Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: сознание человека: Структура и сущность.

Поиск

Цель: Знать теоретические подходы к сущности сознания его структуре и механизмам. Владеть основными понятиями темы: сознание, рефлексия, значение, смысл и др.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема структуры и сущности сознания в современной психологии.

2. Проблема рефлексии в современных исследованиях.

Литература:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М-В.,1999.

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Спб.,1999.

3. Зинченко П.И. Образ и деятельность М-В., 1997

4. Леонтьев А.Н. Теория сознания. Деятельность и сознание. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982 с.23, 133.

5. Проблемы рефлексии. Ред. Ладенко И.С. Новосибирск, 1987.

6. Райл Г. Понятие сознания М.,1999.

7. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. Спб., 2000.

8. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995,с. 18-19, 173, 177.

9. Слободчиков В.И. Цукерман Г.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. 3-1990.

10. Чеснокова А.Г. Проблема осознания в психологической концепции Л.С. Выготского // Вестник МГУ 1-2000.

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Карта-информатор, термины
2. Выполнить анализ литературы. Просмотреть экспериментальные исследования по проблеме. Конспекты, выписки
3. Выполнить задания для самоконтроля.  

Вопросы для самоконтроля:

В чем специфика сознания человека и его сущность. Каковы признаки и свойства сознания. Как проявляется единство сознания и деятельности. Какова структура сознания и его основные психологические характеристики. Укажите специфику подходов к структуре сознания (З. Фрейд, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.Петровский А.В.). Укажите различия бытийного и рефлексивного сознания. (В.П. Зинченко). Какова связь рефлексии и саморазвития.

План работы на занятии: работа по общему плану 1-9

 

Семинар №28

Тема: Самосознание

 

Цель: Знать психологические исследования проблемы самосознания, структуру самосознания, механизмы его развития. Владеть основными понятиями темы: идентификация, рефлексия, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, образ Я. Знать методы изучения самосознания и его компонентов самооценки, самоконтроля, уровня притязаний и др.

Вопросы для обсуждения:

1.Теоретические подходы к проблеме самосознания, постановка проблем.

2. Критерии развития самосознания и его компонентов.

3. Специфика диагностики самосознания.

Литература:

1. Аверин В.А. Психология личности. Ч.2. М.,1998.

2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избр. псих. труды. В 2-х т. т.1. М., 1980.

3. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.

4. Вачков А.В. Основы технологии психологического тренинга. М., 1999.

5. Гримак Л.П. Созидающее самосознание. Резервы человеческой психики. М.,1987. с. 268.

6. Кон И.С. «Я» как историко-культурный феномен. Социологическая психология. М., 1999. с. 233-253.

7. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.

8. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

9. Майерс Д. Социальная психология. Гл. 2 М., 1999.

10. Мерлин В.С. Самосознание. Психология индивидуальности. М-В. 1998. с.272.

11. Носенко Э.Л. Эмоциональные состояния как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростков. // Психологический журнал 1998 №1 с.16.

12. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1978.

13. Спиркин Сознание и самосознание. М.,1972 с.129-155.

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И Психология человека. М.,1995

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И Психология развития человека. М.,2000.с. 191-199.

16. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.

17. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

18. Чудова Мифологическая составляющая образа Я. // Психологический журнал. №5. 1999. с. 45.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал. Карта-информатор
2. Выполнить выписки, конспекты первоисточников, самостоятельно обобщая данные разных авторов. По работе И.С. Кона представить его взгляд на самоотношение личности, самоуважение и самопринятие. Конспекты, выступления.
Подготовить рекомендации по диагностике и развитию самосознания и его структурных компонентов (самооценки, самоконтроля) (самостоятельный подбор литературы). Консультация на занятии перечень методик.

 

Индивидуальные задания (для саморазвития):

Подготовить обзор по теме периодических журналов.

План работы на занятии:

Работа по общему плану 1-9.

Вопросы для самоконтроля:

Каким образом можно использовать знания о структуре самосознания. Какова специфика развития самосознания в 2-3 года, 4-6, 7-8, 13, 17-18 лет? Как идентификация и рефлексия связаны с самосознанием. Как можно применить знания сущности и функций самооценки. Что можно посоветовать подростку с низкой самооценкой.

 

Семинар №29

Тема: Я концепция личности.

