Вопрос 10. Психоанализ. Подходы З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 10. Психоанализ. Подходы З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера.



Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов.

Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как «принцип удовольствия», характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. Так как удовлетворение влечений наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде символов. Последними могут стать как простейшие действия, оговорки, так и произведения человеческой культуры, искусства. Cогласно топографической модели уровней сознания в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы. Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Самая глубокая и значимая область разума - бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Движущими силами поведения Фрейд называл инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа инстинктов (Эрос) включает в себя силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Вторая группа инстинктов – инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Согласно концепции Фрейда о стадиях психосексуального развития, все люди в неизменном порядке, независимо от культурного уровня, проходят 4 стадии психосексуального развития: 1. Оральная фаза (0 — 1.5 года) —рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания. 2. Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) — ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. 3. Фаллическая фаза (3.5 — 6 лет) —ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. основная задача — половая самоидентификация. 4. Латентная фаза (6 — 12 лет) — период, когда половой инстинкт находится в латентном, скрытом состоянии. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.5. Генитальная фаза — на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.

Задача психоаналитической процедуры усматривалась в том, чтобы раскопать в раннем детстве различные слои, где возникают те сексуальные нарушения, которые становятся источником невроза. Особое место отводилось «эдипову комплексу»: ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола, воспринимая родителя одного с ним пола как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх. В 1923 Фрейд выделил три основных структуры психики: «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго»), и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»). «Я» выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. «Оно» включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. «Сверх-Я» обычно соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида. Теория лечения неврозов предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Травматогенный, но неосознаваемый конфликт вновь переживается пациентом, однако в ослабленной форме, достижимой для рационального анализа. Целью психоаналитической терапии является переключение влечения от неприемлемого объекта на социально приемлемый. Приемы психоаналитической терапии включают анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления сексуально окрашенных образов и желаний, вскрытия их символического значения.

К.Юнг, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». В нем действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами). Например, один из архетипов – «анима», персонификация идеала женственности в сознании мужчины – определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола. Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из этих слов. Задержанный ответ, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании т.н. «комплекса» – совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений. Согласно К.Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, а интроверт наоборот. Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”. Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Напротив, интуиция характеризуется несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.

Другой последователь Фрейда, А.Адлер, разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни. Человек неотделим от общества; критиковал Фрейда за то, что он придавал чрезмерное значение сексуальности и агрессии.

Человек старается компенсировать чувство собственной неполноценности, которое он испытывали в детстве, в течении всей жизни он стремится к превосходству. Соц. интерес – внутренняя тенденция человека участвовать в создании идеального общества. Степень выраженности соц. интереса – показатель психологического здоровья.

Стиль жизни формируется к 5-ти годам под влиянием творческой силы личности, и в связи с ним формируется тип личности: Управляющий – активный, антисоциальный -Берущий – низко активный, паразитирующий -Избегающий – не активный, нет социального интереса -Социально-полезный – высокий соц. интерес, высокая соц. активность

На формирование человека оказывает влияние его позиция в семье: 1.Первый – консервативен, стремится к власти и лидерству 2.Единственный – зависимость и эгоцентризм; 3.Средний – соперничающий и честолюбивый; 4.Последний – «баловень» или «вечный борец».

Роль психоанализа

Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

В области психического нет и не может быть ничего произвольного, недетерминированного. Следовательно, если содержание сознания нас обманывает, то оно обманывает неслучайно. По-видимому, в психике, кроме сознания, существует еще какой-то контрольно-пропускной механизм, принимающий решения, какую информацию допускать в сознание, а какую – нет (цензура).

Критика:

1. Схема личности (Id-Ego-SuperEgo) обладает определенной стройностью и завершенностью, но ее нельзя экспериментально доказать. Методы эмпирического исследования (анализ ошибок, сновидений и т.п.) опираются на теоретические понятия, которые выведены только с помощью этих же методов и ни в каком независимом эксперименте непроверяемы.

XX века возник неофрейдизм, представителями которого являются К.Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм, Э.Эриксон. В качестве механизмов развития личности были объявлены: ощущение тревоги - "коренная тревога" и стремление к ее преодолению (К.Хорни), "межличностное поле" (Г.Салливен) и стремление избавиться от переживания одиночества - "бегство от свободы" (Э.Фромм). Однако все эти разнородные механизмы "социальной" детерминации поведения рассматривались представителями неофрейдизма как врожденные, фатально действующие. В неофрейдизме также проявляется противостояние между личностью и ее социальным окружением. На его становление повлияли идеи К.Юнга и особенно А.Адлера, подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности.

