Структура позитивных наук по О. Конту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура позитивных наук по О. Конту



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Российский государственный педагогический университет

Им. А.И. Герцена

М. Б. ГЛОТОВ

СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

 

Социология как самостоятельная отрасль научного знания заявила о своем возникновении в первой половине ХIХ века. Первым, кто придумал название новой науке об обществе, описал специфику ее предмета и методологии исследования, был французский философ Огюст Конт (1798-1857). Первоначально он назвал науку об обществе «социальной физикой», а ее методологию – «позитивистской». Термин «позитивный» им использовался в нескольких смыслах: как реальный, полезный, достоверный, точный.

Термин «социология» О. Конт образовал посредством соединения латинского слова «социум» – общий, общинный, общественный с греческим словом «логос» – слово, понятие, учение. Основоположник социологии не только придумал название новой науки, но и определил ее место в системе позитивных наук. Предложенная им система наук была выстроена в соответствии с принципами: восхождения от абстрактного к конкретному и от простого к сложному в содержании объекта науки. Структурно предложенная О. Контом система наук представляла собой перевернутую усеченную пирамиду, в основании которой находится самая абстрактная наука – математика, затем следуют астрономия, физика, химия, биология и завершает пирамиду социология (см.: Рис. 1).

 

социология
  биология  
  химия  
  физика  
  астрономия  
  математика  
                     

 

Рис. 1.

Структура позитивных наук по О. Конту

 

У О. Конта социология выступает как часть естествознания, ей отведено высшее место в структуре позитивных наук как наиболее конкретной и сложной по содержанию, опирающейся в своем познании действительности на предыдущие отрасли научного знания.

Для О. Конта был характерен интегральный подход к пониманию социологии как науки, применяющей методы естествознания к изучению любых явлений и процессов общественной жизни. С его точки зрения, социология, базируясь на знаниях естественных наук, объединяет в себе все знания общественных и гуманитарных наук. О. Конт выделил в социологии два раздела: социальную статику и социальную динамику, выразив их единство формулой «порядок и прогресс». Задача социальной статики виделась ему в том, чтобы «изучить человеческий порядок, как если бы он был неизменным», определить естественные законы, которые будут «одинаковыми во все времена и во всех местностях». Социальная же динамика, по его мнению, призвана дать описание последовательных этапов эволюции общества и установить естественные законы его развития.

 

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

Определение любой науки зависит от того, что понимается под ее объектом и предметом. Объектом науки признается то в реальном мире, на что направлена познавательная деятельность ученого с целью получения нового знания. Следует различать объект науки и объект научного исследования. Объектом научного исследования могут быть любые явления и процессы реального или виртуального мира, исследуемые ученым. Объектом же науки является определенная часть объективной реальности. Так, физика изучает неорганическую реальность, биология – органическую, социология – социальную. Один и тот же объект может изучаться несколькими науками. Например, общество является объектом таких наук, как история, культурология, социология. Предметом науки, с одной стороны, выступают те стороны, грани объекта, которые представляют интерес для специалиста данной отрасли науки. С другой стороны, предмет науки – это та совокупность знаний, которая получена учеными в процессе их познавательной деятельности, зафиксирована и доступна как для будущих исследователей, так и для тех, кто интересуется или изучает данную науку.

Большинство социологов считает в качестве основного объекта социологии – общество как социальную реальность, которая изучается представителями всех общественных и гуманитарных наук. Специфику социологического подхода к изучению общества они видят в определении предмета социологии как науки. Признавая такой подход правомерным, следует отметить, что в отличие от предмета других общественных и гуманитарных наук социология исследует общество как социальную систему, выясняя ее статические и динамические проявления, открывая законы, закономерности и тенденции их развития.

Определение любой науки зависит не от того, что признается в качестве ее объекта, а от того, что является ее предметом. Следовательно, определение социологии как науки может быть сформулировано следующим образом: Социология – это наука о законах становления, функционирования и изменения общества как системы.

Содержание социологии обогащается не только за счет собственно социологического познания, но и в результате ее взаимодействия с другими общественными и гуманитарными науками. Взаимосвязь социологии с общественными и гуманитарными науками носит как генетический, так и функциональный характер. Основоположник социологии как науки О. Конт считал, что она объединяет в себе все знания об обществе. Г. Спенсер объявлял социологию синтезирующей наукой. Выступая с идеей интегрализма социологии, П.А. Сорокин заявлял, что в ее содержании отражаются открытия других общественных и гуманитарных наук.

