Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»



 

Существующее понимание индивидуальности как уникальности, оригинальности, неповторимости человека или личности не совсем точно. Человек уникален, оригинален и неповторим и как индивид, и как индивидуальность и как личность. Доказательством уникальности человека как индивида могут служить данные дактилоскопии о строении узоров отпечатков пальцев каждого человека. Если описать комбинации социальных свойств каждой личности, то они также окажутся уникальными и неповторяемыми. Очевидно, в силу того, что социологию, в отличие от криминалистики, интересует не уникальное в личности, а типичное, ее не разрабатывались методы «персоноскопии» – установления неповторимости личностных характеристик человека.

Индивид, индивидуальность, личность как разные грани единого целого – человека не существуют изолировано друг от друга. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому социологическое понимание личности как представителя то или иной общности требует учета ее индивидных и индивидуальных свойств, в тех случаях, когда эти свойства способствуют или мешают личности функционировать в общественной жизни.

Индивидные и некоторые индивидуальные свойства человеку заданы генетически. В дальнейшем они могут изменяться, совершенствоваться или ухудшаться в зависимости от условий жизни человека или его сознательных усилий. Некоторые индивидуальные свойства личности, такие как, например, нравственные и религиозные чувства и представления, политические и правовые взгляды и убеждения формируются в процессе общественной жизни человека. Если биологическая и часть духовной природы человека заданы от рождения, то социальная природа человека формируется только в процессах его общественной жизни.

В современной отечественной социологии представлены две концепции личности: сущностная и статусно-ролевая. Первая рассматривает личность как сущностную характеристику человека, вторая – сквозь призму ее функционального предназначения в обществе.

Истоки ролевой концепции личности можно отыскать в мировой драматургии. Так, В. Шекспир в пьесе «Как вам это нравится» вкладывает в уста одного из героев следующие слова:

«Весь мир театр,

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль».

Пониманию статутно-ролевой концепции личности может способствовать обращение к аналогии с театром. На сцене актеры исполняют роли в соответствии с созданными драматургом и интерпретированными режиссером образами, которые, благодаря способностям исполнителей к лицедейству, преобразуется в поступки, монологи и диалоги действующих лиц. Созданная драматургом роль – это заданная им модель поведения действующего лица на сцене. Трактовка этой модели режиссером, актером и зрителем может совпадать с видением образа драматургом, но может в чем-то быть и различной. Однако если режиссер и актер стремятся воплотить замысел драматурга, то они должны следовать тем предписаниям, которые зафиксированы в тексте пьесы.

Поведение личности в обществе определяется социальным статутом как моделью той социальной роли, которую она должна исполнять в соответствии с занимаемым социальным положением – социальным статусом. Социальный статут представляет собой набор предписаний, которые общество в конкретных исторических условиях предлагает личности, исполняющей или желающей исполнять определенную социальную роль. Содержание социального статута включает в себя три комплекса предписаний.

Первый комплекс статутных предписаний – это требования, которые предъявляются к индивидным и индивидуальным характеристикам человека, необходимых для исполнения данной социальной роли. Второй комплекс – это требования к наличию конкретных знаний, способностей, навыков и умений у исполнителя данной социальной роли. Третий комплекс – это совокупность определенных обязанностей, правил и норм, а также прав, льгот и привилегий, которые предписываются тем, кто исполняет данную социальную роль.

При исполнении некоторых социальных ролей личности приходится менять тактику своего поведения в зависимости от того, кто выступает его партнером. Например, преподаватель ведет себя по-разному с учащимися, коллегами, представителями администрации. В таком случае исполнителю социальной роли следует ориентироваться на различные их статутные предписания.

Статутные предписания вырабатываются в процессе исторического развития общества его социальными институтами. Статутные предписания фиксируются в традиционно установленных правилах общественного поведения (обычаях), в принятых государственных законах и нормативных документах, в разработанных административными органами положениях и инструкциях, в регламентациях и рекомендациях поведения в различных сферах общественной жизни, в уставах и кодексах общественных организаций, в созданных творческим воображением художественных образах. Статутные предписания могут быть традиционными – закрепленными в обычаях данного общества, санкционированными – утвержденными официально для исполнения данной социальной роли, и конвенциональными – установленными на основе договора между членами определенной, как правило, неформальной социальной общности. Трансляция и внедрение статутных предписаний осуществляется выработанными культурой общества механизмами социальной коммуникации в процессе взаимодействия личности с агентами ее социализации.

