Вопрос 24. Характер: свойства, детерминация, формирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 24. Характер: свойства, детерминация, формирование.



 

Мясищев: характер – структурная интеграция отношений, соотношение мотивов и отношений.

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера:

· отношение к людям

· отношение к труду

· отношение к вещам

· отношение к себе

Отношения взаимосвязаны, поэтому можно говорить лишь о группах свойств, зависящих преимущественно от определенного отношения личности. Свойства характера также взаимосвязаны, т.е. характер целостен.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера:

· глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств

· активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам

· устойчивость/изменчивость свойств

Более глубокие свойства активнее и устойчивее.

Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни.

Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание.

 

Большое значение имеет семья, т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер:

- родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают → неуверенность, замкнутость, недоверчивость

- родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют → отсутствие любознательности, несдержанность

- родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым → уверенность, любознательность, зрелость

Механизм формирования характера - деятельность:

игровая

учебная

трудовая

Сначала у ребенка формируется ситуационный характер (ребенок легко поддается влиянию), в процессе игровой деятельности он постепенно закрепляется. У поступившего в школу формируются обобщенные отношения к различным сторонам действительности = убеждения. Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.

Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также может закрепиться и стать чертой характера.

Выготский:

1. Характер – не природное образование, он формируется в процессе жизни человека, в состоянии включенности человека в общественные социальные отношения.

2. Характер – совокупность сформировавшихся в ходе жизни человека устойчивых способов поведения, соответствующих направленности его личности.

Формирование и развитие характера.

1. Структурное определение (диагностический подход): характер – Это устойчивая система отношений.

2. Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов.

Подходы:

(1) структурный. Характер – прижизненное развитие темперамента.

(2) функциональный.

 

Адлер: характер – средство достижения жизненной цели, индивидуальный жизненный стиль – стратегии, способы достижения цели. Конструктивный жизненный стиль позволяет достигать цели. Уникальность характера – уникальность собственного решения своих проблем.

Соотношение:

Критерии Темперамент Характер
Уровень анализа человека Индивид Личность
Происхождение Дано от рождения Формируется в ходе жизни
Психологическое описание Совокупность формально-динамических характеристик психической деятельности Содержательные характеристики, связанные с направленностью личности человека

Темперамент относится к биологически обусловленным, врожденным структурам личности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми: то, насколько человек быстро или медленно действует, говорит, как глубоко переживает разные события. Темперамент связан с такими чертами личности как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. В течение жизни изменить темперамент невозможно.

Характер не является врожденным. Он приобретается, формируется в течение жизни. Характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей действительности, к людям, к себе самому. По мере того, как формируется уклад жизни человека, формируется его характер.

На характере так или иначе отражаются свойства темперамента, так как темперамент складывается значительно раньше, чем завершается формирование характера (если оно вообще когда-нибудь завершается — единого мнения нет). Но темперамент не предопределяет характер человека, он лишь определяет насколько сильна будет реакция на события, трудность или легкость вхождения в новую ситуацию, изменения вида деятельности.

Классификация черт характера Ананьева:

1. Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

2. Предметно-действенные

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.

3. Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.

 

Эмпирические характеристики характера:

v полнота – разнообразие черт, свойств

v цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств

v уравновешенность

v выраженность – может доходить до акцентуации

v оригинальность, самобытность

v интегративность – характер это всегда структура

v социальность – характер всегда проявляется в поведении

v автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго

v мотивационный компонент - характер это всегда отношение

v волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.01 с.)