Темы: Деятельность. Общение. Группы. Теории личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы: Деятельность. Общение. Группы. Теории личности.



 

Цель: Проверка умений излагать материал по плану, закрепление определений понятий, углубление, систематизация знаний по темам.

Содержание самостоятельной работы: Обобщить изученный материал, по указанным темам, отражая результаты в карте информатор.

При изучении темы «Общение» придерживайтесь следующего плана:

1) Подходы к пониманию общения в психологии.

2) Сущность и структура общения.

3) Общение как обмен информацией, взаимодействие понимание.

4) Способы воздействия при общении.

Литература:

1.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995 стр. 138-150, дополнительная см. семинар №36.

При изучении темы «Деятельность» придерживайтесь следующего плана:

1) Деятельностный подход в психологии.

2) Структура деятельности.

3) Компоненты деятельности (потребность, мотив, цель, действие, операция).

4) Освоение деятельности: умения навыки привычки (знать определения понятий, 2 подхода к пониманию соотношения умений и навыков).

Литература:

1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. с. 129-136.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998 Л. 7-8 с. 99-135.

Дополнительно см. семинар №35.

 

План изучения темы «Группы»:

1. Группа и ее виды. Структура группы, специфика развития группы.

2. Коллектив.

3. Социометрия. Референтометрия.

Литература:

1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995. стр. 156-170.

2. Рогов Е.И. Общая психология. М.,1995 л.7.

 

Тема «Теории личности» изучается по плану семинаров №32-34

Содержание работы на семинаре: Устный обзор информации, собранной и зафиксированной студентами по теме. Выполнение тестовых заданий по темам.Деятельность. Общение. Группы. Теории личности.

 

Задания для самостоятельной работы

 

 

Контрольное задание №1.

«Психологический атлас»

 

Атлас выполняется в течение первого учебного семестра и отражает систему и качество самостоятельной работы по подготовке к семинарам.

Цель: Обобщить и систематизировать знания по разделам: «Введение в психологию», «Психические процессы». Подготовиться к сдаче зачета, экзамена, закрепить навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.

Задание №1.

По каждой теме курса составьте карту-информатор - логический опорный сигнал (ЛОС) экзаменационного ответа. ЛОС - это краткое, схематичное, обобщенное отражение информации по теме в виде таблицы, схемы, рисунков, условных обозначений (объем не более 1 листа А-4). На обороте листа поместите словарь основных понятий темы, формулируйте самостоятельно подобранные вопросы по теме, либо психологическую задачу, укажите перечень работ по теме, изученных самостоятельно. Для составления ЛОС по разделу «Психические процессы» используйте план изучения, помещенный в пособии. ЛОС готовятся по мере изучения тем курса и используются для самоконтроля при подготовке к семинарам, зачетам, экзаменам.

Задание № 2

По окончании семестра подборку ЛОС оформите в виде атласа, включающего: титульный лист, список изученной литературы по разделу (можно группировать по темам), ЛОС по каждой теме, на последнем листе дайте самооценку работы, укажите возникшие при изучении проблемы, выскажите мнение о данном виде работы, предложения по ее улучшению.

Примечание. Ваша работа может принять участие в конкурсе «Лучший атлас по разделу» в номинациях:

1. Самая краткая и точная подача материала (глубина, научность, содержательность).

2. Самое оригинальное оформление материала.

3. Самое глубокое изучение материала (научная глубина, количество изученного материала).

* Предложенный алгоритм выполнения работы является примерным. Не исключается, а напротив поощряется творческий подход студента к выполнению работы и ее оформлению. Работа является формой отчетности студента и предъявляется на зачете или экзамене.

 

 

Контрольное задание №2

Творческая работа.

 

Цель: Приобрести навыки работы с психологической литературой (монографии и периодика), формировать умения самостоятельно подбирать литературу по теме, быстро просматривать литературу, анализировать, фиксировать главное, основное, делать выводы.

Тематика работ предлагается в пособии, возможен самостоятельной выбор темы, при условии ее утверждения преподавателем. Лучше выбирать тему применительно к определенной возрастной категории (дошкольник, младший школьник, подросток, или категории людей), что значительно конкретизирует изучаемую проблему.

Содержанием работы является последовательное выполнение серии заданий.

Задание №1

Цель: формирование умений самостоятельно подбирать литературу по теме.

Содержание работы:

Вам предлагается выполнить подбор литературы по теме (это может быть наиболее интересная или значимая тема для вас). Вы работаете с библиотечным каталогом, справочниками, например: «Психологический справочник учителя» М.,1998, журналами. Вы подбираете максимальное количество литературы по теме в виде списка, который включает монографии, статьи из сборников, газет, журналов (учебники не включать). Список литературы оформляется по специальным правилам, в алфавитном порядке, с указанием места и года издания (См. оформление списка в учебниках).

Результатом работы должен стать правильно и полно подобранный список литературы по избранной теме, оформленный в соответствии с правилами.

