Конституционно-правовой статус личности и гражданина РФ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус личности и гражданина РФ.



Конституционно-правовой статус личности и гражданина РФ.

Статус – юр. Положение в соотношении личности во взаимодействии с другими субъектами и объектами. Правовой статус вытекает из самого рождения человека.

Конституционные права связаны с понятием гражданин. Эти основы сформулированы в Гл. 2 КРФ. По содержанию этих основ, которые выражены в определенных конкретных правах человека и гражданина, возможно выделить следующие структурные элементы этих основ:

1. Гражданство

2. Конституционные принципы правового статуса личности

3. Систему конституционных прав, свобод и обязанностей личности

4. Гарантии прав и свобод

1. Гражданство –правовая связь человека с государством. Выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей, ответственности, которые основаны на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека. Гражданин РФ – физическое лицо, обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.

Лицо без гражданства (Апатрид) – человек, который не является гражданином РФ и не имеющий доказательства наличие гражданства иностранного государства (приравнен к иностранцам – недостаток закона). ЛБГ и не гражданин не идентичные понятия. Не граждане не имеют гражданства, т.к. не могут получить гражданство другого государства или получение затруднено, а также не имеют права стать гражданином того государства, где проживают.

Основы о гражданстве предполагают следующие статусы человека:

Вынужденный переселенец - г-н РФ, покинувший место жительства вследствие совершения в отношении его или его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности преследования.

Беженец – лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу опасений может стать жертвой преследования, либо находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой своей страны. Или не желает пользоваться такой помощью вследствие опасения (ФЗ «О беженцах» от 97 г.)

2. Конституционные принципы правового статуса личности:

1. ст. 2 Конст. «О признании человека, его прав и свобод высшей ценностью».

2. Соблюдение 6 международных правовых актов. Не соблюдается на уровне МРОТ: МРОТ=4330руб., а по международному праве надо не <3$ в час.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод, их принадлежность каждому от рождения ст. 17 КРФ, первичность пава.

4. Равенство всех перед законом и судом (ст. 19). (Но не каждый может например позволить себе нанять адвоката).

5. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Главным гарантом осуществления этого принципа должно быть государство.

(В основе гарантий должны быть наличие разделения властей, наличие органов гос. и общественного контроля, наличие соц. государства).

6. Закрепление правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства (проблема соотечественников).

3. Система конституционных прав, свобод и обязанностей личности:

Это права 1,2,3 поколений, со всеми входящими в эту группу правами.

Первое поколение: 1. Гражданские права (на жизнь, неприкосновенность личности, жилища, защита чести – ст. 22, 23) Проект Красная книга – те права, которые не выполняются. 2. Политические права реализуются в связи с избирательным правом.

Второе поколение: права относительно которых права первого являются производными. 1. эк, 2. Соц. 3. культурные.

Третье поколение – права, связанные с народами: на мир и др.(коллективные).

Обязанности: ст.15, 57-59.

Ст.2.КРФ – человек и его права и свободы являются высшей ценностью. По докладу УПЧ есть нарушения.

 

культурные права - право которых права первого являются производны - ст. соотечествениковнской пренадлеж

 

Конституционные основы федеративного устройства России.

Статья 1 КРФ – «РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Федерация - одна из разновидностей государствен­ного устройства, другие его виды - унитарное государство (целостное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса гос. образований и не обладают суверенными правами), конфедерация (союз суверенных государств, образованный для достижения определенных целей.

Федерация – сложное союзное государство, части которого имеют статус государственных образовании и обладают суверенными правами. Федерации создаются на договоре или конституции и представляют собой союз государств. Федеративные конституции устанавливают компетенции и объем полномочий центральных и региональных властей, т.е. верхнего и нижнего уровней управления.

Строится на принципе децентрализации, входящие в состав образования называются субъектами и могут иметь свои конституции, гражданства и собственные высшие органы власти всех ветвей власти.

Статья 5 КРФ «РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ»

Федеративное государство начало строиться в 1918 году, ранее по К РСФСР было унитарным

Кроме федеративного устройства, представленного в КРФ, есть определенные законодательные нормы, которые детализируют структуру федеративного устройства, которые не представлены в КРФ – это деление на округа, которых 8.

8 Федеральных округов (ФО) (С-З, Юж, Центр, Урал, Приволжский, Сибир, Дальне-вост, сев-кав).

Цель создания ФО – предназначен для контроля за исполнением решений президента. В каждом ФО полномочный представитель президента РФ.

Определяющим фактором выбора формы государственно­го устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей).

Федерация, позволяющая избежать сверхцентрализа­ции, с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой нацио­нально-государственного устройства для России.

Российская Федерация - нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является асимметрич­иой,потому что ее субъекты обладают различным конститу­ционным статусом. Особое правовое положение в России занимают республи­ки, автономные округа, автономная область.

Государственный суверенитет - это исходящая от на­рода верховная власть, состоящая в самостоятельном осуще­ствлении государственных функций в рамках национального и международного права.

К конституционным основам государственного суверени­тета Российской Федерации относятся:

1. верховенство Конституции РФ и федерального законо­дательства над законодательством субъектов Федерации (ч. 1ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);

2. территориальная целостность и неприкосновенность гра­ниц (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);

3. право защиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах;

4. единые вооруженные силы;

5. единство экономического пространства, единое финан­совое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, де­нежная эмиссия;

6. исключительное право на внешнеполитическую и меж­дународно-договорную деятельность;

7. управление федеральной государственной собственнос­тью, регулирование важнейших отраслей народного хозяйства и стратегических природных ресурсов.

