Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 26. Способности: природа, типология, формирование и развитие.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Способности - такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения. Развитие способностей осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности (Б.М.Теплов). Структура способностей: 1. общие – проявляются во всех видах деятельности: - интеллект – глубина, обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности: умение выстраивать умозаключения. - обучаемость – способность овладевать уже известным - креативность – способность создавать новое 2. специальные – проявляются в конкретном виде деятельности принято разделять по двум основаниям: a) видам психических функций (моторные, сенсорные) b) по видам деятельности (технические, профессиональные)
Рубинштейн: способности – формальный эффект обучения. Способности базируются на задатках, но не сводимы к ним. Задатки – анатомо-физиологические особенности: ü наследственные – от родителей ü врожденные – сформированные во внутриутробном развитии Внутренние условия развития способностей: 1. интерес и склонность определенной сфере деятельности 2. профессиональные знания 3. потребность в творческом осмыслении трудовой деятельности с целью ее рационализации 4. подвижность профессиональных знаний, умений и навыков; вообще ЗУН способствуют развитию способностей 5. целеустремленность Внешние условия (действуют только через внутренние): 1. самодеятельность в разнообразных формах, развивают интерес не только своей деятельности, но и к смежным + развивают личную активность 2. недостаточное развитие одной способности может быть скомпенсировано развитием другой, от которой также зависит успешность выполнения деятельности Лазурский: борьба между способностями – непременное условие их развития, т.е. успешность зависит от комплекса способностей. 3.разработка методов развития способностей 4.диагностика общих способностей, которая может прогнозировать успешность социальной и профессиональной карьеры У детей способности развиваются в зависимости от условий, их окружающих (куда родители отдали, те способности и будут развиваться). У взрослых способности развиваются в основном в процессе профессиональной деятельности, возможны 3 сценария: - способности развиваются в благоприятных условиях (творчество) - для развития способностей надо преодолевать трудности - способности не развиваются, т.к. деятельность не интересна Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения (Б.М.Теплов). Рубинштейн С.Л. задатки являются предпосылкамиразвития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализациисоответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение). Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. (Теплов) Нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одаренности". 2 вида общей одаренности: 1) интеллектуальная 2) творческая (креативность) От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Специальная одаренность -качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-то деятельности. Градации одаренности: талант – способность к достижениям высшего порядка. гениальность – способность создавать что-то принципиально новое;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.01 с.) |