Задание №2

Цель: Формирование умений краткого анализа монографий.

Содержание работы. Вы просматриваете не менее 5 наиболее ценных на ваш взгляд монографий (авторских произведений научного характера), относящихся к вашей теме. Рекомендуем вам для анализа книги из серии «Психологи отечества», «Мастера психологии». Вы можете выбрать для изучения первоисточники, указанные после каждой главы учебника.

Вы фиксируете из выделенных источников только основные идеи автора. Ваша главная цель не переписывание, а краткий анализ, обобщение. Обращайте внимание на особенности подхода к проблеме, определение основных понятий, уточнение сходных понятий их взаимосвязь, на то, как автор описывает характерные особенности явления применительно к возрасту, структуру явления его механизмы, факторы, влияющие на явление, специфику его развития, индивидуальные особенности, эталон развития, отклонения от нормы.

Результатом работы должны стать умения: выделять наиболее важные положения своими словами, в собственной интерпретации с комментариями, сравнениями, выводами по применению данных положений. Рекомендуем пользоваться полями, на которых обозначать, что в данном случае анализируется (структура, условия, понятия), а так же фиксировать возникающие мысли при анализе.

Задание № 3

Цель: Формирование умений краткого анализа экспериментальных исследований.

Содержание работы:

В «Психологическом журнале», либо журнале «Вопросы психологии»(год издания любой) вы анализируете кратко только экспериментальные исследования по этой теме илиблизкой теме (не менее 3 исследований), выделяя последовательно: название журнала его номер и год издания, автора и название статьи, цель, предмет и объект исследования, гипотезу, задачи, методики и основные выводы (лучше оформить материал в виде таблицы).

Результатом работы должны стать умения выделять в экспериментальных исследованиях суть, понимать то, что сделано автором в науке. Необходимо усвоить и в последствии использовать стиль, последовательность и логику научного изложения теоретического и экспериментального материала.

Задание №4

Цель: Формирование умений подбирать необходимый диагностический инструментарий.

Содержание работы:

Вы просматриваете сборники диагностических методик, выбирая методики которые можно использовать по теме и составляете их список с указанием названия сборника, методики и ее автора.

Результатом должны стать умения, находить необходимый алгоритма работы В тетради диагностический инструментарий.

Задание №5

Цель: Формирование умений подбирать необходимые коррекционные и развивающие задания.

Содержание работы:

Вы указываете найденные вами методики оказания помощи, тренинговые задания, развивающие задания в виде списка с указанием источника сведений.

Результатом работы должны стать умения: отслеживать и фиксировать при изучении литературы наличие развивающих заданий, которые могут быть полезными в самостоятельной практической деятельности.

* При выполнении любого задания необходимо четко фиксировать откуда взят материал.

Задание №6.

Цель: Формирование умений обобщать накопленные в науке факты.

Содержание работы:

Вы оформляете выводы по изученному материалу, обобщая все изученное, подводите краткий итог изучения проблемы, указываете, что в науке изучено хорошо, что недостаточно, на какие вопросы еще не найдены ответы.

Задание №7

Цель: формирование умений самостоятельно оценивать работу, выявлять трудности и проблемы.

Вы даете самооценку проделанной работы. Критерии самооценки определите сами. Будет интересно ваше мнение о таком виде работы, полезны предложения по ее улучшению. Если по ходу работы возникли вопросы и неясности изложите их кратко и в рецензии вы получите на них ответ преподавателя. Вопросы могут касаться содержания и оформления работы.

В готовом виде работа должна иметь:

Титульный лист с указанием темы работы, курса, формы обучения. Лист со списком литературы по выбранной вами теме (количество источников оценивается в баллах по 1 за каждое наименование), 1-5 листов с заданием №2, 1-2 листа с заданием 3, 1 лист задания №4, 1 лист список методик оказания помощи (см. Психологическая газета, Школьный психолог и др.), лист с выводами по работе, лист самооценки. Итого работа занимает около 10-12 листов.

Поощряется творческий подход студента к выполнению и оформлению работы. Выполненные вами работы сдаются на кафедру и не возвращаются т.к. они в дальнейшем будут использоваться в целях помощи студентам.

Примечание: Ваша работа может принять участие в конкурсе «Лучшая контрольная работа» и отмечена в номинациях: 1. Самая краткая и точная подача материала (глубина, научность, содержательность). 2. Самое оригинальное оформление. 3. Самое глубокое изучение материала (научная глубина, количество изученного материала). Подготовьтесь к собеседованию по работе на зачете, экзамене.

Литература:

1. Барташов В.А. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. М.,1998.

2. Вестник МГУ (серия 14 «Психология»).

3. Вопросы психологии. (журнал).

4. Газета школьный психолог.

5. Прикладная психология и психоанализ (журнал).

6. Прикладная социальная психология. // Справочное руководство. М., 1998.

7. Психологическая газета.

8. Психологический журнал.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (в 2х книгах) М., 1998.

