Модель стратификационной структуры общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель стратификационной структуры общества



  СЛОИ ПОКАЗАТЕЛИ
Экономические Политические Образовательные Профессиональные
Элитарный сверхбогатые господствующие остепененные самые престижные
Высший богатые руководящие высокообразованные престижные
Средний зажиточные исполняющие среднеобразованные достаточно престижные
Низший бедные подвластные малограмотные непристижные
Маргинальный нищие безвластные безграмотные отвергаемые

 

В данной модели константными являются слои и показатели. Что касается индикаторов и их индексов, то они могут иметь национальное своеобразие. Так, в некоторых странах в качестве экономического показателя может быть взят размер частной собственности, в других – величина душевого дохода. Индекс величины душевого дохода может соизмеряться с минимальной оплатой труда, с прожиточным минимумом или размером минимального душевого дохода в данной стране.

Несмотря на то, что существует определенная зависимость и соответствие между экономическими, политическими, образовательными и профессиональными стратификационными показателями, однако не всегда только материальное положение личности определяет ее принадлежность к той или иной социальной страте. Например, принадлежащие к элитарной страте известные политики или выдающиеся ученые не обязательно бывают сверхбогатыми – в большинстве случаев по экономическим показателям они могут быть отнесены к среднему слою). Также некоторые, очутившиеся в маргинальном слое, имеют высшее образование или прежде их профессия была престижной. Поэтому судить о принадлежности личности к той или иной социальной страте следует, исходя из комплексной оценки их индексов по каждому показателю. Так, невысокие индексы экономического и политического показателей могут быть компенсированы высокими индексами образовательного и профессионального показателей.

При субъективном и самооценочном способе определения места личности в стратификационной структуре общества может возникать завышение или занижение некоторых индикаторов вследствие мимикрии или имитации реального социального статуса личности. Например, живущий в фешенебельном районе или посещающий элитный клуб человек со средним достатком будет восприниматься как принадлежащий к высшему социальному слою. Преувеличенно оцениваемый один из стратификационных показателей позволяет человеку считать себя принадлежащим к более высокому социальному слою. Некоторые люди, имеющие высокий индекс образовательного или профессионального показателей, но в быту ведущие скромный образ жизни, могут быть отнесены окружающими к представителям низшего социального слоя. Если одни люди стараются всяческими средствами продемонстрировать свою принадлежность к более высокому социальному слою, то другие, напротив, не стремятся к тому, чтобы их считали представителями высшего социального слоя.

Чтобы иметь реальное представление о социальном расслоении современного общества, социологам необходимо при описании стратификационной структуры использовать многофакторный анализ социальных статусов людей, учитывая все многообразие стратификационных показателей. Графическое изображение построенной на расчетах социологов стратификационной модели структуры общества может иметь либо ромбовидный вид, когда к среднему слою будет принадлежать большинство населения, либо пирамидальный вид, в случае если большинство населения будет принадлежать к низшему слою.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

 

Введенный О. Контом термин «социальная динамика» использовался в социологии для обозначения теорий общественного прогресса. Однако в социальной реальности динамичным является не только общество в целом, но и составляющие его структурные элементы: личности и социальные общности, социальные институты. Основу социальной динамики составляют социальные действия и социальные связи. Проявлением социальной динамики выступают социальные изменения, происходящих в результате социальных процессов.

В социологии социальное действие – это сознательные акты деятельности личностей как представителей социальных общностей, ориентированные на других людей, социальные общности или социальные институты с целью удовлетворения личных или общественных потребностей и интересов. Структуру социального действия составляют: субъект и объект деятельности, побудительные силы действия, условия действия, его способы и средства, результат действия.

Субъект социального действия – это тот, кто выступает в качестве инициатора и активно действующего лица, планируя свою деятельность, прогнозируя ее результат, учитывая условия и выбирая способы и средства. Объект социального действия – это тот, на кого направлена деятельность субъекта. В некоторых случаях объект даже не знает, что по отношению к нему совершается социальное действие и кто воздействует на него. Активность объекта проявляется тогда, когда он испытывает или предвидит возможность воздействия на него субъекта. В процессе взаимодействия субъект и объект могут меняться местами. Субъектом и объектом социального действия выступают личности, социальные общности и социальные институты. Субъект и объект социального действия, являясь его структурообразующими факторами, определяют содержание и направленность социального действия.

