, деятельность. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие — преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Индивидуальность это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Ананьев выделял два аспекта индивидуальности:

ü биологическая индивидуальность → индивидуально-типологические свойства

ü теория социальной активности → индивидуальность формируется в ходе социального развития.

Индивидуальность – единство и взаимосвязь свойств человека как личности и как субъекта деятельности, в структуре которого функционируют свойства человека как индивида.

Индивидуальность – это одновременно открытая (общественной жизни, географической и искусственной среде обитания) и замкнутая (в следствии внутренней взаимосвязанности ее свойств личности, субъекта деятельности, индивида) система.

Внутренний мир человека «работает», и мера напряженности этой работы (выработки собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатства индивидуальности.

Таким образом, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его инди­видуальность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.017 с.)