Особенности федеративной формы в развивающихся странах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности федеративной формы в развивающихся странах.



Федерализм – это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.

К сущностным признакам федерализма относятся:

государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федераций;

конституционное разграничение компетенций между субъектами и центром;

недопустимость изменений границ без согласия субъектов;

территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико- административном отношении не представляет собой единое целое, но существует единая система границ и ее охраны;

субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации);

субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеральной системе федеральных органов государственной власти они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и законами;

субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и законодательству;

в федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;

гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации;

законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации;

субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений;

федеральный парламент обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя – является органом общенародного представительства и избирается всенародно.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование.

Формы федерации отражают варианты взаимоотношений между федеральной властью и субъектами федерации.

Принято считать, что федеративные государства должны соответствовать следующим условным критериям:

федеральное правительство (власть) обладает правом исключительного контроля над проведением внешней политики;

государства – субъекты федерации неправомочны выйти из федерации или в одностороннем порядке прекратить связи с национальным союзом (федерацией);

федеральное правительство может использовать свою власть независимо от государств – членов федерации и проводить свою волю без их прямого одобрения;

никакие поправки не могут быть внесены в федеральную конституцию без одобрения государств – членов федерации;

федеральное правительство неправомочно в одностороннем порядке изменить границы субъектов федерации;

государственная власть разделена между федеральным правительством и правительствами государств – субъектов федерации;

определенные и достаточно значительные полномочия должны быть оставлены за государствами-членами;

главный законодательный орган страны должен быть бика- меральным, а государства – субъекты федерации должны иметь равное представительство, по крайней мере в одной из его палат;

суд должен быть организован по дуальному принципу: каждый уровень имеет свои суды для обеспечения действенности законов;

федеральный суд толкует конституцию и может разрешить конфликты между федеральным правительством и правительствами государств – членов федерации.

 

 

36. Парламент - это избираемый населением (частично назначаемый) высший законодательный представительный орган государственной власти.

Главной функцией депутатов парламента является принятие законов. Парламентская деятельность помимо законодательной функции включает в себя и представительскую функцию, под которой понимается деятельность парламента по открытому и публичному обсуждению важнейших вопросов страны. Принято считать, что первый парламент появился в Англии. Его создание было компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством, средством сглаживания противоречий между этими двумя группами населения.

Полагают, что первый парламент был образован в 13 или 14 века и историю парламентаризма подразделяют на 4 этапа:

1) Становление института парламентаризма - в этом начальном этапе происходило формирование института парламентаризма и парламента как органа государства, вырабатывается его место и роль (14-19 вв.).

2) Расцвет парламентов и парламентаризма (кон.18-нач.20 вв.). В этот период, который называют золотым временем парламентаризма, парламенты формировались на основе избирательного права, выражая интересы одного класса - зарождающейся буржуазии. Фактически только одна группа населения избирала из своих рядов самых достойных.

3) Кризис парламентаризма (нач.20 в.). В большинстве высокоразвитых стран изменилась ситуация. Другие социальные группы также потребовали участие в политической жизни, возникли партии, представляющие интересы этих слоев и групп. Стали считать, что парламент должен уступать свое ведущее место власти исполнительной. И действительно, исполнительная власть заняла лидирующую позицию. «Кризис парламентаризма» просуществовал очень долго, а в некоторых странах о нем говорят как о реальности до сих пор.

4) В 70-90е гг.20 в. Парламенты вступили в новый этап, который называют возрождением роли парламента. Парламенты превратились в очень представительные и активные народные собрания. Во многих западноевропейских странах они не только формируют правительство и влияют на него. В связи с интеграцией в Европе появился такой международный институт, как Европарламент.

Слово «парламент» универсально, оно применяется во многих странах, однако название органа может быть разным: конгресс (США, Латинская Америка), палата депутатов (Люксембург), национальное собрание(Португалия, Южная Корея), федеральное собрание, совет.

Место и роль парламентов, как правило, закрепляется в конституциях. Иногда там подчеркивается особый статус парламента.

Классификация зарубежных парламентов.

Классификация парламентов:

1) По структуре:

а) однопалатные;

б) двухпалатные.

2) По объему их компетенции:

а) с абсолютно ограниченной компетенцией (установлен точный перечень полномочий (конгресс США));

б) с абсолютно неограниченной компетенцией (юридически не определен перечень полномочий, они издают законы, касающиеся любой стороны жизни (парламент Италии, Новой Зеландии));

в) парламенты с относительно ограниченной компетенцией (парламенты, которые обладают как бы меняющейся компетенцией, в большинстве случаев это касается федеративных государств (ФРГ, Индия)).