Побудительными силами социального действия являются социальные потребности и интересы, цели и установки субъекта. Социальная потребность – это нужда в чем-то, что может быть удовлетворено через взаимодействие субъекта с другой личностью, социальной общностью или социальным институтом. Социальный интерес – это сознательно направленное желание для достижения чего-то посредством социальных действий. Цель социального действия – это представление о результате, который должен быть достигнут по завершению социального действия. Установка социального действия – это предрасположенность и готовность субъекта к социальному действию для достижения поставленной цели. Социальные потребности и интересы, цели и установки могут быть личностными, коллективными и институциональными. Вербальное объяснение побудительных сил социального действия называется мотивом. Мотив может предшествовать социальному действию на стадии принятия решения о его совершении или объяснять, что побудило совершить социальное действие после его завершения. Мотив может быть также использован для привлечения к содействию других субъектов социального действия.

Условия социального действия – это та окружающая среда, в которой действуют субъекты и объекты, а также те способы и средства, с помощью которых осуществляется социальное действие. Условия социального действия определяются, как правило, пространственными, временными и конкретно-историческими факторами. Определенные социальные действия требуют соответствующего места и времени его свершения. При выборе места совершения действия следует учитывать его природно-географические и социально-культурные особенности с позиций целесообразности и комфортности. Временной фактор требует учета длительности социального действия, возрастного ценза и целесообразности. Так, получение образования ограничено определенным сроком, начало трудовой деятельности – возрастным цензом, выборы целесообразно проводить в выходные дни, когда большинство избирателей находится по месту проживания. Конкретно-исторические факторы могут способствовать или препятствовать эффективному совершению определенного социального действия. Например, установление в России рыночных отношений и приватизация активизировали предпринимательство, а распад СССР – негативно сказался на сотрудничестве промышленных предприятий России и стран СНГ.

Если способ социального действия – это то, как, каким образом оно совершается, то средства социального действия – это то, с помощью чего оно осуществляется. Каждое социальное действие требует соответствующих способов и средств, от выбора которых зависит его содержание и эффективность. В некоторых случаях одно и то же социальное действие может быть совершено различными способами и средствами. Здесь важно умение выбрать наиболее целесообразные и эффективные способы и средства совершения социального действия. Выбор способов и средств социального действия зависит также от возможностей и способностей субъекта и объекта их использовать. Чем выше развито материально-техническое оснащение общества, чем выше культурный потенциал субъекта и объекта социального действия, тем разнообразнее и совершеннее могут быть выбраны способы и средства социального действия.

Результатами социального действия может быть: удовлетворение социальных потребностей и интересов, достижение поставленных целей, создание материальных и духовных ценностей, «награда и кара» (П.А. Сорокин) за содеянное, изменения в поведении личности и социальных общностей, в функционировании социальных институтов, в сферах и отраслях общественной жизни. Результаты социального действия, как правило, служат, с одной стороны, показателем социальных изменений, а с другой – отправной точкой для совершения новых социальных действий.

В рамках эмпирической социологии социальное действие рассматривается как поведение личности или малой социальной общности. Поведение личности – это комплекс социальных действий человека, обусловленный его реакцией на внутренние или внешние побудительные силы и ориентированный на изменение социального действия другого человека или социальной общности с целью удовлетворить свои потребности или интересы. Поведение личности опосредовано нормами и правилами, которые устанавливаются социальными институтами как образцы поведения и усваиваются людьми в процессе их социализации или посредством договоренности. Образцы поведения – это определенные устойчивые схемы действий личности в конкретных жизненных ситуациях, типичные для данной культурной среды.

Нормы и правила поведения личности закрепляются:

· в табу (запретах), обычаях, ритуалах, этикетах, передающихся как традиции от одного поколения к другому;

· в форме кодексов, законов, уставов, инструкций, разрабатываемых государственно-административными и общественно-политическими институтами;

· в произведениях искусства как образцы для подражания поведению действующих лиц.

Следование нормам и правилам, принятым в данном обществе, одобряется и поощряется, нарушение их осуждается и карается. Однако не всякое нарушение принятых норм и правил осуждается и карается. Существуют отклонения от норм, к которым общество относится терпимо (аскетизм, отшельничество, попрошайничество), а иногда и поощряется (гениальность, героизм).

Осуждение и наказание, также как одобрение и поощрение осуществляется посредством применения социальных санкций, которые представляют собой реакцию на поведение личности со стороны других личностей, социальных общностей и социальных институтов. Формы социальных санкций могут быть самыми разнообразными от благодарности до вынесения смертного приговора. По субъекту применения социальных санкций различают формальные и неформальные санкции. Формальные санкции осуществляются официальными лицами и институтами, а неформальные – ближним окружением и общественным мнением. Как правило, социальные санкции в форме наказания и награждения – формальные, а санкции в форме осуждения и одобрения – неформальные.

