Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология социологического познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «методология» образован соединением двух греческих слов: «методос» – путь к чему-либо и «логос» – учение, теория. В науке под методологией понимают учение о способах научного познания. Первоначально методология как учение о наиболее общих способах познания природы, общества и мышления разрабатывалась философией в рамках гносеологии – учения о познании и логики – учения о законах, формах и средствах научного мышления. Методология может быть общей (для всех наук), специальной (для определенной науки) и частной (для конкретного исследования). В социологии статус общей методологии может принадлежать методологии общего теоретического уровня познания, статус специальной – методологии отраслевого теоретического уровня познания, статус частной – методологии конкретного социологического теоретического исследования. В силу того, что в современном социологическом познании теоретическая и эмпирическая социология, несмотря на существующую их взаимосвязь и взаимообусловленность, функционируют, главным образом, автономно, имеет смысл различать социологическую методологию как учение о способах теоретического социологического познания и социологическую методику – как учение о способах социологического эмпирического познания. Методология социологического познания включает в себя три главных компонента, в соответствии с которыми строится логика научного познания: направления социологической теории, методологические подходы и принципы. В отечественной социологической литературе отсутствует четкое разграничение понятий «методологическое направление», «методологический подход» и «методологический принцип». Например, структурно-функциональный анализ в зависимости от того, каким содержанием его наполняют, одни социологи именуют методологическим направлением, а другие – методологическим подходом, третьи – методологическим принципом. Методологическое направление – это теоретико-мировоззренческая установка, которой руководствуется социолог в процессе научного познания при описании исследуемого объекта, при анализе и интерпретации результатов исследования. Методологический подход – это форма стратегии научного исследования, включающая в себя совокупность специфических правил научного анализа исследуемого объекта. Методологический принцип – это широкого значения правило, которым руководствуется ученый при проведении исследования. Понятие «методологический подход» шире по содержанию, чем понятие «методологический принцип», так как включает в себя совокупность нескольких принципов. Методологическое направление может быть обусловлено, во-первых, философскими воззрениями ученого (например, материализм, идеализм, позитивизм, марксизм). Во-вторых, методологическое направление может совпадать со школой или течением, в рамках которой социолог разрабатывает свою теоретическую концепцию (например, географическое, органистическое, антропологическое, структурно-функциональное, феноменологическое, бихевиористское, фрейдистское, интуитивистское, интеракционистское, конструкционистское, этнометодологическое). В-третьих, методологическое направление может определяться теми социологическими теориями и концепциями, которые берутся в качестве основополагающих для теоретического обоснования стратегии социологического познания (например, ролевая концепция личности, концепции социальной стратификации и социальной мобильности, концепция социального конфликта). Ориентированность ученого на методологическое направление оказывает существенное влияние на проведение им социологического исследования и на те теоретические положения и выводы, которые будут сделаны. Методологический подход может опираться на несколько методологических принципов. В качестве ведущих методологических подходов в социологии выделяют диалектический, исторический, сравнительный, системный и комплексный методологические подходы. Диалектический подход предполагает анализ исследуемых социальных явлений или процессов в постоянном развитии, выяснение источников и направленности этого развития, рассмотрение социальных изменений во времени и пространстве. Диалектический подход требует учета действия трех всеобщих законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимного перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания. Диалектическому подходу также присуще рассмотрение исследуемых социальных явлений или процессов сквозь призму категорий диалектики, таких как, например, общее, особенное и единичное, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Конкретно-исторический подход предполагает изучение социальных явлений и процессов с учетом тех исторических условий, в которых они существуют, выяснение тех конкретных событий в жизни общества, которые оказывают воздействие на функционирование и развитие исследуемого объекта и предмета. Конкретно-историческому подходу присуще требование исследовать те социальные проблем, которые актуальны для данного исторического времени и имеют важное общественное значение. Ведущим принципом конкретно-исторического подхода выступает принцип единства преемственности и новаторства в истории развития общества, социальных процессов и явлений. Сравнительный подход, называемый некоторыми социологами компаративистским, предполагает установление сходства или различия разных явлений или процессов на основании их свойств или выбранных критериев. Сравниваться могут как качественные, так и количественные показатели. При сравнительном подходе необходимо выяснить вопрос о возможности и целесообразности сравнения тех или иных явлений и процессов, определить показатели и критерии сравнения. Сравнения могут проводиться по оси времени и по оси пространства. Системный