Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Формирование и развитие мышления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: Пониматьспецифику развития мышления. Уметь на основе знания теории дать консультацию по развитию мышления. Знать методики диагностики мышления. Вопросы для обсуждения: 1. Индивидуально-личностные характеристики мышления (самостоятельность, гибкость, быстрота). 2..Пути и средства развития мышления (творческого, понятийного, рефлексии, качеств ума). 3. Специфика диагностики мышления и умственных способностей. Литература: 1. Авдеев В. Общие умственные способности. Психотехнологии решения проблемных ситуаций. М., 1999. 2. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. Психология развития как феномен культуры. М-В., 1996. с. 47. 3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Психология как объективная наука М-В., 1998. с.272. 4. Гуревич К.М. Некоторые вопросы методик диагностики умственного развития. Проблемы дифференциальной психологии. М.,1999 с. 343. 5. Дружинин В.Н. Интеллект. Психология общих способностей. Спб.,1999 с.110. 6. Дьюи Д. Воспитание мышления (Понятия, рефлексия). Психология и педагогика мышления. М.,1999 с.125. 7. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников. // Вопросы психологии. №5 1999. 8. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.,1981. 9. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблемы умственной недостаточности. Проблемы развития психики МГУ 1972. 10. Овчинникова Т.Н. Мышление ребенка. Екатеринбург, 2000. 11. Шадриков В.Д. Способности мышления. Способности человека. М., 1998.
План занятия: 1 часть. Выступление в роли психолога-консультанта по теме: «Развитие мышления». 2 часть. Обзор литературы по проблеме диагностики и развития мышления.
Семинар №15 Тема: Воображение
Цель: Уметь определять сущность воображения, его виды, роль в жизни человека. Знать основные функции воображения, связь воображения и творчества, связь воображения с органическими процессами. Иметь представления о методах изучения воображения. Уметь дать рекомендации по развитию воображения. Владеть понятиями темы: агглютинация, акцентирование, творчество, мечта и др.
В опросы для обсуждения: 1. Теоретические подходы к проблеме воображения (специфика и механизмы воображения). 2. Приемы воображения, виды воображения. 3. Методы изучения и развития воображения. Литература: 1. Брушлинский А.В. Воображение и познание. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. с. 365. 2. Гримак Л.П. Наука творчества. Резервы человеческой психики. М.,1997. 3. Пономарев Я.А. Психология творения. М., 1999. с. 305. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т.2, М., 1998. 377с. 5. Шадриков В.Д. Способности воображения. Способности человека. М.,1998 с.23
Примерный план занятия: Занятие проводится по общему плану и включает1-9 этапы. Семинар №16 Тема: Речь Цель: Знать сущность речи, функции речи, виды речи. Понимать физиологические механизмы речи, связь речи с психическими процессами. Знать теории речи и основные концепции ее формирования и развития, специфику развития речи в онтогенезе. Владеть основными понятиями темы: речь, монологическая речь, диалогическая речь, язык и др. Знать методики диагностики речи. Уметь дать рекомендации по развитию речи.
Вопросы для обсуждения: 1.Теоретические подходы к проблеме речевого развития 2.Виды и свойства речи. 3.Методы изучения и развития речи. Литература: 1. Брунер Д. Язык и развитие. Психология познания. – М., 1977 с: 336-355. 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. – т.3. – М., 1983 (Развитие речи и мышления: с. 254-373). 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – т.2 М., 1982 (Мышление и речь) с. 5-36. 4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Речь и мышление, язык. Основы психолингвистики. М.,1997. с. 19, 51-77. 5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990. 6. Петренко В.Ф. Эффективность речевого коммуникативного воздействия. Основы психосемантики МГУ1997 с.305.
Примерный план занятия: Занятие проводится по общему плану и включает1-9 этапы.