10. Современная психология справочное руководство. / Ред. Дружинин В.Н. М., 2000.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум Р-Д 1999.

12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

* Выполнение данной работы задания № 3 является серьезной подготовкой к написанию исследовательских работ и фактически представляет собой сбор и анализ материала будущей курсовой работы.

Контрольное задание №3

Цель: Формирование умений осмысления, обобщения, систематизации изученного материала.

Содержание работы:

Вам предлагается подготовить и оформить материал - итог изучения выбранной вами темы. Работа может быть продолжением контрольного задания №2. Если вы продолжаете работу список научной литературы можно дополнять. Если вы изменили тему, список составляется вновь.

Задание №1

Вы просматриваете монографии и экспериментальные работы по теме и выписываете те положения авторов, которые касаются обоснования актуальности данной темы, значимости ее разработки в социальном плане, необходимости ее решения в данный момент, указываете какие проблемы и какой категории людей можно решить, кому оказать реальную помощь насколько решение проблемы позволит изменить состояние дел в лучшую сторону. Отдельно перечисляете исследователей, которые занимались изучение проблемы. Систематизированные данные позволят выполнить введение к курсовой работе.(Стр. 3)

Задание №2

Опираясь на собранный материал вы даете рабочее определение изучаемого явления, описываете его структуру и механизмы развития, перечисляете условия развития при этом перечисляете основные подходы к проблеме и имена исследователей, занимающихся ею, фиксируете какого подхода вы придерживаетесь. (опорные схемы, стр 7)

Задание №3

Вы оформляете выводы по изученному материалу, обобщая все изученное, подводите краткий итог изучения проблемы, указываете, что в науке изучено хорошо, что недостаточно, на какие вопросы еще не найдены ответы(Стр 47).

Задание №4 Вы формулируете

Цель исследования - Цель повторяет формулировку темы.

Предмет исследования – психическое явление, свойство, которое изучается.

Объект исследования – (дошкольники, младшие школьники, подростки, врачи, педагоги и т. п.)

Например, объект исследования – подростки, а предмет - виды самооценки

Гипотеза- предполагаемый ответ на поставленный вопрос для исследования.

(примеры цели, предмета, объекта, см задание 3 работа №2)

Методики - диагностические средства изучения указанных проблем.(задание4 работа №2)

Задание №5

Вы проводите экспериментальное изучение явления у группы испытуемых и оформляете его результат (пример, задание 3 работа №2, примеры студенческих научных работ в сборнике «Весна2013,2014 и др.)

Задание №6

Вы анализируете свою работу (схема анализа и критерии самооценки стр.2015, или в УМК) указываете проблемы с которыми столкнулись в ходе работы, формулируете вопросы на которые хотите получить ответ преподавателя.

В готовом виде работа должна иметь:

Титульный лист (тема работы, курс, форма обучения).

Список литературы,

1-2 листа с обоснованием актуальности темы (Введение),

Листы с заданием №2 (Содержание работы),

лист с выводами (Выводы),

лист с формулировкой цели- методик (задание 4) (методологический аппарат)

лист с заданием 5 (Экспериментальное исследование)

Лист с заданием 6 (самооценка)

Чем лучше вы выполните задания, тем качественнее подготовите основу для выполнения курсовой работы. Удачи!

 

Примерная тематика контрольных,

курсовых, творческих работ

 

 

1. Эффективные приемы запоминания у студентов (младших школьников, старших школьников).

2. Способы преодоления забывания учебного материала.

3. Пути и способы преодоления невнимательности младших школьников.

4. Специфика развития творческого мышления. Пути и средства развития творческого мышления.

5. Особенности развития самостоятельности мышления.

6. Пути и средства развития монологической речи.

7. Особенности (пути и средства) развития творческого воображения студентов.

8..Волевые качества личности: возможности диагностики и развития (одно или несколько качеств).

9. Способы помощи подростку в самопринятии (развитии позитивной самооценки, становлении «Я концепции», самопознании).

10. Самосознание и особенности его развития у подростков (юношей).

11. Специфика самооценки (подростка, младшего школьника).

12. Способы повышения самооценки школьника.

13..Пути развития адекватной самооценки у детей, подростков и юношей.

14. Специфика помощи подростку в преодолении подросткового кризиса.

15. Способы снижения агрессивности (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст).

16. Причины стрессов в младшем школьном, подростковом, юношеском возрасте.

17. Пути и способы снижения информационного стресса (студенты, школьники).

18. Причины тревожности подростка. Возможности снижения тревожности подростка.

19. Пути и средства развития уверенности в себе при общении.

20. Способы эффективного общения, пути и средства развития.

21. Пути и способы самоорганизации учебной деятельности студентов.

22..Пути и способы планирования и распределения времени.

23.. Профессионально важные качества личности психолога, возможности изучения и развития.

24. Эффективные способы планирования и контроля деятельности.

25. Эффективные способы усвоения учебного материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.053 с.)