Вопрос 13. Гуманистическая психология: подходы А. Маслоу и К. Роджерса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13. Гуманистическая психология: подходы А. Маслоу и К. Роджерса.



ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ -направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „ третьей силы “. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.)

Основные положения гуманистической психологии: 1)человек должен изучаться в его целостности; 2)каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3)переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4)человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека; 5)человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 6)человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7)человек - это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс).

Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психология неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Абрахам Маслоу (1908 – 1970) - один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Иерархия потребностей:

1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);

4) потребность в уважении и признании (самоуважение);

5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Категории мотивов: Дефицитарные – нацелены на снижение напряжения, могут быть удовлетворены; Мотивы роста (метапотребности) – нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых переживаний, принципиально не удовлетворимы до конца (истина, красота, справедливость)

Метапотребности биологически заложены в человеке, их неудовлетворение приводит к метапатололгии: апатия, цинизм, отчуждение. Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, среди которых особенно выделил: принятие (себя, других, природы), чувство сопричастности, единения с другими; "центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе); независимость, естественность, философское мировосприятие, демократичность в общении, более глубокие межличностные отношения продуктивность.

Маслоу вводит понятие " комплекс Ионы " - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот. считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притязаний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

Карл Роджерс (1902-1987) – амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги „Центрированная на клиенте терапия“(1954). В качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию, представленную динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального.

По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно:

1) „реальное Я“, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих,

2) „идеальное Я“, представляющее собой то, каким человек хочет быть.

Разработал индирективную психотерапию, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Роджерс назвал эту форму “ терапией, центрированной на клиенте ”, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как “клиента”, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний мир и достигнуть целостности собств. личности, понять смысл ее существования (“экзистенции”).

Характеристики полноценно функционирующего человека: Открытость переживанию – противоположна беззащитности, человек не боится воспринимать, он не искажает и не отрицает воспринятое и пережитое. Люди стремятся к тем переживаниям, которые оцениваются как Я-интенсифицирующие, и избегают Я-отрицающие. Экзистенциальный образ жизни – жить полно и насыщенно в каждый момент существования, личность формируется из переживаний, а не переживания подстраиваются под личность. Организмическое доверие – поступать в соответствии с внутренним ощущением «Я поступаю правильно», а не по нормам, советам. Эмпирическая свобода – жить так как хочешь без ограничений и запретов, свобода выбора. Креативность – в идеях, проектах, действиях; креативный человек член общества, но не его пленник.

Единственная реальность, с точки зрения человека, – субъективная = личный мир переживаний человека. Центральное место здесь занимает Я-концепция (формируется в младенчестве и раннем детстве), ее развитие определяют:

1. Потребность в позитивном внимании – ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли.

2. Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) – уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание. Ребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции.

3. Безусловное позитивное внимание – не за что-то, а просто потому, что он есть

Если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:

- Искажения восприятия – несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло»)

- Отрицания восприятия – уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и просит зачислить на курс)

Слишком большое несоответствие приводит к личностным расстройствам и психопатологии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.008 с.)