 

Цель: Уметь определять сущность и структуру «Я-концепции», ее функции, роль в развитии личности. Знать историю изучения проблемы. Понимать специфику развития позитивной «Я - концепции», знать, факторы влияющие на развитие, условия развития. Знать методы изучения «Я – концепции» личности, уметь дать рекомендации по развитию «Я концепции».

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая сущность «Я-концепции».

2. Факторы развития «Я-концепции», механизмы развития.

3. Методы изучения «Я-концепции».

Литература:

1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды. В 2-х т. т.1. М., 1980.

2. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.

3. Кон И.С. «Я» как историко-культурный феномен. Социологическая психология. М., 1999. с. 233-253.

4. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.

5. Крайг. Г. Психология развития. СПб., 2000.стр. 138-140,142-143.

6. Мифологическая составляющая образа Я. // Психологический журнал №5. 1999. с. 45.

7. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1978.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И Психология человека. М.,1995 с. 263

9. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.

10. Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000.

11. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

12. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии 2-2000.

Индивидуальные задания: Просмотреть студенческие работы по теме в сборниках студенческих работ «Весна 2000, 2001», сделать обзор периодики (Вестник МГУ 1-2000).

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Карта-информатор, термины.
2. Выполнить выписки, конспекты первоисточников, самостоятельно обобщая данные разных авторов. По работе Р.Бернса ответить на вопросы для самоконтроля. Конспекты

План работы на занятии: Работа по общему плану 1-9

Дополнительно: обзор периодики и студенческих работ.

Вопросы для самоконтроля:

Какого определения «Я - концепции» вы придерживаетесь? Почему? Какой вывод можно сделать, анализируя разные подходы к «Я- концепции». Как можно использовать знание структуры «Я - концепции». Почему говорят о разнице «Я- концепции» в 2-3 года, 7-9лет?,15-18 лет. Из факторов влияющих на становление «Я – концепции» назовите те, что определили вашу «Я концепцию». Какие методы и методики изучения «Я – концепции» вы будете использовать в практической деятельности. На основе изучения работы Р.Бернса «Развитие «Я концепции» и воспитание» дайте ответы на следующие вопросы: Является ли «Я - концепция» тем, что представляет собой индивид? Гарантируют ли похвалы в адрес ребенка с заниженной самооценкой или назначение его на «высокую должность» повышение самооценки? Какие последствия для формирования «Я-концепции» подростка имеют отклонения в физическом развитии? Как влияет отбор учащихся в классы по способностям на «Я-концепцию». О чем могут сигнализировать высказывания: «Я никогда не могу полностью усвоить материал». «Все против меня». Какова в конечном итоге основная цель развития «Я-концепции».

 

Решите психологическую задачу:

Девочка, плохо успевающая в школе и объясняющая это тем, что «не обладает большим умом» слышит возражения взрослых, что получила по тесту интеллекта уровень выше среднего. Через 10 месяцев уровень по тесту упал до уровня ниже среднего. Почему?

Семинар №30

Тема: Личность и ее свойства

 

Цель: Уметь раскрыть сущность личностных свойств (роль, значение функции, механизмы формирования, структуру, виды и др.). Знать специфику их развития, методы диагностики, уметь дать рекомендации по развитию.

Содержание самостоятельной работы (план проведения занятия):

Разделиться на подгруппы. Подготовить для участия в конкурсе задания по 5 номинациям.

 

Номинации Содержание заданий
№1 «Визитная карточка». Представить в яркой запоминающейся форме свойство с выделением существенных признаков.
№2 «Иллюстрация». На ярком литературном либо историческом примере проиллюстрировать основные теоретические положения темы (5 мин).
№3 «Теория». Подготовить презентацию теорий по теме (в оригинальной форме).
№4 «Консультация». Дать рекомендации по развитию и учету свойства.
№5 «Задача». Сформулировать психологическую задачу по проблеме.

 

Основные требования (критерии оценки): яркость, краткость, информативность, понятность, оригинальность.

Семинар №31

Тема: Неосознаваемые явления психики.

 

Цель: Знать классификацию неосознаваемых процессов, понимать взаимоотношения сознания и бессознательного. Уметь определять сущность понятия психологическая защита, знать виды психологической защиты, ее роль в жизни человека. Ориентироваться в психологических исследованиях по проблеме (Н.А. Бернштейн, З. Фрейд, Д. Узнадзе, У. Джеймс и др.).

