Вопрос 1. Методы психологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Методы психологического исследования.



Вопрос 1. Методы психологического исследования.

 

Методы психологического исследования – это системамы операций с психологическими объектами. (Ананьев)

В отечественной психологии выделяются 4 группы методов:

1. Организационные методы:

a) сравнительный метод,

b) лонгитюдинальный метод,

c) комплексный.

Сравнительный метод (сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними). Метод «поперечных срезов».

Лонгитюдинальный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (позволяет проследить динамику, но занимает слишком много времени).

Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).

2. Эмпирические методы:

а) Наблюдение

· объективное наблюдение

- непосредственное (индивидуальное и коллективное)

- опосредованное (анкеты, опросники)

· самонаблюдение

- непосредственное (словесный отчет)

- опосредованное (дневники, автобиографии, письма)

б) Экспериментальные методы

· лабораторный

- метод психических реакций (скорость)

- психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)

- психометрические методы (исследование мнемических, перцептивных процессов)

· естественный

- в условиях труда

- в условиях учения

- в условиях игры

· психолого-педагогический

- констатирующий

- обучающий

Экспериментальный метод предполагает следующее:

§ исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

§ экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;

§ эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)

г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)

д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека)

3. Методы обработки данных

a) количественный анализ (математико-статистический) - применение математ. статистики, обработка данных на ЭВМ

b) качественный анализ ( дифференциация материала по типам, группам), описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений (номотетический подход), но и являющихся исключением или нарушением общих правил (идеографический подход).

4. Интерпретационные методы

a) Генетический (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический)

b) Структурный (определяются взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни).

Классификация Ананьева:

1. Организационные методы:

¨ Лонгитюдный

¨ Метод поперечных срезов

¨ Комплексный метод

¨ Сравнительный метод

2. Эмпирические методы:

¨ Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)

¨ Экспериментальные (лабораторный, естественный, развивающий)

¨ Праксиметрические (анализ продуктов и процессов деятельности)

¨ Психофизиологические

¨ Биографический метод

¨ Психодиагностические (социометрия, опросники, интервью, психометрические и проективные тесты)

3. Обрабатывающие методы:

¨ Математическая статистика

¨ Корреляционный анализ

¨ Факторный анализ

¨ Регрессионный анализ

¨ Контент-анализ

¨ Дисперсионный анализ и т.д.

4. Интерпретационные методы:

¨ Описание генетических связей и возрастной динамики

¨ Описание структурно-динамических связей

Классификация Немова:

Основной метод Варианты основного метода
наблюдение внешнее – внутреннее (самонаблюдение) свободное – стандартизированное включенное – стороннее
опрос устный – письменный свободный – стандартизированный
тест тест-опросник тест-задание проективный тест
Эксперимент естественный – лабораторный
Моделирование математическое логическое кибернетическое техническое

 

Классификация Рубинштейна:

1. Наблюдение (внешнее, внутреннее)

2. Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический, как вспомогательный – физиологический (изучение условных рефлексов))

3. Исследование продуктов деятельности

4. Беседа

5. Анкета (сравнительный метод, генетический метод)

Основные методы – наблюдение и эксперимент.

Принято выделять следующие методы исследования личности:
1. Наблюдение.
2. Опрос. Основную часть методик самоотчёта составляют личностные опросники.
3. Экспертные оценки - внешние специалисты, оценивающие проявления тех или иных свойств человека. Эта оценка может произвестись на основании наблюдения, например.

4. Методики самооценки свойств личности или методики самоотчёта.
5. Проективные методики.
6. Эксперимент (крайне редко).

Опросники Личностные.

Личностные опросники также разделяют на:
- опросники черт личности (Кеттелл);
- типологические опросники - выделяют типы личности (Айзенка - экстраверт-интроверт);
- опросники мотивов;
- опросники ценностных ориентаций;
- опросники установок и пр.

Обычно при проведении типологизации личностных механизмов разграничивают данные трех видов: L, Q, T -данные.