Потребность общества в соблюдении существующих норм привела к возникновению системы социального контроля. Основу социального контроля составляет процесс применения социальных санкций в целях обеспечения соблюдения социальных норм и правил. Социальный контрольвыполняет функцию регулятора поведения личности.

В истории общества не существовало социальных общностей, в которых бы все ее члены вели себя в соответствии с установленными нормами и правилами. В современной социологии аномичное (отклоняющееся от нормы) поведение личности представлено тремя видами: девиантным поведением, аддитивным поведением и делинквентным поведением.

Девиантное поведение (латинское « deviatio» – отклонение) – это действия, которые не соответствуют ожиданиям, правилам и нормам, принятым значительной частью людей, но не нарушающим принятых в данном обществе законов. К девиантному поведению относят такие поступки людей, которые связаны с проявлениями, например, вредных привычек, иждивенчества, ревности, доносительства, зазнайства, подхалимства, карьеризма. Девиантное поведение может быть деструктивным, нанося вред самой личности, и асоциальным, нанося вред окружающим.

Девиантное поведение осуждается ближним окружением или общественным мнением. От форм девиантного поведения следует отличать странности и чудачества, имеющие индивидуальную природу и не приносящие вреда другим. Девиантное поведение условно и относительно. То, что в одном обществе будет считаться девиантным, в другом – нормой; то, что раньше считалось девиантным, в будущем может стать нормой. Например, мода в период ее становления воспринимается как отклонение от прежних норм, но в процессе распространения моды и принятия ее большинством она становится нормой и образцом для подражания. Ранее осуждаемые сожительство и гражданский брак сегодня во многих странах не вызывают осуждения со стороны общественного мнения.

Аддитивное поведение (латинское «addition»– прибавление) – это пагубная склонность человека к чему-либо, например, алкоголизм, наркомания, азартные игры, приводящие к отказу от жизненно важных обязанностей и причиняющих вред, как правило, ближнему окружению. Социальная опасность аддитивного поведения состоит в том, что оно способствует или сопровождается преступными действиями. Делинквентное поведение (латинское «delinquens» – правонарушитель) – это преступные действия человека, которые запрещены законами и уголовно наказуемы.

Атрибутом социального действия выступают социальные связи, которые возникают между субъектом и объектом социального действия и без которых любая активность человека не имеет социального смысла. Социальная связь – это взаимозависимость субъекта и объекта социального действия на основе их потребностей или интересов с целью достижения определенного результата социального действия.

Социальные связи могут устанавливаться как между двумя, так и несколькими субъектами и объектами социального действия. Типология социальных связей, определяющаяся характеристиками субъекта и объекта социального действия, между которыми они устанавливаются, представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Типология социальных связей

 

Субъект социального действия Объект социального действия Тип социальной связи
Личность Личность Личность Социальная группа Социальная группа Социальный институт Личность Социальная группа Социальный институт Социальная группа Социальный институт Социальный институт Межличностная Личностно-групповая Личностно-институциональная Межгрупповая Институционально-групповая Межинституциональная

 

Межличностная, личностно-групповая и личностно-институциональная социальные связи могут быть отнесены к первичному типу социальных связей, так как в них личность выступает в качестве непосредственно действующего лица. К вторичному типу социальных связей могут быть отнесены межгрупповая, институционально-групповая и межинституциональная социальные связи. Личность здесь выступает опосредованно как представитель определенной социальной общности или социального института.

Социальная связь может проявляться в качестве четырех последовательных форм: социального контакта, социального воздействия, социальной взаимосвязи и социального отношения.

Социальный контакт – это первичная форма односторонней социальной связи субъекта с объектом предполагаемого действия с целью получения информации о нем для принятия решения о возможности или и целесообразности начала воздействия на него. Социальный контакт устанавливается посредством чувственного восприятия и рационального анализа информации о предполагаемом объекте. Социальный контакт может быть непосредственным, если информация получена от восприятия самого предполагаемого объекта социального действия, или виртуальным, когда информация о нем собирается посредством изучения документов или сведений от объектов других социальных действий.