3) По принципу устройства высшей государственной власти выделяют 4 модели:

а) характерно для парламентарных республик, где парламент работает на основе принципа парламентского ответственного правления. Характерные черты - институт политической ответственности правительства, парламент наделен правом вотума недоверия правительству (Италия, Болгария);

б) характерно для стран с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения власти. Парламенты не обладают правом вотума недоверия, а правительство не обладает правом роспуска парламента, существует жесткий принцип «сдержек и противовесов» (конгресс США);

в) третья модель парламента имеет место в странах со смешанной формой правления, сочетающие в себе элементы парламентарной и президентской системы (Франция);

г) парламенты, играющие так называемую «декоративную» роль. Это законосовещательные органы, выполняющие в основном консультативную роль (испанские страны).

Новейшей классификацией парламентов считается деление законодательных органов на активные, реактивные, маргинальные и минимальные.

Активные – участвуют как в принятии законов, так и в формировании правительства либо его отставки (США).

Реактивные – существуют в странах, где доминирует исполнительная власть, но в тоже время парламенты влияют на правительство (Австралия, Великобритания).

Маргинальные – жестко контролируются верховной исполнительной властью, и их вклад в реальную политику весьма незначительный.

Минимальные – являются парламентами только по назначению.

 

Избирательное право

 

Всеобщее избирательное право — право всех взрослых граждан государства выбирать и быть избранными в органы государственной власти.

 

Ни в одном буржуазном государстве, даже в самом демократическом и формально признающем всеобщность выборов, на самом деле всеобщего избирательного права не существует. В любой буржуазной стране имеются миллионы взрослых граждан, не обладающих избирательными правами.

 

В ряде стран: Югославии, Аргентине, Греции, Японии, Италии, Швейцарии, Франции и др. лишено избирательных прав все женское население. Во всех почти капиталистических странах молодежь обоего пола до 21 года не пользуется избирательными правами, хотя воинская повинность для молодых людей обязательна уже с 18 лет. В некоторых капиталистических странах для участия в выборах требуется представление свидетельства о грамотности. Под предлогом неграмотности лишены избирательных прав миллионы негров США и Южной Африки (колония Великобритании).

 

Во многих капиталистических странах лишены избирательных прав граждане, не проживающие в течение определенного срока (полгода, год или больше) в данном избирательном округе. Это ограничение задевает в первую очередь избирательные права безработных, которые в поисках работы вынуждены часто менять свое местожительство. Не пользуются избирательными правами в капиталистических странах (за исключением Англии) также и военнослужащие. В фашистских странах (Италия, Германия, Польша, Япония и др.) ликвидирована даже видимость демократии, и так называемые «выборы» давно превращены в пустую формальность. В фашистской Германии существует закон, по которому евреи лишены права гражданства.

 

Кроме того, почти во всех буржуазных странах существует расчленение избирательного права на активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным). Сплошь и рядом граждане, пользующиеся активным избирательным правом, лишены пассивного избирательного права. Так например, во Франции активным избирательным правом пользуются граждане мужского пола, достигшие 21 года, а правом быть избранными в палату депутатов пользуются лишь мужчины в возрасте не ниже 25 лет. В сенат могут быть избраны лишь граждане, достигшие 40 лет.

 

Избирательный ценз - условия, которые необходимы для получения избирательного права. Буржуазные конституции вводят различные цензы. Во многих буржуазных странах существует ценз оседлости, т. е. избирательное право предоставляется только тем лицам, которые прожили определенный срок в одном и том же месте. В 37 штатах Соединенных штатов Америки для получения избирательного права необходимо прожить в одном месте в течение года. В Венгрии ценз, оседлости равен 2 годам. Во Франции — 6 месяцам. Ценз оседлости направлен против рабочих, которые в условиях капитализма и присущей ему безработицы вынуждены менять местожительство в поисках работы. В особенности он бьет по сезонным и сельскохозяйственным рабочим, лишая их права участия в выборах. Так, в одном лишь штате Калифорния (США) избирательных прав на основании ценза оседлости лишается около 250 тысяч сельскохозяйственных рабочих. Во Франции на этих же основаниях лишаются права голоса примерно 11 % всех избирателей, т. е. не менее миллиона человек.

Ярким выражением классового характера избирательной системы в буржуазных странах служит имущественный ценз. Например, в 8 штатах США избиратели должны платить особый налог для того, чтобы участвовать в голосовании. В штате Аламба безработные лишены права голоса. Некоторые буржуазные конституции требуют наличия известного образования для пользования избирательным правом. Так, в 15 штатах Соединенных штатов Америки требуется грамотность на английском языке.