1) L- -данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные

2)Q-данные ("Questionnaire data") получаются с помощью личностных опросников. Известно большое число широко используемых в практике методик этого типа: MMPI – Миннесотский многопрофильный личностный опросник, CPJ – Калифорнийский психологический опросник, 16PJ – шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла, GZJS – опросник Гилфорда – Циммермана. В них личность трактуется как интегрирующая в своем составе и темпераментные и характерологические свойства.

3)T-данные (Objective test data) - данные объективных тестов.

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные.

Исследователи различают разные виды независимой переменной: качественную («есть подсказка» — «нет подсказки»), количественную (уровень денежного вознаграждения). Мысленный Э., обладающий безупречной внешней валидностью — Э. полного соответствия — Э. с привлечением таких уровней необходимых дополнительных переменных, которые совпадают с уровнями этих переменных в изучаемой реальности.

 

Вопрос 3. Основные группы математических методов психологического исследования.

Методы обработки данных.

· методы количественного анализа, - обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

· методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

Многомерные методы

По интерпретации:

1. Анализ взаимосвязей

- Множественный регрессионный анализ (изучение взаимосвязи одной ЗП и нескольких НП – метрич.шкала)

- Факторный анализ (переход от множества корреляций к меньшему числу новых факторов. Анализ корреляций множества признаков) Интерпретация факторов, анализ главных компонент. Проблемы: числа факторов, общностей, вращения и интерпретации,оценки значений фактора)

2. Объяснение различий

- Кластерный анализ (Аналог факторного анализа. Процедура упорядочивания объектов в сравнит.однородные классы на основе попарного сравнения этих объектов. Назначение – классификация. Методы: м. одиночной связи («ближнего соседа» - мало факторов; м. полной связи («дальнего соседа») – много компактных факторов; м. средней связи (межрупповой)

- Многомерное шкалирование (Цель – выявление структуры множества объектов, но! Исходные данные – информ.о различии или близости объектов. Главная задача – реконструкция психологич. Пространства)

3. Анализ связей/различий

- Дискриминантный анализ (аналог множ.регресс.анализа – изучает взаимосвязь ЗП (номин.шкала) и нескольких НП. Задачи: интерпретировать различия между классками, классифицировать объекты)

 

По назначению

1. Методы предсказаний

- Множественный регрессионный анализ

- Дискриминантный анализ

2. Методы классификаций

- Дискриминантный анализ

- Кластерный анализ

3. Структурные методы

- Факторный анализ

- Многомерное шкалирование

Дисперсионный анализ ANOVA (однофакторный, многофакторный, многомерный, с повторными измерениями) - сравнение средних, сравнение групп по средним. Разработан специально для анализа экспериментальных данных.

Регрессионный анализ позволяет изучать зависимости одной или нескольких средних величин от других. Регрессионный анализ применяется преимущественно в эмпирических психологических исследованиях при решении задач, связанных с оценкой какого-либо влияния (например, влияния мотивов на поведение), при конструировании психологических тестов и т.д.

Факторный анализ - Метод многофакторной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного количества скрытых от непосредственного наблюдения факторов. Основными целями применения факторного анализа в психологии являются: 1. Снижение количества переменных, используемых за счет их объяснения меньшим числом факторов, обобщение полученных данных. 2. Группировка, структурирование и компактная визуализация полученных данных. 3. Опосредованное, косвенное оценивания переменных, изучаемых в случае невозможности или неудобства их прямого измерения. 4. Генерирование новых идей на этапе прогностического анализа. Оценка соответствия эмпирических данных теории, используемого на этапе ее подтверждения.

Дисперсионный анализ – это анализ изменчивости признаков под влиянием каких-либо контролируемых переменных факторов. Задача дисперсионного анализа состоит в том, чтобы из общей вариативности признака вычленить вариативность троякого рода: 1. Вариативность, обусловленную действием каждой из независимых переменных, 2. Вариативность обусловленную взаимодействием исследуемых переменных, 3. Случайную вариативность, обусловленную действием всех остальных неизвестных переменных.

 

Структурализм. Вундт

Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку, ввел экспериментальные методы исследования.

То, что дано сознанию в полной мере известно только носителю сознания. => единственный метод изучения явлений сознания – интроспекция (испытуемый описывает то, что переживает в заданной экспериментальной ситуации, а экспериментатор пытается разложить это описание на какие-либо устойчивые элементы, выявляя общую стр-ру сознания).

Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам - метроном. Используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучал его структуру и объем.

Первое свойство сознания - связь, ритмичность, ассоциация.

Вундт выделил части, э лементы сознания: объективные (чистое ощущение = один удар метронома - ощущения и представления) и субъективные - чувства. Чувство обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания. Субъективные элементы: (1) удовольствие - неудовольствие, (2) возбуждение - успокоение, (3) напряжение - разрядка. По Вундту психология занимается выделением свойств сознания, его элементов и связей между ними. Предмет психологии -являются осознаваемые психические переживания, разделяемые на части, элементы. Сознание - структура, у которой есть объем, центр, границы, периферия. Объем сознания - количество впечатлений, ощущений (элементов), которые в данный момент воспринимаются как целое (качество – целостность). Центр и периферия сознания отличаются тем, что состояния внутри поля внимания обладают отчетливостью (отделенностью от других элементов сознания). Поле внимания отделено от остальной сферы сознания, а его элементы отделены друг от друга.

Апперцепция – связывание в «мгновенном акте» содержания отдельных восприятий в одно целое вместе с уже накопленным предшествующим опытом

Вундт интересовался ограничениями на возможности сознания:

1. Одно из 2х одновременных впечатлений всегда осознается раньше другого

2. При изолированном восприятии отдельных элементов мы не можем ясно различать и сохранять в памяти более 7 элементов. Однако в поле сознания может поступать гораздо большее число элементов, если эти элементы поступают не изолированно.

Основатель психофизики – немецкий философ и физик Фехнер. В основу психофизики легло представление о том, что при непрерывном росте интенсивности стимула интенсивность ощущения нарастает дискретно. Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения (или пороги ощущения и пороги различения). Исследования по психофизике установили, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Минимальная интенсивность раздражения, необходимая для того, чтобы вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом. В ерхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной: ∆J/J = K, где J обозначает раздражение, ∆ J - его прирост, К – постоянная величина, зависящая от рецептора. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: Е = К1gJ + С, где К и С - некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой психофизический закон Вебера-Фехнера. Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии.

Титченер

«Ошибка стимула» - любое указание на объективное содержание переживания. «Подлинные» ощущения лишены предметности. Нужно тренировать испытуемого их выделять: «неровная дорога» = «неодинаковое давление на подошвы ног»

Выделяет 2 уровня сознания:

1. Верхний уровень хар-ся высоким уровнем ясности процессов

2. Нижний уровень хар-ся их смутностью

Сознание состоит из 44.000 сенсорных элементов, которые порождают в разных комбинациям все восприятия мысли и эмоции.

Школа психологии актов Ф. Брентано

Испытуемые должен сосредоточиться на самих актах видения или слышания. Эти акты всегда интенциональны, т.е.направлены на какие-то объекты, подразумевают их. Акты порождают в сознании сами объекты в форме образа, в форме суждения и в форме его эмоциональной оценки.

Вюрцбургская Школа Кюльпе, Ах, Марбе

Наблюдение над собственными мыслями в принципе не дает возможности обнаружить причины, побуждающие мысль направляться к своей цели именно таким путем, а не иным. Мы не умеем осознавать создание мысли мысль всегда нам дана в готовом виде.

Важные экспериментальные выводы:

1. Мы не осознаем процесса создания мысли. Течение осознаваемой мысли определяется причинами, которые сами не осознаются.

2. Процессы в сознании протекают гораздо быстрее, чем скорость их словесного описания.

3. Словесное описание не исчерпывает содержания сознания

4. Сознание состоит не только из ясных переживаний, но и из смутных, неясных.

5. То, что человек осознает, во многом зависит от его предварительных предположений, а также от того, какую задачу он решает в данный момент.

6. как только человек задумывается над тем, как протекает деятельность его сознания, так сама эта деятельность изменяется.

7. Возможности сознания ограничены по объему, но природа этих ограничений не осознается, т.е. в самом сознании не содержится.

Критика:

1. Метод интроспекции. То, что мы осознаем – постоянно меняется во времени. Самонаблюдение подвержено ошибкам.

2. Сознание из самого себя невыводимо. Оно не разлагается на элементы.