Социальная роль представляет собой реализацию статутных предписаний через действия, совершаемые личностью как представителем определенной социальной общности. Человек становится личностью только тогда, когда осознанно осваивает и исполняет социальные роли. Родившийся ребенок еще не личность, он человек с генетически заданными индивидными и индивидуальными характеристиками. До тех пор, пока новорожденный не начнет осознавать себя в качестве ребенка, мальчика или девочки, эти социальные роли за него играет ближнее окружение: родители, родственники и их знакомые.

С момента появления у ребенка сознания ближнее окружение внушает ему те статутные предписания, которым он должен следовать как исполнитель определенных социальных ролей. Осознавая себя в качестве представителя какой-либо социальной общности (семьи, коллектива детского садика), ребенок, с одной стороны, воспринимает статутные предписания от окружающих его агентов социализации, а с другой – самостоятельно начинает осваивать те социальные роли, которые он вынужден или желает исполнять.

Освоение и исполнение социальных ролей во многом зависит от индивидных и индивидуальных свойств человека, его потребностей и интересов. При исполнении уже освоенных социальных ролей регулирование поведения личности, оценка и санкции за исполнение социальной роли осуществляется представителями социальных групп и социальных институтов.

На процессы освоения и исполнения личностью социальных ролей существенное воздействие оказывают ролевые ожидания и требования других личностей, заинтересованных в том, как осваивается или исполняется данная социальная роль. Ролевые ожидания – это предположение о способности личности исполнять данную социальную роль. Ролевые требования – это оценка исполнения личностью социальной роли. Если ролевые ожидания и требования оправдываются, тогда за личностью закрепляется ее социальный статус. В случае, когда ролевые ожидания и требования не оправдываются, то личности отказывают в ее претензиях на занимаемый статус.

В большинстве случаев личность имеет четкое представление о статутных предписаниях. Но знание их еще не гарантирует согласие, принятие личностью этих предписаний. При исполнении личностью социальной роли определяющим моментом выступают ролевые идентификация и дистанцирование. Ролевая идентификация – это самоопределение личностью себя как члена данной социальной общности и сознательное стремление в процессе исполнения социальной роли следовать статутным предписаниям. Ролевое дистанцирование – это отстраненность личности от исполняемой ею социальной роли, которая позволяет ей осуществлять самоконтроль за исполнением данной социальной роли и корректировать свои действия в зависимости от реакции на ее исполнение.

Более широкое понимание ролевого дистанцирования включает в себя еще два момента этого процесса. Во-первых, ролевое дистанцирование может выступать как сознательное уклонение личности от следования статутным предписаниям в связи с невозможностью или нежеланием быть представителем данной социальной общности. Во-вторых, ролевое дистанцирование может выступать и как стремление личности к импровизации при исполнении социальной роли, желание внести в ее исполнение свое представление о ней. Ролевое дистанцирование может приводить к нарушению ролевых ожиданий и требований. В результате возможно либо предъявление личности санкций с целью коррекции исполнения социальной роли, либо личности будет отказано в социальном статусе, который она занимает или на который претендует.

Так как в процессе жизненного цикла человек осваивает и исполняет множество самых разнообразных ролей, для обозначения совокупности освоенных личностью ролей в социологии используют понятие ролевой набор. Если пользоваться театральной аналогией, то всю совокупность социальных ролей, которые исполняет личность в процессе своей жизнедеятельности, правомернее следовало бы назвать ролевым репертуаром.

В ролевом репертуаре личности можно выделить основные и неосновные социальные роли. Как правило, в качестве основных социальных ролей личности признаются константные и долговременные роли, в качестве неосновных социальных ролей – краткосрочные. Среди основных социальных ролей в определенный период жизни человека одна из них может быть выделена как главная, исполнению которой личность, с одной стороны, подчиняет исполнение своих совместимых и взаимодополняемых ролей. С другой стороны, ради главной роли личность может пожертвовать исполнением других своих ролей. Для большинства людей главной социальной ролью становится роль, связанная с их профессиональной деятельностью или основным видом жизнедеятельности.