Владеть основными понятиями темы: автоматизмы, навыки, неосознаваемые побудители, установка, надсознательные процессы, вытеснение, проекция, регрессия, рационализация, идентификация.

Вопросы для обсуждения:

1.Виды и характеристика неосознаваемых явлений.

2.Теоретические подходы к проблеме неосознаваемых явлений.

3.Проблема психологической защиты в психологии.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Мир бессознательного. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.,1996 с.258.

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.,1968.

3. Бернштейн Н.А. Развитие двигательных навыков. Биомеханика и физиология движений М-В.,1997 с.226.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998. Лекция 5,6.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000. С. 149.

6. Немов Р.С. Психология. М.,1998 т 1 стр. 139-141.

7. Рогов Е.И. Общая психология М.,1995.

8. Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М.,1997.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И Психология человека. М., 1995.

10. Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ. М., 1996.

11. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Теория установки М-В.,1997. с.146.

12. Хендерсон Д. Психологический анализ культурных установок. М., 1997.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Карта-информатор, термины таблицы.
2. Выполнить анализ литературы. Просмотреть экспериментальные исследования по проблеме (журнальные статьи). Конспекты, выписки
3. Выполнить задания для самоконтроля.  

Рекомендуем вам выполнить таблицу «Неосознаваемые процессы» (см. №4.л.5-6, №6 с-139-141 №7).

 

Неосознаваемые процессы

 

Вид н\о процесса Определение Пример Особенности Механизмы формирования

 

Занесите в таблицу: первичные автоматизмы, вторичные автоматизмы, установку, неосознаваемые сопровождения, неосознаваемые побудители, надсознательные процессы. Рекомендуем на основе изучения источников № 5,6,7,9 выполнить таблицу №2 «Психологическая защита».

 

Виды Определение Проявления Пример

 

Внесите в таблицу данные по видам психологической защиты: отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, регрессия, реактивные образования, рационализация, изоляция, замещение.

 

План занятия: по общему плану 1-9.

 

Вопросы для самоконтроля:

Назовите известные вам теоретические положения по проблеме неосознаваемых явлений и психологической защиты. Приведите примеры проявлений психологической защиты. Обоснуйте значение неосознаваемых процессов. Сравните первичные и вторичные автоматизмы. Почему Д. Узнадзе считает процесс образования установки неосознанным? Приведите примеры установок. Дайте определение психологической защиты укажите ее функции.

 

Семинар №32

Тема: Теории личности в зарубежной психологии.

 

Цель: Уметь провести сравнительный анализ подходов к личности в зарубежной психологии. Знать специфику развития личности и особенности психотерапии с точки зрения различных зарубежных теорий.

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание понятия личность в зарубежных теориях.

2. Специфика развития личности с точки зрения зарубежных исследователей.

3. Особенности психотерапии в различных психологических теориях личности.

Литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология М.,1998.Т.2 гл.12.

2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. Личность: норма и патология. М.,1998 с. 198-264.

3. Карпова Н.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии М., 1997.

4. Купер К. Теория Келли, К. Роджерса, З. Фрейда. Индивидуальные различия М.,2000.

5. Психология: Биографический библиографический словарь. СПб., 1999.

6. Психология личности хрестоматия. Ред. Райгородский Д.Я. Самара 1999. том 1.

7. Психология личности. Теория и исследования. Ред. Первин Н.М. М.,2000.

8. Психотерапия. Восток. Запад. М.,1997.

9. Словарь персоналий: Психологи от А до Я. Сост. Сонин В.А. М.,1997.

10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.,1997.

11. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия. Ред. Райгородский Д.Я. Самара, 1996.

12. Хрестоматия по глубинной психологии. Ред. Хегай Л.А. М.,1996.

13. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме в виде таблицы. Термины, таблица.
2. Подготовиться к участию в организационной игре и пресс-конференции. Сформулировать вопросы либо психологическую задачу по изученному материалу. Вопросы психологическая задача.