 

 

Таким образом, какие бы науки не занимались проблемой изучения личности, они ставят на первое место человека как общественного существа. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается именно общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Три подхода к определению личности как общепсихологического понятия:

(1) Личность как совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств и психических механизмов, способствующих адаптации к социальной, биологической и интрапсихической среде.

(2) Личность как социальное новообразование, субъект и объект объективных общественных отношений.

(3) Личность как субъект морально-нравственного выбора и смысловой саморегуляции.

 

 

Вопрос 16. Личность как социальное новообразование человека. Объективные общественные отношения как основание личности.

Понятие «личность» Указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойств. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, т.е. общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений.

Общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разных взаимодействующих силы. Личность — это член общества и его продукт. Отношение «индивид-общество» есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей (их исторически определенных типов) является необходимой «составляющей» самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни самое общество не могут существовать.

Включенность индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его социального бытия, его образ жизни. Это либо содействует его развитию (как, например, в подлинном коллективе), либо сдерживает развитие (как, например, в группах корпоративного типа).

Для личности общество — это не просто некоторая внешняя среда. Как член общества, она объективно необходимым образом включена (осознает она это или нет) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества и т.д. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется множеством факторов и условий, которые требуют специального исследования.

Марксизм разработал научную теорию общественных отношений, которая и должна быть положена в основу изучения личности. Маркс подчеркивал, что общественные отношения — это не просто отношения. Иначе говоря, за личными и межличностными отношениями марксизм вскрыл их основание — общественные отношения, которые подчиняются объективным законам истории. Эти отношения формируются и развиваются вне и независимо от сознания отдельных личностей, их желаний и воли, т.е. объективно.

При рассмотрении социальной детерминации личности обнаруживается противоречие: с одной стороны, свойства личности, прежде всего ее сознание и воля, определяются общественными отношениями, которые не зависят от сознания и воли; с другой — личность в своей общественной жизни, конечно, ведет себя как сознательное существо, обладающее мотивами, целями, волей и т.п.; она активно — в большей или меньшей степени — строит свои отношения с другими людьми.

Это противоречие разрешается практически — в действиях личности по отношению к другим личностям и в их действиях по отношению к ней. Социальная детерминация личностей осуществляется именно в их действиях и взаимодействиях.

Культура Влияет на социальную жизнь индивидов и общностей:

· Через социализацию и формирование отдельной личности

· Через создание и введение ценностей

· Через образцы деятельности и образцы поведения

· Через создание моделей институтов и социальных систем

Основные феномены личности

Социальный статус

Социальная роль

Позиция личности

Направленность личности в общественной жизни, а также такие ее свойства, как альтруизм или эгоизм, миролюбие или агрессивность, стремление к лидерству или согласие на подчинение и т.п., психология пытается вывести из самой биологической природы человека. Споры разгораются преимущественно по вопросу о том, что этой природе более свойственно: эгоизм, агрессивность и другие подобные качества, или, напротив, альтруизм, миролюбие, и т.п. Но такой спор бесперспективен, так как эти свойства детерминируются не природой. Они имеют социальное происхождение.

Для понимания общественных отношений как объективного основания свойств личности, эти законы реализуются в действиях масс людей, и уже поэтому они не могут зависеть от сознания и воли отдельной личности. Это — законы общества. Но и общество, а тем более личность «не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отметить последние декретами»

В своем стремлении получить как можно более точные и контролируемые данные психологи нередко стараются исследовать свойства личности и социально-психологические характеристики малой группы в искусственных условиях лабораторного (или построенного по типу лабораторного) эксперимента.

Образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Поэтому в ходе его изучения должна быть в первую очередь раскрыта специфика проявлений этой системы. Понятно, что такую задачу психология может решить только в контакте с другими общественными науками.

Было бы упрощенным рассматривать жизнь личности просто как движение «единицы» в сумме других «единиц», увлекаемых их общим потоком. Наивно также считать, что в каждой личности, как в капле воды, отражается все общество, и поэтому законы ее развития трактовать как те же законы развития общества, но только применительно к единичному явлению. Конечно, развитие личности (индивида) как члена общества подчиняется законам общества. Она живет и действует в сфере этих законов. Однако из этого не следует, что ее развитие есть, как полагал, например, Плеханов, своего рода «конспект» истории общества.

