Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 26. Способности: природа, типология, формирование и развитие.

Поиск

Способности - такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения. Развитие способностей осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности (Б.М.Теплов).

Структура способностей:

1. общие – проявляются во всех видах деятельности:

- интеллект – глубина, обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности: умение выстраивать умозаключения.

- обучаемость – способность овладевать уже известным

- креативность – способность создавать новое

2. специальные – проявляются в конкретном виде деятельности

принято разделять по двум основаниям:

a) видам психических функций (моторные, сенсорные)

b) по видам деятельности (технические, профессиональные)

 

Рубинштейн: способности – формальный эффект обучения. Способности базируются на задатках, но не сводимы к ним.

Задатки – анатомо-физиологические особенности:

ü наследственные – от родителей

ü врожденные – сформированные во внутриутробном развитии

Внутренние условия развития способностей:

1. интерес и склонность определенной сфере деятельности

2. профессиональные знания

3. потребность в творческом осмыслении трудовой деятельности с целью ее рационализации

4. подвижность профессиональных знаний, умений и навыков; вообще ЗУН способствуют развитию способностей

5. целеустремленность

Внешние условия (действуют только через внутренние):

1. самодеятельность в разнообразных формах, развивают интерес не только своей деятельности, но и к смежным + развивают личную активность

2. недостаточное развитие одной способности может быть скомпенсировано развитием другой, от которой также зависит успешность выполнения деятельности

Лазурский: борьба между способностями – непременное условие их развития, т.е. успешность зависит от комплекса способностей.

3.разработка методов развития способностей

4.диагностика общих способностей, которая может прогнозировать успешность социальной и профессиональной карьеры

У детей способности развиваются в зависимости от условий, их окружающих (куда родители отдали, те способности и будут развиваться). У взрослых способности развиваются в основном в процессе профессиональной деятельности, возможны 3 сценария:

- способности развиваются в благоприятных условиях (творчество)

- для развития способностей надо преодолевать трудности

- способности не развиваются, т.к. деятельность не интересна

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения (Б.М.Теплов). Рубинштейн С.Л. задатки являются предпосылкамиразвития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализациисоответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. (Теплов)

Нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одаренности". 2 вида общей одаренности:

1) интеллектуальная

2) творческая (креативность)

От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями.

Специальная одаренность -качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-то деятельности.

Градации одаренности:

талант – способность к достижениям высшего порядка.

гениальность – способность создавать что-то принципиально новое;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.01 с.)