 

Рекомендуем вам на основе изучения информационного материала выполнить таблицу по схеме:

 

Теория личности Содержание понятия личность Структура личности Мотивация личности Развитие личности Патология личности Помощь личности

Занесите в таблицу данные изучения основных теорий личности в зарубежной психологии, после изучения проверьте себя, выполнив контрольные задания и ответив на вопросы для обсуждения и осмысления.

 

План работы на занятии:

Работа в группах, поочередное выполнение заданий:

Задание 1. «Презентация теории» Цель: представить автора, суть и достоинства теории.

Задание 2. «Визуализация идей» Цель: схематично представить основные положения теории личности.

Задание 3. «Пресс-конференция «Цель: выступить по вопросам развития личности и психологической помощи.

Задание 4.»Задача для дискуссии» Цель: сформулировать психологическую проблему для решения средствами теории.

Вопросы для самоконтроля:

Чем объяснить многообразие понятий личность в зарубежной психологии. Что представляет собой теория личности и какие основные компоненты содержит. Какими методами пользуются исследователи личности. Укажите различия в теориях личности З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга. Подтвердите примерами: роль чувства неполноценности, стремления к превосходству, социального интереса в развитии личности. Укажите различия взглядов Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни по вопросу влияния событий детства на формирование личности. Чем отличаются подходы Г. Олпорта, Р. Кетелла, Г. Айзенка к личности. Проанализируйте с этих позиций личность близкого человека, перечислив его важные черты (диспозиции). Чем взгляды Б. Скиннера на человеческую природу отличается от взглядов других ученых? В чем специфика социально-когнитивной точки зрения на личность? Как можно использовать положения А. Бандуры и Д. Роттера в психологической практике. К каким практическим нуждам применима теория Д. Келли? Можете ли вы объяснить какие обстоятельства жизни того или иного теоретика повлияли на исходные положения его теории?

Семинар №33

Тема: Гуманистические теории личности.

 

Цель: Знать основные положения гуманистической психологии, специфику развития личности с точки зрения гуманистической психологии. Уметь провести сравнительный анализ подходов к личности А. Маслоу, К. Роджерса. Знать особенности психотерапии в гуманистической психологии.

Вопросы для обсуждения:

1.Основные положения гуманистической психологии.

2.Использование идей гуманистической психологии в консультировании и психотерапии.

Литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология. М.,1998.Т.2 гл.12.

2. Карпова Н.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. М., 1997.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб., 1999.стр.92-95.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.

5. Психология: Биографический библиографический словарь. СПб., 1999.

6. Психология личности хрестоматия. ред. Райгородский Д.Я. Самара, 1999. том 1.

7. Психология личности. Теория и исследования. Ред. Первин.М.,2000.

8. Психотерапия. Восток. Запад. М.,1997.

9. Психотерапевтическая энциклопедия. Ред. Карварсарский Д.Б. Спб., 2000.

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

11. Слободчиков В.И. Исаев Е.И Психология развития человека. М., 2000 стр.66-68

12. Словарь персоналий: Психологи от А до Я. сост. Сонин В.А. М., 1997.

13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997.с. 424, 441-442.

14. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия ред. Райгородский Д.Я. Самара, 1996.

15. Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности СПб., 1997.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Выполнить выписки, Карта-информатор, термины, конспекты.
2. Выполнить задания для самоконтроля  
3. Подобрать развивающие программы, основанные на принципах гуманистической психологии. Выступление на занятии.

План работы на занятии:

Занятие проводиться по общему плану.

 

Вопросы для самоконтроля:

В чем отличие точки зрения гуманистической психологии на природу человека от других теорий. Какие основные принципы лежат в основе теории А. Маслоу и феноменологического направления К. Роджерса? Каковы характеристики самоактуализирующихся людей? Объясните с гуманистической точки зрения природу личностных расстройств. Каковы основные принципы терапии, центрированной на клиенте, терапевтические условия для изменения личности.

Подтвердите примерами важную роль эмпатии и безусловного позитивного внимания.

Семинар №34

Тема: Теории личности в отечественной психологии.

Цель: Уметь провести сравнительный анализ подходов к личности Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, Л.И. Божович, Петровского А.В. и др. Знать структуру личности в интерпретации разных авторов, специфику развития личности с точки зрения отечественных теорий.

Вопросы для обсуждения:

1. Структурно-генетический подход к личности.

2. Деятельностный подход к анализу личности.

3. Реализация структурного подхода к пониманию личности.

