МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ



МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург, 2011


УДК 159.9 : 51 (075.8)

ББК 88 В 631

Составители: кандидат психологических наук, доцент И.А. Куницына,

кандидат психологических наук, доцент И.Б. Гайворонская

кандидат медицинских наук Н.В. Куницын

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор

Ленинградский государственный университет

имени А. С. Пушкина

А. Г. Маклаков,

 

кандидат психологических наук, доцент

Тверской государственный университет

И.А. Бариляк

Математические методы в психологии: учебно-методическое пособие / Сост. И. А. Куницына, И.Б. Гайворонская, Н.В. Куницын. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. — 61 с.

ISBN 978-5-8290-1142-0

 

Учебно-методическое пособие позволяет организовывать и контролировать деятельность студентов на лабораторных занятиях по математическим методам в психологии. В пособии указаны цель каждого занятия, продолжительность его отдельных этапов. Описана организация работы студентов в индивидуальной и групповой форме. Приводятся контрольные вопросы, перечень заданий и список литературы по каждой теме.

Данное учебное издание предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по специальности 030301.65 – Психология.

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина

 

 

© Ленинградский государственный

университет (ЛГУ) им. А. С. Пушкина, 2011

© Куницына И.А., Гайворонская И.Б.,

Куницын Н.В., 2011


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Введение…………………………………………………………………….
Занятие 1. Первичная обработка данных: организации выборочного исследования, измерительные шкалы, таблицы и рисунки…  
Занятие 2. Первичная обработка данных: типы распределения,пер- вичные описательные статистики, стандартизация данных…  
Занятие 3. Параметрические методы различия: сравнение дисперсий, t-критерий Стьюдента для одной выборки…….……………..  
Занятие 4. Параметрические методы различия: t-критерий Стьюдента для независимых выборок….………………………………….  
Занятие 5. Параметрические методы различия: t-критерий Стьюдента для зависимых выборок…….………………………………….  
Занятие 6. Непараметрические методы различия: критерий U-Манна- Уитни, критерий Т-Вилкоксона……….………….…………..  
Занятие 7. Непараметрические методы различия: L-критерий Пейджа, критерий Н Крускала-Уоллиса………………………………...  
Занятие 8. Непараметрические методы различия: χ²-критерий Пирсона, λ-критерий Колмогорова-Смирнова……..…….……………..  
Занятие 9. Меры связи между явлениями: коэффициент ранговой кор- реляции rs Спирмена……………………………………………  
Занятие 10. Меры связи между явлениями: коэффициент линейной корреляции Пирсона rxy.……….………………..…………….  
Занятие 11. Меры связи между явлениями: корреляционные плеяды и матрицы………………………….……….……..…………….  
Занятие 12. Использование компьютерных программ и пакетов при обработке данных……………………………………………  
Занятие 13. Использование компьютерных программ и пакетов при обработке данных……………………………………………  
Занятие 14. Однофакторный дисперсионный анализ…………………..
Занятие 15. Двухфакторный дисперсионный анализ…………………..
Список литературы………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой частью профессиональной подготовки квалифицированного специалиста-психолога является обучение математическим методам обработки данных психологического исследования.

Применение математической статистики в психологии имеет свои особенности, связанные со спецификой предмета. Исследование в психологии предполагает получение результатов в виде чисел, связывающих теорию с реальными фактами. Однако просто собрать численные данные недостаточно. Исследователю необходимо умение организовать их, обработать и проинтерпретировать, что невозможно без применения математических методов.

На сегодняшний день нормой для исследователя становится владение современными компьютерными программами. Любая программа обработки данных лишь переводит один набор чисел в другой. При этом предлагается богатый выбор способов такого преобразования, значительно расширяющий возможности анализа данных. Однако, для того чтобы суметь воспользоваться открывающимися возможностями, специалисту нужно иметь соответствующие теоретические знания и практические умения.

Данное учебно-методическое пособие содержит методические материалы, облегчающие освоение лекционного курса по дисциплине «Математические методы в психологии», такие как: упражнения и задачи, которые должны выполнить студенты по каждой теме, контрольные вопросы, списки основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения.

Данный курс завершает математическое образование студентов-психологов. Он призван показать, как математика, будучи общенаучным методом, преломляется в конкретно-научном психологическом исследовании. Лабораторные занятия по математическим методам в психологии направлены на формирование умения выполнять количественный анализ психологических данных на современном научном уровне.


Занятие 1.

Тема: «Первичная обработка данных:

Организации выборочного исследования,

Измерительные шкалы, таблицы и рисунки».