Личность и ситуация.

Ситуации выбирают личность

На самом деле, большинство ситуаций ограничивают "набор" - не каждый попадает туда, куда хочет. Из-за этих ограничений даже обычные ситуации, как правило, содержат "требования к допуску" того или иного типа. Все это происходит оттого, что ситуации выбирают человека, а это тип взаимодействия человека и ситуации.

Люди выбирают свои ситуации

Мы выбираем ситуации, основываясь на возможностях, которые они предоставляют. Поскольку различные ситуации предоставляют нам неодинаковые возможности, мы, как правило, выбираем те возможности, которые, как представляется, хорошо соответствуют нашим желаниям и целям.

Люди изменяют ситуацию

Иногда люди изменяют ситуацию по тем же причинам, по каким они могли ее выбрать: чтобы лучше достичь своих целей. Однако люди порой меняют свою ситуацию непроизвольно.

Ситуации меняют личность

Иногда мы настолько включены в ряд ситуаций, что они во многом "делают" нас с самого начала, формируя наше базовое человеческое и индивидуальное отношение к целям, представлениям и чувствам, определяющим нас сегодня. Именно это психологи и социологи называют социализацией. Социализация - это процесс, при помощи которого культура передает живущим в ней людям представления, обычаи, привычки и язык.

Коммуникативные – предметно-действенные (деловые) – отношения личности к самой себе (АНАНЬЕВ)

Критерии оценки и сравнения теорий личности. Требования к общепсихологической теории личности.

Целостная психологическая теория и частные идеи.

«…поспешная трансплантация идей и методов может создать почву для искажений, опасных не только дляпрестижа психологической науки, но, главное, длялюдей, которым оказывается помощь, и для общества, на которое всегда оказывают влияние профессиональные этические ценности, исповедуемые учеными как теоретиками, так и профессиональными практиками, даже если это влияние внешне кажется незначительным». (М.А. Гулина)

Критерии оценки теории личности:

1. Теория должна обладать определенной мерой обобщения, которая должна соответствовать специфике изучаемых явлений

• Раскрытие общих оснований изучаемых явлений

• Исследование особенного и единичного

2. «Хорошая» теория строится на добротных, компактных и действенных постулатах

• общие философские положения

• теоретические выводы (психологии, других наук)

3. Теория должна обладать прогностической ценностью (предсказывать возможное развитие тех или иных явлений)

4. Теория должна быть проверяема (эксперимент или анализ логических следствий)

5. Теория должна соответствовать фактам

Специфические критерии оценки психологической теории личности (Л. Хьелл, Д. Зиглер):

1. Широта охвата разнообразных феноменов

2. Экономность теории

3. Эвристическая ценность теории (в какой степени теория стимулирует ученых проводить дальнейшие исследования)

4. Верифицируемость

5. Внутренняя согласованность

6. Функциональная значимость

Требования к целостной психологической теории:

• собственная философия (этика);

• опора на экспериментальные данные и систематические наблюдения;

• описание как нормальных, так и патологических процессов психики;

• отражение процесса развития человеческой психики.

 

Вопрос 21. Личность в системе интегрального человекознания (Б.Г. Ананьев) Специфика понятий "индивид", "личность, "субъект деятельности", "индивидуальность".

Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность

Индивид — это человек как представитель вида Homo sapiens.

Первичные свойства:

1. возрастно-половые (стадии онтогенеза + половой диморфизм)

2. индивидуально-типические:

- конституциональные особенности (телосложение + биохимическая индивидуальность)

- нейродинамические свойства мозга

- функциональная геометрия (симметрия-асимметрия функционирования парных рецепторов и эффекторов)

Первичные свойства существуют на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровне, за исключением нейродинамики и билатерального регулирования, они представлены только на органном и организменном.

Взаимодействие (1) и (2) определяют вторичные свойства:

3. динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических)

4. структуру органических потребностей

Высшая интеграция всех свойств достигается в темпераменте и задатках.