Массы молодежи лишаются права участия в выборах по возрастному цензу.

Возрастной ценз, т. е. достижение определенного возраста, как необходимое условие для того, чтобы получить право выбирать, устанавливается в разных странах различный. В Англии, США, Франции и др. правом избирать пользуются граждане, достигшие 21 года. В Норвегии и Швеции — 23 лет, в Голландии и Дании — 25 лет и т. д. Таким образом, молодежь до 21—25 лет лишается нрава участия в выборах. Еще более высокий возрастной ценз устанавливается для права быть избранным в парламент и особенно для выборов в верхнюю палату парламента. Все цензы устанавливаются в буржуазных странах для того, чтобы ограничить избирательное право широких масс.

 

38. Глава государства — это верховный представитель государства внутри и вне страны, символ единства и преемственности государственной власти, гарант безопасности и суверенитета государства, прав и свобод личности.

В большинстве современных государств глава государства, как правило, единоличный. В монархиях — это монарх, в республиках — президент. Глава государства в зарубежных странах может быть коллегиальным. На сочетании коллегиальных и частично единоличных элементов построен институт главы государства в Китае.

Юридические формы главы государства: единоличный монарх, унаследовавший свою должность; единоличный монарх, назначенный своей семьей; единоличный монарх федеративного государства, выбранный монархами субъектов федерации, четвёртая форма — единоличный президент, пятая — коллегиальный орган, шестая — глава правительства (в землях ФРГ), седьмая — представитель британского монарха, восьмая — единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть.

Глава государства может входить в какую-либо ветвь власти либо не входить ни в какую. Президент США — глава государства и исполнительной власти. Президент Индии — глава государства и входит в состав парламента (ст. 79 Конституции). Президент ФРГ не может входить ни в какую ветвь власти (ст. 55 Конституции). Президент Франции выступает как арбитр, обеспечивающий своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5 Конституции).

Компетенция главы гос-ва.

--правом участия в формировании правительства.

- верховный главнокомандующий

- право объявления чрезвычайного положения

- обладает правами, позволяющими ему в случае необходимости воздействовать на парламент.

- созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, может прервать при определенных условиях сессию парламента.

- право роспуска нижней палаты (очень редкообеих палат) парламента

- назн-т внеочередные или очередные выборы.

- право законодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий.

- участник законодательного процесса: законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства.

- право назначать в некоторых странах членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.

- является высшим представителем страны в сфере внешних сношений.

 

- назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов.

- принимает дипломатических представителей иностранных государств.

- право ведения международных переговоров.

-право объявления войны и закл-я мира, хотя для этого требуется санкция парламента.

- право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;

-право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;

-право присвоения почетных званий и титулов

 

39. Законодательный процесс в ЗС состоит из следующих стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях, принятие и утверждение закона, его опубликование.

 

1) Законодательная инициатива. Законопроект должен вносится определенными лицами или органами, по установленным правилам. Различают следующие виды законодательной инициативы: правительственная (или главы государства), парламентская, народная и специальная. Правительственная инициатива, как правило, применяется в странах с парламентской ФП или в полупрезидентских республиках. Но и в президентских республиках президент использует законодательную инициативу в своих посланиях парламенту, которые затем облекаются в форму законопроектов внесенных одним из депутатов («билли администрации в США). Парламентская инициатива признается во всех государствах (различия – индивидуальные или групповые; законопроект или депутатские предложения). Народная инициатива заключается в предоставлении такого права определенному числу избирателей, предусмотрена не во всех КЗС и используется редко (Швейцария – 50 тыс., Австрия – 100 тыс.). Специальная инициатива – это право вносить законопроекты предоставленное отдельным органам (Швейцария – кантональные органы, Италия – областные советы и Национальный экономический совет).

 

2) Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях. Называется чтениями. 1 чтение – принятие к рассмотрению и оглашение названия (может быть отклонен). 2 чтение – предварительное рассмотрение, обсуждение принципиальных положений, вопрос о необходимости направления в комиссии. Изменения, дополнения или отклонение законопроекта. 3 чтение – постатейное обсуждение законопроекта.

 

3) Принятие законопроекта палатой. После 3 чтения при наличие кворума проводится голосование (в некоторых странах 3 чтение считается принятием законопроекта палатой). За простой законопроект должно быть подано большинство голосов присутствующих депутатов, а за конституционный – квалифицированное большинство.(Финляндия – требование квалифицированного большинства на все финансовые законопроекты).