Цель лабораторного занятия: закрепить знания студентов об организации выборочного психологического исследования, а также формировать умение формулировать предмет, объект и гипотезу исследования, определять вид выборок и тип измерительных шкал, строить таблицы и графики.

Время лабораторного занятия:2 часа.

Этап. Текущий контроль качества усвоения изучаемого материала (10 мин.).

Контрольные вопросы для фронтального опроса студентов.

1. Что принято понимать под понятием гипотеза психологического исследования? Приведите пример гипотезы.

2. Что такое генеральная совокупность? Приведите пример генеральной совокупности. Объясните, почему генеральная совокупность недоступна для сплошного психологического исследования.

3. Дайте определение понятия выборка. Приведите пример выборки психологического исследования.

4. Что такое выборочное исследование? Перечислите критерии обоснованности выводов исследования.

5. Какие существуют приемы, позволяющие получить достаточную репрезентативность выборки? Приведите примеры.

6. Каким образом определяется статистическая достоверность, или статистическая значимость результатов исследования?

7. В чем отличие зависимых и независимых выборок?

8. Что принято понимать под объектом и предметом психологического исследования?

9. Дайте определение понятия измерение.

10. Что такое шкала измерения?

11. Дайте характеристику основных видов измерительных шкал.

12. Приведите примеры использования разных видов измерительных шкала в психологических исследованиях.

13. Чему соответствует информация в каждой строке таблицы исходных данных?

14. Чему соответствует информация в каждом столбце таблицы исходных данных?

15. В чем отличие абсолютной, относительной и накопленную частот?

16. Как принято условно обозначать абсолютную, относительную и накопленную частоты?

17. В каких случаях принято строить таблицу сгруппированных, а не абсолютных частот?

18. Перечислите основные этапы построения таблицы сгруппированных частот.

19. Что принято понимать под гистограммой распределения частот?

20. Как выполняется построение полигона распределения частот?

21. Каковы правила построения круговой диаграммы?

22. Возможно ли построение таблицы сопряженности, если изучаемый признак измерен в порядковой шкале? Объясните ответ.

Этап. Подведение итогов занятия (10 мин.).

На данном этапе осуществляется краткое обобщение учебного материала, закрепление которого происходило на занятии. Акцентирование основных ошибок, допускаемых студентами при выполнении заданий. Ответы на вопросы студентов.

Список литературы:

1. Калинин А.А., Кедич С.И. Простейшие методы анализа данных в психологии: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2003. – С. 4-10, 17-18.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2010. – С. 19-39.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2010. – С. 11-20.


Занятие 2.

Тема: «Первичная обработка данных: типы распределения,

Первичные описательные статистики,

Стандартизация данных».

Цель лабораторного занятия: закрепить знания студентов о разных типах распределения, а также формировать умение рассчитывать первичные описательные статистики, осуществлять стандартизацию данные и проверять эмпирическое распределение на соответствие нормальному распределению.

Время лабораторного занятия:2 часа.

Занятие 3.

Тема: «Параметрические методы различия:

Для одной выборки».

Цель лабораторного занятия: закрепить знания студентов об особенностях использования параметрических критериев. Формировать умения выполнять сравнение дисперсий, применять t-критерий Стьюдента для одной выборки при решении математико-статистических задач.

Время лабораторного занятия:2 часа.

Занятие 4.

Тема: «Параметрические методы различия:

Занятие 5.

Тема: «Параметрические методы различия:

Занятие 6.

Тема: «Непараметрические методы различия:

Занятие 7.

Тема: «Непараметрические методы различия:

Занятие 8.

Тема: «Непараметрические методы различия:

χ²-критерий Пирсона, λ-критерий Колмогорова-Смирнова»

Цель лабораторного занятия: закрепить знания студентов об особенностях выявления различий в распределении признака в двух и более выборках. Формировать умение решать математико-статистические задачи с помощью χ²-критерия Пирсона и λ-критерия Колмогорова-Смирнова.

Время лабораторного занятия:2 часа.

Занятие 9.

Тема: «Меры связи между явлениями:

Занятие 10.

Занятие 11.

Тема: «Меры связи между явлениями:

Занятие 12.

Занятие 13.

Занятие 14.

Занятие 15.

Список литературы.

Основная литература:

1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2010. – 392 с.

Дополнительная литература:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

2. Благинин А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учеб пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006.

3. Грес П.В. Математика для гуманитариев. Учебное пособие.- М.: Логос, 2003.

4. Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. – Л., 1985.

5. Калинин А.А., Кедич С.И. Простейшие методы обработки данных в психологии. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2003.

6. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001.

7. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. – СПб.: СПбГУ, 1998.

8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2010.

