Структура интегральной индивидуальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура интегральной индивидуальности



· Система индивидуальных свойств организма

- биохимические

- общесоматические

- свойства нервной системы (нейродинамические)

· Система индивидуальных психических свойств

- психодинамические (свойства темперамента)

- психические свойства личности

· Система социально-психологических индивидуальных свойств

- социальные роли, исполняемые в группе и в коллективе

- социальные роли, исполняемые в социально-исторических общностях

виды и уровни связей:

• функциональные зависимости (внутри подсистем личности)

• многозначные связи (внутри подсистем личности)

• много-многозначные связи (между свойствами разных уровней)

Индивидуальность как набор уникальных связей между психическими свойствами различных уровней (нейродинамического, психодинамического, социально-психологического и социально-типического).

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы в заимных связей и организации свойств личности. Именно единство, гармоничная непротиворечивость разноуровневых свойств порождает индивидуальность.

4.Индивидуальность как новообразование (Ананьев):

Понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, субъекта и личности. Б.Г. Ананьев постулировал: •«индивидуальность – это глубина личности»•каждый является структурным целым, но добиться цельности, непротиворечивости, гармоничности частей целого удается не каждому. •как индивидуальность человек существует в единственном числе и неповторим в истории человечества.

Системное описание индивидуальности по Ганзену:

продуктивность (Е) индивидуально-психологические различия(Инф)

Индивидуальность

индивидуальная история(Т) индивидуальный опыт (Пространство)

Отражение субъектной природы человека

Философские основания теории субъектности:

•Самотрансценденция личности

•Проблема поступка.

•Личностный выбор.

- Свобода как психологическая категория

 

Вопрос 34. Личность как саморазвивающаяся система (гуманистический и экзистенциальный подходы).

В гуманистической психологии личность понимается как саморазвивающаяся система, способная к выходу за пределы себя, к творческому созиданию самой себя. Живой, реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как единство телесного, душевного и духовного. Главные проблемы гуманистической психологии личности: проблемы самосознания личности, ее самоактуализации, саморазвития, проблема смысла жизни.

К.Роджерс. К.Роджерс (1902-1987) утверждал, что все поведение человека регулируется тенденцией к самоактуализации. Она представляет собой важнейший мотив жизни человека, побуждающий его сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные от природы. Важным понятием теории К.Роджерса является понятие субъективного мира. опыта человека, который образует основу его действий и поступков. Каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем. как мы их субъективно воспринимаем. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам нужно постичь его внутренний мир. Поэтому важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека.

К.Роджерс установил пять основных личностных характеристик полноценно функционирующего человека:

1. Открытость к переживанию, то есть способность слушать себя, осознавать свои мысли и чувства, не подавляя их.

2. Экзистенциальный образ жизни. Это тенденции жить полно и насыщенно в каждый момент существования.

3. Организмическое доверие. Это качество проявляется в процессе принятия решения. Так, многие люди ориентируются на социальные нормы, мнения других людей или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Полноценно функционирующие люди ориентируются на свои внутренние ощущения.

4. Эмпирическая свобода. «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это я сам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать.

5. Креативность (творческость).

Экзистенциальный подход отличается от личностно-центрированного подхода (ЛЦП) – другого важнейшего течения гуманистической психологии – прежде всего качественной оценкой сущности человека и трактовкой источников процесса становления.

Экзистенциальная позиция состоит в том, что сущность человека не задана изначально, а обретается человеком в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности. При этом с экзистенциальной точки зрения в природе человека есть не только позитивный потенциал, но и негативные, даже деструктивные возможности – и поэтому все зависит от личных выборов самого человека, за которые он и несет персональную ответственность. Осуществлять такие выборы и принимать ответственность за свою жизнь многим людям оказывается весьма непросто.

 

Личность как адаптационная система (когнитивный, поведенческий, психодинамический подходы).

Эти 3 подхода к пониманию личности, при всех различиях, схожи тем, что полагают, что у личности отсутствует или сильно ограничена свобода воли. Поэтому делается упор на развитие адаптационных свойств личности как системы.

Психодинамический подход

Основоположником является 3. Фрейд. По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия — либидо. Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

1) ид («оно») —функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») —это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и;

3) суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Про адаптационные свойства личности:

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает защитные механизмы: отрицание, регрессия, вытеснение; проекция; замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Поведенческий подход
Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению. Главным источником развития личности является среда в самом широком смысле этого слова. Личность является продуктом научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

В качестве элементов личности в бихевиористской теории выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. с. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека.

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок — самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу - не могу. Если человек принимает решение: «Могу», — то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», — то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1) прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

2) самоинструкция; например, «Я могу это сделать!»;

3) повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т. д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!».

Дж. Роттер выделяет два основных внутренних блока личности — субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный «локус контроля». «Экстерналы» — это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля». «Интерналы» — это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Когнитивный подход

Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт». Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкт — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Главный Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами).

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.017 с.)