Интегральный характер социологии проявляется, прежде всего, в том, что преобладающее число категорий ею заимствовано из других наук, чаше всего, с добавлением прилагательного «социальный». Так, подобным образом образована категория, которая признается многими социологами в качестве основной – «социальная общность». При описании больших социальных общностей социологи используют понятия, которые были выработаны другими общественными науками, например: «мужчины» и «женщины» – демографией, «нации» и «народности» – этнографией, «буржуазия» и «пролетариат» – политической экономией и т.п.

Наиболее тесные функциональные связи у социологии с теми науками, которые непосредственно изучают большие социальные общности. Например, с демографией, объектом которой выступают половозрастные общности, и этнографией (этнологией), предметом которой является жизнедеятельность этнических общностей. Со многими общественными и гуманитарными науками социология связана своими отраслевыми подразделениями (например, экономическая социология и политическая социология, социология права и социология религии, социология культуры и социология искусства) или науками, которые возникли как пограничные области социогуманитарного знания (например, социальная антропология, социальная психология, социальная экология). Междисциплинарные связи социологии с общественными и гуманитарными науками иногда оказываются настолько тесными, что исследования, проводимые представителями этих наук, могут быть квалифицированы и как социологические.

Структура социологического познания является многомерной и может быть описана в трех измерениях: по функциональной направленности, предмету и уровню социологического познания. По функциональной направленности социологического познания различают фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная социология как теоретический вид социологического познания призвана выявлять законы, закономерности и тенденции развития общества как социальной системы в ее статике и динамике. Прикладная социология выступает как «приложение» знаний фундаментальной социологии к решению практических задач общественной жизни, как перевод знаний-описаний в знания-предписания. Прикладная социология опирается, главным образом, на эмпирический уровень социологического познания. В прикладной социологии происходит конкретизация полученных фундаментальной социологией знаний, их применение к решению конкретных социальных проблем. Фундаментальная социология выступает в качестве методологии прикладной социологии, как ее теоретический фундамент. В то же время прикладная социология предоставляет фундаментальной социологии те знания, которые позволяют ей корректировать свои исследования и делать новые научные открытия.

В фундаментальной социологии в зависимости от предмета познания различают общую и отраслевую социологии. Общая социология сосредоточена на разработке собственного категориального аппарата и методологии социологического познания, выработке социологических теорий и концепций. Она дает знания, которые необходимы тем, кто занимается социологическими исследованиями или изучает социологию как науку. Отраслевая социология, опираясь на знания общей социологии, сосредоточивает свое внимание на исследовании отдельных социальных явлений (например: социология науки, социология религии, социология искусства), социальных процессов (например: социология труда, социология управления, социология образования), социальных общностей (например: социология молодежи, этносоциология, гендерная социология), сфер и отраслей общественной жизни (например, экономическая социология, политическая социология, социология быта). В состав отечественной отраслевой социологии входит более 40 наименований. Прикладные социологические исследования в рамках отраслевой социологии получили название конкретно-социологических исследований.

В зарубежной и отечественной социологии в зависимости от задач и способов социологического познания общепринятым считается выделение двух его уровней: эмпирического и теоретического. Эмпирический уровень социологического познания нацелен на получение социологической информации при помощи специально разработанной методики ее сбора, обработки и анализа. Эмпирические социологические исследования могут проводиться не только социологами, но и теми, кто заинтересован в получении социологической информации при условии овладения ими методами ее сбора и обработки. Полученные на эмпирическом уровне социологические данные могут быть использованы как прикладной, так и фундаментальной социологией. Под теорией понимают систематизированное и оформленное в научных понятиях объяснение того, каким образом те или иные явления и процессы взаимосвязаны друг с другом. Теоретический уровень социологического познания ориентирован на получение концептуального научного знания и разработку методологии социологического исследования посредством методов абстрактно-логического мышления и моделирования.

Представление о видах и уровнях социологического познания дает рисунок 2.

 

Теоретический уровень

 
 


Фундаментальная социология

       
   


Общая социология Отраслевая социология

       
 
   

 


Прикладная социология

 

Эмпирический уровень

Рисунок 2

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Рассмотрение проблемы «личность и общество» требует признания двух аксиом:

1. Без личностей не может быть общества.

2. Вне общества не может быть личностей.

Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани ХIХ-ХХ веков. Прежде, чем говорить о социологическом понимании личности, необходимо определиться со значением понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», которые часто употребляются как синонимы не только в бытовой речи, но и в научных публикациях. То, что каждый человек может заявить о себе, что он есть и индивид, и индивидуальность, и личность не дает права считать эти понятия однозначными. Каждое из них в научном познании несет свою смысловую нагрузку и определяет нечто иное по отношению к другому. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» входят в категориальный аппарат различных областей научного познания.

Понятие «человек» как родовое и интегральное, с одной стороны, характеризует отличие человека как социальной особи от представителей животного мира, а с другой стороны, указывает на синкретическое единство в человеке индивидных, индивидуальных и личностных свойств. Понятие «человек» является одной из главных категорий социальной философии.

Понятие «индивид» – видовое и служит для обозначения биологической природы человека и тех свойств, которые определяются его генотипом. К индивидным свойствам относятся, например, характеристики роста, веса, цвета, пропорций телосложения, инстинкты, физиологические реакции и чувства. Индивидные свойства человека изучаются естественными и медицинскими науками.

Понятие «индивидуальность», являясь видовым, служит для обозначения духовной природы человека и тех свойств, которые определяются его психикой. К индивидуальным свойствам относятся, например, характеристики темперамента, интеллекта, памяти, психических процессов, нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические и художественные чувства, воззрения, ориентации, убеждения. Индивидуальные свойства человека изучаются психологическими и гуманитарными науками.

Понятие «личность» также является видовым и служит для обозначения социальной природы человека и тех свойств, которые определяются его местом в структуре общества. К личностным свойствам человека относятся, например, его демографические, этнические, сословные, профессиональные характеристики. Личностные свойства человека изучаются социологическими и общественными науками.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» представлено на рисунке 3.

 

ЧЕЛОВЕК

ИНДИВИД ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

       
 
   
 


ЛИЧНОСТЬ

 

Рисунок 3

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Смысл процесса социализации человека как личности состоит в том, что на протяжении всей своей жизни человек усваивает внешние по отношению к нему, выработанные и освоенные культурой данного общества, знания и ценности, правила и нормы, умения и навыки, механизмы и способы социальных действий. Он превращает их в свои собственные для того, чтобы иметь возможность исполнять в общественной жизни самые разнообразные социальные роли и занимать соответствующие им социальные статусы. Посредством социализации личность подготавливается к функционированию в обществе в качестве представителя определенных социальных общностей. С социологической точки зрения целесообразно выделять периоды социализации в соответствии с основными жизненными циклами человека: детство, молодость, зрелость, старость.

Социализация человека как процесс его развития включает в себя три взаимосвязанных стадии: становление – формирование личности как члена данной социальной общности; функционирование – исполнение личностью социальной роли в соответствии с занимаемым социальным статусом и изменение – приобретение за определенный период функционирования новых личностных свойств. Социализация человека может происходить как неосознанно, спонтанно, стихийно, так и осознанно, целенаправленно, организованно.

Для обозначения осознанной, целенаправленной и организованной социализации человека лучше всего подходит понятие «образование». Образование как целенаправленная организация обществом социализации человека включает в себя три взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: просвещение, воспитание и обучение. Процесс просвещения формирует сознание личности и позволяет ей накопить знания, необходимые для исполнения будущих социальных ролей. В процессе воспитания у личности вырабатываются определенные потребности, интересы, ценностные ориентации, формируется мировоззрение, позволяющие ей выбирать соответствующие социальные статусы. Процесс обучения помогает личности развивать ее способности, приобретать и совершенствовать умения и навыки, которые дадут ей возможность эффективно осваивать и исполнять социальные роли.

Социализации человека может происходить в двух формах: социальной адаптации и социальной интериоризации. В зарубежной социологии эти формы называют «фазами социализации».

Социальная адаптация – это форма приспособления человека к тем социальным статусам, в которых он как представитель определенных социальных общностей вынуждено или добровольно исполняет соответствующие социальные роли. Социальная интериоризация – это форма добровольного предварительного освоения человеком тех социальных ролей, которые он желал бы исполнять в будущем как представитель данных социальных общностей. Социальная интериоризация имеет существенное значение при сознательном определении личностью своего места в общественной жизни. Обучаясь в вузе, студент одновременно адаптируется к роли учащегося и интериоризируется к роли будущего специалиста.