 

4) Преодоление разногласий между палатами. В двухпалатных парламентах после принятия законопроекта одной из палат, он передается в другую, где обычно рассматривается в обычном порядке. Эта палата может: принять предложенный законопроект полностью, внести в него поправки, дополнения или вообще отвергнуть. Если права нижней палаты шире, чем верхней, возражения или поправки последней, преодолеваются повторным голосованием в нижней палате (абсолютным (Испания), квалифицированным (Польша, Япония) или простым (Великобритания – не ранее, чем через год) большинством). В тех странах, где палаты обладают равными правами используется 2 метода: метод челнока (последовательная передача из палаты в палату до тех пор, пока не будет достигнут компромисс или отвергнут законопроект) и метод согласительной комиссии (согласованный текст и передача его в палаты).

 

5) Утверждение и опубликование закона. Принятый парламентом законопроект направляется на подпись главе государства. В парламентских монархиях и республиках главы государств имеют право вето, но на практике им почти не пользуются (резервное оружие исполнительной власти). Право вето бывает абсолютным (неподписанный НПА считается не принятым) или относительным (неподписанный НПА возвращается в парламент и может быть повторно принят – квалифицированное большинство, абсолютное большинство, большинство от всего парламента). Опубликование закона в официальном издании – промульгирование. Срок вступления от 1 до 28 дней в разных странах, или иной в силу закона.

40. Конституционные суды в странах континентальной Европы занимают особое место в судебной системе, которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция). В странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему (США, Япония, Индия и др.), функции конституционного контроля (надзора) возложены на верховные суды общей юрисдикции.

Численный состав конституционных судов обычно невелик: во Франции, Румынии, Македонии, Словении, Монголии - 9 человек, в Бразилии, Венгрии, Хорватии - 11, в Болгарии, Бельгии, Испании, Польше - 12, в Греции, Португалии - 13, в Австрии - 14, в Италии -15, в Германии - 16 членов. Как видим, никакой корреляции с численностью населения соответствующей страны здесь нет.

Во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, как правило, длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд, чтобы избираемые не попали в зависимость от избирающих или назначающих. Например, в Монголии и Португалии срок полномочий установлен в 6 лет, в Словакии - 7, в Хорватии, Колумбии, Польше - 8, в Македонии - 9, в Германии - 12 лет. В целом ряде стран, в таких как Австрия, Бразилия, Бельгия, этот срок не установлен.

Главной из категорий дел, подведомственных конституционным судам можно считать процедуру проверки конституционности законов.

В конституционных судах целого ряда зарубежных стран нередки процедуры по рассмотрению индивидуальной жалобы на нарушение конституционных прав. Так, согласно германскому Закону «О Федеральном конституционном суде», любое лицо может подать конституционную жалобу в ФКС, ссылаясь на то, что публичная власть нарушила какое-либо из его конституционных прав.

Вместе с тем конституционные суды решают и многие другие, подведомственные только им задачи.

Таким образом, описанная выше схема в целом ряде стран имеет некоторые особенности. Так, верховные суды могут рассматривать отдельные дела, определяемые законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей (в уголовных делах). Суды первой инстанции рассматривают большинство гражданских и уголовных дел, но не все: некоторые из них подсудны вышестоящим судам. Мировые же судьи единолично рассматривают менее значительные уголовные дела, а также гражданские дела с небольшой суммой иска.

Судебная власть осуществляется судьей единолично или же судебной коллегией, действующей в особом судебном процессе. Осуществляя правосудие, судебная власть вводит государственное насилие в цивилизованные рамки, гарантируя законопослушных граждан от опасности попасть под колеса государственной машины. В то же время судебной власти необходимо избегать политического влияния на ее деятельность. По логике, такое влияние должно быть исключено. Судебная власть должна быть полностью деполитизиро-вана, в противном случае она не сможет быть беспристрастной (пристрастный судья - не судья), а при разрешении дел будет руководствоваться не правом, а политической целесообразностью. То, что должно быть именно так, не вызывает сомнения. А латинское изречение «Fiat justitia, pereat mundus!» («Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир!») означает, что право должно применяться судом, несмотря ни на какие политические и иные последствия.

Однако в жизни все значительно сложнее и конечно же полная деполитизация судебной власти практически невозможна.

Объем конституционного регулирования судебной власти бывает в различных странах не одинаков. В качестве тенденции можно отметить увеличение места, отводимого этой ветви власти в конституциях демократических стран, где наряду с законодательной и исполнительной властями, как правило, в качестве самостоятельной выделяется судебная.