9. Суходольский Г.В. Математическая психология. СПб., 1997.

10. Тарасов С.Г. Математические методы в психологии. Учебно-методические указания. – СПб.,1998.

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург, 2011


УДК 159.9 : 51 (075.8)

ББК 88 В 631

Составители: кандидат психологических наук, доцент И.А. Куницына,

кандидат психологических наук, доцент И.Б. Гайворонская

кандидат медицинских наук Н.В. Куницын

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор

Ленинградский государственный университет

имени А. С. Пушкина

А. Г. Маклаков,

 

кандидат психологических наук, доцент

Тверской государственный университет

И.А. Бариляк

Математические методы в психологии: учебно-методическое пособие / Сост. И. А. Куницына, И.Б. Гайворонская, Н.В. Куницын. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. — 61 с.

ISBN 978-5-8290-1142-0

 

Учебно-методическое пособие позволяет организовывать и контролировать деятельность студентов на лабораторных занятиях по математическим методам в психологии. В пособии указаны цель каждого занятия, продолжительность его отдельных этапов. Описана организация работы студентов в индивидуальной и групповой форме. Приводятся контрольные вопросы, перечень заданий и список литературы по каждой теме.

Данное учебное издание предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по специальности 030301.65 – Психология.

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина

 

 

© Ленинградский государственный

университет (ЛГУ) им. А. С. Пушкина, 2011

© Куницына И.А., Гайворонская И.Б.,

Куницын Н.В., 2011


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Введение…………………………………………………………………….
Занятие 1. Первичная обработка данных: организации выборочного исследования, измерительные шкалы, таблицы и рисунки…  
Занятие 2. Первичная обработка данных: типы распределения,пер- вичные описательные статистики, стандартизация данных…  
Занятие 3. Параметрические методы различия: сравнение дисперсий, t-критерий Стьюдента для одной выборки…….……………..  
Занятие 4. Параметрические методы различия: t-критерий Стьюдента для независимых выборок….………………………………….  
Занятие 5. Параметрические методы различия: t-критерий Стьюдента для зависимых выборок…….………………………………….  
Занятие 6. Непараметрические методы различия: критерий U-Манна- Уитни, критерий Т-Вилкоксона……….………….…………..  
Занятие 7. Непараметрические методы различия: L-критерий Пейджа, критерий Н Крускала-Уоллиса………………………………...  
Занятие 8. Непараметрические методы различия: χ²-критерий Пирсона, λ-критерий Колмогорова-Смирнова……..…….……………..  
Занятие 9. Меры связи между явлениями: коэффициент ранговой кор- реляции rs Спирмена……………………………………………  
Занятие 10. Меры связи между явлениями: коэффициент линейной корреляции Пирсона rxy.……….………………..…………….  
Занятие 11. Меры связи между явлениями: корреляционные плеяды и матрицы………………………….……….……..…………….  
Занятие 12. Использование компьютерных программ и пакетов при обработке данных……………………………………………  
Занятие 13. Использование компьютерных программ и пакетов при обработке данных……………………………………………  
Занятие 14. Однофакторный дисперсионный анализ…………………..
Занятие 15. Двухфакторный дисперсионный анализ…………………..
Список литературы………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой частью профессиональной подготовки квалифицированного специалиста-психолога является обучение математическим методам обработки данных психологического исследования.

Применение математической статистики в психологии имеет свои особенности, связанные со спецификой предмета. Исследование в психологии предполагает получение результатов в виде чисел, связывающих теорию с реальными фактами. Однако просто собрать численные данные недостаточно. Исследователю необходимо умение организовать их, обработать и проинтерпретировать, что невозможно без применения математических методов.

На сегодняшний день нормой для исследователя становится владение современными компьютерными программами. Любая программа обработки данных лишь переводит один набор чисел в другой. При этом предлагается богатый выбор способов такого преобразования, значительно расширяющий возможности анализа данных. Однако, для того чтобы суметь воспользоваться открывающимися возможностями, специалисту нужно иметь соответствующие теоретические знания и практические умения.

Данное учебно-методическое пособие содержит методические материалы, облегчающие освоение лекционного курса по дисциплине «Математические методы в психологии», такие как: упражнения и задачи, которые должны выполнить студенты по каждой теме, контрольные вопросы, списки основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения.

Данный курс завершает математическое образование студентов-психологов. Он призван показать, как математика, будучи общенаучным методом, преломляется в конкретно-научном психологическом исследовании. Лабораторные занятия по математическим методам в психологии направлены на формирование умения выполнять количественный анализ психологических данных на современном научном уровне.


Занятие 1.

Тема: «Первичная обработка данных:



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.011 с.)