Большое значение для социализации человека имеет как его самостоятельная творческая активность, так и воздействия со стороны агентов социализации. Агентами социализации выступают все те, кто помогает человеку освоить будущие социальные роли, контролирует и регулирует его действия по их освоению и исполнению. Агенты социализации могут быть:

· персональными – отдельные личности (родители, родственники, знакомые, друзья);

· коллективными – социальные общности (семья, учебная группа, производственный коллектив, этническая общность, неформальное объединение);

· институциональными – учреждения и организации (учебное заведение, государственные органы, средства массовой информации, учреждения культуры, политические партии, церковь).

Агенты социализации могут воздействовать на человека как непосредственно через личное общение с ним, так и опосредовано через средства массовой коммуникации. В первые годы жизни ребенка основными и универсальными агентами его социализации являются родители и родственники, в школьный период – учителя и друзья. В молодом и зрелом возрасте основными агентами социализации становятся социальные общности и социальные институты. Для пожилых людей роль основных агентов социализации исполняют представители их ближнего окружения. Особое значение в процессе социализации человека принадлежит средствам массовой информации и художественной культуре, которые активно пропагандируют определенные статусные предписания, используя наглядные и привлекательные модели социальных ролей.

Процесс социализации человека осуществляется посредством социальной коммуникации по таким основным каналам как общение, игра, учеба, трудовая деятельность. Главными каналами социализации для детей выступают общение с взрослыми и игры, для молодежи – учеба и общение со сверстниками, для взрослых – трудовая и бытовая деятельность, для большинства пожилых людей – общение между собой. Со стороны агентов социализации наиболее эффективными методами социализации могут быть внушение, убеждение, пример, обучение, коррекция и социальный контроль. Социализирующиеся, как правило, используют такие методы социализации как имитация, подражание, апробация, самообучение, саморегулирование.

В процессе социализации у человека может возникнуть необходимость в десоциализации и ресоциализации. Необходимость в десоциализации возникает тогда, когда, осваивая новую социальную роль, личности требуется отказаться от некоторых усвоенных ранее привычек и навыков, которые противопоказаны для исполнения данной роли. Необходимость в ресоциализации возникает тогда, когда личность после длительного перерыва в исполнении какой-либо роли возвращается вновь к ее исполнению, но уже в изменившихся обстоятельствах. Резкая смена основного социального положения или нахождение в экстремальных условиях (например, служба в армии, эмиграция, стихийное бедствие, потеря близких родственников, тюремное заключение) активизируют процессы десоциализации и ресоциализации.

В зависимости от результата процесс социализации человека может быть либо позитивным, когда осваиваются легитимные и одобряемые обществом социальные роли, либо негативным, когда человек осваивает те социальные роли, которые обществом не одобряются или являются нелегитимными. Под аномальной социализацией понимают резкое изменение социального положения и образа жизни человека. Так, банкротство, безработица, лишение постоянного места жительства, пристрастие к алкоголю или наркотикам, увлечение мистицизмом, уход в монастырь, сильное психическое расстройство могут привести к аномальной социализации. По характеру социализация человека может быть как добровольной, когда личность заинтересована в осваиваемых ролях, так и принудительной, когда к освоению социальной роли личность принуждают жизненные обстоятельства или необходимость исполнения социальной роли предписывается социальными институтами вне зависимости от желания самой личности. Как правило, принудительная социализация вызывает у личности сопротивление и осуществляется пассивно, добровольная же социализация осуществляется активно и заинтересовано.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

 

Социальные общности, также как и общество, могут изучаться различными общественными и гуманитарными науками. При этом представителей этих наук будет интересовать свой аспект исследования определенных социальных общностей. Так, экономистов, прежде всего, будут интересовать социальные общности, функционирование которых обусловлено наличием у их представителей собственности и между которыми установлены экономические и производственные отношения. Объектом исследования для политологов и правоведов будут выступать социальные общности, внутри и между которыми установлены властные и юридические отношения, регулируемые системой правовых норм и законов. Для демографов интерес представляют социальные общности, которые участвуют в процессах воспроизводства населения. Социологов же интересует вся совокупность социальных общностей, из которых состоит общество, их классификация, место и роль в социальной структуре. Социологи рассматривают развитие общества сквозь призму функционирования и взаимодействия социальных общностей. Некоторые социальные общности, например, семья, молодежь, этносы стали объектами отраслевых социологий.

Социальные общности являются структурообразующими элементами общества, благодаря которым оно формируется, функционирует и изменяется. С появлением первых общностей людей происходит становление общества как системы. Принадлежность человека к определенным социальным общностям – необходимое условие социализации человека и определения его социального статуса. Функционирование социальной системы происходит в процессе взаимодействия людей как представителей определенных социальных общностей.

