Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 31. Человек среди людей. Группа и ее виды.

Поиск

 

Теоретические подходы к изучению межличностных отношений. Необходимость изучения группы. Группа и ее виды. Группы первичные и вторичные. Официальная (формальная) и неофициальная (неформальная) структура группы. Специфика развития группы. Коллектив. Концепция А.В. Петровского, критерии оценки группы как коллектива. Лидерство.

Основные методы изучения межличностных отношений. Социометрия как метод исследования неофициальной структуры группы. Социометрический статус члена группы. Сплоченность группы как ценностно-ориентационное единство. Неофициальная групповая мораль. Референтная группа и ее значение для развития личности. Референтометрия и ее особенности.

 

Планы семинарских занятий

 

 

Методические указания по организации самостоятельной работы

по курсу «Общая психология»

и подготовке к семинарским занятиям

В планы семинарских занятий включены: цели изучения темы, вопросы для обсуждения, списки литературы, задания для самостоятельной работы и самоконтроля. Подготовка к семинару и самостоятельная работа по изучению темы может быть организована в соответствии с примерным планом, помещенным в пособии. В плане указаны: основные этапы работы, содержание работы, способы организации знаний. Каждый студент в соответствии с заданием может выполнить как максимальный объем (9 пунктов плана) так и индивидуальный объем.

Выполнение заданий требует от студентов творческого подхода. Студенты имеют возможность самостоятельно выбрать объем и варианты выполнения самостоятельной работы, тем самым определяя уровень ее сложности.

 

 

Примерный план подготовки к семинарам

Этапы и содержание работы Способы организации знаний
1. Целеполагание Уточнение названия и содержания темы, целей ее изучения, условий достижения цели (содержание самостоятельной работы), необходимых навыков и умений.
2. Ориентировка в информационном материале. Изучение информационного материала по атласу, словарю, справочнику, хрестоматии, усвоение основных понятий темы. Работа с терминами (фиксация терминов, составление словаря), обобщение и систематизация материала по примерному плану, составление плана ответа, его фиксация в виде таблицы, схемы, ЛОС, рисунка, подбор примеров для иллюстрации основных положений.
3. Ориентировка в научных исследованиях. Изучение литературы, просмотр максимального числа работ. Конспектирование теоретических и экспериментальных исследований с выделением главных мыслей и выводов авторов.
4. Знакомство с методиками диагностики. Просмотр сборников тестовых методик. Выписки названий методик, их авторов, названия сборников.
5. Знакомство с методиками развития, помощи, коррекции. Просмотр сборников развивающих заданий. Выписки названий методик, авторов, названий сборников.
6. Формулировка и решение познавательных задач: Самостоятельная формулировка вопросов или задач. Ответы на поставленные вопросы с аргументацией отстаиваемой позиции.
7. Самоконтроль. Выполнение контрольных и тестовых заданий, ответы на контрольные вопросы пособий и учебников.
8. Постановка и решение задач саморазвития. Выполнение творческих заданий. Разработка контрольных вопросов по теме трех уровней сложности, составление библиографии, дополнительное изучение литературы, статей в журналах и сборниках, решение и составление психологических задач, формулировка оригинальной проблемы для изучения, формулировка гипотезы исследования, подготовка консультации по проблеме, выступление с обзором новой профессионально полезной информации, подбор диагностических методик, проведение диагностики.
9. Самооценка уровня усвоения, степени изученности темы и рефлексия способов деятельности. Подведение итогов работы по теме, оценка результатов, выделение наиболее сложного для усвоения, формулировка проблем, выделение наиболее эффективных приемов усвоения, способов работы, постановка задач на саморазвитие.

 

Этот план одновременно является примерным планом проведения семинаров-практикумов по общей психологии для студентов дневного отделения.

Методические указания

по организации самостоятельной работы по курсу

1. Приступая к изучению темы, познакомьтесь с ее наименованием и содержанием по программе курса.

2. По плану семинарского занятия к данной теме познакомьтесь с целями изучения, списком литературы, с заданиями на самостоятельную работу и вопросами для обсуждения.

3. Основу самостоятельной работы составляет работа с учебной и справочной литературой. Каждая тема предполагает инициативу в подборе литературы, постоянное пополнение списка (картотеки) изученной литературы. Изучение темы начните с психологического словаря, раскрывающего содержание основных понятий, далее переходите к работе с учебниками и монографиями. Работая с учебниками, анализируйте авторский текст, выделяя главное, основное. Следует учитывать, что ни один учебник не содержит абсолютно полного изложения проблем, поэтому ориентируйтесь на несколько учебников.

4. Изучение каждой темы предполагает обращение к монографиям (авторским работам). Список вы найдете в пособии, а также после соответствующей главы учебника. Работая с литературой, необходимо научиться быстро прочитывать содержание, выделяя главные мысли и удачные примеры.

5. Работу над темой рекомендуется отражать в рабочей тетради или специальной папке. Рекомендуем иметь по каждой теме: подборку основных понятий темы, карту - информатор по теме (краткое на один лист схематичное изложение темы), выписки, конспекты.

6. В заключение работы необходимо ответить на контрольные вопросы по теме, а также самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.

7. Для осуществления самоконтроля за самостоятельной работой в дополнение к данному пособию используйте сборники: «Методические указания по организации самостоятельной работы по общей психологии» и «Контрольные задания и тесты для самостоятельной работы по курсу Общая психология (составитель Росина Н.Л.).

8. Помните, что знания, получаемые при изучении курса “Общая психология”, не самоцель. Это инструмент анализа и оценки психических явлений. Старайтесь находить прикладные аспекты применения ваших знаний, учитесь с их помощью объяснять различные жизненные явления и факты.

9. В течение 1 учебного семестра, выполняя задания по самостоятельной работе, студент в итоге готовит «Психологический атлас- сборник» по изученному материалу (см. Контрольное задание №1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.95.236 (0.005 с.)