Форма развития индивида – онтогенетическая эволюция, которая идет по филогенетической программе, но модифицируется под влиянием социальной истории в соответствии с возрастом и индивидуальной изменчивостью: постепенно усиливается влияние социальных свойств личности. Развитие идет неравномерно и гетерохронно.

На развитие индивида накладывается развитие личности → ступени общественного воспитания, образования и обучения стали определяющими характеристиками периодов развития индивида.

Личность (самосознание) «личность» характеризует человека как социальное существо.

Первичные свойства:

1. статус личности в обществе + активная позиция человека

статус общности, в которой формировалась личность

2. система общественных функций-ролей

система целей и ценностных ориентаций

Первичные свойства определяют вторичные:

3. мотивация поведения

4. структура общественного поведения

Форма развития личности – жизненный путь человека в обществе, личность конкретно-исторична, она продукт своей эпохи, современник и участник событий. Статус личности преимущественно связан со статусом семьи, но постепенно собственный статус человек может отдалиться от статуса семьи. Статус личности задан системой общественных отношений и социальных образований, объективно определяющих место личности в социальной структуре. Активная позиция личности – система отношений, установок мотивов, проявляющаяся в комплексе функций-ролей, целях и ценностях. Вершина личности – характер, который формируется путем перехода отношений в черты, т.е. характер – психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле. Л ичность по Ананьеву - это «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.

Субъект деятельности занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Субъект деятельности включает в себя: сознание, активность, деятельность. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие — преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Индивидуальность это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Ананьев выделял два аспекта индивидуальности:

ü биологическая индивидуальность → индивидуально-типологические свойства

ü теория социальной активности → индивидуальность формируется в ходе социального развития.

Индивидуальность – единство и взаимосвязь свойств человека как личности и как субъекта деятельности, в структуре которого функционируют свойства человека как индивида.

Индивидуальность – это одновременно открытая (общественной жизни, географической и искусственной среде обитания) и замкнутая (в следствии внутренней взаимосвязанности ее свойств личности, субъекта деятельности, индивида) система.

Внутренний мир человека «работает», и мера напряженности этой работы (выработки собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатства индивидуальности.

Таким образом, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его инди­видуальность.

Нейродинамика.

Понятие о свойствах НС ввел Павлов.

Свойства НС – природные, врожденные особенности НС, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера.

Классификация свойств НС (Павлов):

· сила/слабость – способность НС выдерживать сильные раздражители; она характеризует работоспособность и выносливость нервных клеток.

· подвижность/инертность – скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

· уравновешенность – степень соответствия силы возбуждения силе торможения.

Классификация свойств НС (Небылицын):

· сила = сила/слабость Павлова

· динамичность = уравновешенность Павлова

А свойство подвижность/инертность он разбил на два:

· подвижность – скорость возникновения/изменения возбуждения и торможения → быстрота обучения и усвоения новой информации (условный рефлекс)

· лабильность – скорость возникновения/изменения нервных процессов, максимальное число импульсов, которое клетка может передать за единицу времени (безусловный рефлекс)

Теплов: выдвинул идею парциальных свойств НС – парциальные свойства характеризуют функционирование отдельных анализаторов и зон мозга, а общие – функционирование передних (лобных) зон мозга.

Сила НС различается по:

Ø Уровню активации в покое (Ильин)

Ø Нижнему порогу раздражения НС

Подвижность – инертность НС:

Ø Быстрота возникновения нервного процесса, быстрота исчезновения

Ø Быстрота смены одного нервного процесса другим

Ø Быстрота образования, легкость переделки условного рефлекса

 

Уравновешенность (баланс) нервных процессов - преобладание процесса возбуждения или торможения (а не выраженность).

Проблемы подхода:

А) Переход от свойств НС к типам. Б. М. Теплов: «преждевременный переход», т.к. существуют только синдромы свойств. Современная физиология: нет чистых типов.

Б) Тип НС имеет четкие поведенческие проявления. Современная индустриальная психология ставит это под сомнение.

Временная перспектива.

В последние годы накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что деятельность человека существенно определяется не только его прошлым, но и будущим, так называемым «опережающим отражением».

По мнению П.И. Яничева, психологическое будущее:

1. по отношению к психологическому настоящему мотиви



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 3015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.15 с.)