При исполнении социальных ролей личность может испытывать ролевую напряженность. Ролевая напряженность появляется у личности тогда, когда у нее возникают объективные или субъективные затруднения в исполнении данной социальной роли. Ролевая напряженность предваряет ролевой и межролевой конфликты.

Источником ролевого конфликта является противоречие между восприятием и исполнением личностью социальной роли. Причиной ролевого конфликта может служить неспособность или нежелание личности следовать установленным для исполнения данной роли статутным предписаниям. Ролевой конфликт можно устранить двумя способами. Первый способ – приложить усилия для выполнения статутных предписаний. Второй способ – отказаться от исполнения данной роли.

Межролевой конфликт возникает тогда, когда личности надо сделать выбор, какой из альтернативных ролей в данный момент отдать предпочтение. Как правило, источником межролевого конфликта является противоречие между личными и общественными интересами в исполнении выбираемой социальной роли. Устраняя межролевой конфликт посредством предпочтения исполнению одной из социальных ролей, личность должна решить, что для нее важнее личный или общественный интерес. Противоречия между исполнением социальной роли и ролевыми ожиданиями и требованиями может привести к межличностному, личностно-групповому и личностно-институциональному конфликтам.

От того, какие и как личность исполняет социальные роли, зависит ее место в обществе. В современной социологии для обозначения места личности в обществе используется понятие «социальный статус». Социальный статус личности определяется двумя параметрами: социальным положением и социальным рангом.

Социальное положение – это принадлежность личности к конкретной социальной общности, требующая исполнения определенной социальной роли в соответствии с установленными для нее статутными предписаниями. Обладая ролевым набором и исполняя различные социальные роли, личность способна занимать самые разнообразные социальные положения в различных сферах и отраслях общественной жизни.

Социальные положения личности могут быть прирожденными, то есть обусловленные генетически заданными свойствами (ребенок, мальчик, девочка), местом рождения (гражданин России, житель Санкт-Петербурга) или унаследованными от своих родителей (национальность, сословная принадлежность).

Преобладающее большинство социальных положений человек приобретает в процессе своей жизнедеятельности. К приобретенным социальным положениям личности относятся те, которые связаны с изменениями ее естественного развития (юноша, девушка, взрослый, пожилой), места жительства (городской житель, эмигрант), образа жизни (отец, мать, сирота), вида профессиональной деятельности (предприниматель, продавец, артист.).

Приобретенные социальные положения могут быть достигнутыми, вынужденными и предписанными. Если личность сама стремится занять определенное социальное положение в обществе и прилагает усилия в овладении данной социальной ролью, добиваясь признания ее как члена определенной социальной общности, то занимаемое ею социально положение будет достигнутым (студент, менеджер, ученый). Когда же в силу жизненных обстоятельств личности приходиться овладевать какой-либо социальной ролью (безработный, пожилой человек, беженец), тогда ее социальное положение может быть охарактеризовано как вынужденное. Предписанным социальным положением следует считать то, которое независимо от желания личности определятся волевым решением социальных институтов (избиратель, военнообязанный, заключенный). Как правило, вынужденные и предписанные социальные положения чаще всего порождают ролевые конфликты. Неудовлетворенность личности вынужденным или предписанным социальным положением могут побуждать ее к активным действиям по изменению своего социального положения.

Когда личность исполняет социальную роль в соответствии с предписаниями социального статута, то ее социальное положение может быть оценено как реальное, если же исполнение социальной роли имитируется, то социальное положение личности будет мнимым.

Некоторые социальные положения оцениваются в обществе как высокие или низкие, одобряемые или осуждаемые, престижные или непристижные.