По итогам изучения 1-11 разделов студенты дневного отделения выполняют контрольное задание №1. Студенты-заочники выполняют контрольные задания №1 и №2. Семинар №17 Тема: Эмоции и чувства Цель: Знать сущность и специфику эмоций и чувств, понимать значение эмоций и их функции. Знать физиологические механизмы эмоций, классификации эмоций и чувств, основные теоретические подходы к их изучению. Владеть основными понятиями темы: стенические и астенические чувства, аффект, амбивалентность, стресс, страсть, эмоция, чувства, настроение и др. Знать методы диагностики эмоциональной сферы личности. Вопросы для обсуждения: 1. Актуальность изучения эмоциональной сферы и специфика теоретических подходов к проблеме. 2. Специфика экспериментальных подходов к проблеме (постановка проблем, выдвижение гипотез, выбор объекта). 3. Специфика диагностики и коррекции эмоциональной сферы. Литература: 1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении, взгляд на себя и других. М.,1996. 2. Васильев. В.В. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. // Психологический журнал №4-1998. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М., 1984. 4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 5. Внутренняя регуляция деятельности. Психология эмоций. Общая психология /сб. текстов ред. Петухов В.В.М.,1998. 6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М, 1978. 7. Изард К.Е. Психология эмоций. Спб., 1999. с.10-101. 8. Ланге Н.Н. Чувства и эмоции. Психический мир. М.,1997 с.257. 9. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.,1976. 10. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М.,1972. 11. Симонов П.В. Потребностно - мотивационная теория эмоций. // Вопросы психологии. №6 1982. 12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов – на - Дону, 1999. 13. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М-В 1998.
Заполните таблицы: №1 «Классификация эмоций по силе и длительности»
Занесите в таблицу данные (чувственный тон, настроение, чувство, аффект, страсть).
№2 «Высшие чувства»
План занятия: Занятие проводится по общему плану пункты 1-9 и включает приведение примеров из таблиц №1-2 их анализ, обсуждение проблемы с точки зрения изученной литературы (задача студентов дополнить и расширить имеющиеся знания). Задания для самоконтроля: В чем отличия между эмоциями и чувствами? Проиллюстрируйте примерами роль эмоций в жизни человека. Почему важно развитие высших чувств. Что является источником эмоций, каковы физиологические механизмы эмоций с точки зрения известных теорий эмоций. Какая методика диагностики эмоциональной сферы вам кажется лучшей? Почему?
Семинар №18 Тема: Психические состояния. Эмоциональные состояния.
Цель: Знать содержание понятия психическое состояние, параметры оценки состояний, условия возникновения и исчезновения, динамику развития, нейрофизиологическую основу. Понимать сущность явлений: стресс, депрессия, агрессия, фрустрация, тревожность уметь дать их характеристики. Знать методы изучения эмоциональных состояний, уметь дать рекомендации по способам их регуляции.
Вопросы для обсуждения: 1. Специфика эмоциональных состояний в сравнении с эмоциями и чувствами. 2. Классификация эмоциональных состояний, их закономерности, психофизиологические механизмы. 3. Теоретические подходы к проблеме: специфика стресса, фрустрации, депрессии, агрессии, тревожности. 4. Способы диагностики и регуляции эмоциональных состояний.
Литература: 1. Авдеев В. Тест для измерения психических состояний (тревога, фрустрация, агрессия). Психотехнологии решения проблемных ситуаций. т.2 М.,1997. 2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Питер СПб, 1999. 3. Бойко В.Д. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996. 4. Изард К. Депрессия, тревога. Психология эмоций. Питер, 1999.с.213-292. 5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер 2000. с.438. 6. Надель– Червинская М.А. Лингвопсихологический учебник здоровья. Р-Д 1996. 7. Паренс Генри. Агрессия наших детей. М.,1997. 8. Прикладная социальная психология. Ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркач М., 1998. Гл.5. с.153, гл.6 с.624. 9. Психические состояния. Хрестоматия сост. Куликов Л.В.СПб.,2000. 10. Психотерапевтическая энциклопедия. Ред. Карварсарский Б.Д., Спб., 1999. 11. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.,1993. 12. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998. 13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов –на- Дону, 1999. 14. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1997. 15. Яньшин П.В. Исследование эмоциональных состояний группы. // Вопросы психологии. №3-2000.