Историческое развитие структуры общества обусловлено процессами интеграции и дифференциации социальных общностей. Процесс социальной интеграции происходит в двух направлениях. Первое направление – объединение людей в социальные общности, в силу чего они приобретают новые свойства, не присущие составляющим их личностям. Второе направление – объединение общностей в более крупные, что позволяет им увеличивать свою значимость в структуре общества и эффективность функционирования в общественной жизни. В процессе социальной дифференциации социальные общности распадаются на меньшие или из них выделяются в качестве самостоятельных новые социальные общности, отличающиеся составом и спецификой социального функционирования.

Состав социальных общностей на определенный период функционирования общества характеризует строение социальной структуры. Изменение строения социальной структуры происходит посредством отмирания одних социальных общностей, в функционировании которых общество больше не испытывает потребности, и появления новых социальных общностей, в функционировании которых на данный момент общество нуждается. Специфика социальной структуры определяется теми социальными общностями, которые в его строении занимают господствующее положение. Так, в эпоху Средневековья главенствующее положение в строении социальной структуры занимало духовенство, в Новое время – экономическая и политическая элита. В современную эпоху главенствующее положение в строении социальной структуре начинает занимать интеллектуальная элита.

В социальной структуре следует различать две формы социальных общностей: социальные объединения и социальные группы. Социальные объединения – это социальные общности, которые образуются в результате потребности или интереса людей во взаимодействии с целью достижения определенного результата для удовлетворения данной потребности или интереса. Как правило, социальные объединения возникают на добровольной основе и социальные связи внутри них носят межличностный характер. Социальная группа – это социальная общность, принадлежность к которой определяется на основе общих для людей признаков. Добровольность вхождения в данную социальную группу необязательна. Социальные связи личности в социальной группе определяются ее социальным статусом и могут быть как непосредственными, так и опосредованными. Тот, кто признает себя членом данной социальной группы, обязан следовать тем, формальным правилам, которые установлены для нее обществом.

В структуре общества могут быть выделены следующие типы социальных общностей:

· малые и большие,

· простые и сложные,

· открытые и закрытые,

· формальные и неформальные,

· реальные и номинальные.

Различие малой и большой социальных общностей определяется количественным составом их членов. Самой малой социальной общностью является социальная пара (диада). Граница верхнего количественного предела малой социальной общности может варьироваться от 5-7 до 40-50 членов в зависимости от ее функционального предназначения. К особенностям малой социальной общности относят: локализацию в пространстве, межличностные связи, общую цель функционирования, совпадение интересов, обязательность следования принятым нормам и правилам поведения, внутриролевое распределение. В малых социальных общностях одна и та же личность может исполнять по отношению к другим несколько разных ролей. Например, в семье женщина может быть матерью для своих детей, сестрой для своих братьев и сестер, дочерью для своих родителей, тещей для зятя, свекровью для невестки. Характер исполнения членами малой социальной общности своих ролей может способствовать ее интеграции или приводить к межличностным конфликтам. Неспособность найти компромиссные решения в межличностных конфликтах, как правило, приводит к распаду малой социальной общности.

Простая социальная общность иногда называется первичной или элементарной, так как ее деление на более мелкие социальные общности функционально нецелесообразно, даже если в ней образуются отдельные группировки. К простым социальным общностям могут быть отнесены друзья, знакомые, коллеги, члены садоводческого кооператива, учебная группа, производственная бригада, отделы и службы на предприятиях, в фирмах и учреждениях. Для простой социальной общности характерно наличие между ее членами непосредственных социальных взаимосвязей. Сложными социальными общностями являются, в основном, большие социальные группы, между членами которых могут быть как непосредственные, так и опосредованные социальные взаимосвязи. Сложные или вторичные социальные общности образуются также в результате объединения нескольких элементарных социальных общностей. К сложным социальным обществам относят, например: сословия, классы, производственные коллективы крупных предприятий, учебных заведений и учреждений, а также персонал социальных институтов.

Социальная общность считается открытой, если вхождение в нее и выход из нее доброволен и не требует приложения особых усилий для преодоления устанавливаемых для данной социальной общности ограничений. К открытым социальным общностям могут быть отнесены, например, такие социальные объединения, как родственники, соседи, покупатели, верующие. Закрытыми социальными общностями признаются такие, в которые право на вхождение имеют только избранные, а выход запрещен или затруднен. Классическими образцами закрытых социальных общностей могут служить касты и масонские ложи. Зарубежные социологи, как правило, к открытым обществам относят страны с демократическим или либеральным политическим режимом, а к закрытым – страны с авторитарным или тоталитарным политическим режимом. Так, Советский Союз в период с 1946 по 1960 год западными социологами и политологами определялся как закрытое общество.