Высокое или низкое социальное положение оценивается с позиций общественного идеала, принятого в данном обществе. Обычно высокое социальное положение связывают с принадлежностью личности к высшим слоям общества в виду знатного происхождения, достижения высоких должностей и званий, наличия высокого уровня дохода, вхождения в элитные группы. Отдельные социальные положения в силу их особой значимости для общества декларируются как высокие (учитель, врач, офицер). Как правило, тех, кто принадлежит к низшим слоям социальной иерархии, находится за чертой бедности, не сумел достичь признания в личной или общественной жизни, относят к занимающим низкое социальное положение. Общество одобряет те социальные положения, занимая которые, личность приносит ему пользу и осуждает те, занимая которые, личность наносит вред членам общества.

Оценка социального положения как престижного или непрестижного формируется в общественном мнении, исходя из того, насколько это социальное положение, позволяет человеку в данный момент иметь лучшие условия жизни. Например, в советское время престижными считались социальные положения дипломата, ученого, артиста, торгового работника, а непрестижными – неквалифицированного рабочего, колхозника, дворника. В настоящее время с позиций общественного мнения считаются престижными социальными положениями предпринимателя, банкира, экономиста, юриста, артиста, а непрестижными – инженера, учителя, офицера.

Социальный ранг – это степень отличия одной личности от другой в пределах занимаемого ими одинакового социального положения. Так, социальное положение ребенка в многодетной семье может характеризоваться рангами: старший – младший, а военнослужащего – от солдата до маршала, ученого – от аспиранта до академика. Социальный ранг позволяет определить характер и качество исполняемой личностью социальной роли.

Различают неофициальные и легитимные социальные ранги. Неофициальные социальные ранги могут быть как положительными, так и отрицательными. Они присваиваются, как правило, ближним окружением, подчеркивая особое отношение к исполнителю данной роли, например, любимый ребенок, лучшая подруга, классный специалист, вор в законе, нерадивый студент, злостный прогульщик, горький пьяница. Легитимные социальные ранги присваиваются социальными институтами в зависимости от оценки исполнения личностью социальной роли. В качестве основных легитимных социальных рангов выступает иерархия титулов, званий, должностей. Впервые в России по распоряжению Петра I в 1722 году законодательно был принят «Табель о рангах», согласно которому устанавливалось соответствие 14 рангов по трем основным социальным положениям: придворному, военному и штатскому.

Как правило, более высокие социальные ранги, с одной стороны, налагают большую ответственность, а с другой – предоставляют больше почестей, льгот и привилегий. Достижение более высокого ранга служит стимулом к лучшему исполнению личностью социальной роли и предполагает качественно новый характер отношений с окружающими. В некоторых случаях личность, имея высокий социальный ранг в одной социальной общности (в большинстве случаев легитимный), может иметь низкий социальный ранг в другой (как правило, неофициальный) и наоборот. Несовпадение социальных рангов может приводить к межролевым конфликтам или эскапизму (уходу от действительности в вымышленный мир) из той социальной общности, где у личности низкий социальный ранг.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Смысл процесса социализации человека как личности состоит в том, что на протяжении всей своей жизни человек усваивает внешние по отношению к нему, выработанные и освоенные культурой данного общества, знания и ценности, правила и нормы, умения и навыки, механизмы и способы социальных действий. Он превращает их в свои собственные для того, чтобы иметь возможность исполнять в общественной жизни самые разнообразные социальные роли и занимать соответствующие им социальные статусы. Посредством социализации личность подготавливается к функционированию в обществе в качестве представителя определенных социальных общностей. С социологической точки зрения целесообразно выделять периоды социализации в соответствии с основными жизненными циклами человека: детство, молодость, зрелость, старость.

Социализация человека как процесс его развития включает в себя три взаимосвязанных стадии: становление – формирование личности как члена данной социальной общности; функционирование – исполнение личностью социальной роли в соответствии с занимаемым социальным статусом и изменение – приобретение за определенный период функционирования новых личностных свойств. Социализация человека может происходить как неосознанно, спонтанно, стихийно, так и осознанно, целенаправленно, организованно.