* При подготовке выступлений уметь показать актуальность изучения проблемы, выделить специфику подходов к проблеме (описание особенностей и структуры, психологических механизмов), в экспериментальных исследованиях обратить внимание на постановку проблемы, выдвижение гипотез, выбор объекта, специфику диагностики и коррекции. Выступление может быть подготовлено: по первоисточнику, по экспериментальному исследованию (статья); в виде консультации; в виде обзора методик.
Индивидуальные задания (для саморазвития): 1) Познакомиться с каталогом библиотеки и выполнить картотеку либо список литературы по теме. 2) Подготовить обзор по теме периодических журналов. План работы на занятии: Занятие проводится по общему плану (пункты1-9) и включает анализ подобранных примеров, ответы на контрольные вопросы по теме, решение психологических задач, тестовый контроль знаний.
Семинар №19 Тема: Воля
Цель: Уметь определять сущность воли, ее роль в жизни человека, выполнять сравнительный анализ волевого и произвольного поведения. Знать содержание психологических исследований воли, сущность волевых качеств личности, структуру волевого акта, физиологические механизмы воли, специфику воспитания воли. Знать методы изучения волевой сферы личности, уметь дать рекомендации по развитию воли. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие воля в психологии. Структура и специфика волевого поведения. 2. Психологические исследования воли и произвольности. 3. Специфика развития и воспитания воли. 4. Методики изучения волевой сферы. Литература: 1. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли. Общая психология сб. текстов. ред. Петухов В.В. М.,1998. с.154. 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М., 1982. Т.2 с.454-455. 3. Иванников В.И. Психологические механизмы волевой регуляции. М.,1998. 4. Ильин Е.П. Психология воли. Спб., 2000. 5. Ланге Н.Н. Волевая деятельности. Психический мир. М.,1996 с.291. 6. Ратанова Т.А. Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998. 7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2х т. М.,1998.стр.346. 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 9. Самоконтроль человека. Психология. ред. Крылов А.А. М.,1999 с.385. 10. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974. 11. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995.стр.263. 12. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии №3 1990. 13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов – на Дону, 1999. 14. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997.
Рекомендуем выполнить таблицу «Волевые качества личности»:
Занесите в таблицу данные о качествах: решительность, сила воли, целеустремленность, смелость, инициативность, самостоятельность, самообладание, выдержка, настойчивость, исполнительность, уверенность в себе. См №7с.48, №8 и др.
План работы на занятии: Занятие проводится по общему плану, включая: приведение примеров из таблицы «Волевые качества личности» и их анализ, ответы на контрольные вопросы по теме подготовленные студентами, решение психологических задач, тестовый контроль знаний, обзор изученной литературы по проблеме (задача студентов дополнить и расширить имеющиеся знания выступлениями по алгоритму на 5 мин.).
Вопросы для самоконтроля: Почему в психологию введено понятие воля? Какой вывод можно сделать анализируя разные подходы к воле? В чем специфика волевого и произвольного поведения. Каковы механизмы и этапы волевого поведения? Что такое волевое усилие? Кем введено понятие «локус контроля», что такое интернальность и экстернальность? Как формируется воля, какие условия необходимы для ее формирования? Приведите примеры нарушений развития волевой сферы, назовите ошибки в воспитании воли, особенности развития воли в 2-3 года, 4-6 лет? Почему говорят об эмоционально-волевой регуляции? В каком направлении идет развитие воли у ребенка? Каков вклад Л.С. Выготского в изучении воли. Назовите методики изучения волевой сферы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.188 (0.012 с.) |