Социальное воздействие – это форма однонаправленной социальной связи субъекта с намерением вызвать у объекта социального действия желаемой реакции на посылаемые ему сигналы. Социальное воздействие, как правило, целенаправленно и преднамеренно. Для социального воздействия важно, с одной стороны, качество посылаемых сигналов и действенность каналов его передачи, а с другой – настроенность и способность объекта социального действия воспринимать посылаемые сигналы. Социальное воздействие не всегда приводит к ожидаемой реакции. В некоторых случаях реакция объекта на социальное воздействие может быть противоположной ожидаемой. Иногда социальное воздействие субъекта объектом игнорируется, либо в силу того, что сигнал не был им воспринят, либо потому, что объект не желает реагировать на воздействие данного субъекта. В таком случае социальное действие становится невозможным.

Социальная взаимосвязь – это форма двусторонней связи по поводу посланного субъектом социального действия сигнала и ответной реакции объекта на него. Установление социальной взаимосвязи возможно тогда, когда объект социального действия реагирует на воздействие субъекта, в результате чего возникает социальное взаимодействие. Социальная взаимосвязь предполагает обмен информацией между субъектом и объектом социального действия. Социальная взаимосвязь может быть вынужденной или заинтересованной, формальной и неформальной, интимной и деловой, кратковременной и долговременной, одноразовой и многоразовой. Длительность и повторяемость социальной взаимосвязи обусловлены побудительными силами социального действия и условиями его осуществления. Социальная взаимосвязь может способствовать достижению солидарности в социальном действии, приводить к принятию компромиссных решений или к возникновению конфликта. При осуществлении социальной взаимосвязи субъект и объект социального взаимодействия, как правило, корректируют свои сигналы с учетом получаемой информации.

Социальное отношение – это форма устойчивой, нормативной двусторонней связи по поводу достижения общей цели субъекта и объекта социального действия. Как правило, длительные социальные взаимосвязи трансформируются в социальные отношения. Социальные отношения характеризуют зависимость субъекта и объекта социального действия друг от друга. Социальные отношения устанавливаются между личностями в социальных общностях, между социальными общностями и социальными институтами в процессах их взаимодействия в различных сферах и отраслях общественной жизни. Социальные отношения могут быть добровольными и вынужденными, официальными и неофициальными, формальными и неформальными, взаимовыгодными и эгоистическими, двусторонними и многосторонними.

В советской социологии социальные отношения признавались структурообразующим элементом общества. При этом происходило отождествление социальных отношений с общественными отношениями. В отличие от социальных отношений, которые обусловлены достижением результата социального действия, общественные отношения складываются между людьми как представителями определенных социальных общностей по поводу тех или иных материальных или духовных ценностей. В силу разного социального положения людей в обществе общественные отношения могут быть охарактеризованы как отношения равенства и неравенства, господства и подчинения, как антагонистические и неантагонистические, мирные и враждебные, справедливые и несправедливые.

Социальные процессы – это разнообразные формы проявления тех социальных взаимодействий, которые приводят к изменениям в социальной системе и структуре. Социальные процессы выступают как источник жизнедеятельности общества, как проявление социальной динамики. Социальные процессы совершаются в социальном пространстве и социальном времени, которые являются необходимыми условиями их осуществления. Содержание и направленность социальных процессов определяются потребностями, интересами, установками и целями взаимодействующих субъектов и объектов.

К основным формам социальных процессов следует отнести: становление, функционирование и развитие. Становление – это процесс возникновения новых элементов социальной системы, а также формирование новой личности, новой социальной общности, нового социального института. Функционирование – это процесс реализации потенциальных возможностей личностей, социальных общностей, социальных институтов, а также элементов социальной системы по выполнению их функционального предназначения в конкретно-исторических условиях. Развитие – это закономерный процесс количественных и коренных качественных изменений в личности, социальной общности и социальном институте, в социальной системе за определенный период времени.

Развитие подчиняется действию основных законов диалектики. Ему присущи следующие основные характеристики:

· преемственность – сохранение и удержание того положительного, что было достигнуто на предыдущем этапе;

· новаторство – созидание нового, как положительного, так и отрицательного;

· неравномерность – одни изменения происходят быстро, другие медленнее.

Различают два главных способа развития: эволюционный и революционный. Эволюционный способ развития связан с постепенными изменениями в социальной системе, революционный способ развития – с коренными преобразованиями в ней. В качестве способа ускорения социальной эволюции используют социальные реформы. Социальные реформы, как правило, осуществляются государственными органами управления. В результате социальных реформ могут происходить либо прогрессивные, либо регрессивные изменения. Способом ускорения социальной революции может быть модернизация – кардинальные преобразования в социальной системе и социальной структуре. К способам социального развития также относятся: консервация (сохранение и поддержание в прежнем состоянии), реставрация (восстановление прежнего состояния), реконструкция (частичное обновление прежнего состояния).