В реальной действительности абсолютно открытые или закрытые социальные общности встречаются крайне редко. Преобладающее большинство социальных общностей является полузакрытыми, так как вхождение в них требует преодоления определенных ограничительных условий (половых, возрастных, сословно-классовых, образовательных, профессиональных и др.). Такие асоциальные общности, как наркоманы, бомжи, преступники и т.п. могут быть охарактеризованы как полуоткрытые социальные общности.

Формальными социальными общностями являются те, появление и функционирование которых регламентировано традиционными, правовыми и административными нормами и правилами. Формальные социальные общности могут образовываться как добровольно, так и принудительно, например, учебные группы, производственные отделы, амбулаторные больные. К неформальным социальным общностям относятся образуемые на добровольной основе объединения, поведение членов внутри которых регулируется моральными нормами и устанавливаемыми договорными правилами. Практически все социальные объединения можно отнести к неформальным социальным общностям. Правовое регулирование неформальных социальных общностей распространяется на внешнее взаимодействие их с представителями других социальных общностей.

Одна и та же социальная общность может быть номинальной и реальной. Признание социальной общности как номинальной требует учета всех входящих в ее состав членов. Реальной социальной общностью считается та, члены которой функционируют в данном пространственно временном континууме. Так, списочный состав учебной группы характеризует ее как номинальную социальную общность, а те, кто присутствует на занятии, представляют учебную группу как реальную социальную общность.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

Социальные объединения играют важную роль в процессах социализации человека и функционирования личности в сферах быта, политики и духовной культуры. Отличительной чертой социальных объединений является то, что они чаще всего образуются добровольно по инициативе самих людей и межличностные отношения в них носят в основном неформальный характер. Среди социальных объединений различают исторические и инструментальные.

Исторические социальные объединения появлялись последовательно в процессе формирования и развития общества как формы совместного бытия людей. К историческим социальным объединениям относятся: род, клан, фратия, племя, этнос, народ.

Род – это исторически первое большое простое социальное объединение людей, которых связывали кровнородственные узы. Согласно утверждениям специалистов, роды возникли в период между нижним и верхним палеолитом. Род основывался на экзогамном браке, запрещающем браки внутри одной семьи, и общности имущества. Члены рода происходили от одного предка, находились между собой в кровном родстве, жили и трудились совместно, имели общие традиции и обычаи, главу рода. Исторически существовали два вида родов: матриархальный и патриархальный. В матриархальном роде во главе стояла женщина как его прародительница. Родство устанавливалось по материнской линии. В связи с тем, что основным добытчиком средств существования и защитником становится мужчина, он признается главой патриархального рода и родство устанавливается по отцовской линии.

Клан представляет собой социальное объединение, все члены которого считают, что они происходят от общего предка, давшего несколько поколений назад начало живущим на данный момент родственникам, не зависимо от их места проживания в настоящее время. Клан относят к разновидностям патриархального рода, сохранившиеся у некоторых кельтских народов Европы и тюркских народов России и государств СНГ. Для кланов характерно наличие тесных кровнородственных связей и некоторых обычаев, например, круговая порука, кровная месть. У шотландцев и ирландцев до сих пор в некоторых именах сохранились обозначения клановой принадлежности. Добавление к имени шотландца приставки «mac» (сын), а ирландца – «о'» (внук) свидетельствует о том, что человек носит имя предполагаемого кланового предка. В современном обществе термин «клан» употребляется для обозначения мафиозных организаций, в состав которых входят не только родственники, а все члены преступной группировки, отношения между которыми считаются как родственные.

Фратии возникают в связи с введением табу на брачно-половые отношения между родственниками и необходимостью установления отношений между родами. Основу объединения во фратию составляли семейно-брачные отношения. Фратии не были производственными объединениями, так как каждый род занимался своим видом производственной деятельности и самостоятельно управлял своим хозяйством. Отношения между входившими во фратию родами ограничивались обменом продуктами труда и зашитой общей территории. Общими для фратии были обычаи и религиозный культ. Фратии явились переходной формой от рода к историческому объединению родов в племя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.066 с.)