Тревога предупреждает Эго об опасности, исходящей от Ид, а в ответ Эго использует ряд защитных механизмов:

(1)вытеснение, (2)замещение, (3)проекция, (4)рационализация, (5)реактивное образование (инверсия желаний), (6)регрессия, (7)сублимация, (8)отрицание.

 

Вопрос 11. Гештальтпсихология. Законы гештальта. Исследования восприятия и мышления. Подход К. Левина. Гештапьтпсихология - психологическое направление, существовавшее в Германии с начала XX в. Создала целостный подход к изучению психики и сознания, выдвинув в качестве первого основного принципа принцип целостности, противопоставила его механическому принципу психологии элементов. Под " гештальт " представители этого направления понимают целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей. История гештальтпсихологии берет начало в Германии в 1912, когда М.Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» – иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В.Кёлер и К.Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии. Гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Т.е. восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Все, что человек сознательно воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фон аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без него сознательное восприятие фигуры невозможно. Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона. Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении так называемых двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное "переструктурирование" ситуации). Согласно гештальтпсихологии, для человека существуют два отличных друг от друга мира: мир физический, лежащий "за" переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений). Гештальтпсихология рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия). Следовательно, психологические законы сводились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Самосознание понималось как некое динамическое целое, "поле", каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему "психологическом поле" в целостные гештальты: "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор коллективного движения " и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля - закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При разработке проблем мышления гештальтпсихология подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование "навыков" путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие понятия, как инсайт. Процесс познания определяется не столько получением новой информации сколько переструктурированием целостной ситуации, нахождением нового видения задачи. Изучали процесс решения задач. При переструктурировании (инсайте) ситуации происходит нечто аналогичное обращению фигуры и фона: неизменная ситуация трансформируется и начинает в целом пониматься иначе. У человека решение задачи происходит внезапно для сознания и сопровождается характерным эмоциональным «Ага-переживанием». Однако при объяснении "продуктивного мышления" гештальтпсихология неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования "хороших гештальтов" в "здесь и теперь" складывающемся "психологическом поле". В 20-е годы XX в. К.Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную гештальтпсихологией, введя в нее " личностное измерение ". К.Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля. Гештальт-психологи (Вертгеймер, Кёлер, Коффка) сосредоточились на ощущении, Левин — на мирооощущении. В то же время основные положения гештальт-психологии нашли отражение в его теории. А именно следующие. 1. Образ мира, явления создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. В структуре можно выделить и исследовать отдельные части, но нельзя сказать, что целое определяется особенностями частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от своей в него включенности. 2. Образ создается в «данный момент» (ad hoc) посредством инсайта, прошлый опыт в его создании существенной роли не играет. Этот тезис явился основным объектом критики гештальт-психологии в целом и теории Левина в частности. На это Левин возражал, что образы прошлого конечно же могут актуализироваться «в данный момент» и повлиять на поведение человека, но это совсем не такое влияние, которое акцентируют сторонники психоанализа и бихевиоризма. 3. Принцип изоморфизма, утверждающий тождество закономерностей в разных науках (например, психологические закономерности тождественны физическим). Следуя именно этому принципу, Левин использовал систему описания психических явлений, принятую в физике, химии, математике. Согласно Левину, жизненное пространство каждого человека включает все влияния, воздействующие на организм в данный момент. Эти влияния, которые Левин называл психол. фактами, включают в себя внутренние «события», такие как голод или усталость, и внешние события, например социальную ситуацию, а также воспоминания о прошлом опыте. Графически личное жизненное пространство он представлял в виде эллипса. Сам же человек может быть представлен в форме кружка, расположенного внутри эллипса. Каждый психол. факт выступает частью эллипса. Каждой части может быть придана валентность соответственно тому, благоприятно ли это воздействие или неблагоприятно. Сочетание всех валентностей и составляет основу для побуждения к действию.

Критика: Если сознание есть непосредственной отражение внешнего мира, то оно пассивно отражает внешний мир. Тогда зачем нужно сознание?

Опыты Кёлера (инсайт) на курицах с полосками разных цветов. Курицы в основном реагировали на соотношение оттенков, т.е. на целостную ситуацию. Коффка полагает, что в начале жизни младенец видит единое пятно, как целое, на котором постепенно проявляются фигуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.015 с.)