Тип социального процесса определяется его характером, направленностью и содержанием. По характеру протекания социальные процессы могут быть стихийными, случайными, нерегулируемыми или целенаправленными, организованными, управляемыми. Они также могут быть нормальными, легитимными или аномальными, не легитимными. По направленности социальные процессы могут быть необратимыми и обратимыми (цикличными), восходящими и нисходящими, прогрессивными (результаты их положительно оцениваются с позиций общественного идеала) и регрессивными (результаты их ухудшают прежнее состояние социальной системы). По содержанию социальные процессы могут быть социально-экономическими, социально-политическими, социально-бытовыми, социально-информационными.

Динамика общества проявляется и реализуется через социальные изменения, которые являются результатом социальных связей и социальных действий личностей, социальных общностей и социальных институтов, выступающих в качестве действующих сил социальных изменений. Действующие силы социальных изменений могут быть движущими или сдерживающими. Движущие силы заинтересованы в социальных изменениях, способствуют им, стимулируют их. Сдерживающие силы не желают социальных изменений, тормозят их, противостоят им. Пока движущие и сдерживающие силы находятся в равновесии, не происходит социальных изменений. Чтобы социальные изменения начались, необходима активность движущих сил. Побудительным стимулом активности движущих сил, как правило, выступают личные и общественные потребности и интересы, цели и идеалы.

Социальные изменения – это появление в социальной системе за определенный период времени под воздействием внешних или внутренних действующих сил новых явлений и образований или возврат к старым, а также исчезновение ранее существующих социальных явлений и образований. Например, распад СССР и последующие реформы привели к тому, что в России изменился социально-политический и экономический строй. В социальной структуре российского общества появились новые социальные слои (предприниматели, фермеры, банкиры), иным стал характер национальных отношений, произошел отказ большинства российских граждан от социалистических ценностных ориентаций. В то же время произошедшие за период перестройки социальные изменения привели к реставрации тех социальных явлений и образований, которые были в России до Октябрьской революции 1917 года. Так, в социальной структуре российского общества вновь появились капиталисты, олигархи, аристократы, в судебной системе восстановлен суд присяжных, в сфере духовного производства возродились благотворительность и меценатство.

Проводимая реорганизация на предприятиях и в учреждениях обычно вызывает замену кадрового состава, переподготовку некоторых специалистов, переориентацию работников в связи с новыми условиями функционирования, изменение их ролевых установок и даже образа жизни. Любые изменения в обществе требуют от личности приспособления к новым условиям жизнедеятельности и воспринимаются в большинстве случаев как проблемы и трудности, которые следует решать и преодолевать.

Источниками социальных изменений выступают возникающие в процессе функционирования общества противоречия между его членами, социальными общностями и социальными институтами. Как правило, социальные изменения могут быть обусловлены следующими факторами:

· природными явлениями и процессами, такими как стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, наводнения), оскудением природных ресурсов или открытием новых месторождений ископаемых;

· историческими событиями – войны, революции, реформы;

· политическими преобразованиями – смена государственного строя, политического режима;

· экономическими явлениями и процессами – падение или рост курса акций, валюты, спад или подъем промышленного производства, его реорганизация или модернизация;

· социально-демографическими процессами – увеличение или снижение рождаемости, большая миграция населения;

· явлениями и процессами духовной жизни: открытия в науке, замена прежних идеологических ориентаций и установок на новые, смена художественных стилей и направлений, вражда религиозных конфессий (вероисповеданий), появление новой моды.

Социологу, который исследует социальные изменения, необходимо выявить главный источник и те факторы, которые в большей степени детерминируют социальные изменения. Ему также следует определить объективные и субъективные факторы сопротивления социальным изменениям. В качестве объективных факторов сопротивления могут выступать неблагоприятные для социальных изменений природно-климатические, экономические и политические условия функционирования общества. Субъективными факторами сопротивления социальным изменениям могут быть: консерватизм мышления, непонимание объективной необходимости изменений, незнание целей и задач изменений, нежелание любых перемен, боязнь их, преобладание личной заинтересованности над общественной пользой, недоверие к движущим силам.

