Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 28. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сознание - высшая форма психики, рез-т общественно-исторических услов формирования чела в трудовой деятельности, при постоянном общении с др. людьми. Самосознание - высший уровень развития сознания, осознание чел-ом себя как Л, как индивидуальности. Гиппенрейтер определяет самосознание как образ себя и отношение к себе. Самосознание – это субъективный образ своего Я. В работах многих отечеств. психологов доказано, что субъективные представления Л о себе формируются под воздействием соц среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений др людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами. Функции самосознания: 1) когнитивная сторона - функция с амопознания Самопознание - важнейшая составная часть самосознания, сложный процесс опосредованного познания себя, понятия собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. Самопознание - сложный многоуровневый процесс. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ. Самопознание - процесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность; и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией. С самопознанием тесно связана способность к рефлексии. То есть, способность осознавать не только, "что я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и "что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", Я условно разделяется на Я-действующее и.Я-рефлексирующее. 2. Волевая сторона - Функция саморегуляции - регуляция психич активности посредством отражения и моделирования действительности. Оценка субъектом собственных действий, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений м/у целями, средствами и последствиями действий. Функция с амоорганизации - Способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой цели, определять направление своей деят-ти; 3) Аффективная сторона - функция самоотношения: самочувствие, самолюбие.
Главные функции самосознания: 1) познание себя; 2) усовершенствование себя; 3) поиск смысла жизни. Поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. Развитие сознания и самосознанияв онтогенезе. (Ананьев): 1) отделение своих действий от предметов = выделение себя из окружающего мира 2) отделение себя от своих действий = осознает, что он является субъектом действия, появляется произвольность 3) употребление местоимения «мой», «моя» в 2-3 года 4)употребление местоимения «я» в 3-4 года = переход к понятию мысли о себе, начинает формироваться самооценка: сначала оценивает себя только положительно, а к 15-16 годам оценивает адекватно Важный этап в формировании сознания – переход ребенка от случайных, спонтанных действий к целенаправленным поступкам. Сначала младенец непосредственно реагирует на каждое внешнее раздражения, но постепенно реакции становятся более избирательными, он начинает осознавать собственные желания и выбирает соответствующие средства для их достижения (плачь не как реакция на боль, а как средство получить ласку матери). Решающее значение для развития самосознания имеет взаимодействие с взрослыми, которые вырабатывают у ребенка определенное отношение к предметам и самому себе. Родители определяют «кто он такой»: они называют его, помогают осознать то, что принадлежит ему (части тела) и то, к чему принадлежит он (пол, членство в семье). Оценивая поступки ребенка, они вырабатывают у него определенно эмоциональное отношение к себе – чувство собственной ценности. 5)У дошкольника в ролевой игре формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная активность, самосознание. Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний - “я рад”, “я огорчен”. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Начинается осознание себя во времени. 6)В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”. 7) Младший школьный возраст - учебная деятельность становится ведущей. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. развитие критики и самокритики (10-11 лет)
8) У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. В подростковом возрасте происходит включение в систему социальных связей => активное самопознание. Степени развития самосознания (Розенберг): 1. степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания. 2. степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом. 3. степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности). 4. степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени Точки зрения на первичность сознания и самосознания: Бехтерев: простейшее самосознание предшествует сознанию (=ясным и отчетливым представлениям о предметах) Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, т.е. ростом самостоятельности (2-3 года)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.012 с.) |