Вопрос 6. Методы анализа критических жизненных событий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Методы анализа критических жизненных событий.



Задачи:

- выделение ситуаций

- анализ паттернов поведения, их название и соотнесение с чертами человека

Критическое жизненное событие имеет 2 признака:

- неконгруэнтность- нет готовой программы поведения (может быть связано с поведенческой компонентой,- не знает как действовать; когнитивный компонент- человек не понимает что происходит)

- эмоциональная включенность - ситуация критична, когда она важна для нас - эмоциональные переживания.

2 подхода:

1. Выявление биографических предикторов (лич. х-ки, их анализ) Байер, Вильямс – 8 факторов:

- школьные достижения - ВУЗ

- драйв (доминантность, независимость) - лидерство

- все, что связано с финансовыми возможностями - родительская семья

- опыт отношений в семье родителей - стабильность ситуации (только для людей за 30)

2. Событийный анализ

Критические жизненные события (аффективно значимые, нет готовой программы поведения).

- список критических событий - якорь, относительно которого строится оценка

- индекс социальной адаптированности, психосоматика - каузометрия (причинно-следственные связи)

- техника развернутого анализа КС:

А) нарротивное интервью

Б) выделение потенциальных критических событий

В) анализ событий.

Схема опроса:

1. С респондентом нужно начать разговор с первого воспоминания – это нужно для сокращения дистанции. Первая часть –нарративная- нужно сформировать список критических событий, проверить что они таковыми являются. Оценить значимость событий. Значимость должна оцениваться испытуемым. Из всех событий нужно выбрать наиболее значимое и работать с ним.

Анализ события:

1. Предистория события. Посмотреть были ли похожие события до этого, позитивный или негативный опыт. Если человек не смог преодолеть, то тяжесть следующих подобных событий возрастает.

2. Почему событие стало критическим.

· Внутренние условия- характеристики самого человека

А. Пол. У мужчин самые частотные события, связанные с профессиональной деятельностью. У женщин- межличностные отношения

Б. Возраст – Есть возрастной период, где больше всего жизн. событий- 24-30 лет.

В. Психологические характеристики.

- Интернальные- когда человек знает, что от него все зависит соц-одобр харак-ка

- Экстернальные – фаталисты (это судьба, и что бы я не делал, ситуация не изменится); социальная экстернальность (все зависит от других людей); пассивная экстернальность (такая жизнь и надо примириться); агрессивная экстерн (может ругать всех и вся кроме себя) – Неодобряемые харак-ки обществом.

- Синдром жизнестойкости- человек сам справляется с ситуацией (комплекс жизнестойкости): восприятие жизн. Событий как вызов; локус контроль- интернальное чувство ответственности за себя и за других; ценности.

· Внешние условия: объективные: время, сфера, степень объективного контроля, реакция соц. окружения

3. Картина самого события – сценарий; место роли.

· Контекстная чистота – захватывает только одну сферу жизни или несколько (И семейную и рабочую)

· Насколько человек мог контролировать событие.

· Насколько событие было неожиданным

· Насколько желаемым было событие – для человека или социально желаемо

· Как человек справлялся с событием – реакция, что переживал, как действовал.

Генри МюрейТехники бытия: как человек преодолевает критическое событие при помощи техник.

1) Достижениям - человек реально решает проблему

2) приспособление (я меняюсь) - изменение поведения

3) защиты (субъективно меняет представление о ситуации)

4) агрессия (желание нанести прямой или косвенный ущерб)

4. Эффекты критического события – что изменилось в человеке, чему он научился, Я концепция- что изменилось относительно себя.

Внешние эффекты события – меняется круг общения, соц статус

Интерактивный – изменяется чел+изменение окружения.

Методы анализа кжс относятся к биографическим методам - получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

Концепция Томе «психологическая биографика»- защита—копинг—достижение—адаптация. Понятие жизненного пространства, понятие социальных связей (как правило, привязаны к месту). Ментальное измерение – контент, содержание, тематика (темы, на которые разговаривают). Для каждого человека нужен свой оптимум.

 

Вопрос 7. Школа В. Вундта и ее последователи. Основные достижения, экспериментальные результаты и их критический анализ.

Вильгельм ВУНДТ (1832 - 1920) - немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии. В 1861г Вундт изобретает первый элементарный прибор специально для целей экспериментального психол. исследования. В 1879 году организовал в Лейпцеге первую в мире лабораторию физиологической психологии, преобразованную в конце 80-х в Институт экспериментальной психологии, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран.

В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии "Философские исследования". Первые экспериментальные работы Вунтда и многочисленных учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций и т.д. Все эти работы были сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах.