подход применяется при исследовании сложных социальных явлений и процессов. Термин «система» в переводе с греческого языка означает целое, составленное из частей. У любой системы есть аддитивные (присущие ее элементам) и эмерджентные (присущие ей только как целому) свойства. Системный подход исходит из признания того, что исследуемый объект представляет собой некое целое, состоящее из элементов, и обладает свойствами, которые не сводимы к сумме свойств составляющих его элементов. Системный подход признает наличие как гомогенных (однородных), так и гетерогенных (разнородных) социальных объектов. При системном подходе следует определять не только саму систему, но и окружающую ее среду, так как, не определив среды, нельзя определить границы системы. Комплексный подход требует при проведении социологического исследования, с одной стороны, объединения научных знаний разных отраслей и усилий различных специалистов, а с другой – использования всех необходимых и возможных методов, процедур, операций и техник эмпирического социологического исследования. Комплексный подход предполагает интеграцию частных результатов социологических исследований в целостный результат. При организации и проведении социологических исследований в качестве основных методологических принципов могут быть использованы следующие правила: · научность – опора на имеющиеся данные науки и использование понятийного аппарата и социологического инструментария современной науки; · объективность – исключение возможного влияния субъективистских моментов сознания социолога и респондентов на процессы исследования объекта, сбора, обработки и анализа социологической информации; · всесторонность – выяснение разнообразных свойств и связей исследуемого объекта с целью получения наиболее полной и всесторонней социологической информации о нем; · прагматичность – нацеленность исследователя на получение выводов и выработку рекомендаций, которые будут полезны для практики общественной жизни. При составлении программы социологического исследования и написании дипломных и диссертационных работ, как правило, указывается используемая методология. Однако в большинстве случаев методология присутствует в научных работах социологов имплицитно, как подразумеваемая и явно не выраженная, что не исключает ее воздействия на процесс познания исследуемого объекта и содержание конечных выводов. Методика социологического познания включает в себя совокупность процедур, операций, методов и техник сбора, обработки и анализа социологической информации. В эмпирическом социологическом исследовании различают три вида оперативной социологической информации: первичную информацию, социологическую информацию и социологические данные. Под первичной социологической информацией понимают информацию об изучаемом объекте и предмете, которая получена в период подготовки исследования и составления его программы. Социологическая информация – это те сведения об изучаемом объекте и предмете, которые получены на полевом этапе реализации программы исследования. Социологические данные – это обработанная социологическая информация, на основе которой формулируются выводы исследования и практические рекомендации. Социологические данные, как правило, выступают эмпирической базой теоретического социологического исследования. Процедура эмпирического социологического исследования представляет собой последовательность познавательных действий, которые осуществляются в соответствии с рабочим планом исследования. Основными процедурами в эмпирическом социологическом исследовании являются: сбор, обработка и анализ социологической информации. Под операцией в эмпирическом социологическом исследовании понимается выполнение особых познавательных действий над исходными понятиями. К основным социологическим операциям относят: определение выборочной совокупности, интерпретацию и операционализацию понятий, социологическое измерение. Метод – это способ достижения результата эмпирического социологического исследования на основе установленных правил познания изучаемого объекта, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о нем. В эмпирическом социологическом исследовании могут быть использованы количественные и качественные методы сбора, обработки и анализа социологической информации. Основными методами сбора первичной социологической информация признаны: метод изучения документов, метод наблюдения, метод опросов и экспериментальный метод. Самым распространенным и пользующимся наибольшей популярностью у социологов является разновидность метода социологических опросов – анкетирование. Среди методов обработки первичной социологической информации необходимыми методами выступают контроль качества, отбор и редактирование, а также методы простой и комбинированной группировки социологической информации. К основным методам анализа социологических данных относят методы обобщения, типологизации, систематизации, объяснения, сравнения, корреляции, проверки рабочих гипотез. Выбор методов эмпирического социологического познания определяется в зависимости от задач исследования, целесообразности их использования для получения наиболее полной и достоверной информации об исследуемом объекте и предмете. Техника эмпирического социологического исследования – это прием, который позволяют рационально использовать операции и методы в конкретных условиях проведения исследования. Например, операция определения выборочной совокупности может производиться в технике системной или случайной, стратификационной или квотной выборки, метод наблюдения – в технике открытого или скрытого, отстраненного или включенного наблюдения, а метод опроса – в технике индивидуального или коллективного, почтового или телефонного опроса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.74.189 (0.009 с.) |