Для обозначения осознанной, целенаправленной и организованной социализации человека лучше всего подходит понятие «образование». Образование как целенаправленная организация обществом социализации человека включает в себя три взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: просвещение, воспитание и обучение. Процесс просвещения формирует сознание личности и позволяет ей накопить знания, необходимые для исполнения будущих социальных ролей. В процессе воспитания у личности вырабатываются определенные потребности, интересы, ценностные ориентации, формируется мировоззрение, позволяющие ей выбирать соответствующие социальные статусы. Процесс обучения помогает личности развивать ее способности, приобретать и совершенствовать умения и навыки, которые дадут ей возможность эффективно осваивать и исполнять социальные роли.

Социализации человека может происходить в двух формах: социальной адаптации и социальной интериоризации. В зарубежной социологии эти формы называют «фазами социализации».

Социальная адаптация – это форма приспособления человека к тем социальным статусам, в которых он как представитель определенных социальных общностей вынуждено или добровольно исполняет соответствующие социальные роли. Социальная интериоризация – это форма добровольного предварительного освоения человеком тех социальных ролей, которые он желал бы исполнять в будущем как представитель данных социальных общностей. Социальная интериоризация имеет существенное значение при сознательном определении личностью своего места в общественной жизни. Обучаясь в вузе, студент одновременно адаптируется к роли учащегося и интериоризируется к роли будущего специалиста.

Большое значение для социализации человека имеет как его самостоятельная творческая активность, так и воздействия со стороны агентов социализации. Агентами социализации выступают все те, кто помогает человеку освоить будущие социальные роли, контролирует и регулирует его действия по их освоению и исполнению. Агенты социализации могут быть:

· персональными – отдельные личности (родители, родственники, знакомые, друзья);

· коллективными – социальные общности (семья, учебная группа, производственный коллектив, этническая общность, неформальное объединение);

· институциональными – учреждения и организации (учебное заведение, государственные органы, средства массовой информации, учреждения культуры, политические партии, церковь).

Агенты социализации могут воздействовать на человека как непосредственно через личное общение с ним, так и опосредовано через средства массовой коммуникации. В первые годы жизни ребенка основными и универсальными агентами его социализации являются родители и родственники, в школьный период – учителя и друзья. В молодом и зрелом возрасте основными агентами социализации становятся социальные общности и социальные институты. Для пожилых людей роль основных агентов социализации исполняют представители их ближнего окружения. Особое значение в процессе социализации человека принадлежит средствам массовой информации и художественной культуре, которые активно пропагандируют определенные статусные предписания, используя наглядные и привлекательные модели социальных ролей.

Процесс социализации человека осуществляется посредством социальной коммуникации по таким основным каналам как общение, игра, учеба, трудовая деятельность. Главными каналами социализации для детей выступают общение с взрослыми и игры, для молодежи – учеба и общение со сверстниками, для взрослых – трудовая и бытовая деятельность, для большинства пожилых людей – общение между собой. Со стороны агентов социализации наиболее эффективными методами социализации могут быть внушение, убеждение, пример, обучение, коррекция и социальный контроль. Социализирующиеся, как правило, используют такие методы социализации как имитация, подражание, апробация, самообучение, саморегулирование.

В процессе социализации у человека может возникнуть необходимость в десоциализации и ресоциализации. Необходимость в десоциализации возникает тогда, когда, осваивая новую социальную роль, личности требуется отказаться от некоторых усвоенных ранее привычек и навыков, которые противопоказаны для исполнения данной роли. Необходимость в ресоциализации возникает тогда, когда личность после длительного перерыва в исполнении какой-либо роли возвращается вновь к ее исполнению, но уже в изменившихся обстоятельствах. Резкая смена основного социального положения или нахождение в экстремальных условиях (например, служба в армии, эмиграция, стихийное бедствие, потеря близких родственников, тюремное заключение) активизируют процессы десоциализации и ресоциализации.