Оформление психологии как экспериментальной дисциплины у Вундта проходило уже в условиях назревавшего кризиса ее философских основ. Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология - рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой, выявила кризис центрального понятия всей современной психологии - понятия сознания.

Структурализм. Вундт

Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку, ввел экспериментальные методы исследования.

То, что дано сознанию в полной мере известно только носителю сознания. => единственный метод изучения явлений сознания – интроспекция (испытуемый описывает то, что переживает в заданной экспериментальной ситуации, а экспериментатор пытается разложить это описание на какие-либо устойчивые элементы, выявляя общую стр-ру сознания).

Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам - метроном. Используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучал его структуру и объем.

Первое свойство сознания - связь, ритмичность, ассоциация.

Вундт выделил части, э лементы сознания: объективные (чистое ощущение = один удар метронома - ощущения и представления) и субъективные - чувства. Чувство обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания. Субъективные элементы: (1) удовольствие - неудовольствие, (2) возбуждение - успокоение, (3) напряжение - разрядка. По Вундту психология занимается выделением свойств сознания, его элементов и связей между ними. Предмет психологии -являются осознаваемые психические переживания, разделяемые на части, элементы. Сознание - структура, у которой есть объем, центр, границы, периферия. Объем сознания - количество впечатлений, ощущений (элементов), которые в данный момент воспринимаются как целое (качество – целостность). Центр и периферия сознания отличаются тем, что состояния внутри поля внимания обладают отчетливостью (отделенностью от других элементов сознания). Поле внимания отделено от остальной сферы сознания, а его элементы отделены друг от друга.

Апперцепция – связывание в «мгновенном акте» содержания отдельных восприятий в одно целое вместе с уже накопленным предшествующим опытом

Вундт интересовался ограничениями на возможности сознания:

1. Одно из 2х одновременных впечатлений всегда осознается раньше другого

2. При изолированном восприятии отдельных элементов мы не можем ясно различать и сохранять в памяти более 7 элементов. Однако в поле сознания может поступать гораздо большее число элементов, если эти элементы поступают не изолированно.

Основатель психофизики – немецкий философ и физик Фехнер. В основу психофизики легло представление о том, что при непрерывном росте интенсивности стимула интенсивность ощущения нарастает дискретно. Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения (или пороги ощущения и пороги различения). Исследования по психофизике установили, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Минимальная интенсивность раздражения, необходимая для того, чтобы вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом. В ерхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной: ∆J/J = K, где J обозначает раздражение, ∆ J - его прирост, К – постоянная величина, зависящая от рецептора. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: Е = К1gJ + С, где К и С - некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой психофизический закон Вебера-Фехнера. Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии.

Титченер

«Ошибка стимула» - любое указание на объективное содержание переживания. «Подлинные» ощущения лишены предметности. Нужно тренировать испытуемого их выделять: «неровная дорога» = «неодинаковое давление на подошвы ног»

Выделяет 2 уровня сознания:

1. Верхний уровень хар-ся высоким уровнем ясности процессов

2. Нижний уровень хар-ся их смутностью

Сознание состоит из 44.000 сенсорных элементов, которые порождают в разных комбинациям все восприятия мысли и эмоции.

Школа психологии актов Ф. Брентано

Испытуемые должен сосредоточиться на самих актах видения или слышания. Эти акты всегда интенциональны, т.е.направлены на какие-то объекты, подразумевают их. Акты порождают в сознании сами объекты в форме образа, в форме суждения и в форме его эмоциональной оценки.

Вюрцбургская Школа Кюльпе, Ах, Марбе

Наблюдение над собственными мыслями в принципе не дает возможности обнаружить причины, побуждающие мысль направляться к своей цели именно таким путем, а не иным. Мы не умеем осознавать создание мысли мысль всегда нам дана в готовом виде.

Важные экспериментальные выводы:

1. Мы не осознаем процесса создания мысли. Течение осознаваемой мысли определяется причинами, которые сами не осознаются.

2. Процессы в сознании протекают гораздо быстрее, чем скорость их словесного описания.

3. Словесное описание не исчерпывает содержания сознания

4. Сознание состоит не только из ясных переживаний, но и из смутных, неясных.

5. То, что человек осознает, во многом зависит от его предварительных предположений, а также от того, какую задачу он решает в данный момент.

6. как только человек задумывается над тем, как протекает деятельность его сознания, так сама эта деятельность изменяется.

7. Возможности сознания ограничены по объему, но природа этих ограничений не осознается, т.е. в самом сознании не содержится.

Критика:

1. Метод интроспекции. То, что мы осознаем – постоянно меняется во времени. Самонаблюдение подвержено ошибкам.

2. Сознание из самого себя невыводимо. Оно не разлагается на элементы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.57.9 (0.018 с.)