4. Психология личности С.Л. Рубинштейна.

5.Основные положения теории личности А.В. Петровского.

6.Проблема личности в работах Асмолова А.Г., Братуся Б.С.

Литература:

1..Аверин В.А. Психология личности. Ч.2 М., 1998.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.,1986.

3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.М-В.,1996.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М-В., 1996.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1998.

6..Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.М.,1982.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1999. с.223.

9. Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В. Питер, 2000.

10. Психология личности –хрестоматия. Ред. Райгородский Д.Я. Самара 1999 том 2.

11. Рубинштейн Основы общей психологии. СПб., 1998.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Карта-информатор.
2. Подготовить выписки конспекты (представление о личности, структура личности, формирование личности). Конспекты.
3. Подготовиться к участию в «Пресс-конференции». Сформулировать вопросы либо психологическую задачу по изученному материалу. Вопросы, выступления, психологическая задача.

 

План проведения занятия:

Занятие проходит в виде пресс-конференции.Группы участников представляют теорию и ее автора (рассказ об ученом, краткая биография), последовательно излагают: общее представление о личности, структуру личности, развитие личности (лучше оформить информацию в виде схемы).Группы формулируют к слушателям вопросы, задачу для дискуссии.

Вопросы для самоконтроля:

На основе сравнения нескольких авторских определений личности дайте обобщенное понятие феномена личность. Укажите сходство и различия в подходах к личности Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович. Выделите «единицы» анализа личности в различных теориях. Обозначьте схематично, либо в виде «формулы» различные подходы к личности и по схеме опишите их. Объясните смысл понятия «иерархия мотивов». Объясните специфику развития личности с точки зрения различных теорий. Какой подход к личности вам ближе, почему?

Семинар №35

Тема: Деятельность

 

Цель: Знать психологические исследования проблемы деятельности, структуру деятельности, ее роль в развитии личности. Понимать специфику формирования навыков, умений, привычек и специфику основных видов деятельности (игра, учение, труд).

Владеть основными понятиями темы: действия, операции, потребности, мотивы, цели, интериоризация, экстериоризация.

Уметь сравнивать различные теоретические подходы к проблеме (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна) находить сходство и различия. Определять возможность использования основных идей деятельностного подхода в профессиональной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая теория деятельности и деятельностный подход в психологии.

2. Строение деятельности.

3. Сущность подходов к проблеме умений и навыков.

Литература:

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. с.344, 348, 359-360, 362.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1998.Л.7-8

3. Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н. Леонтьева. Проблемы развивающего обучения. М., 1996 с.217-224.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1982.

5. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994 с.255.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.,1982.

7. Проблема деятельности в истории советской психологии. /Вопросы психологии № 4 – 1986.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

9. Слободчиков В.И. Выявление и качественный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности. // Вопросы психологии 2-2000.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Деятельностный подход в изучении психического развития. Психология развития человека. с. 139.

9 Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии с.525-526.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Подготовка ответов на вопросы на основе анализа научной литературы со ссылками на авторов. Конспекты, выступления.

Примерный план занятия: з анятие проводится по общему плану и включает1-3,6-9 этапы.

Вопросы для самоконтроля:

Дайте определение деятельности и характеристику психологической теории деятельности. Каково психологическое строение деятельности. Как происходит освоение деятельности. В чем сущность понятия субъект деятельности?

В чем особенности ведущего вида деятельности? Дайте определения понятий умения навыки привычки. С какими понятиями связано понятие деятельность? Дайте определения этих понятий. Что такое внешняя и внутренняя деятельность. Как происходит освоение навыков? Что такое интерференция навыков? Как различаются действия и операции? Приведите примеры.

Индивидуальные задания: Подготовить обзор журналов «Вопросы философии»№2-3-2000 по теме «Деятельностный подход в психологии».

 

Семинар №36

Тема: Общение.

 

Цель: Знать современные подходы к проблеме общения, основные теоретические исследования по проблеме, структуру общения и его функции. Понимать сущность общения, его значение в жизни человека. Владеть основными понятиями темы: идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация и др. Знать методы изучения общения, специфику развития общения в онтогенезе.

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к проблеме общения в психологии.

2. Структура и функции общения.

3. Компетентность в общении

4. Методы изучения коммуникативных способностей.