В зависимости от результата процесс социализации человека может быть либо позитивным, когда осваиваются легитимные и одобряемые обществом социальные роли, либо негативным, когда человек осваивает те социальные роли, которые обществом не одобряются или являются нелегитимными. Под аномальной социализацией понимают резкое изменение социального положения и образа жизни человека. Так, банкротство, безработица, лишение постоянного места жительства, пристрастие к алкоголю или наркотикам, увлечение мистицизмом, уход в монастырь, сильное психическое расстройство могут привести к аномальной социализации. По характеру социализация человека может быть как добровольной, когда личность заинтересована в осваиваемых ролях, так и принудительной, когда к освоению социальной роли личность принуждают жизненные обстоятельства или необходимость исполнения социальной роли предписывается социальными институтами вне зависимости от желания самой личности. Как правило, принудительная социализация вызывает у личности сопротивление и осуществляется пассивно, добровольная же социализация осуществляется активно и заинтересовано.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

 

Социальные общности, также как и общество, могут изучаться различными общественными и гуманитарными науками. При этом представителей этих наук будет интересовать свой аспект исследования определенных социальных общностей. Так, экономистов, прежде всего, будут интересовать социальные общности, функционирование которых обусловлено наличием у их представителей собственности и между которыми установлены экономические и производственные отношения. Объектом исследования для политологов и правоведов будут выступать социальные общности, внутри и между которыми установлены властные и юридические отношения, регулируемые системой правовых норм и законов. Для демографов интерес представляют социальные общности, которые участвуют в процессах воспроизводства населения. Социологов же интересует вся совокупность социальных общностей, из которых состоит общество, их классификация, место и роль в социальной структуре. Социологи рассматривают развитие общества сквозь призму функционирования и взаимодействия социальных общностей. Некоторые социальные общности, например, семья, молодежь, этносы стали объектами отраслевых социологий.

Социальные общности являются структурообразующими элементами общества, благодаря которым оно формируется, функционирует и изменяется. С появлением первых общностей людей происходит становление общества как системы. Принадлежность человека к определенным социальным общностям – необходимое условие социализации человека и определения его социального статуса. Функционирование социальной системы происходит в процессе взаимодействия людей как представителей определенных социальных общностей.

Историческое развитие структуры общества обусловлено процессами интеграции и дифференциации социальных общностей. Процесс социальной интеграции происходит в двух направлениях. Первое направление – объединение людей в социальные общности, в силу чего они приобретают новые свойства, не присущие составляющим их личностям. Второе направление – объединение общностей в более крупные, что позволяет им увеличивать свою значимость в структуре общества и эффективность функционирования в общественной жизни. В процессе социальной дифференциации социальные общности распадаются на меньшие или из них выделяются в качестве самостоятельных новые социальные общности, отличающиеся составом и спецификой социального функционирования.

Состав социальных общностей на определенный период функционирования общества характеризует строение социальной структуры. Изменение строения социальной структуры происходит посредством отмирания одних социальных общностей, в функционировании которых общество больше не испытывает потребности, и появления новых социальных общностей, в функционировании которых на данный момент общество нуждается. Специфика социальной структуры определяется теми социальными общностями, которые в его строении занимают господствующее положение. Так, в эпоху Средневековья главенствующее положение в строении социальной структуры занимало духовенство, в Новое время – экономическая и политическая элита. В современную эпоху главенствующее положение в строении социальной структуре начинает занимать интеллектуальная элита.

В социальной структуре следует различать две формы социальных общностей: социальные объединения и социальные группы. Социальные объединения – это социальные общности, которые образуются в результате потребности или интереса людей во взаимодействии с целью достижения определенного результата для удовлетворения данной потребности или интереса. Как правило, социальные объединения возникают на добровольной основе и социальные связи внутри них носят межличностный характер. Социальная группа – это социальная общность, принадлежность к которой определяется на основе общих для людей признаков. Добровольность вхождения в данную социальную группу необязательна. Социальные связи личности в социальной группе определяются ее социальным статусом и могут быть как непосредственными, так и опосредованными. Тот, кто признает себя членом данной социальной группы, обязан следовать тем, формальным правилам, которые установлены для нее обществом.

В структуре общества могут быть выделены следующие типы социальных общностей:

· малые и большие,

· простые и сложные,

· открытые и закрытые,

· формальные и неформальные,

· реальные и номинальные.