Внешним проявлением государственного суверенитета яв­ляются символы государства - государственный флаг, герб, гимн.

Конституционный статус Федерального Собрания РФ.

Федеральное Собрание - парламент - является предста­вительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.

Деятельность Федерального Собрания связана с тремя основными парламентскими функциями: представительной, основанной на выражении воли народа; законодательной, обес­печивающей правовое регулирование общественных отноше­ний; контрольной, заключающейся в проверке деятельности государственных органов.

Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Со­вета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Россий­ской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех российских граждан независимо от места их жительства, а также интересы политических партий, имеющих всероссий­ский статус.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь для заслушивания:

· посланий Президента России;

· посланий Конституционного Суда РФ;

· выступлений руководителей иностранных государств.

В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Двухпа­латная структура российского парламента обусловливает различие в компетенции этих палат.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой изпалат Федерального Собрания;

2) связанные с организацией деятельности палат;

3) по принятию федеральных законов.

Различный характер состава и компетенции палат Феде­рального Собрания обусловливает их различную структуру.

СФ подконтролен Президенту РФ.

Конституцией установлено, что в Совет Федерации вхо­дят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (от ИВ и от ЗВ). Поскольку в состав России входят 83 субъектов, всего членов Совета Федерации должно быть 166.

Кандидатуры неформально предлагаются президентом. Предметы ведения Совета Федерации ст. 102.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа Президента РФ о введе­нии военного положения;

в) утверждение указа Президента РФ о введе­нии чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

д) назначение выборов Президента РФ;

е) отрешение Президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности замести­теля Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся (ст. 103):

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности Предсе­дателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Предсе­дателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполно­моченного по правам человека, действующего в соответствии с феде­ральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

ГД – выборы по пропорциональной системе (по партийным спискам).

Более 7% голосующих – порог прохождения в ГД РФ.

Хотят сделать изменения – 5-7% - могли бы рассчитывать на 1-2 места.

Прекращение службы.

Муниципальная служба.

Наниматель- МО, представитель нанимателя – ГМО, гл. администрации, председ. Избир. комиссии.

Должности, права, ограничения, запреты, отпуск. ФЗ №25.

 

Конституционно-правовой статус личности и гражданина РФ.

Статус – юр. Положение в соотношении личности во взаимодействии с другими субъектами и объектами. Правовой статус вытекает из самого рождения человека.

Конституционные права связаны с понятием гражданин. Эти основы сформулированы в Гл. 2 КРФ. По содержанию этих основ, которые выражены в определенных конкретных правах человека и гражданина, возможно выделить следующие структурные элементы этих основ:

1. Гражданство

2. Конституционные принципы правового статуса личности

3. Систему конституционных прав, свобод и обязанностей личности

4. Гарантии прав и свобод

1. Гражданство –правовая связь человека с государством. Выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей, ответственности, которые основаны на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека. Гражданин РФ – физическое лицо, обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.

Лицо без гражданства (Апатрид) – человек, который не является гражданином РФ и не имеющий доказательства наличие гражданства иностранного государства (приравнен к иностранцам – недостаток закона). ЛБГ и не гражданин не идентичные понятия. Не граждане не имеют гражданства, т.к. не могут получить гражданство другого государства или получение затруднено, а также не имеют права стать гражданином того государства, где проживают.

Основы о гражданстве предполагают следующие статусы человека:

Вынужденный переселенец - г-н РФ, покинувший место жительства вследствие совершения в отношении его или его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности преследования.

Беженец – лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу опасений может стать жертвой преследования, либо находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой своей страны. Или не желает пользоваться такой помощью вследствие опасения (ФЗ «О беженцах» от 97 г.)

2. Конституционные принципы правового статуса личности:

1. ст. 2 Конст. «О признании человека, его прав и свобод высшей ценностью».

2. Соблюдение 6 международных правовых актов. Не соблюдается на уровне МРОТ: МРОТ=4330руб., а по международному праве надо не <3$ в час.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод, их принадлежность каждому от рождения ст. 17 КРФ, первичность пава.

4. Равенство всех перед законом и судом (ст. 19). (Но не каждый может например позволить себе нанять адвоката).

5. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Главным гарантом осуществления этого принципа должно быть государство.

(В основе гарантий должны быть наличие разделения властей, наличие органов гос. и общественного контроля, наличие соц. государства).

6. Закрепление правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства (проблема соотечественников).

3. Система конституционных прав, свобод и обязанностей личности:

Это права 1,2,3 поколений, со всеми входящими в эту группу правами.

Первое поколение: 1. Гражданские права (на жизнь, неприкосновенность личности, жилища, защита чести – ст. 22, 23) Проект Красная книга – те права, которые не выполняются. 2. Политические права реализуются в связи с избирательным правом.

Второе поколение: права относительно которых права первого являются производными. 1. эк, 2. Соц. 3. культурные.

Третье поколение – права, связанные с народами: на мир и др.(коллективные).

Обязанности: ст.15, 57-59.

Ст.2.КРФ – человек и его права и свободы являются высшей ценностью. По докладу УПЧ есть нарушения.

 

культурные права - право которых права первого являются производны - ст. соотечествениковнской пренадлеж

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.015 с.)