Литература:

1. Аверченко Л.К. Управление общением. М.,1998.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1996.

3. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организационные и коммуникативные качества личности. М.,1999.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.,1998.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.,1998.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.,1984.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М-В., 1995.

9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.,1998.

10. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995.

11. Современная психология: справочное руководство. Ред. Дружинин В.Н. 1999.

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Карта-информатор, термины
2. Выполнить анализ литературы. Просмотреть экспериментальные исследования по проблеме. На основе изучения исследований сформулировать задачу для обсуждения. Выступление. Конспекты, выписки, психологическая задача.
3. Выполнить задание для самоконтроля.  
4. Познакомиться с методами диагностики. Выписки названий методик. Опрос на занятии.
5. Подготовить консультацию по проблеме общения, рекомендации по развитию. Консультация.

Примерный план занятия:

Занятие проводится по общему плану и включает 1-9 этапы.

Вопросы для самоконтроля:

Каковы основные идеи по проблеме общения в отечественной психологии? Почему говорят об огромной роли общения в развитии личности? Можно ли привести аргумент против понимания общения как частного случая деятельности? Какие особенности личности влияют на формирование межличностных отношений. Каким образом понятия стереотипизация, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция связаны с общением?

Семинар №37

Тема: Человек среди людей. Группа и ее виды.

 

Цель: Знать психологические исследования по проблеме малой группы и коллектива. Различать виды групп, знать основания их классификации.Понимать специфику использования методов социометрии и референтометрии при изучении групп. Владеть основными понятиями темы: группа, коллектив, позиция, статус, игровая роль, социальная роль, лидерство, ингибиция, фасилитация, конформизм и др. Уметь дать рекомендации по развитию группы.

Вопросы для обсуждения:

1.Группа и специфика ее развития.

2. Коллектив. Критерии оценки группы как коллектива.

3. Лидерство.

4. Методы изучения отношений в группе.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 1994.

2. Донцов А.И. Психология коллектива М.,1984.

3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.,1998.

4. Немов Р.С. Психология. М.,1998.т.1 стр.558.

5. Петровский А.В. Личность Деятельность Коллектив М., 1982.

6. Прыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М., 1971.

7. Психологическая теория коллектива. Ред. А.В. Петровский М.,1979.

8. Рогов Е.И. Общая психология М.,1998.с. 147-149

9. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995.стр.158-160.

10. Современная психология: справочное руководство ред. Дружинин В.Н. 1999.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Подготовка ответов на вопросы на основе анализа научной литературы со ссылками на авторов. Конспекты, выступления.

План занятия:

Занятие проводится по общему плану и включает 1-9 этапы.

Вопросы для самоконтроля:

Почему в психологии изучается малая группа? Какова нижняя граница размеров малой группы и почему? Каковы основания классификации малых групп по Э. Мэйо, Д. Хаймену. Сравните основные параметры малой группы композицию и структуру. Как происходит развитие малой группы по Л.И. Уманскому и А.В. Петровскому? Назовите иерархию уровней развития групп и соответственно их виды. Раскройте понятие групповой сплоченности, теоретические подходы к проблеме Л. Фестингера, Д. Морено, Т. Ньюкома, А.И. Донцова и др. (№8 с.147-149). Определите сущность взаимодействия индивида и группы (феномены социальной ингибиции и фасилитации, конформизма). Чем привлекает исследователей феномен лидерства? (№8 с.158). Сформулируйте суть концепции А.В. Петровского его критерии оценки группы как коллектива. (№ 8.с. 135-137). Каковы единицы анализа человеческих общностей? Определите сущность понятий: позиция, статус, игровая роль, социальная роль (№ 9 с. 158-160). В чем особенности социометрии и референтометрии (№ 8 с. 151). Назовите факторы эффективности групповой деятельности, пути и средства повышения эффективности групповой работы(№ 4 с.558).

 

Планы семинарских занятий

(для заочной формы обучения)

 

Студенты заочной формы обучения самостоятельно изучают учебный материал, в соответствии с методическими рекомендациями данного пособия. Семинарские занятия проводятся с целью контроля качества самостоятельной работы по разделам курса. На семинарских занятиях студенты могут уточнить непонятные вопросы, получить разъяснения преподавателя.

Семинар №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.013 с.)