Различие малой и большой социальных общностей определяется количественным составом их членов. Самой малой социальной общностью является социальная пара (диада). Граница верхнего количественного предела малой социальной общности может варьироваться от 5-7 до 40-50 членов в зависимости от ее функционального предназначения. К особенностям малой социальной общности относят: локализацию в пространстве, межличностные связи, общую цель функционирования, совпадение интересов, обязательность следования принятым нормам и правилам поведения, внутриролевое распределение. В малых социальных общностях одна и та же личность может исполнять по отношению к другим несколько разных ролей. Например, в семье женщина может быть матерью для своих детей, сестрой для своих братьев и сестер, дочерью для своих родителей, тещей для зятя, свекровью для невестки. Характер исполнения членами малой социальной общности своих ролей может способствовать ее интеграции или приводить к межличностным конфликтам. Неспособность найти компромиссные решения в межличностных конфликтах, как правило, приводит к распаду малой социальной общности.

Простая социальная общность иногда называется первичной или элементарной, так как ее деление на более мелкие социальные общности функционально нецелесообразно, даже если в ней образуются отдельные группировки. К простым социальным общностям могут быть отнесены друзья, знакомые, коллеги, члены садоводческого кооператива, учебная группа, производственная бригада, отделы и службы на предприятиях, в фирмах и учреждениях. Для простой социальной общности характерно наличие между ее членами непосредственных социальных взаимосвязей. Сложными социальными общностями являются, в основном, большие социальные группы, между членами которых могут быть как непосредственные, так и опосредованные социальные взаимосвязи. Сложные или вторичные социальные общности образуются также в результате объединения нескольких элементарных социальных общностей. К сложным социальным обществам относят, например: сословия, классы, производственные коллективы крупных предприятий, учебных заведений и учреждений, а также персонал социальных институтов.

Социальная общность считается открытой, если вхождение в нее и выход из нее доброволен и не требует приложения особых усилий для преодоления устанавливаемых для данной социальной общности ограничений. К открытым социальным общностям могут быть отнесены, например, такие социальные объединения, как родственники, соседи, покупатели, верующие. Закрытыми социальными общностями признаются такие, в которые право на вхождение имеют только избранные, а выход запрещен или затруднен. Классическими образцами закрытых социальных общностей могут служить касты и масонские ложи. Зарубежные социологи, как правило, к открытым обществам относят страны с демократическим или либеральным политическим режимом, а к закрытым – страны с авторитарным или тоталитарным политическим режимом. Так, Советский Союз в период с 1946 по 1960 год западными социологами и политологами определялся как закрытое общество.

В реальной действительности абсолютно открытые или закрытые социальные общности встречаются крайне редко. Преобладающее большинство социальных общностей является полузакрытыми, так как вхождение в них требует преодоления определенных ограничительных условий (половых, возрастных, сословно-классовых, образовательных, профессиональных и др.). Такие асоциальные общности, как наркоманы, бомжи, преступники и т.п. могут быть охарактеризованы как полуоткрытые социальные общности.

Формальными социальными общностями являются те, появление и функционирование которых регламентировано традиционными, правовыми и административными нормами и правилами. Формальные социальные общности могут образовываться как добровольно, так и принудительно, например, учебные группы, производственные отделы, амбулаторные больные. К неформальным социальным общностям относятся образуемые на добровольной основе объединения, поведение членов внутри которых регулируется моральными нормами и устанавливаемыми договорными правилами. Практически все социальные объединения можно отнести к неформальным социальным общностям. Правовое регулирование неформальных социальных общностей распространяется на внешнее взаимодействие их с представителями других социальных общностей.

Одна и та же социальная общность может быть номинальной и реальной. Признание социальной общности как номинальной требует учета всех входящих в ее состав членов. Реальной социальной общностью считается та, члены которой функционируют в данном пространственно временном континууме. Так, списочный состав учебной группы характеризует ее как номинальную социальную общность, а те, кто присутствует на занятии, представляют учебную группу как реальную социальную общность.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

Социальные объединения играют важную роль в процессах социализации человека и функционирования личности в сферах быта, политики и духовной культуры. Отличительной чертой социальных объединений является то, что они чаще всего образуются добровольно по инициативе самих людей и межличностные отношения в них носят в основном неформальный характер. Среди социальных объединений различают исторические и инструментальные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.045 с.)