Социальные изменения бывают качественными и количественными, длительными и кратковременными, стихийными и регулируемыми, неосознанными и осознанными, добровольными и принудительными, эволюционными и революционными, прогрессивными и регрессивными. Чем сложнее социальная система, тем более продолжительным является период происходящих в них изменений. Особенность социальных изменения состоит в том, что, во-первых, они происходят непрерывно; во-вторых, социальные изменения в одной из сфер или подструктур общества вызывают изменения в других сферах и подструктурах. Так, смена политического курса в СССР привела к изменениям в экономике страны, что повлияло как на изменения уровня жизни людей, так и их ценностных ориентаций. Анализ социальных изменений позволяет социологу дать им оценку и предвидеть последствия этих изменений для всего общества, отдельных его сфер и отраслей.

В современной социологии в качестве основных видов социальных процессов, в которых действующими силами выступают личности, принято считать следующие: сотрудничество и конкуренцию, социальный конфликт и социальную мобильность.

Социальная мобильность – это процесс изменения личностью своего места в сложившейся системе социальной стратификации, а также изменение места социальных общностей в социальной структуре. В социологии различают социальную мобильность личности и мобильность социальных общностей.

Основное внимание современная социология уделяет анализу социальной мобильности личности. Под горизонтальной социальной мобильностью личности понимают ее переход из одной социальной общности в другую, при условии сохранения своего социального положения или социального ранга, например, смена гражданства, вероисповедания, места работы. Вертикальная социальная мобильность личности предполагает изменения ее социального положения или социального ранга на более высокий или низкий. Примерами восходящей вертикальной социальной мобильности личности могут служить поступление выпускника средней школы в вуз, а после окончания вуза получение диплома специалиста, а также перевод студента с одного курса на другой. Нисходящая вертикальная социальная мобильность личности, как правило, связана с утратой ею более высокого ранее социального положения или социального ранга. Так, отчисление студента за неуспеваемость, банкротство предпринимателя, понижение в должности могут служить примерами нисходящей социальной мобильности личности. Для вертикальной социальной мобильности личности характерно, как правило, добровольное стремление к достижению более высокого социального статуса и принудительное нисхождение в низшие социальные слои.

В некоторых случаях социальная мобильность личности осуществляется без особых усилий с ее стороны, например, переход из одной возрастной группы в другую, изменение места жительства, приобретение статуса родственника. Однако в подавляющем большинстве случаев личности приходиться прилагать осознанные усилия для того, чтобы изменить или сохранить свой социально значимый статус.

К каналам вертикальной социальной циркуляции относят социальные институты, которые, с одной стороны, используя «социальные сита», «тестируют», отфильтровывают претендентов на более высокие социальное положение или социальный ранг, затрудняя, тем самым» их достижение, а с другой стороны, выступая в качестве «социальных лифтов», поднимая личность вверх или опуская вниз по «социальной лестнице». Если вступительные экзамены в вузе для абитуриента – «социальное сито», то система вузовского обучения – «социальный лифт». В качестве «социального лифта» могут выступать родственники, друзья, знакомые, которые посредством протекции помогают личности достичь более высокого социального статуса в обществе.

Социальная мобильность личности может иметь разные периоды длительности и осуществляться различными темпами. Так, крупный выигрыш моментально сделает человека богачом, а крупный проигрыш – бедняком. Одним аспирантам, чтобы стать кандидатом наук для написания и защиты диссертации достаточно двух-трех лет, у других на это может уйти пять и более лет. В теории социальной мобильности личности используют понятие «дистанция мобильности», которое означает количество ступеней, на которые поднимается или опускается личность по «социальной лестнице». Перемещение на одну – две ступени вверх или вниз по «социальной лестнице» считается нормальной социальной мобильностью личности, резкий же переход в элитарную или в маргинальную социальную страту – аномальной.

В социальной мобильности личности различают вертикальную восходящую когортную и межкогортную мобильность. С позиций когортной мобильности рассматривается изменение социального статуса представителей одного поколения. Восходящая когортная мобильность личности именуется социальной карьерой, например, студент – специалист – руководитель. Межкогортная мобильность – это изменение социального статуса личности относительно социального статуса своих родителей. Межкогортная восходящая мобильность характеризуется тем, что дети достигают более высокого социального положения или ранга, чем их родители.

Появление в социальной структуре общества новых социальных общностей и исчезновение утративших свое функциональное предназначение свидетельствует об их горизонтальной мобильности. Изменение места и роли социальных общностей в существующей социальной структуре – показатель их вертикальной мобильности.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Раздел I. История и методология социологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.047 с.)