Конституции обычно устанавливают виды судебных систем или судов и обязательно указывают на принципы их деятельности, к числу которых можно отнести следующие принципы:

1) Отправление правосудия только законно установленными судами с запрещением чрезвычайных судов. Другие должностные лица и

органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

2) Независимость судей и подчинение их только закону. Ни одно должностное лицо или государственный орган не вправе указывать

суду, как ему следует решить то или иное уголовное или гражданское дело; судьи выносят свои решения по конкретным делам на основе закона и правосознания.

3) Несменяемость судей - они не могут быть смещены или перемещены без своего согласия иначе как по решению высшей власти, причем им гарантируются особые возможности защиты. Например, в США федерального судью можно уволить досрочно только в порядке импичмента.

4) Коллективное отправление правосудия с участием народа, прежде всего в качестве присяжных. Мировой судья может рассматривать единолично лишь мелкие правонарушения.

5) Свобода доступа к суду. Например, нельзя отказать в приеме иска по причине неясности закона или его отсутствия. Суд может

отклонить рассмотрение иска только по причинам неподведомственности или неподсудности, в других же случаях он обязан принять и рассмотреть его.

6) Гласность, публичность, открытость судебных заседаний. Вопреки этому принципу, т.е. проводить закрытые заседания, суды могут лишь в двух случаях, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны или интимные отношения сторон.

7) Ведение судопроизводства на языке, понятном сторонам, или с обеспечением им переводчика за счет государства.

8) Возможность обжалования и пересмотра судебного решения (приговора) путем апелляции, когда вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и выносит свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона ниже стоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если в кассационном порядке решение нижестоящего суда отменено вышестоящим, то дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в новом составе судей. При ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации) вышестоящий суд может проверить решение нижестоящего даже не будучи связанным жалобой, в порядке надзора.

Ответственность государства за судебную ошибку. Государство обязано возместить юридическому или физическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением. В этом случае государство имеет право на регрессный иск - на возмещение виновником тех сумм, которые оно выплатило пострадавшему, но только тогда, когда вина судьи будет бесспорно доказана.

Конституции многих демократических государств закрепляют и некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса - гарантии правосудия, поскольку при расследовании в уголовном процессе судебное принуждение проявляется особенно жестко. К этим принципам можно отнести: право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста, например, в США об этом говорит правило Миранды; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; закон, отягчающий или устанавли-вающий ответственность, обратной силы не имеет.

41. Под избирательной системой обычно понимают порядок определения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность.

При этом в зависимости от способа подсчета голосов результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

Порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования определяет вид избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие кандидату, которые получили установленное большинство

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от которых избираются депутаты.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, выделя ют следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

Несомненными достоинствами мажоритарной системы называют простоту, возможность участия избирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсальна, так как дает возможность учитывать и партийные интересы (избирательные объединения и избирательные блоки могут выдвигать своих кандидатов по всем избирательным округам), и интересы избирателей, не входящих в общественные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организаций, предвыборных союзов, партий.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритарной системы при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой системы является то, что она способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и стимулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и как результат отсутствие прямой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в 1993 г. Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25, 50%). В этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Самой распространенной за рубежом является мажоритарная система относительного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Однако если кандидатов много, то голоса избирателей распределяются между ними, что ис- кажает истинную волю электората. При этом голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают, и, если кандидатов более 20, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% ГОЛОСОВ.

При данной системе в англосаксонских странах не устанавливается порог явки избирателей, считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

Недостатком данной системы является и то, что не учитывается мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата. Ведь зачастую бывает так, что в совокупности сумма голосов, поданных за других кандидатов, больше, чем сумма голосов, поданных за победившего кандидата. Например, за кандидата А проголосовало 40 тыс. избирателей, за кандидата Б — 30 тыс., за кандидата С — 20 тыс. Таким образом, хотя против кандидата А в сумме проголосовало 50 тыс. избирателей, он победит на выборах, набрав голосов больше относительно каждого из своих соперников.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от поданных действительных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи.

В отличие от мажоритарной системы относительного большинства система абсолютного большинства предполагает возможность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного большинства голосов, проводится второй. Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В некоторых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов Парламента, например, Франции это 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязательный процент явки составляет 50% (выборы президента), реже — 25% или иное количество голосов. Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства является то, что побеждает кандидат, поддер- жайный реальным (представительным) большинством избирателей.

Отрицательной чертой этой системы является то, что чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге приводит к нерезультативности выборов.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов. Такая система применяется в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, Президент Азербайджана в 1995—2002 гг. для избрания должен был получить две трети голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.074 с.)